СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тема: «Ручные швы» , технология, 5 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

  1. Ознакомить и обеспечить усвоение знаний и умений при выполнении ручных стежков и строчек, ознакомить с правилами Т.Б.
  2. Способствовать формированию интереса к культуре и искусству; совершенствовать эстетические взгляды, способствовать развитию творческих способностей личности.
  3. Способствовать развитию сенсорных и моторных навыков учащихся 

Просмотр содержимого документа
«Тема: «Ручные швы» , технология, 5 класс»

Тема: «Ручные швы» , 5 класс


Цели урока:

  1. Ознакомить и обеспечить усвоение знаний и умений при выполнении ручных стежков и строчек, ознакомить с правилами Т.Б.

  2. Способствовать формированию интереса к культуре и искусству; совершенствовать эстетические взгляды, способствовать развитию творческих способностей личности.

  3. Способствовать развитию сенсорных и моторных навыков учащихся

Задачи урока:

1. Образовательная: познакомить учащихся с понятием «шов», «стежок», «строчка».

2. Развивающая: развивать моторику.

3. Воспитательная: воспитывать аккуратность, самостоятельность, усидчивость.

Тип урока: комбинированный.

Планируемые результаты:

Ученик должен знать: смысл понятий: шов, ширина шва, стежок, длина стежка, строчка, ручные швы; правила безопасной работы при работе с иглами, булавками, ножницами;

      Ученик должен уметь: вдевать нитку в иголку, завязывать узелок на длинном конце нитки; выполнять сметочную строчку, петельный шов.

Формирование УУД:

Познавательные: давать определения основным понятиям.

Регулятивные: самостоятельно анализировать достижение цели на основе критериев, выдвинутых учителем.

Коммуникативные: строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми.

Личностные: умение применить свои знания на практике.

Оборудование: ручная игла, булавки, нитки, ножницы, игольница.

Материалы: детали из ткани (фетр), нитки х/б и мулине.

Наглядные пособия: презентация, стенд с образцами швов, игольницы, выполненные различными стежками (сметочным и петельным)

На классной доске выписаны термины: стежок, строчка, длина стежка, шов, ширина шва, сметать, петельный шов.

Ход урока

I. Организационный момент.

Слайд 1.

II. Актуализация знаний.

Итак, все готовы к уроку. А теперь давайте выясним какими же предметами мы будем пользоваться сегодня на уроке. Вам предстоит отгадать загадки:

I. Задание №1

  • Из всех предметов для шитья этот самый древний. В разное время его делали из рыбьей кости, шипов растений, золота, серебра, бронзы, а сейчас его изготавливают из стали. Он почти не изменился с древнейших времен. О каком предмете идет речь? (Игла)

  • Всех на свете обшивает; что сошьет не надевает. (Иголка)

  • Нитку за собой ведет, Вышивает, платья шьёт,
    Очень остренька и колка. Угадали что? - ..(иголка)

II. Задание №2

  • Этот инструмент появился 3,5 тысячи лет тому назад и состоял из 2-х ножей, соединенных ручкой.

  • Инструмент бывалый – не большой, не малый. У него полно забот: он и режет, и стрижет.  

  • Два конца, два кольца, а посередине гвоздик. (Ножницы).   

III. Задание №3

  • Это важнейший материал, который применяют в различных сферах деятельности. Например, с помощью этого материала изготавливают не только одежду и обувь, но и используют в медицине, полиграфии и других отраслях. (Швейные нитки)

  • Подруге моей отдают предпочтенье,
    Ей от меня - мое поздравленье.
    Но ведь и я не последняя в деле -
    В ушко ее для шитья меня вдели. (Швейные нитки)

  • За иголкою плетется, След за нею остается. (Швейные нитки)

IV. Задание №4

-Еще в древние времена человек умел выращивать культурные растения, добывать из них волокна, а затем перерабатывать их в нити, из которых изготавливали..... О чем идет речь? (Ткань, материал)

-Из меня одежку шьют, На диван обивку вьют, Угадали кто такая? Ну, конечно, Ткань простая!


- Представители которой профессии постоянно используют эти предметы? - Где они работают?

(Ответ учащихся: портной, швея; на фабрике или в ателье).

Слайд 2.

- А теперь и мы с вами попробуем овладеть основами древнего искусства - шитью.

Слайд 3.

- Запишите в тетрадь тему урока: "РУЧНЫЕ ШВЫ".

III. Объяснение нового материала.

Слайд 4. Работа с презентацией. Объяснение учителя.

Итак, мы с вами сказали, что работают с тканью, ножницами, иглой и нитками портные и швеи. Работа портного требует старания и терпения. Качество изделий зависит от используемой ткани, выкройки, от обработки деталей, но если все эти операции сделаны очень хорошо, а вот строчки выполнены вкривь и вкось, тут уж о качестве трудно говорить. Чаще всего такое изделие испорчено. Чтобы такого не случилось с нашими работами, будем сегодня учиться выполнять ручные швы ровными и аккуратными.

Слайд 5. Давайте разберем основные понятия ручной работы.

Посмотрите на место соединения наших лоскутков. Их соединяет ШОВ.

ШОВ – это ниточное соединение деталей. Шов образуется строчкой.

СТРОЧКА – это ряд повторяющихся стежков.

СТЕЖОК – это законченный процесс переплетения ниток на ткани.

ДЛИНА СТЕЖКА- это расстояние между 2-мя последовательными проколами иглы.  

Расстояние от края детали  до строчки называют ШИРИНОЙ ШВА.


Слайд 6, 7. Стежки бывают ручные и машинные. Некоторые стежки соединяют детали изделия, их называют соединительными, а некоторые стежки помогают украсить изделие (фартук, косынку, блузу, сарафан), их называют отделочными. (схему со слайда 6 записать в тетрадь)

Слайд 8. (записать в тетрадь)

Виды строчек: 1) Временного назначения

2) Постоянного назначения


Слайд 9. (рассмотреть)

1. Шов «вперед иголка» (сметочный стежок):

  • Его применяют для временного соединения деталей

  • Длина стежка 0,2-5 см

Слайд 10. (рассмотреть)

2. Копировальный стежок (силки):

  • Его применяют для перенесения линий с одной детали на другую

  • Длина стежка 5-7 мм

  • Высота петли 5-10 мм


Слайд 11. (рассмотреть)

Строчки постоянного назначения:

Обметочный (петельный):

  • Служат для предохранения срезов ткани от осыпания

  • Используют в качестве контура узора

  • Расстояние от края изделия 5 мм

  • Выполняют нитками в цвет ткани

Слайд 12. (рассмотреть)

Подшивочные (косые, крестообразные):

- Применяют для постоянного закрепления подогнутых краев детали

Слайд 13. (рассмотреть)

Отделочные ручные стежки

Слайд 14, 15.

Сфера применения ручных швов.

Ручные швы применяют:

- для сметывания деталей

- для перенесения линий на парные детали

- для пришивания пуговиц

- для выполнения отделки изделий

- для изготовления игрушек, игольниц, сувениров


А сейчас перейдем к выполнению практической работы, но вначале давайте вспомним правила безопасной работы с иглой и ножницами.


Слайд 16. Техника безопасности при работе с иглой и ножницами

  1. Храните иголки и булавки в определённом месте (специальной коробке, подушечке и т. д.), ни в коем случае не берите иголку, булавки в рот и не вкалывайте их в одежду. Не оставляйте иголку и булавки в изделии;

  2. Не используйте в работе ржавые иглы и булавки;

  3. Куски сломанных иголок или булавок собирайте и выбрасывайте, завернув  в бумагу;

  4. Посчитайте количество взятых булавок перед началом работы и количество булавок по окончанию работы, оно  должно совпадать;

  5. Храните ножницы в футляре; 

  6. Во время работы не оставляйте лезвия ножниц открытыми;

  7. Не держите ножницы острыми частями вверх;

Слайд 17. IV. Практическая работа: «Выполнение ручных стежков и строчек».


«Изготовить игольницу «Яблочко»
  1. 1 способ: используя сметочные стежки.

Выполнить строчку временного назначения (сметочный шов)

  1. 2 способ: используя петельные стежки

Выполнить строчку постоянного назначения (петельный шов).


Выполнить практическое задание дифференцированно.

Объяснить учащимся порядок выполнения сметочной и петельной строчек.

Задание №1.

А сейчас мы познакомимся с технологией выполнения сметочной строчки временного назначения:

Выполняют ее в одну нитку, справа налево, лучше хлопчатобумажными нитками контрастного цвета, только кроме черного и красного. Как вы думаете, почему нельзя этими цветами выполнять ручные швы? (Они могут полинять). Эти ниточные ручные строчки непрочные, легко удаляются из ткани. А служат они для временного соединения деталей, их называют строчками временного назначения. Рекомендуется длина стежков при ее выполнении от 0,7 до 1,5 см. После соединения деталей строчками постоянного назначения нитки строчки временного назначения удаляют.

Задание №2.

Технология выполнения петельного шва постоянного назначения.

Этот шов используют для обметывания срезов изделия, а так же он является декоративным швом.

Петельный шов - это ряд петлеобразных стежков, которые выполняются слева направо.

Им обрабатывают срезы в тканях. Иглу вводят сверху вниз, нитка предыдущего стежка лежит под иголкой. Строчку прокладывают слева направо.
Плотность шва 2-3 стежка длиной 0,4-0,6 см на 1 см ткани.

Продемонстрировать учащимся порядок выполнения: - сметочной строчки ; - петельного шва.

Чтобы нам интереснее было выполнять швы, мы изготовим маленькое изделие - игольницу. У вас на столе имеется по 2 детали, выкроенные из фетра, инструменты: иглы в игольнице, английские булавки, ножницы, х/б нитки и мулине, синтепон.

V. Текущий инструктаж

Порядок выполнения работы (инструкционная карта №1):

  1. Отмерьте длину нитки, обернув её вокруг локотка.

  2. Возьмите иглу, вденьте в нее нитку, завяжите на длинном конце нитки узелок.

  3. Сложите 2 детали изнаночной стороной внутрь.

  4. Проложите сметочную строчку на расстоянии 3-5 мм от края деталей для того, чтобы в процессе работы данные детали не сместились относительно друг друга, при этом оставьте часть шва не сметанным в любом месте для того, чтобы можно было наполнить игольницу синтепоном.

  5. Вложите между деталями небольшое количество наполнителя.

  6. Зашейте отверстие сметочными стежками.


Порядок выполнения работы (инструкционная карта №2):

  1. Отмерьте длину нитки, обернув её вокруг локотка.

  2. Возьмите иглу, вденьте в нее нитку, завяжите на длинном конце нитки узелок.

  3. Сложите 2 детали изнаночной стороной внутрь.

4. Выполните петельные стежки по краю деталей нитками мулине в 4-6 сложений в цвет ткани (инструкционная карта №2).

5. Вложите между деталями небольшое количество наполнителя.

6. Зашейте отверстие петельными стежками.

Слайд 18. VI. Заключительная часть.

       Учитель: Давайте подведем итоги урока. Ответьте на вопросы.

Вопросы классу:

1. Чему вы научились сегодня на уроке? (О: Сегодня на уроке мы научились выполнять ручные швы)

2. Назовите эти швы (О: сметочный и петельный)

3. Вспомните основные понятия ручных работ: шов, строчка, стежок, длина стежка, ширина шва?

4. Какие строчки бывают? (О: временные и постоянные)

VII. Подведение итогов. Взаимоконтроль.

Учитель: Девочки, обменяйтесь работами и проверьте качество выполненных строчек и швов друг друга. Оцените работу друг друга, укажите на недостатки.

VII. Домашнее задание: принести миллиметровую бумагу.

VIII. Демонстрация готовых игольниц.

IX. Уборка рабочих мест.

Учитель: Молодцы! Урок окончен, до свидания!



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!