СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тема: Ценные бумаги

Нажмите, чтобы узнать подробности

Основные понятия. Виды ценных бумаг. Юридическая и экономическая природа акций. Характеристики акций. Облигация, как альтернатива банковскому вкладу. Положительные стороны размещения средств в облигациях.

Просмотр содержимого документа
«Тема: Ценные бумаги»

Тема занятия: Ценные бумаги


Основные понятия. Виды ценных бумаг. Юридическая и экономическая природа акций. Характеристики акций. Облигация, как альтернатива банковскому вкладу. Положительные стороны размещения средств в облигациях.



Цель:

Предполагается, что к концу занятий учащиеся будут:

- иметь представление о:

«фондовом рынке», «долговых бумагах», «долевых бумагах», «акциях», «облигациях»;

- уметь определять приоритеты и риски в приобретении ценных бумаг;


Задача личностного развития:

содействовать формированию финансовой грамотности учащихся, индивидуальной и коллективной культуры учебной деятельности (умению слушать, умению работать в группах, анализировать).



  1. Организационно-мотивационный этап

Цель этапа: создание психологической готовности учащихся к занятию, организация внимания учащихся

Задача этапа: организовать и подготовить учащихся к работе, создать ситуацию успеха.

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Примечания

Организует внимание, доброжелательное настроение учащихся, вспоминает правила поведения на уроке (постановка ключевых вопросов

  1. Как вы понимаете выражение “ценные бумаги”?

  2. Насколько важно современному человеку владеть информацией о приорететах личных вложений в ценные бумаги?)

Настраиваются на плодотворную работу

На доске – определяется позиция для планируемых результатов

  1. Выяснить историю возхникновения ценных бумаг

  2. Определить виды ценных бумаг

  3. Определить преимущества и риски опроеделённого типа ценных бумаг


  1. Этап постановки темы занятия и целеполагания

Цель этапа:подготовка учащихся к осознанному освоению материала


Задача этапа: поставить совместно цель и стимулировать к осознанному освоению материала

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Примечания

Ставит проблемные вопросы. С помощью учащихся определяет тему и цель (для учащихся)

Фиксируют заранее подготовленные тексты проблемных вопросов на доске

Записывают в тетрадь предполагаемый результат

Можно просто записать на доске вопросы ли вывести на слайд презентации (а потом вернуться в конце занятия)




Вступительное слово учителя: Покупка ценных бумаг – это еще один способ сохранить и увеличить свои сбережения, так же как, например, банковский вклад. Под общим названием ценные бумаги подразумевают обычно акции и облигации, хотя есть и более сложные инструменты для профессионалов. Конечно, инвестирование в ценные бумаги – это целая наука. И как любая профессия или знание, требует обучения. Научившись инвестировать, Вы сможете  не только сохранить, но и приумножить Ваш капитал.  



  1. Этап усвоения новых знаний

Цель этапа:анализ предоставленной информации, развитие умений делать выводы

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Примечания

  1. Знакомит с краткой историей возникновения ценных бумаг.

 

Анализируют, воспроизводят своими словами

Можно использовать презентацию, выполненную учащимися

  1. Знакомит с основными понятиями по теме

Выбирают в предоставленном тексте (5 мин) необходимую информацию. Дают определение понятиям “Фондовый рынок”

“долговые бумаги” и “долевые бумаги”

Учащиеся 5 мин изучают предоставлнный текст выбора ответов на поставленные вопросы

  1. Направляет учащихся для изучения информации об акциях и облигациях, размещенных на сайте http://fingramota.by/

Формулируют своими словами понятия «акция», «облигация»

Предполагается что учащиеся работают в кабинете, оснащенном достаточным количеством компьютеров


  1. Рассказ учителя.

Первые ценные бумаги в виде долговых расписок появились еще в древние времена параллельно с письменностью и деньгами. В средние века (13-14 века) появились переводные векселя, способствующие развитию мировой торговли.

Первая биржа была создана в Антверпене в 1531 г. На ней совершались сделки, как с товарами, так и с ценными бумагами. Массовые фондовые операции начались в 17 веке и были в значительной степени связаны с деятельностью английской Ост-Индийской и голландской Объединенной Ост-Индийской компаний, созданных в начале 17 века. Первая фондовая биржа была создана в 1611г. в Амстердаме.

 Первоначально на биржах обращались государственные облигации. Затем были созданы акционерные общества, и стали обращаться акции. Со временем значение и роль ценных бумаг и рынка ценных бумаг только возрастала. Появлялись и появляются все новые и новые виды ценных бумаг.

Первоначально на биржах обращались государственные облигации. Затем были созданы акционерные общества, и стали обращаться акции. Со временем значение и роль ценных бумаг и рынка ценных бумаг только возрастала. Появлялись и появляются все новые и новые виды ценных бумаг.

В России рынок ценных бумаг был введен указами Петра Первого. Однако ввиду отсутствия развитого частного сектора, в т.ч. банковского, РЦБ долго не развивался.

Коммерческие банки - основные участники рынка ценных бумаг - были созданы в России в эпоху Великих реформ императора Александра II. В 1860 г. был создан Государственный банк России на основе государственного коммерческого банка, и сразу начался интенсивный процесс создания коммерческих и общественных банков, а следом - и акционерных обществ и фондовых бирж.

За несколько лет после 1860 г. возникло 357 (до этого было 78 с капиталом в 72 млн. руб.) акционерных компаний с капиталом 1116 млн. руб. Основной капитал был сосредоточен на железнодорожном транспорте (более 60%) и, в меньшей степени, в промышленности (14%).

Новый толчок в своем развитии РЦБ получил во время правления Сергея Витте и Петра Столыпина. В России активно поступали иностранные инвестиции. К началу 1900 года они составили около 1/3 акционерного капитала. В 1913 г. Россия занимала пятое место в мире по объему биржевого оборота после Англии, США, Франции и Германии. Население активно покупало ценные бумаги. Почти в каждом крупном российском городе была фондовая биржа.

После революции 1917 г. биржи, как и частные банки, были экспроприированы и закрыты.

Возрождение рынка ценных бумаг началось с переходом к рыночной экономике в начале 1990-х годов.


  1. Текст, предоставляемый учащимся.

Фондовый рынок — это место, где продаются и покупаются ценные бумаги. Действующие лица — бизнес и инвесторы. И тот и другие могут выступать как в роли продавцов, так и в роли покупателей. Бизнес-продавец предлагает свои ценные бумаги инвесторам. Инвесторы-покупатели торгуются за самые прибыльные и наименее рискованные бумаги. Бизнес-покупатель приобретает ценные бумаги других компаний. Инвестор-продавец реализует свои ценные бумаги на максимально выгодных для себя условиях.

Бизнесу фондовый рынок нужен, чтобы привлекать деньги для развития. Инвесторы стремятся на него, чтобы защитить свои денежные средства от инфляции (чего не позволяет сделать депозит), а если удастся, то и приумножить свой капитал. Все, что влияет на прибыль компаний, тут же отражается на состоянии фондового рынка. Поэтому и говорят: он вырос или он упал. Фондовый рынок работает как и любой другой — например, продуктовый или автомобильный. Только товар на нем специфический — ценные бумаги. Они становятся интересны тогда, когда мы уже поняли, что депозит не сохраняет покупательную способность наших денег. И это заставляет нас попытаться разобраться, как можно сберечь свои деньги, а в идеале — приумножить.

Ценные бумаги имеют более чем столетнюю историю. Когда-то это были действительно бумаги с виньетками, узорными рамками и картинками. Сегодня это «бумага без бумаги». Электронная форма заменила бумажную и сделала обращение ценных бумаг безбумажным. Но, как и сто лет назад, ценные бумаги подразделяются на две основные категории: долговые и долевые. ДОЛГОВЫЕ БУМАГИ Долговые бумаги напоминают депозит: я даю в долг деньги с тем, чтобы по истечении определенного срока получить их обратно с определенным доходом. ДОЛЕВЫЕ БУМАГИ Долевые бумаги дают мне право на «кусочек» (долю) компании, а значит, и на часть (долю) прибыли этой компании. Срок таких бумаг не определен, он длится до тех пор, пока я ими владею. Доход может быть очень высоким, а может — и неприятно низким, то есть тоже не определен заранее.

К долговым бумагам относятся векселя и облигации. Долевые бумаги называются акциями. И те и другие торгуются на фондовом рынке. Бизнесу они необходимы для привлечения капитала. Инвестору — для получения дохода.


  1. Физкультминутка (5 –минутный матч по финансовому футболу)

  2. Этап закрепления нового материала

Цель этапа:развитие умений решать, определять участников правильными терминами

Задача этапа: способствовать формированию умений делать выводы на основании имеющихся знаний


Деятельность учителя

Деятельность учеников

Примечания

Закрепление материала, с помощью решения задач

Решают задачи

Пособие “Финансовая грамота” А. Горячев., В Чумаченко


Ситуация:

Увлекающийся рыбной ловлей Федор захотел купить лодку. Он попросил в долг 1000 рублей у друга Степана, такого же заядлого рыбака. Степан, конечно, согласился, но попросил расписку в том, что Федор обязуется вернуть долг в течение одного месяца. Федор купил лодку, позвал Степана на рыбалку, а через месяц не только вернул долг, но и осчастливил друга двумя шикарными щуками.

Если бы Федор и Степан занимались не рыбалкой, а финансами, то их отношения были бы примерно такими же. Только назывались бы они по-другому.

Федор — эмитент. Он выпускает (эмитирует) вексель.

Степан — кредитор. Он дает деньги в долг — покупает вексель.

1000 рублей — это номинал векселя.

Две щуки — это доход кредитора.


Задача:

Вы купили облигацию номиналом 100 руб. по цене 98 руб. Купонная ставка 18%. Срок — 3 года. Выплаты — один раз в 6 месяцев. Какой доход вы получите за 3 года?



  1. Контрольно-оценочный этап

Цель этапа: осознание учащимися результативности своей деятельности на занятии.


Задача этапа: содействовать развитию способности к рефлексии своей деятельности, формулировке выводов.

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Примечания

Просит вернуться к проблемным вопросам (зафиксированы на доске)

Отвечают на вопросы

Зафиксированы на доске

Объясняет правила выполнения выходного теста

Выполняют выходной тест

Приложение 1 (можно выполнить на компьютере)

Просит провести взаимопроверку

Проводят взаимопроверку

Паравильные ответы выведены на интерактивную доску

Просит проанализировать выполнение теста



Определяет объем и содержание д/з

Воспринимают содержание д/з

Домашнее задание :

Проанализировать преимущества покупки и риска акций и облигаций. Сформулировать основные правила сохранения и приумножения средств с помощью ценных бумаг


Приложение 1


  1. Фондовый рынок это…

  1. Место, где выпускаются ценные бумаги

  2. Место, где продаются и покупаются ценные бумаги

  3. Обычный рынок, где можно приобрести все необходимое для жизни


  1. Долговые бумаги это…(приведите все правильные варианты ответа)

  1. ...бумаги, подтверждающие Ваш долг частному лицу

  2. ...бумаги, подтверждающие долг частного лица Вам

  3. ...бумаги, подтверждающие долг перед Вами какой-либо организации или банка

  4. … векселя и облигации.


  1. Долевые бумаги …

  1. …дают право только на долю компании

  2. ..дают право только на долю прибыли

  3. ... дают право на долю компании и на долю прибыли


  1. Что такое акция? Дать развернутый ответ


  1. Что такое облигация? Дать развернутый ответ







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!