СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тема: «Шедевры классицизма в архитектуре России»

Категория: МХК

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: познакомить учащихся с выдающимися архитектурными сооружениями российского классицизма, с главными чертами русской архитектуры начала XVIII века, с твореньями русских и зарубежных мастеров и их вкладом в развитие русской классической архитектуры в начале XVIII века, показать их красоту и неповторимость.

Просмотр содержимого документа
«Тема: «Шедевры классицизма в архитектуре России»»

Сценарий урока МХК в 11 классе

учителя МХК МБОУ «Школа № 16»

Колосковой Елены Васильевны

Тема: «Шедевры классицизма в архитектуре России»

Цель: познакомить учащихся с выдающимися архитектурными сооружениями российского классицизма, с главными чертами русской архитектуры начала XVIII века, с твореньями русских и зарубежных мастеров и их вкладом в развитие русской классической архитектуры в начале XVIII века, показать их красоту и неповторимость.

Задачи:

  1. Воспитание устойчивого интереса к различным направлениям русского искусства.

  2. Изучение творчества знаменитых российских архитекторов, особенностей классицизма в архитектуре Москвы и Санкт Петербурга

  3. Развитие культуры речи и общения, навыков самостоятельной работы с текстом, исследования необходимых материалов в сети Интернет для создания учебных презентаций.

Тип урока: Комбинированный.

Вид урока: урок - панорама

Методы: метод наглядности, метод эмоционального погружения, метод творческого сотрудничества, проблемно-поисковый метод, исследовательский метод, метод рефлексивного анализа.


Оборудование: ПК, медиа проектор, учебное электронное пособие «Шедевры архитектуры», учебная презентация по теме урока, распечатанные фрагменты из энциклопедии «Искусство» и «Архитектура».













Содержательная часть урока

Этапы урока

Время

Приемы, методы

Что делают ученики

Что делает учитель

1.Организационный момент Введение темы урока.


1 мин.

Фронтальный опрос.


Приветствуют учителя.

Отвечают на поставленные вопросы, выражают свои мысли.

Проверяет готовность класса. Приветствует учащихся.

Задает вопросы.

2. Актуализация ранее полученных знаний



10 мин.

Фронтальный опрос.

Постановка учебной проблемы.


Отвечают на поставленные вопросы, выражают свои мысли.


Задает вопросы.

Сталкивает две противоположные точки зрения. Выводит на дискуссию учащихся.

3. Повторение ранее пройденного учебного материала.

5 мин.

Дифференцированное обучение.

Групповая форма работы.

Работа в малых группах. Выполнение индивидуальных заданий.

Проверяет прочность, глубину осознанность знаний.

4. Изучение нового материала.


20 мин.

Метод наглядности. Метод эмоционального погружения.

Метод творческого сотрудничества.

Просматривают презентацию. Учащиеся делают сообщения о ПМК Петербурга.

Делают записи в тетрадях.

Работают с книгой.

Ведет показ презентации.

Комментирует выступления учащихся.

5.Закрепление изученного материала

5 мин.

Проблемно-поисковый метод.

Выражают свои мысли по двум противоположным мнениям о русском классицизме.

Выслушивает мнения учеников, обобщает услышанное.

6. Подведение итогов. Рефлексия.

4 мин.

Метод рефлексивного анализа

Высказывают свое мнение.

Выставляет, аргументировано оценки.


45 мин.






Ход урока

  1. Организационный момент

Учитель. Этот вид искусства называют «застывшей музыкой», « каменной летописью мира», великая русская императрица Екатерина II говорила, что это «…какая-то чертовщина, пожирающая уйму денег…это прямо болезнь…»

О чем же сегодня пойдет речь? (об архитектуре)

Слайд 1 (Тема)

2.Актуализация ранее полученных знаний.

Действительно, мы обратимся с вами к русской архитектуре второй половины 18- начала 19 веков, когда на смену пышному и богатому барокко пришел классицизм.)

    • Почему А.С.Пушкин писал, что «перед новою столицей померкла старая Москва»?

    • Кто из русских и иностранных зодчих создавал « строгий, стройный вид» Петербурга?

    • Какой вклад внесли В.И.Баженов и М.Ф.Казаков в создании архитектурного облика Москвы?

На эти и другие вопросы мы с вами будем искать ответы в процессе нашего урока.

Слайд 2(Классицизм)

Вспомним основные черты стиля классицизм в архитектуре. Для этого из текстов, расположенных у вас на столах, выбираем главную информацию и составляем по ней 3 интересных вопроса. (Самостоятельная работа в тетради, ответы в скобках)

У каждого ряда свой текст и вопросы должны получиться разные.

Примеры возможных вопросов.

1 группа

  • Временные рамки классицизма? (17- начало 19 веков)

  • Поясните название художественного стиля (перевод слова, античные истоки)

  • Что является основой архитектурного языка классицизма? (Античная ордерная система)

  1. группа

Слайд 3 (схема ордеров)

  • Дайте определение ордера

  • Назовите вертикальные и горизонтальные части ордера (Колонна и антаблемент)

  • Основные ордеры Древней Греции (Дорический, ионический, коринфский)

  1. группа

  • Приведите примеры западноевропейских архитектурных сооружений в стиле классицизм.

  • Назовите выдающихся зарубежных архитекторов, представителей классицизма..

Слайд 4 (Стихотворение)

4.Изучение нового материала.

Учитель. Итак, мы вспомнили истоки и особенности стиля, а теперь нам предстоит побывать на небольшой заочной экскурсии по Северной столице России – городу Санкт Петербургу. Помогут нам в этом ребята, которые выступят сегодня в роли гидов. А мы с вами, как настоящие туристы, будем вести «Путевые заметки», в которых кратко отразим заинтересовавшие вас факты о ярких личностях и их шедеврах. В добрый путь!

Во время «экскурсии» группы выполняют свои задания - выписать в творческую тетрадь:

  1. Название и автора шедевра

  2. Цель строительства

  3. Интересные факты и цифры

Рассказы «гидов» сопровождаются показом презентации



слайда

Архитектурное сооружение

Архитектор

Примечания

5

Таврический дворец

!783-1789

Иван Егорович Старов

Городская резиденция князя Г.А.Потемкина

6

Адмиралтейство

(общий вид)

Андреян Дмитриевич Захаров

Длина фасада – 406 м, высота 16м

7-8

Казанский собор

Андрей Никифорович Воронихин

Павел I и его пожелания

9

Здания Министерств и Главного штаба

Карл Иванович Росси

Александр I

Имперский город

Ампир (Высокий классицизм)

10

Александринский театр

К.И.Росси

Театральная площадь

11

Исаакиевский собор

О.Монферран

1858-1858

12

Дом Пашкова

Василий Иванович Баженов

Отделка рустом, арочная галерея окон, бельведер

13

Дворцовый ансамбль в Царицыно

В.И Баженов

Трудная «судьба» шедевра

14

Примерные вопросы для закрепления





Архитектурный облик Москвы

Учитель. В старой столице – Москве – тоже было создано немало истинных шедевров мировой архитектуры. На примере творчества двух замечательных архитекторов, работавших почти одновременно – Василия Баженова и Матвея Казакова - мы с вами познакомимся с принципами классицизма, нашедшими свое отражение в архитектурном облике Москвы.

Вопросы для мини- исследования.

- почему известный русский искусствовед В.Никольский называет В.Баженова – члена Болонской и Флорентийской академий, профессора Римской академии «зодчим…с трагической судьбой?

- Выявите в предложенном вам тексте оригинальные черты зодчества Матвея Казакова. В каких сооружениях они очевидны?

( на столах учащихся фрагменты из книги В Никольского «История русского искусства» )

Дети озвучивают свои ответы.

5.Закрепление изученного материала. Рефлексия.

Учитель. Итак, сегодня мы с вами уже можем ответить на поставленные в начале урока вопросы.

- Прав ли был А.С.Пушкин, когда утверждал о большем расцвете облика Санкт Петербурга в сравнении с Москвой?

-Назовите имена великих русских архитекторов классицистического направления.

- Какие из архитектурных шедевров нашей «экскурсии» произвели на вас большее впечатление?

6. Подведение итогов.

- Аргументированное выставление оценок.

7. Домашнее задание

Закончим наш урок тем, с чего начали. Если великие люди называют архитектуру «застывшей музыкой», то я вас попрошу дома, воспользовавшись домашней фонотекой либо ресурсами сети Интернет, подобрать на ваш вкус к архитектурным шедеврам российского классицизма созвучные музыкальные произведения.

И последнее. Если вы, когда-нибудь, прогуливаясь по набережным Петербурга и любуясь великими творениями зодчих, вспомните имена, названия, интересные факты, то будем считать наше общение сегодня не напрасным.

6






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!