СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тема: «Русская живопись второй половины XIX – начала XX в.в.»

Категория: МХК

Нажмите, чтобы узнать подробности

Пошаговый конспект, который позволит полное методическое сопровождение. Опробован и имеет особенность-рассчитан на школьную аудиторию.

Просмотр содержимого документа
«Тема: «Русская живопись второй половины XIX – начала XX в.в.»»

ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА

11 класс

Тема: «Русская живопись второй   

половины XIX – начала XX в.в.

 Цели урока:

  1. Показать гуманистическую направленность крупнейших произведений русского изобразительного искусства второй пол.19-нач.20 века, его активную роль в общественной борьбе эпохи, его огромную нравственную силу. Показать его в русле идейно-художественных задач времени, увидеть, как искусство на рубеже эпох носило реформаторский характер. Формировать умение анализировать произведения изобразительного искусства.

  2. Опираясь на впечатления и знания, полученные учащимися на уроках изобразительного искусства, истории, литературы и музыки, углубить и расширить их представления о творчестве художников.

  3. Воспитывать эстетические чувства, эстетическое отношение к искусству. Заинтересовать и взволновать старшеклассников искусством, воспитывать уважение к передовым людям эпохи, создателям великой русской культуры. Формировать нравственный путь познания добра и зла

Оборудование:

Оборудование для учителя: наглядные пособия, видео-фильм «Период  реформ», слайд-шоу с картинами русских художников, художников-передвижников.

Зрительный ряд: работы русских художников второй пол.19-нач.20 века, художников – передвижников – Левитана «Владимирка», Репина «Бурлаки на Волге», Саврасова «Грачи прилетели», Перова «Тройка», Сурикова «Боярыня Морозова», Репина «Запорожцы пишут письмо турецкому султану», картины Ярошенко, Ге, Айвазовского, Васнецова, Шишкина и др.

Музыкальный ряд:

Музыка Д. Шостаковича, А. Скрябина, А. Шнитке, А. Караманова (на выбор)

Ход занятия

  1. Организационный момент

  2. Мотивация учебной деятельности и актуализация опорных знаний

I этап - психологическое вхождение в тему урока.

С целью активизации интереса учащихся к данной теме, педагог предлагает мысленно оказаться на выставке картин русских художников второй пол. 19 – нач. 20 века.

Просмотр ряда работ в форме слайд-шоу

Диалог, подводящий к теме урока:

– Какие жанры живописи были представлены на слайдах?

– К какому временному периоду русской культуры они относятся?

– Какие темы, сюжеты освящали художники в своих произведениях и почему?

3. Сообщение новой темы

II этап - познавательный или знакомство с неизвестным (новым), где формулируется проблема в виде проблемного вопроса, работа с наглядными пособиями, просмотр видео-фильма с поэтапным изучением особенностей русской живописи изучаемого периода, слайд-шоу, элементы арт-терапии.

Учитель размещает на доске тему урока «Русская живопись второй половины XIX – начала XX вв.»

– Цель урока: во время урока будем учиться воспринимать, понимать произведения искусства и видеть нравственную красоту в произведениях русской живописи.

Эпиграфом нашего урока будут строки

                                                                         Э Делакруа

«Красота – это плод постоянного вдохновения, рожденного настойчивой работой. Она приходит в мир болезненно и в мучениях, как и все, что должно жить»

                       Альбрехт Дюрер

«К тому и служат искусства, чтобы дать возможность познания добра и зла»

Познакомимся с творчеством художников второй половины 19 века и начала 20 века. В конце урока подумаем и попытаемся ответить на проблемный вопрос: как художник воплощает в живописи нравственную красоту человека и природы?

  Учитель рассматривает предпосылки возникновения новых нравственных задач в искусстве России (середина 19 века). От романтизма –  к реализму.

Творчество Айвазовского – «Девятый вал – предвестник новых сражений за будущее»

Учитель предлагает посмотреть видео - фильм о творчестве художников-передвижников. Но прежде ставит цель – обратить внимание на то, какой стиль в живописи являлся ведущим, какое объединение художников было создано во второй половины 19 века в России, какие жанры живописи характерны этому времени. Учитель сопровождает презентацию творчества художника Айвазовского стихами Алексея Толстого «Вздымаются волны как горы...» к картине  «Девятый вал»


Вздымаются волны как горы
И к тверди возносятся звездной,
И с ужасом падают взоры
В мгновенно разрытые бездны.

Подобная страсти, не знает
Средины тревожная сила,
То к небу, то в пропасть бросает
Ладью без весла и кормила.

Не верь же, ко звездам взлетая,
Высокой избранника доле,
Не верь, в глубину ниспадая,
Что звезд не увидишь ты боле.

Стихии безбрежной, бездонной
Уймется волненье, и вскоре
В свой уровень вступит законный
Души успокоенной море.

Просмотр фрагмента фильма, где ведущим художественным стилем является реализм. Учитель сопровождает презентацию творчества художника и. репина стихами Николая Некрасова «На Волге» к картине  «Бурлаки на Волге».


Николай Некрасов «На Волге»

Унылый, сумрачный бурлак!
Каким тебя я в детстве знал,
Таким и ныне увидал:
Всё ту же песню ты поешь,
Всё ту же лямку ты несешь,
В чертах усталого лица
Всё та ж покорность без конца...
Прочна суровая среда,
Где поколения людей
Живут и гибнут без следа
И без урока для детей!
Отец твой сорок лет стонал,
Бродя по этим берегам,
И перед смертью не знал,
Что заповедать сыновьям.
И, как ему, - не довелось
Тебе наткнуться на вопрос:
Чем хуже был бы твой удел,
Когда б ты менее терпел?
Как он, безгласно ты умрешь,
Как он, безвестно пропадешь.
Так заметается песком
Твой след на этих берегах,
Где ты шагаешь под ярмом,
Не краше узника в цепях,
Твердя постылые слова,
От века те же: "раз да два!"
С болезненным припевом "ой!"
И в такт мотая головой...


Учащиеся определяют вместе с учителем  ведущий стиль в живописи – реализм. Просмотр фрагмента фильма, где ведущим жанром  живописи является жанрово-бытовая картина. учитель сопровождает презентацию творчества художника В. Перова стихами А.С.Пушкина к картине  «Тройка». учащиеся определяют вместе с учителем  ведущий стиль в живописи – жанрово-бытовая картина.


А.С.Пушкин

О бедность! затвердил я, наконец,

Урок твой горький! Чем я заслужил

Твое гоненье, властелин враждебный...


 – «Кто из нас не знает «Тройку» Перова, этих московских ребятишек, которых заставил хозяин таскать по гололедице на салазках громадный чан с водой. Все эти ребятишки, наверное, деревенские родом и только пригнаны в Москву на промысел. Но сколько они намучились на этом "промысле"! Выражения безысходных страданий, следы вечных побоев нарисованы на их усталых бледных личиках; целая жизнь рассказана в их лохмотьях, позах, в тяжелом повороте их голов, в измученных глазах...» В.В.Стасов

Учащиеся определяют вместе с учителем  ведущий жанр  живописи – жанрово-бытовую картину.

  Просмотр фрагмента фильма, где учащиеся рассматривают произведения в  историческом и религиозном жанре. Беседа сопровождается рассказом о боярыне Морозовой.        

– «Прогрессивная общественность вольно или невольно сравнивала несгибаемую фанатичку допетровской Руси со Стенькой Разиным и с героями своего времени — народниками и народовольцами.

Триста лет назад по заваленным сугробами московским улицам ехали простые дровни. В дровнях на соломе лежала женщина, закованная в цепи. Это была знатная боярыня – Феодосья Прокопьевна Морозова. Московские жители выходили на улицу, чтобы увидеть опальную боярыню. Ее увозили в ссылку. В народе говорили, что Морозова пострадала "за веру". В ту пору в русской церкви произошел раскол. Глава церкви патриарх Никон по воле царя приказал исправить богослужебные книги, изменить некоторые обряды. Например, креститься было велено не двумя перстами, как прежде, а тремя. Крестным ходом шествовать не по солнцу, а против солнца. Писать не "Исус", а "Иисус" – с двумя "и".

Н.Крамской «Христос в пустыне»

В.Васнецов «Богоматерь»

Н.Ге «В чем истина? Христос и Пилат»»

И.Репин «Запорожцы пишут письмо турецкому султану»

(иллюстрации – картины художников в слайдах)

  После просмотра фильма ученики называют картины и художников, которые писали в  историческом и религиозном жанре.

Просмотр фрагмента фильма, где учащиеся рассматривают и после просмотра называют портретный жанр ..

Ярошенко «Портрет Стрепетовой»

Крамской «Портрет неизвестной»

Беседа сопровождается строками Николая Заболоцкого

 «Портрет»


 Любите живопись, поэты!

 Лишь ей, единственной, дано

 Души изменчивой приметы

 Переносить на полотно.


Просмотр фрагмента фильма, где учащиеся рассматривают и после просмотра называют пейзажный жанр. Учитель сопровождает презентацию творчества художников стихами.


Владимирка (поэт С.А. Григорьев)

Звук цепей и скрип шагов

По степи морозной

Гул суровых голосов,

Крик команды грозной.

 

Коней ржанье, волков вой,

Пустыри, проселки,

Вдоль дороги столбовой

Сосенки да елки.

 

По сугробам зайцев след,

Песни, вьюги, стоны,

Серебристый снега цвет,

Карканье вороны.

 

Небо звездное, луна

В радужном сиянье;

Впереди лишь даль видна,

А за ней страданье…


И.Левитан «Владимирка»

Шишкин «Утро в сосновом бору»

Иван Бунин. Лесная прохлада

(иллюстрации – картины художников в слайдах)


И приду ли опять в этот лес, напоенный
Ароматом весенним и блеском лучей,
Буду ль снова считать в чаще темной, зеленой,
Сколько светлых еще мне осталося дней?


 Учащимся раздаются распечатки с тестовыми заданиями (алгоритм по систематизации основного материала изучаемой темы)

Назовите по вашему мнению

ведущие стили в живописи данного периода–

ведущие жанры  живописи данного периода –

Приведите примеры картин (с фамилиями художников, названий картин)

жанрово-бытовая картина –

исторический жанр –

религиозный (библейский) жанр –

портретный  жанр –

пейзажный жанр –

 Самостоятельная художественно-творческая деятельность учащихся.

III этап – командная форма работы - практическая работа с художественными произведениями

Работа над проблемным вопросом (цель данного этапа)как художник воплощает в живописи нравственную красоту человека и природы?   через анализ картин художников с использованием алгоритма (разноуровневый, с распечатки) – Приложение 1. – Карточка (алгоритм анализа и интерпретации произведения)

Защита и анализ творческих работ учащихся.

Обсуждение работ с точки зрения решения проблемного вопроса.

  1. Итог урока


Приложение 1.

Карточка (алгоритм анализа и интерпретации произведения)

  1. Какие чувства и эмоции вызывает произведение?

  2. Какое настроение пытается передать автор?

  3. Какими средствами художник добивается передать свою мысль, идею, содержание:

– масштаб (соотношение величин изображений),

– расположение изображений в композиции (преобладание горизонтально вертикально, диагонально расположенных частей, др.)

– сочетание цветов, цветовая гамма позволяют создать 

колорит картины (теплый, холодный, сложный, с преобладанием цветовых оттенков (например «синего, зеленого, золотистого»),

– использование контраста, нюанса, силуэта, симметрии,  асимметрии, ритма, чередования…, объемов, форм, темных, светлых оттенков.

4. Выделите главное из того, что увидели (центром композиции является – образ кого, чего) почему именно это кажется главным.

5. Ответьте на проблемный вопрос – нравственная позиция художника заключается в … (доказать, что автор является неравнодушным к…, сочувствует…, верит в…, убеждает нас в необходимости…, активным участником…, смотрит в будущее, критикует, обличает, воспевает, укоряет, поддерживает, стремится, воодушевляет,…)

6. Поэзия, литература, музыка могут дополнить и раскрыть идею картины, создать яркий образ, передать отношение поэта, нас с вами к произведению, оставить яркие неизгладимые впечатления.

7. Роль автора или картины для общества, будущих поколений, призывать к (переустройству…, борьбе, пониманию…, изменению, любви, добру, …)

  1. Вывод


Приложение 2.

Карточка (алгоритм по систематизации основного материала изучаемой темы)

Назовите по вашему мнению

ведущие стили в живописи данного периода–

ведущие жанры  живописи данного периода –

Приведите примеры картин (с фамилиями художников, названий картин)

жанрово-бытовая картина –

исторический жанр –

религиозный (библейский) жанр –

портретный  жанр –

пейзажный жанр –

 



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!