СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тема урока: «Час мужества .Стихотворения о Великой Отечественной войне»

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

 Час Мужества  дает возможность прикоснуться детям  к лирике о Великой Отечественной войне. Анализируя стихотворения известных поэтов, дети находят, что общего и различного в стихотворениях о войне, написанных во время войны и послевоенный период, а также  могут понять, каково значение этой лирики для поколения, живущего сегодня.

Просмотр содержимого документа
«Тема урока: «Час мужества .Стихотворения о Великой Отечественной войне»»


Тема урока: «Час мужества .Стихотворения о Великой Отечественной войне»

Коровина В.Я. Литература. 7-й класс

Цели :помочь детям понять, что нельзя забыть о тех, кто «уже не придет никогда»; подчеркнуть важную роль литературы в годы войны; воспитывать в учащихся гордость, патриотизм, сострадание и любовь.

Планируемые результаты обучения:

Предметные: усвоят важную роль литературы в годы ВОвойны.

Метапредмтные:

Познавательные: ориентироваться в справочной литературе; отвечать на вопросы учителя; сравнивать и делать выводы; находить нужную информацию, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности информацию из учебника, из различных источников, ресурсов Интернет;

Регулятивные: овладевать способностями понимать учебные задачи урока, оценивать свои достижения на уроке;

Коммуникативные: владеть умениями произносить монолог, вести диалог, работать индивидуально и участвовать в работе группы; использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств и мыслей; формировать и отстаивать свое мнение; проявлять уважительное отношение к мнению другого человека

Личностные: анализировать и характеризовать эмоциональные состояния и чувства окружающих, строить свои взаимоотношения с их учетом.

Методические приемы: комментированное чтение текста, чтение наизусть стихотворений из учебника, из интервью.

Оборудование: экран, проектор, магнитофон, картины о Великой Отечественной войне. На протяжении всего урока с первого его момента демонстрируется презентация (см. в отдельном файле Презентация)

Эпиграф: слайд 3

Мы знаем, что ныне лежит на весах,
И что совершается ныне.
Час мужества пробил на наших часах,
И мужество нас не покинет.

А. Ахматова

Ход урока

 Здравствуйте, ребята! В рамках празднования Дня Победы, мы проводим урок литературы, форма которого получила название благодаря известному стихотворению Анны Андреевны Ахматовой. Давайте его послушаем! (слушаем стихотворение «Мужество» А. Ахматовой) аудиозапись

Мужество (1942) слайд 4

Мы знаем, что ныне лежит на весах

И что совершается ныне.

Час мужества пробил на наших часах,

И мужество нас не покинет.

Не страшно под пулями мертвыми лечь,

Не горько остаться без крова,-

И мы сохраним тебя, русская речь,

Великое русское слово.

Свободным и чистым тебя пронесем,

И внукам дадим, и от плена спасем

Навеки!



Час Мужества пробил на наших сердцах!

Итак, сегодня мы проводим Час Мужества (слайд 1), в рамках которого мы прикоснёмся к лирике о Великой Отечественной войне. Анализируя стихотворения известных поэтов, подумаем, что общего и различного в стихотворениях о войне, написанных во время войны и послевоенный период, а также попытаемся понять, каково значение этой лирики для поколения, живущего сегодня. Запишем тему урока в тетради.

«Час мужества . Стихотворения о Великой Отечественной войне».





Начать наш разговор мне бы хотелось с определения слова МУЖЕСТВО.

Слайд 5«Мужество – это…» давайте посмотрим, что у каждого из вас получилось?

- так или иначе, но каждый из вас, ребята, по-своему, дал определение понятию мужество.  Это действительно качество личности, способной в ответственный момент на подвиг ради других людей. И именно это качество было так необходимо во время войны.

Учащиеся зачитывают своё продолжение.

слайд 6 Мужество – это качество личности, способной в ответственный момент на подвиг ради других людей.




Анализ стихотворения Анны Ахматовой "Мужество"


Это стихотворение написано уже после начала войны. Анна Ахматова встретила войну в Ленинграде. Ее стихотворение "Мужество" - это призыв защитить свою Родину. Название стихотворения отражает призыв Автора к гражданам. Они должны быть мужественными в защите своего государства. Анна Ахматова пишет: "Мы знаем, что ныне лежит на весах".

-- А о каких весах говорит нам автор?

На кону судьба не только России, но и всего мира, ведь это Мировая война. На часах пробил час мужества - люди СССР бросили орудия труда и взяли оружие. Далее автор пишет об идеологии, которая действительно существовала: люди не боялись бросаться под пули, а уж без крова оставались почти все. Ведь нужно сохранить Россию - русскую речь, Великое русское слово. Анна Ахматова дает завет, что русское слово донесется чистым до внуков, что люди выйдут из плена, не забыв его. Все стихотворение звучит, как клятва. В этом помогает торжественный ритм стиха - амфибрахий, четырехстопный. Знаки препинания очень скромны: используются лишь запятые и точки. Только в конце появляется восклицательный знак. Тропы используются также редко. Ключевыми являются лишь точные Ахматовские эпитеты: "свободное и чистое русское слово". Это значит, что Россия должна остаться свободной.




Звучит «Священная война»

Чем дальше от начала и конца войны, тем больше осознаем мы величие народного подвига. И тем больше – страшную цену победы. Первое послевоенное сообщение об итогах войны было таким: семь миллионов погибших. Потом надолго войдет в оборот иная цифра: 20 миллионов. А вот совсем недавно официально уже названо 27 миллионов! А сколько искалеченных судеб, сколько изломанных жизней, сколько мук материнских, отцовских, вдовьих, детских. Страшна была плата за спасение Отечества. Тема войны интересовала поэтов и писателей с самого первого дня и по сегодняшний день.

Учитель. Только что прозвучала песня. Вы узнали ее? Как она называется? Кто ее автор?

Это песня Лебедева-Кумача “Священная война”. слайд 8

Первой песней, написанной в годы Великой Отечественной войны, была «Священная война». Эта патриотическая композиция стала настоящим гимном советского народа. Уже 24 июня 1941 года в газетах «Красная звезда» и «Известия» было опубликовано стихотворение Василия Ивановича Лебедева-Кумача «Священная война». Перед роковым сообщением о нападении Германии на СССР поэт просматривал кинохроники бомбардировок европейских городов, и, потрясенный увиденным, он написал стих. Прочитав в газете проникновенные строки, композитор Александр Васильевич Александров сочинил к ним музыку. слайд 9 И уже на пятый день войны перед отправляющимися на фронт солдатами, на площади Белорусского вокзала, состоялась премьера «Священной войны» в исполнении Ансамбля песни и пляски Красной Армии под руководством Александра Александрова. Отсюда, за считанные дни, зовущая к подвигам песня распространилась по всему Союзу.

Имя следующего поэта вам знакомо. Это Константин Михайлович Симонов(Слайд 10)

Когда разразилась Великая Отечественная, Константину Симонову было всего двадцать пять лет. Но эта была уже не первая его война, боевое крещение он получил на Халхин-Голе в 1939 году во время боев с японцами…, а за четыре невыносимо тяжких года войны с фашистской Германией, где только не побывал он, чего только не повидал, не пережил…

Фронтовой корреспондент Константин Симонов выбирался в июне сорок первого в Белоруссии из кровавой сумятицы окружений. Был в осажденной Одессе и в пылающем, превращенном в руины, Сталинграде, у югославских партизан и у английских летчиков. За Полярным кругом, с диверсионной группой моряков-разведчиков высаживался в тыл противника. Ходил в атаку с пехотинцами. Видел только что освобожденный лагерь смерти Майданек и был свидетелем капитуляции Германии!.. Реже рискуешь — меньше видишь, хуже пишешь»-- таково было его жизненное кредо.

Но громкое имя Симонову в начале войны создали его стихи. Самые гордые и горькие из них — о Родине.

«Сын артиллериста», «Майор привез мальчишку на лафете». « Ты помнишь, Алеша, дороги смоленщины»

Его стихи были необыкновенно популярны. Даже самое личное, интимное его стихотворение «Жди меня , и я вернусь…» стало всеобщим народным. Поэт так объяснял историю его создания одному из своих читателей: «Просто я уехал на фронт, а женщина, которую любил, была на Урале, в тылу. И я ей написал письмо в стихах. Потом это письмо было напечатано в газете и стало стих-ем…»

А еще Симонов говорил: « Из стихов наибольшую пользу, по-моему, принесли «Жди меня…». Они, наверное, не могли не быть написаны. Если бы не написал я, написал бы кто-то другой».

Среди многих записей стихотворения "Жди меня" эта запись выделяется особо: она сделана Симоновым в Берлинской радиостудии 7 мая 1945 года, за два дня до победы. Как писал позднее известный исследователь звучащей литературы Лев Алексеевич Шилов, "именно эта фонограмма при всем ее техническом несовершенстве как-то особенно действует на слушателя - той достоверностью чувств, которые слышны в этом немного усталом голосе". Сохранил старую пленку знаменитый ленинградский радиожурналист Лазарь Ефимович Маграчев, присутствовавший тогда в студии.

Звучит стихотворение “Жди меня” в исполнении автора. Слайд11

В год 20-летия победы участник Великой Отечественной войны, поэт Юрий Георгиевич Разумовский написал стихотворение о тяжком бое, о солдатском долге, о смысле жизни. И стихотворение это называется “Я обращаюсь к молодым”. (Слайд 12)

Чтение стихотворения. Под музыку песни “На безымянной высоте”.

Я обращаюсь к молодым.
Я помню этот тяжкий бой:
В ту ночь два раненых солдата
Бежали тайно из санбата
К себе домой - к передовой.
Всю ночь гремел железный гром,
А утром тех солдат убило,
И рота их похоронила
На высоте, в песке сыром.
А вы, в невинной простоте,
Поете в тишине негромко
О "безымянной высоте
У незнакомого поселка".
Я нюхал тех сражений дым,
Я видел слева смерть и справа,
И это все дает мне право - 
Я обращаюсь к молодым:
- Мальчишки, вам по двадцать лет,
И вы - ровесники Победы,
Но смысл ее - не в трубной меди,
Поверьте мне, не в этом. Нет!
петь можно и о высоте,
О том, как падает ракета,
Но надо быть - на высоте,
Когда понадобиться это..

Вопрос: О какой высоте говорит здесь автор?

- Высота духа, моральная высота, о которой нужно помнить нам всегда.

Учитель. Война закончилась, оставив на поле битвы миллионы погибших. Некоторые из них так и остались неизвестными. Но они живут в наших сердцах. Об этом не помнить нельзя.

Чувство неизъяснимой вины перед теми, кто погиб, чувство благодарности можно увидеть в стихотворении А. Твардовского “Я знаю, никакой моей вины”. Послушайте его. (Слайд 13)

Чтение стихотворения. Слово об авторе.

Александр Трифонович Твардовский - первый из поэтов, кто затронул тему ответственности живых перед павшими. Той высокой ответственности, без которой жизнь вообще теряет свой смысл, ибо каково человеку переносить все невзгоды бытия, если знать, что потомки никак не оценят сделанное им и его поколением, и не только предадут их забвению, но могут даже растоптать все их завоевания, как это, увы, не раз бывало за многовековую историю человечества... “Нет, погибающий должен хотя бы за мгновение до смерти увидеть, пусть мысленно, тех, “кто из рук наших знамя подхватил на бегу. А иначе даже мертвому - как?”.

До конца дней Александр Трифонович пронес чувство смущения своей судьбой и судьбой тех, кто вернулся живыми из страшной круговерти войны. Он писал:

Я знаю, никакой моей вины
В том, что другие не пришли с войны, 
В том, что они — кто старше, кто моложе — 
Остались там, и не о том же речь, 
Что я их мог, но не сумел сберечь, - 
Речь не о том, но все же, все же, все же...

Стремление сказать самое существенное и объективное о нашей жизни - едва ли не главное свойство поэтического творчества А.Твардовского. Судьбы народа, его пути к общему счастью, духовная красота и сила советских людей, их беспримерный трудовой подвиг, государство и личность, общественное назначение искусства и художника - вот круг вопросов, которые вдумчиво и глубоко охватывает эпос и лирика поэта. Поэзия Твардовского - образец самобытного творчества народного художника, для которого служение народу было смыслом всей жизни, единственным подлинным счастьем. В своем творчестве Твардовский правдиво и страстно запечатлел важнейшие, ключевые этапы жизни народа. Народность, доступность его поэзии достигаются богатыми и разнообразными средствами художественной выразительности. Поэзия А.Твардовского - это искусство в самом высоком смысле слова. Она еще ждет подлинного прочтения и понимания.

Учитель: Во многих стихотворениях и песнях тех лет звучит горечь утрат. Вспомним стих-е-песню Евгения Винокурова «Москвичи». Словно видим картину одиноких матерей, не дождавшихся своих сыновей.

Вопрос. А какое значение стихов о войне в наше мирное время?

Ответ. Стихи о войне – школа мужества.

Учитель. А как жили наши односельчане во времена Вов? (Выступление Дениса). 

Учитель. О нашем земляке, художнике Алекс.Мих. Сторостине расскажет Кирилл

Слово учителя. На фоне песни “День Победы”. (Слайд 15)

Дня победы все ждали с нетерпением. Спустя 4 года войны он наступил. Это был без сомнения самый радостный день, но и в этот день люди помнили о тех, кто остался на поле битвы, о всех бедах, горестях, которые принесла война.

Слово учителя. Наш урок закончился, но говорить о войне, о подвиге народа на войне, о поэтах мы еще будем не раз. Об этом нельзя молчать. Об этом не помнить нельзя.

Река времени всё и дальше и дальше уносит от нас события той страшной войны. Но память колючей льдинкой живет у нас под сердцем.

И когда наступает опять долгожданный май, когда каждая травинка и любая пташка поёт гимн всепобеждающей жизни, мы встречаем праздник Победы “со слезами на глазах” и приносим на могилы павших букеты цветов.

И так будет всегда, пока будут биться сердца тех, для кого слова “Родина” и “Память” священны.

 Итог урока. Рефлексия.

Домашнее задание 

Задача: проверить усвоение темы, оценить работу учащихся.

Получить ответ на проблемный вопрос: «Помнит ли мир спасённый?» - Помним ли мы и надо ли помнить?

Дать инструкцию по выполнению домашнего задания: сочинение-рассуждение «Нужны ли Часы Мужества на уроках литературы сегодня»?

5 мин.

- И помнит мир спасённый, мир вечный, мир живой – Эти строчки являются очень важными для понимания смысла нашего Часа Мужества (открываю запись этих строчек на доске).

- А вы, ребята, как думаете, помнит ли мир спасённый о тех, кто погиб, чтобы жили мы? 

- Да, ребята, мир спасённый, это мир, в котором мы с вами живём. С одной стороны – это мир, в котором весело играют дети, утром спешат на работу, а вечером с работы – взрослые, учёные совершают великие открытия и несут мирную службу пограничники, мир, где в космических кораблях устремляются к неопознанному космонавты…

Но есть и другой мир, тоже спасённый теми, кто не вернулся с войны, и сегодня представители этого мира, к огромному всеобщему стыду, устраивают акты вандализма у Вечного Огня, оскверняют церкви и памятники и живут по лжезаконам лжепатриотов, которые пропагандируют сегодня идеи фашизма. Сегодня это происходит ГДЕ? В братской нам стране Украине, и это страшно.

- Так что же, по вашему мнению, необходимо делать, чтобы «Мир спасённый» всё-таки помнил?

Нужно читать лирику о войне, так как значение её в воспитании патриотических чувств огромно.

Словесно поощряю ответы учащихся.

- А сейчас откройте дневники. Запишем домашнее задание. Написать сочинение-рассуждение

«Нужны ли Часы Мужества на уроках литературы сегодня»?

(слайд 14) Спасибо всем за работу на уроке!

3вучит «День Победы» 1975 г. Поют все.

Музыка Давида Тухманова
Слова Владимира Харитонова


День Победы, как он был от нас далёк,
Как в костре потухшем таял уголёк.
Были вёрсты, обгорелые, в пыли, —
Этот день мы приближали как могли.
Припев:
Этот День Победы
Порохом пропах,
Это праздник
С сединою на висках.
Это радость
Со слезами на глазах.
День Победы!
День Победы!
День Победы!

Дни и ночи у мартеновских печей

Не смыкала наша Родина очей.

Дни и ночи битву трудную вели,—

Этот день мы приближали, как могли.

Припев.

Здравствуй, мама, возвратились мы не все.,

Босиком бы пробежаться по росе!

Пол-Европы прошагали, полземли,

Этот день мы приближали, как могли.

Припев.

Спасибо за внимание!






















Скачать

© 2019, 1436 14

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!