СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тема: "Права и свободы человека и гражданина.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Мотивация: у вас есть паспорт РФ, вы все являетесь гражданами Российской Федерации, вы обязаны знать свои права и свободы, так как несете ответственность за свои поступки.

Учитель знакомит учащихся с темой урока: «Посмотрите на тему урока «Права и свободы человека и гражданина в России». Какие задачи мы должны решить сегодня на уроке?» Учащиеся участвуют в определении задач урока.

2. «Мозговой штурм».

Просмотр содержимого документа
«Тема: "Права и свободы человека и гражданина.»

Тема: Права и свободы человека и гражданина.

Цель урока:

1. Рассмотреть с учащимися основные права и свободы человека и гражданина.

2. Познакомить с основными международными документами по правам человека

3.Формирование основ правовой и политической культуры.

4. Отработка части 1,2 ОГЭ.                  

План урока:

1.Организационный момент.

2. «Мозговой штурм» (краткий опрос).

3. Знакомство с международными документами о правах человека.

4. Знакомство с Конституцией РФ, гл. 2.

5. Обязанности граждан по Конституции РФ.

6. Обобщение материала. Домашнее задание.

Ход урока:

Проверка д/з проект по коррупции.

1. Организационный момент.

Мотивация: у вас есть паспорт РФ, вы все являетесь гражданами Российской Федерации, вы обязаны знать свои права и свободы, так как несете ответственность за свои поступки.

Учитель знакомит учащихся с темой урока: «Посмотрите на тему урока «Права и свободы человека и гражданина в России». Какие задачи мы должны решить сегодня на уроке?» Учащиеся участвуют в определении задач урока.

2. «Мозговой штурм».

1. Как вы считаете, что такое права человека? Что такое свобода человека?

2. Подумайте и вспомните историю, обладали ли люди древнего мира,  средних веков и нового времени правами и свободами?

3. Как вы думаете, когда мир впервые заговорил о торжестве прав и свобод во всем мире? И что для этого  было сделано, создано?

Обычно юристы, говоря о праве, понимают под ним систему установленных государством общеобязательных правил поведения (норм), соблюдение которых обеспечивается гос. механизмом. И это есть объективное, позитивистское право.

Но люди чаще понимают под правом совокупность их собственных прав и свобод, принадлежащих им с рождения независимо от возраста, пола, веры, расы, национальности или других признаков. И здесь речь идет уже о субъективном понятии права, когда право есть охраняемая, обеспечиваемая государством естественная возможность, что-то делать, осуществлять, иметь достойные условия жизни. Субъективное право — это мера дозволенного поведения. Но любой индивид наделён определённой степенью свободы, он должен учитывать интересы других. В этом заключается ограничение свободы индивида правом до определенной степени.

Может ли быть свобода абсолютной? (Выслушиваются мнения учащихся)Свобода – это способность и возможность делать собственный выбор индивидом своего поведения. Она предполагает опред. независимость человека от государства, иных соц. субъектов, внешних условий и обстоятельств.

3. Международные документы о правах человека.

Впервые понятие «права человека» встречается во французской «Декларации прав человека и гражданина», принятой в 1789г., хотя до этого были и английская Великая хартия вольностей (1215), и английский Билль о правах (1689), и американский Билль о правах (1791). Вторая мировая война и трагический опыт тоталитарных режимов дали толчок к развитию института прав человека и гражданина. 10 декабря 1948г. была принята и провозглашена «Всеобщая декларация прав человека». Также в 1950 году в Европе была подписана Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод, ее главное отличие – это создание реально действующего механизма защиты декларируемых прав – Европейского суда по правам человека.

Каждому гражданину необходимо знать о наиболее важных документах, о правах человека.

Международные документы (материалы на доске).

1. 1948 – «Всеобщая декларация прав человека». Генеральная Ассамблея ООН приняла основные стандарты прав и свобод и человека. Они были разосланы в разные страны мира для того, чтобы зафиксировать в своих Конституциях. Декларация – это международный документ рекомендательного характера.

2. 1955 – Европейская конвенция прав и свобод человека. Конвенция-это международный документ обязательного характера.

3.1966 – «Международные пакты об экономических, социальных, культурных, политических и гражданских прав человека».

4. 1989 – Конвенция о правах ребенка.

У человека должно быть множество прав и свобод, так как без  них невозможно физическое и моральное существование человека, поэтому среди них нельзя выделить главные и второстепенные.

Всю совокупность норм, о которых идёт речь, принято называть каталогом прав человека. Он закреплён в указанных выше международно-правовых документов и конституциях правовых государств. Главным в этом каталоге является право человека на жизнь и на всё то, что служит её сохранению и развитию – право на личную неприкосновенность, свободный выбор способов своей жизнедеятельности, свободу мысли, совести и религии, убеждений и др.

Права человека принадлежат ему от рождения, их так и называют: естественные, неотъемлемые, неотчуждаемые. Никто не может посягать на права человека – ни государство, ни общество, ни отдельные люди.

4. Знакомство с Конституцией РФ. 1993 г. (2глава)

Работа с демонстрационным  плакатом.

В России права и свободы зафиксированы в гл. 2 Конституции РФ 1993 года. Эта глава соответствует всем нормативно-правовым актам, принятым ООН, и является наиболее полной. Конституция РФ высоко подняла статус человека: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью» (ст. 2). И в связи с этим закрепила обязанность государства – признавать, соблюдать и защищать его права и свободы (ст. 2).

Среди высших ценностей человеческой цивилизации права человека занимают центральное место, потому что позволяют применить «человеческое измерение» ко всем сторонам нашей жизни, общественного и индивидуального бытия – к государству, к экономической, социальной, политической, правовой и культурной сферам.

В Конституции РФ нашли отражение общие принципы прав человека и гражданина:

признание прав и свобод человека высшей ценностью, принадлежность их человеку от рождения;

осуществление прав и свобод человеком без нарушения прав и свобод других лиц — равенство всех перед судом и законом;

равенство мужчины и женщины;

приоритет общепризнанных международных норм перед законами России;

строго определенные условия, допускающие ограничение нрав законом;

запрещение использования прав и свобод для насильственного изменения конституционного строя, разжигания расовой, национальной, религиозной ненависти для пропаганды насилия и войны.

В Конституции зафиксированы гражданские, политические, экономические, социальные, культурные права граждан РФ.

Рассказ учителя:

Гражданские (личные) права – связаны с личностью правообладателя. Реализуется свобода человека принимать решения независимо от государства.

Экономические права – это возможность свободного распоряжения имущественными благами и ведения хозяйственной деятельности. Связаны с правом собственности.

Культурные права – обеспечивают духовное развитие и самореализацию личности. Свобода доступа к духовным и материальным ценностям, созданным человеческим обществом.

Социальные права – это притязания на достойный уровень жизни и благосостояние.

Политические права – это возможность участия личности в политической жизни общества, в формировании и осуществлении государственной власти и местного самоуправления.

5. Обязанности граждан по Конституции РФ.

Наряду с правами Конституция России устанавливает некоторые важные обязанности граждан, в частности обязанность уплаты налогов и обязанность защиты Отечества.

Обязанности человека

Необходимым условием реализации прав и свобод человека является исполнение им юридических обязанностей. В конституционном праве под юридической (конституционной) обязанностью понимается социально возможная необходимость определенного поведения личности, установленная государством.

Конституция устанавливает следующие основные обязанности:

  • соблюдать Конституцию РФ и законы (ст. 15);

  • платить законно установленные налоги и сборы (ст. 57);

  • сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам (ст. 58);

  • защищать Отечество, в том числе нести военную службу (ст. 59);

  • заботиться о детях (ст. 38);

  • заботиться о нетрудоспособных родителях (ст. 38);

  • получить основное общее образование (ст. 43);

  • заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры (ст. 44).

Статья 60 Конституции устанавливает, что гражданин РФ может самостоятельно осуществлять в полном объеме свои права и обязанности с 18 лет.

Государство гарантирует судебную защиту прав и свобод. Как известно, судебный способ защиты считается наиболее демократическим. Предусматривается право на получение квалифицированной юридической помощи. Установлена презумпция невиновности в совершении уголовных преступлений: обвиняемый считается невиновным до тех пор, пока его вина не будет доказана.

Итог. Выполнение задания первой и второй части ОГЭ

  1. Обязательные платежи, которые платит государству его граждане, а также предприятия, компании и фирмы, - это:

  1. Дивиденды

  2. Страховые выплаты

  3. Зарплата

  4. Налоги

  1. Верны ли следующие суждения о правах человека?

А. Право на свободу совести и вероисповедания относиться к личным (гражданским) правам человека.

Б. Право зарабатывать на жизнь свободно выбранным трудом относиться к культурным правам человека.

1) Верно только А

2) Верно только Б

3) Верны оба суждения

4) Оба суждения не верны

  1. Пенсионерка К планирует оформить завещание на квартиру в пользу своей внучки. В какой правоохранительный орган следует обратиться пенсионерке К.?

  1. В полицию

  2. В нотариат

  3. В прокуратуру

  4. В суд

  1. Верны ли следующие суждения о правах и свободах человека?

А. каждое государство обеспечивает соблюдение прав и свобод человека только своим гражданам

Б. Каждое государство самостоятельно составляет свой гарантируемый перечень прав и свобод человека.

1) Верно только А

2) Верно только Б

3) Оба суждения верны

4) Оба суждения не верны

6. Обобщение материала. Домашнее задание.

Обобщение материала.

Итак, ребята, мы с вами живем в счастливое время, когда гражданин нашего государства обладает всеми правами и свободами, необходимыми человеку для существования. Наша задача – сберечь то, что было достигнуто нашими предками.

Домашнее задание. К следующему уроку учащимся рекомендуется повторить права и свободы человека («Всеобщая Декларация прав человека»)  и принести Конституцию РФ.

Работа по параграфу 13 учебника.

Работа с документом (Конституция РФ).

Учащиеся должны изучить статьи главы 2 Конституции РФ и заполнить таблицу.

Гражданские права

Политические права

Экономические права

Социальные права

Культурные права

 

 

 

 

 



Анализ урока обществознания по теме: «Конституционные права и свободы человека и гражданина в Российской Федерации», проведенного учителем обществознания Бакрадзе Татьяной Вениаминовной «»2016 года в классе.

Тип урока: открытия новых знаний.

Цели: дидактическая: Формирование представлений о правах и свободах гражданина, о том, что права человека принадлежат каждому с момента рождения и закрепляются в законах.

Развивающая: Продолжить формирование умений работать в сотрудничестве, умений работать по текстам, умений излагать свои мысли по теме урока.

Воспитательная : Воспитывать у учащихся стремление реализовывать свои возможности и способности, стремление к получению знаний.

Дидактическая структура урока выдержана и представляет собой следующие этапы: организационный момент, актуализация знаний и фиксация затруднений, постановка проблемы, проектирование и фиксация нового знания , первичное закрепление нового материала, домашнее задание, рефлексия учебной деятельности на уроке.

На уроке прослеживается, что учебный процесс по освоению темы проектируется от цели до результата, и это важный позитивный момент.

Учитель уверенно и грамотно использует эффективные методы работы с информацией: на уроке была успешно организована поэтапная самостоятельная учебная, интеллектуальная-познавательная и рефлексивная деятельность учащихся; обеспечивались условия для применения знаний и умений в практической деятельности.

Учителю удалось заинтересовать ребят. Урок прошел в мягкой психологической атмосфере.

На анализируемом уроке видно, что учитель умеет отбирать учебный материал с точки зрения наличия в нем элементов воспитывающего, ценностно-смыслового характера; элементов развивающего характера; вариативности. На протяжении всего урока учитель не упустил ни одной возможности, чтобы организовать учебное исследование.

На уроке использовались разные формы работы. Была и письменная, и устная работа. Содержание урока оптимально, методы обучения – словесный, наглядный, игровой (соревновательный). Особое внимание было уделено самостоятельной работе.

Учителем использовались следующие приемы активизации познавательной деятельности – это постановка

Проблемных вопросов, использование фрагментов из источников (Конституция РФ).

Важно, что учитель использовал разнообразные виды деятельности, а также разные по типу задания. На уроке всецело был использован индивидуальный подход: пока весь класс работал, сильные учащиеся, успевшие выполнить задание, выполняли дополнительные задания учителя по карточкам.

За счет постоянной смены видов деятельности дети не устали, хотя плотность урока была высокой.

Структура урока была четкой, соответствовала типу и целям урока. На каждом этапе проводились небольшие выводы. Переход от одного этапа к другому был плавным. Учащиеся работали совместно с учителем и самостоятельно. Ученики показали, что умеют работать с учебником, работать в группе: были активны в течение всего урока; показали умение продуктивно работать, умение наблюдать, делать выводы, анализировать и обобщать свои знания. Кроме того, учащиеся показали наличие навыков самоконтроля.

Мультимедийная презентация со зрительной и речевой опорой позволила не только эффективно и полезно использовать время на уроке, но и вызвать интерес к теме, к предмету.

Работоспособность учащихся на уроке обеспечивалась также и за счет использования ИКТ.

Важно, что, ориентируясь на уровень подготовки и речевых способностей учащихся, учитель применял дифференцированный подход.

Контроль усвоения полученных знаний осуществлялся в вопросно – ответной форме деятельности.

Подборка интересного насыщенного материала урока имела теоретическую, практическую и познавательную значимость.


Зам. директора по УВР/__________________/

ДОЛЖНОСТЬ ПОДПИСЬ ФИО


Ознакомлен «_____»________2016 ____________/

ДАТА ПОДПИСЬ ФИО



 

Отзыв

об уроке обществознания в 10 классе по теме

«Деятельность как способ существования», проведенном учителем

обществознания МБОУ СОШ №6 ст. Новоивановской

Тимофеевой С.В


Урок изучения нового построен методически верно, этапы урока соблюдены, распределение времени по этапам урока оптимальное.

Цель урока, его план были открыты обучающимся, конкретны и побудительны для них
Содержание урока оптимально (научно, доступно).
Учителем использовался проблемный характер изложения учебного материала.Обучающиеся имели возможность выбора форм и средств работы, вариантов представления результатов (использовался дифференцированный подход). Были созданы условия для актуализации опыта обучающихся, их личностного общения. Урок способствовал формированию ключевых компетенцийв предметной области. Велась подготовка к сдаче ВПР на примере тестовых заданий.Урок способствовал  развитию следующих качеств личности:коммуникативность, критическое мышление,самостоятельность и ответственность, рефлексивность, способность к самооценке и самоанализу.

Обучающиеся получили помощь в решении значимых для них проблем.Педагог сумел заинтересовать обучающихся, владел аудиторией.Комфортность образовательной среды достигалась путем материально-техническое  обеспечения (использовалась мультимедийная презентация)Качество методического обеспечения соответствовало теме урока: пособия, раздаточные материалы, материалы на электронных носителях и пр.), методы обучения и контроля адекватны возможностям обучающихся.На уроке достигнута психологическая комфортность: благоприятный климат (доброжелательность, личностно-гуманное отношение к обучающимся со стороны учителяВ отношениях педагога и обучающихся прослеживался партнерский стиль.

Несмотря на то, что план урока не удалось реализовать полностью ( осталось не выполненным одно творческое задание) считаю , что урок в целом очень хороший


  Вывод: отзыв положительный, рекомендую тиражирование опыта.      





Заместитель директора по УВР _____ Абасов К.Н 




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!