СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тема урока: Балетная мозаика. Балет - сказка «Щелкунчик»

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока: закрепить представление учащихся о балете, как о жанре музыкально-литературного искусства, познакомить с особенностью передачи художественного образа через взаимосвязь искусств.

Просмотр содержимого документа
«Тема урока: Балетная мозаика. Балет - сказка «Щелкунчик»»

ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЛУГАНСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ «ЛУГАНСКОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №20 ИМЕНИ А.В. ДЕМЁХИНА»



Разработка урока

по музыке в 5 классе

Тема:

















учителя музыки I категории

Григорьевой Оксаны Григорьевны







Л уганск 2020

5 класс Урок №13 03.12 2020

Тема урока: Балетная мозаика. Балет - сказка «Щелкунчик»

Форма урока: урок-экскурсия-путешествие

Тип урока: комбинированный.

Формы взаимодействия: индивидуальные, групповые, коллективные.

Формы работы учащихся: индивидуальная, групповая.

Цель урока: закрепить представление учащихся о балете, как о жанре музыкально-литературного искусства, познакомить с особенностью передачи художественного образа через взаимосвязь искусств.

Образовательные:

  • Закрепить определение понятия «балет»;

  • познакомить учащихся с новыми музыкальными терминами: пантомима, вариация, па-де-де, солист балета, кордебалет, хореография, балетмейстер и др.;

  • расширять представление о средствах музыкальной выразительности;

  • учить детей внимательно слушать музыку, высказывать свои впечатления, своё отношение к ней через движения, жесты;

  • выявить качество и уровень овладения знаниями и умениями, полученными на предыдущих уроках по теме.

  • расширить знания о балете П. И. Чайковского «Щелкунчик», как крупным музыкально-сценическим жанром музыки, который не может существовать без литературного источника;

  • укрепить понимание взаимосвязи литературы и музыкального искусства.

Воспитательные:

  • воспитывать любовь к русской классической музыке;

  • создавать эмоционально – положительной, творческой атмосферы на уроке, способствующей более полной реализации творческого потенциала учащихся,

  • воспитывать в детях эстетическое видение мира;

  • закреплять правила поведения в музыкальном театре (при просмотре музыкальных видеофрагментов из балета «Щелкунчик»);

  • учить детей понимать жизненный смысл музыкального произведения.

Развивающие:

  • развивать память, произвольное внимание, творческое мышление и воображение;

  • развивать интонационно-образное мышление, эмоциональную память, пластическое интонирование учащихся;

  • умение более глубоко погружаться в музыку, описывая своё собственное состояние движениями, мимикой, говоря о своих эмоциях, переживаниях, вызванных музыкой;

  • развивать в детях воображение, внимание и организованность, способность творить и мыслить, самостоятельность в действиях, умение формулировать выводы, познавательный интерес;

  • умение объяснять особенности, анализировать, сопоставлять, сравнивать и т.д.

  • развивать вокально-хоровые навыки;

Методы:

  • повторение пройденного методом устного опроса;

  • рассказ учителя с использованием средств визуальной и слуховой наглядности (рассматривание слайдов, слушание музыки, просмотр видеофрагментов);

  • анализ музыкальных фрагментов, формулирование выводов в ходе беседы;

  • метод синквейна;

  • закрепление пройденного материала.

Оборудование: компьютер, звукоусиливающая аппаратура (колонки), презентация.

Музыкальные материалы: видеофрагменты из балета «Щелкунчик»: «Вальс цветов», «Танец Феи Драже», «Вальс снежных хлопьев»; музыкальные фрагменты из балета П.И. Чайковского «Щелкунчик»: «Вальс цветов», «Танец Феи Драже», «Вальс снежных хлопьев», текст песни ансамбля Кукутики «Новый год».

План урока:

1. Организационный момент. 2. Рассказ учителя. 3. Рефлексия. 4. Слушание музыки. 5. Синквейн 6. Итог урока. 7. Домашнее задание. 8. Исполнение песни.

Конспект урока

1.Организационный момент. Звучит «Марш» Чайковского из балета «Щелкунчик»

Слайд 1 - 2

Музыкальное приветствие. Слайд 3

Озарим улыбкой класс,

Мы легко споём сейчас:

До-си-ля-соль-фа-ля-до –

Дружим с музыкой давно,

Дру-жи-м с музыкой давно!

Учитель: Сегодня мы совершим ещё одно путешествие в музыкальный театр. Слайд 4. Нac oжидaeт второе увлeкaтeльнoe путeшecтвиe в мир музыкaльнoгo тeaтрa. Перед путешествием в музыкальный театр, нужно вспомнить, как ведут себя в театре зрители? (ответы детей), следить за тем, что происходит в музыке, на сцене, охватывать всё, ничего не упускать из виду! Музыка наградит вас за это тем, что подарит новое чувство, новое настроение возможно, такое, какого ты не испытывал до этого никогда в жизни!

Театр уж полон; ложи блещут; Слайд 5

Партер и кресла — все кипит;

В райке нетерпеливо плещут,

И, взвившись, занавес шумит.

Блистательна, полувоздушна,

Смычку волшебному послушна,

Толпою нимф окружена,

Стоит Истомина; она,

Одной ногой касаясь, пола,

Другою медленно кружит,

И вдруг прыжок, и вдруг летит,

Летит, как пух от уст Эола;

То стан совьет, то разовьет

И быстрой ножкой ножку бьет. (А. Пушкин «Евгений Онегин»)

Это уже не первое путешествие. Кто мне подскажет, с каким балетом мы с вами встречались в музыкальном театре?

Ученики: В музыкальном театре мы познакомились с балетом «Щелкунчик».

Учитель: Вспомните, какие фрагменты мы смотрели на прошлом уроке?

Ученики: «Битва с мышами», «Вальс снежных хлопьев».

Учитель: Какой литературный жанр стал основой сюжета для этого балетного спектакля?

Ученики: Сказка Эрнста Теодора Амадея Гофмана «Щелкунчик и мышиный король».

2. Беседа по теме урока.

Учитель: Все знают балет-сказку о смелом Щелкунчике, победившем семиглавого мышиного царя, знают и любят прекрасную музыку Чайковского. Вернёмся к теме нашей встречи.

Все герои спектакля на сцене танцуют Слайд 6

Не поют, не играют и не рисуют...

Прекраснее спектакля в театрах нет,

А называется он просто - ........................(Балет!)

Ученики: Балет

Учитель: А теперь, для начала, давайте вспомним сюжеты некоторых сказок, на которые написаны балеты или какие мы знаем балеты?

Ученики: «Спящая красавица», «Золушка» - Ш. Перро, «Лебединое озеро», «Ромео и Джульетта», «Петрушка» ….. Слайд 7

Учитель: Как музыка балетов передает характер героев балетного спектакля?

Ученики: Через танец, пластику, движения и жесты, пантомиму, которые связаны с содержанием музыки.

Учитель: Танец служит средством выражения чувств героев. Раньше большинство балетмейстеров считали, что, поскольку балет - искусство танца, то музыка играет здесь второстепенное значение. Но…… Чайковский стал в этом случае новатором. Музыка его гениальных балетов «Лебединое озеро», «Спящая красавица» и «Щелкунчик» - настолько красива и выразительна, что прекрасно существует сама по себе, вне театральной сцены, исполняется в концертных залах, по радио, телевидению. До Чайковского музыку к балетам было принято сочинять как череду идущих друг за другом танцев. Чайковский не отказывается от «Характерных танцев», пантомимы. Однако они обретают у композитора новое наполнение, подчиняются раскрытию основного содержания, характеристик главных действующих лиц, окружающей их среды. Наиболее полно передающие переживания героев. Это было великое достижение в истории балета! Слайд №6 (портрет П. И. Чайковского)

Учитель: Я бы хотела услышать от вас, что же такое балет? Ответьте на вопросы.

3. Рефлексия: Слайд 9

1.Музыкальный спектакль, где все действующие лица танцуют – называется… (балет) Слайд 10

2. Французское слово «ballo» означает……… (танцую) Слайд 11

3. Маленькая книжечка по итальянски - …….(либретто) Слайд 12

4. Великий русский композитор, написавший три балета.....(П. И. Чайковский) Слайд 13

5. Пение без слов – называется……. (вокализ) Слайд 14

6. Балет «Щелкунчик» написал....... (П. И. Чайковский) Слайд 15

7. Сказку «Щелкунчик и мышиный король» написал..... (Эрнст Теодор Амадей Гофман) Слайд 16

Учитель: Еcли вы пoмнитe, тo вce урoки в этoм пoлугoдии oбъeдинeны oдной темой: «Чтo cтaлo бы c музыкoй, ecли бы нe былo литeрaтуры». Давайте вспомним, какие литературные жанры могут стать основой сюжета для балетного спектакля?

Ученики: Сказки, легенды, пьесы, драма и т.д.

Учитель: A ктo eщё принимaeт учacтиe в coздaнии бaлeтa?

Учeники: Cимфoничecкий oркecтр, дирижёр, бaлeтмeйcтeры, aртиcты бaлeтa. A тaкжe худoжники, coздaющиe дeкoрaции и кocтюмы.

Учитель: Сегодня мы познакомимся новыми музыкальными терминами, которые относятся к балету, и пополним свои знания о жанре «балет».

Музыкальные термины: Слайд 17

Увертюра - в переводе с франц., латин. сл, означает «начало, открытие». Слайд 18

Балетная пачка – платья танцовщиц. Слайд 19

Пуанты – специальная обувь в балете с уплотнением на кончиках пальцев. Слайд 20

Хореография - искусство танца, запись танца. Чтобы не заблудиться в большом спектакле, надо знать, что любой большой спектакль состоит из маленьких номеров и танцев, номера соединяются в сцены (сцена в лесу, сцена в доме и т.д.), а сцены объединяются в действия-акты. Слайд 21

Балетмейстер – автор, создатель хореографического «текста» балета. Балетмейстер расставляет артистов на сцене не «как попало», а красиво, чтобы зритель лучше уловил основную идею произведения. Слайд 22

Балерина - девушки-танцовщицы. Слайд 23

Кавалер – мужчины-танцоры. Слайд 24

Пантомима - искусство, которое воспроизводит окружающую жизнь с помощью жестов, телодвижений, выразительной мимики. Гениальные танцовщики мастерски владеют пантомимой, соединив её с техникой высоких прыжков и пируэтов (стремительных вращений). Слайд 25

Вариации – сольный номер в балете; Слайд 26

Па-де-де – дуэт; Слайд 27

Па-де-труа – трио; Слайд 28

Кордебалет – танцуют все артисты балета. Слайд 29

Вы видите, сколько всего интересного вы сегодня узнали и обогатили свои знания

Учитель: Вы видите, сколько всего интересного вы сегодня узнали и обогатили свои знания и пополнили свой словарный запас. А теперь вспомним, с какими фрагментами из этого балета вы уже знакомы?

Ученики: С «Маршем», «Битвой с мышами», «Вальсом снежных хлопьев». Сегодня мы прослушаем еще несколько фрагментов из балета «Щелкунчик», с которыми вы, наверное, уже знакомы, слышали или даже видели. «Танец феи Драже» и «Вальс цветов»

«Вот лоджии, партер, бельэтаж и балкон Слайд 30

И сцена, и занавес – это не сон

Сцена открылась, оркестр заиграл!

И каждый ребёнок зрителем стал».

4. Слушание и обсуждение

Звучит фрагмент «Вальс снежных хлопьев», ученики должны угадать мелодию танца и назвать его. Слайд 31-32

Учитель: Молодцы, правильно угадали и переходим к следующему замечательному танцу балета, известному на весь мир, это «Вальс цветов». Он является заключительным в балете. Давайте послушаем его и сравним с предыдущим вальсом. Слайд 33-34

Обсуждение музыкального материала:

Учитель: Что общего между прослушанными фрагментами? (жанр вальс)

Ученики: Это были два вальса.

Учитель: А что же это такое вальс? (ответы учеников)

С помощью словаря эстетических эмоций нужно определить характер и настроение «Вальса цветов» (на доске)

Сравним с «Вальсом снежных хлопьев».

- Что их отличает друг от друга?

- Что их роднит?

Учитель: Какая музыка звучит в «Вальсе цветов»?

Ученики: ликующая, радостная, светлая, жизнерадостная. Зло побеждено, добро победило!

Учитель: Молодцы! Ну, а сейчас самое время проверить себя и соотнести свои фантазии с тем, что вы увидите на сцене.

Просмотр видеофрагмента «Вальс цветов» в исполнении артистов балета Большого театра. Слайд 35

Учитель: Что необычного вы слышали в средней части «Вальса снежных хлопьев»?

Ученик: Там пел хор.

Учитель: Начало «Вальса снежных хлопьев» звучал немного тревожно, настороженно. Для того чтобы рассеять сумрак тревожной ночи, композитор вводит в партитуру чудесное светлое пение детских голосов, которые звучат за сценой. А как называется такое пение без слов?

Ученики: Вокализ (дают определение вокализа)

Учитель: Давайте попробуем спеть небольшой фрагмент вокализа из «Вальса снежных хлопьев» (исполнение вокализа). Слайд 36

Учитель: Послушаем еще один прекрасный танец «Танец Феи Драже» - королевы сладостей. Слайд 37-38

Во втором акте, после того как были побеждены злые силы и неуклюжий Щелкунчик предстал перед Мари в образе прекрасного принца, наши герои отправляются в сказочное царство сладостей, в город Конфитюренбург. Там уже идут приготовления к пышному празднику. Встречать и приветствовать дорогих гостей выходит сама повелительница царства Фея Драже и её свита. На авансцену выходит сама Фея Драже и начинает свой изящный танец в сопровождении удивительного инструмента челесты, звучание которого напоминает волшебный хрустальный перезвон. Это челеста, или, по-русски, «небесная»; у неё такие же, как у пианино, клавиши, но внутри вместо струн металлические пластинки (иногда они бывают стеклянными); молоточки ударяют по пластинкам, и они звенят прозрачно и тоненько. Слайд 39.

Танец Феи Драже – это светлая и нежная по своему характеру миниатюрная композиция, написанная композитором в трёхчастной форме. «Танец Феи Драже» - это не просто очаровательная грациозная мелодия, в которой Чайковский хотел продемонстрировать невиданный до той поры инструмент. Композитор в её холодноватом звучании создал чувственный образ, в котором ощущается нежное волнение и загадочная сдержанность. Эта лирическая композиция всеми очень любима, так как её звуки, напоминающие колокольчики, ассоциируются с самым волшебным праздником – Рождеством.

Тайна П. И. Чайковского. В декабре 1892 года в Санкт-Петербурге с нетерпением ждали премьеры «Щелкунчика». По городу ползли слухи, что для зрителей на спектакле приготовлен какой-то особенный подарок. Вскоре стало известно, в балете будет танцевать знаменитая итальянская балерина Антониетта Дель-Эра. Однако сюрприз, по задумке композитора, заключался не в этом. Когда европейская прима вышла на сцену, её танец сопровождался необычайно волшебными звуками неизвестного инструмента, который, как стало позднее известно, назывался челестой. Так и перестала быть тайной тайна феи Драже. А в жизни симфонического оркестра произошло большое, радостное событие — появился новый музыкальный инструмент. Это случается далеко не каждый год и даже не каждое десятилетие. Челеста – инструмент, патент на изобретение которого получил французский мастер Огюст Мюстель в шестидесятых годах XIX века. Этот клавишный металлофон, по внешнему виду напоминает пианино. Источником его звука являются металлические пластинки с резонаторами. Слайд 40

Летом 1892 года, во время своей концертной поездки Пётр Ильич, впервые услышавший челесту, был так заворожён её звучанием, что незамедлительно написал письмо издателю Петру Юргенсону с просьбой купить этот чудесный инструмент, который стоил 1200 франков. Помимо этого, композитор умолял держать всё в секрете, так как побаивался, что Глазунов и Римский-Корсаков раньше него могут воспользоваться эффектными звуками этого нового инструмента.

5. Творческая работа: Слайд 41

Синквейн на слово «Балет» (примеры) Слайд 42

1)Балет
2)Нежный, красивый.
3)Танцуют, прыгают, крутятся
4)Я беру билет на балет.
5)Танец

1)Балет 2)Прекрасный, манящий 3)Притягивает, вдохновляет, окрыляет 4)Душой исполненный полёт 5)Волшебство

1)Балет. 2)Изящные, грациозные, пластичные, воздушные (артисты). 3)Танцуют, исполняют, изображают, представляют, двигаются под красивую музыку. 4)Балет является видом театрального искусства. 5)Воспитывает любовь к прекрасному.

Заполните таблицу Слайд 43

Вид деятельности

БАЛЕТ

ОПЕРА

Пение

нет

есть

Музыка

Симфонический оркестр

Симфонический оркестр

хореография

есть

Второстепенная роль

Литературная основа спектакля

либретто

либретто

6. Итог урока:

Учитель: Что ярче всего запомнилось вам из прослушанного сегодня? (ответы учеников)

Учитель: Близок ли тебе мир детства, отраженный в балете, и чем? (созвучен тебе первым познанием жизни, её радостей и печалей, вечным ожиданием счастья и света). Ещё хочется играть в куклы и солдатики, но уже волнуют надежды приближающейся юность…. Жанр балета неразрывно связан с литературой.

Действительно, в сказочных образах Чайковский воплотил глубоко гуманную мечту о добре, любви и счастье, никогда не угасающую в нём, как бы ни была мрачна и жестока окружающая его действительность.

Ну, а почему композитор воплотил жизненный смысл его именно в эту, а не в какую-нибудь другую художественную форму, то можно сказать, что Балетная музыка Чайковского стала выразителем ярких чувств и глубоких характеров. Танец гибко рисует содержание музыки.

Балет всегда создаёт обобщённый возвышенный образ Прекрасного Человека. И если этот урок вам понравился, вы взяли для себя хоть частичку той любви, которую питал к балету П.И. Чайковский, то будьте уверены, что вы уже нашли одну из дорог в интересную музыкальную страну «Балет», и на этом пути многое сможете увидеть и понять. Ты будешь видеть мир таким, каков он есть, и таким, каков он должен быть. Но совершенствовать окружающее, делать явью несуществующее пока прекрасное – удел не только художников, музыкантов, актёров. Это призвание каждого творческого человека!



7. Домашнее задание Слайд 45

Нарисуйте эскиз театральной занавесы или декораций, пусть каждый проявит свою фантазию, выдумку.

8. Исполнение песни Слайд 46

Мы с вами выучили песню про «Новый год» ансамбля «Кукутики» и с удовольствием её исполним. Слайд 47

Слова благодарности за работу на уроке. Прощание с классом. Слайд 48



Используемые источники информации: Слайд 49

Электронный учебник: 5 класс «Музыка» Е.Д. Критской, Г.П. Сергеевой, 4-е издание – М: Просвещение, 2015 г. https://docs.google.com/file/d/0B9Yf2TC0d4gJaGhpel9OQnF2VjA/edit

Методическое пособие «Музыка 5 - 8 классы»,

Фонохрестоматия «Музыка 5 класс» Е.Д. Критская, Г.П. Сергеева, Т. С. Шмагина



9



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!