СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тема "Речь. Функции речи"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Материалы для учебного занятия по учебному предмету "Методика развития речи"

Просмотр содержимого документа
«Тема "Речь. Функции речи"»

Тема: «Функции речи. Речь как средство познания и общения»

Задачи:

- формировать общие сведения о функциях речи, о культуре речи воспитателя УДО;

- рассмотреть типичные ошибки в речи воспитателя;

- воспитывать интерес к изучению учебного предмета «Методика развития речи».

Тип учебного занятия: формирования новых знаний

Материал: учебники и учебные пособия по развитию речи детей дошкольного возраста

План:

  1. Речь. Функции речи.

  2. Речь воспитателя как средство развития речи.

Ход занятия

  1. Организационный момент.

  2. Блиц опрос по теме «Введение».

- Что такое речь? Речевая деятельность?

- Что является предметом методики развития речи (далее – МРР)?

- Как фундаментальные задачи стоят перед МРР

- Перечислите прикладные задачи методики.

- С какими науками связана МРР?

3. Лекция преподавателя.

1. Речь. Функции речи.

Главные функции речи коммуникативная(общение) и мыслительная.

1) Коммуникативная – основная для ребенка функция речи. В этой функции ребенок использует первые слова. Потребность в общении с взрослыми и ровесниками стимулирует дальнейшее развитие его речи. Речевое развитие ребенка возможно только во взаимодействии со взрослыми, которые приобщают к языку своего общества. В семье, в УДО необходимо создать речевое окружение таким образом, чтобы его развивающий потенциал был достаточно высоким для каждого ребенка в соответствии с возрастом.

2) Мыслительная – являясь средством общения, речь одновременно является и средством познания и мышления. Расширяя свои представления об окружающем, отношениях между людьми, предметах, явлениях, ребенок усваивает новые слова, грамматические формы. Это происходит только при условии, когда развитие речи опирается на весь процесс познания окружающего мира. Тогда речевая единица, форма усваивается ребенком адекватно содержанию окружающей действительности. Речь является средством всех психических процессов – ощущения, восприятия, представления. На ранних этапах развития ребенка преимущественное значение имеют непосредственные сигналы окружения. Но роль словесных сигналов постепенно возрастает.

3) Регулятора поведения  первыми словами – регуляторами поведения становятся слова можно, надо, нельзя, гл. повелительного наклонения – дай, ешь, ходи. Слова, которые регулируют поведение ребенка, должны быть мотивированы мотивированными для него.

4) Функция планирования – на 1 этапе осуществляется планирование для др. (реб, обращаясь ко взрослому, называет свое будущее действие); затем возникает планирование для себя (проговаривает в голос, что он будет делать); наконец возникает внутреннее планирование своего поведения (высшая форма овладения речевой деятельностью).

5) Социализирующая функция родная речь, которой овладевают дети в общении с взрослыми, явл гл. средством усвоения ими культуры своего народа, формирования национального самосознания. С помощью родной речи осуществляется национально-культурная социализация человека.

6) Информативная функция. 

7) Экспрессивная функция. 

8) Побудительная функция. 

9) Эстетическая функция.

2. Под культурой произношения понимается его правильность и выразительность, коммуникативная целесообразность. 

Типичные ошибки в речи воспитателей:

--Нарушение орфоэпических норм: произношение звуков в соответствии с их письменным обозначением;

--Использование непонятных для детей слов, слов иностранного происхождения;

--Использование слов-паразитов, которые засоряют речь значит, вот, как бы и др.);

--Быстрый темп речи и многословие, излишняя лаконичность, иногда грубость.

Требования к речи воспитателя. 

Содержательность – воспитатель должен нести новую, правдивую информацию, раскрывать перед ними взаимосвязи и взаимозависимости, которые существуют в окруж жизни, давать оценку поступкам детей и взрослых. 

Точность произношения – это умение из многих близких по содержанию слов выбрать то, которое наиболее точно и полно характеризует предмет или явление, их особенности. 

Выразительность произношения – это эмоциональность, ярко выраженное отношение к тому, о чем говорится, и к тем, кому адресовано высказывание. Выразительность достигается умением выбрать точное слово, построить фразу и использованием литературных художественных средств выразительности – эпитетов, метафор, гипербол и разнообразием интонаций. Определенные требования предъявляются к звуковой стороне слова воспитателя: чистое звукопроизношение, выразительная дикция, орфоэпическая правильность.

Воспитателю необходимо владеть умением вести диалог, рассказывать, слушать других. Речь его должна быть немногословной, но понятной и логичной. Примером для детей должна быть вся манера поведения воспитателя в процессе речевого общения (поза, жесты, отношение к собеседнику).





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!