Сценарий урока МХК в 11 классе
учителя МХК МБОУ «Школа № 16»
Колосковой Елены Васильевны
Тема: «Шедевры классицизма в архитектуре России»
Цель: познакомить учащихся с выдающимися архитектурными сооружениями российского классицизма, с главными чертами русской архитектуры начала XVIII века, с твореньями русских и зарубежных мастеров и их вкладом в развитие русской классической архитектуры в начале XVIII века, показать их красоту и неповторимость.
Задачи:
Воспитание устойчивого интереса к различным направлениям русского искусства.
Изучение творчества знаменитых российских архитекторов, особенностей классицизма в архитектуре Москвы и Санкт Петербурга
Развитие культуры речи и общения, навыков самостоятельной работы с текстом, исследования необходимых материалов в сети Интернет для создания учебных презентаций.
Тип урока: Комбинированный.
Вид урока: урок - панорама
Методы: метод наглядности, метод эмоционального погружения, метод творческого сотрудничества, проблемно-поисковый метод, исследовательский метод, метод рефлексивного анализа.
Оборудование: ПК, медиа проектор, учебное электронное пособие «Шедевры архитектуры», учебная презентация по теме урока, распечатанные фрагменты из энциклопедии «Искусство» и «Архитектура».
Содержательная часть урока
Этапы урока | Время | Приемы, методы | Что делают ученики | Что делает учитель |
1.Организационный момент Введение темы урока. | 1 мин. | Фронтальный опрос. | Приветствуют учителя. Отвечают на поставленные вопросы, выражают свои мысли. | Проверяет готовность класса. Приветствует учащихся. Задает вопросы. |
2. Актуализация ранее полученных знаний | 10 мин. | Фронтальный опрос. Постановка учебной проблемы. | Отвечают на поставленные вопросы, выражают свои мысли. | Задает вопросы. Сталкивает две противоположные точки зрения. Выводит на дискуссию учащихся. |
3. Повторение ранее пройденного учебного материала. | 5 мин. | Дифференцированное обучение. Групповая форма работы. | Работа в малых группах. Выполнение индивидуальных заданий. | Проверяет прочность, глубину осознанность знаний. |
4. Изучение нового материала. | 20 мин. | Метод наглядности. Метод эмоционального погружения. Метод творческого сотрудничества. | Просматривают презентацию. Учащиеся делают сообщения о ПМК Петербурга. Делают записи в тетрадях. Работают с книгой. | Ведет показ презентации. Комментирует выступления учащихся. |
5.Закрепление изученного материала | 5 мин. | Проблемно-поисковый метод. | Выражают свои мысли по двум противоположным мнениям о русском классицизме. | Выслушивает мнения учеников, обобщает услышанное. |
6. Подведение итогов. Рефлексия. | 4 мин. | Метод рефлексивного анализа | Высказывают свое мнение. | Выставляет, аргументировано оценки. |
| 45 мин. | | | |
Ход урока
Организационный момент
Учитель. Этот вид искусства называют «застывшей музыкой», « каменной летописью мира», великая русская императрица Екатерина II говорила, что это «…какая-то чертовщина, пожирающая уйму денег…это прямо болезнь…»
О чем же сегодня пойдет речь? (об архитектуре)
Слайд 1 (Тема)
2.Актуализация ранее полученных знаний.
Действительно, мы обратимся с вами к русской архитектуре второй половины 18- начала 19 веков, когда на смену пышному и богатому барокко пришел классицизм.)
Почему А.С.Пушкин писал, что «перед новою столицей померкла старая Москва»?
Кто из русских и иностранных зодчих создавал « строгий, стройный вид» Петербурга?
Какой вклад внесли В.И.Баженов и М.Ф.Казаков в создании архитектурного облика Москвы?
На эти и другие вопросы мы с вами будем искать ответы в процессе нашего урока.
Слайд 2(Классицизм)
Вспомним основные черты стиля классицизм в архитектуре. Для этого из текстов, расположенных у вас на столах, выбираем главную информацию и составляем по ней 3 интересных вопроса. (Самостоятельная работа в тетради, ответы в скобках)
У каждого ряда свой текст и вопросы должны получиться разные.
Примеры возможных вопросов.
1 группа
Временные рамки классицизма? (17- начало 19 веков)
Поясните название художественного стиля (перевод слова, античные истоки)
Что является основой архитектурного языка классицизма? (Античная ордерная система)
группа
Слайд 3 (схема ордеров)
Дайте определение ордера
Назовите вертикальные и горизонтальные части ордера (Колонна и антаблемент)
Основные ордеры Древней Греции (Дорический, ионический, коринфский)
группа
Приведите примеры западноевропейских архитектурных сооружений в стиле классицизм.
Назовите выдающихся зарубежных архитекторов, представителей классицизма..
Слайд 4 (Стихотворение)
4.Изучение нового материала.
Учитель. Итак, мы вспомнили истоки и особенности стиля, а теперь нам предстоит побывать на небольшой заочной экскурсии по Северной столице России – городу Санкт Петербургу. Помогут нам в этом ребята, которые выступят сегодня в роли гидов. А мы с вами, как настоящие туристы, будем вести «Путевые заметки», в которых кратко отразим заинтересовавшие вас факты о ярких личностях и их шедеврах. В добрый путь!
Во время «экскурсии» группы выполняют свои задания - выписать в творческую тетрадь:
Название и автора шедевра
Цель строительства
Интересные факты и цифры
Рассказы «гидов» сопровождаются показом презентации
№ слайда | Архитектурное сооружение | Архитектор | Примечания |
5 | Таврический дворец !783-1789 | Иван Егорович Старов | Городская резиденция князя Г.А.Потемкина |
6 | Адмиралтейство (общий вид) | Андреян Дмитриевич Захаров | Длина фасада – 406 м, высота 16м |
7-8 | Казанский собор | Андрей Никифорович Воронихин | Павел I и его пожелания |
9 | Здания Министерств и Главного штаба | Карл Иванович Росси | Александр I Имперский город Ампир (Высокий классицизм) |
10 | Александринский театр | К.И.Росси | Театральная площадь |
11 | Исаакиевский собор | О.Монферран | 1858-1858 |
12 | Дом Пашкова | Василий Иванович Баженов | Отделка рустом, арочная галерея окон, бельведер |
13 | Дворцовый ансамбль в Царицыно | В.И Баженов | Трудная «судьба» шедевра |
14 | Примерные вопросы для закрепления | | |
Архитектурный облик Москвы
Учитель. В старой столице – Москве – тоже было создано немало истинных шедевров мировой архитектуры. На примере творчества двух замечательных архитекторов, работавших почти одновременно – Василия Баженова и Матвея Казакова - мы с вами познакомимся с принципами классицизма, нашедшими свое отражение в архитектурном облике Москвы.
Вопросы для мини- исследования.
- почему известный русский искусствовед В.Никольский называет В.Баженова – члена Болонской и Флорентийской академий, профессора Римской академии «зодчим…с трагической судьбой?
- Выявите в предложенном вам тексте оригинальные черты зодчества Матвея Казакова. В каких сооружениях они очевидны?
( на столах учащихся фрагменты из книги В Никольского «История русского искусства» )
Дети озвучивают свои ответы.
5.Закрепление изученного материала. Рефлексия.
Учитель. Итак, сегодня мы с вами уже можем ответить на поставленные в начале урока вопросы.
- Прав ли был А.С.Пушкин, когда утверждал о большем расцвете облика Санкт Петербурга в сравнении с Москвой?
-Назовите имена великих русских архитекторов классицистического направления.
- Какие из архитектурных шедевров нашей «экскурсии» произвели на вас большее впечатление?
6. Подведение итогов.
- Аргументированное выставление оценок.
7. Домашнее задание
Закончим наш урок тем, с чего начали. Если великие люди называют архитектуру «застывшей музыкой», то я вас попрошу дома, воспользовавшись домашней фонотекой либо ресурсами сети Интернет, подобрать на ваш вкус к архитектурным шедеврам российского классицизма созвучные музыкальные произведения.
И последнее. Если вы, когда-нибудь, прогуливаясь по набережным Петербурга и любуясь великими творениями зодчих, вспомните имена, названия, интересные факты, то будем считать наше общение сегодня не напрасным.
6