СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тема: Повествование

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели: дать понятие  «Повествование»; выявить признаки текста-повествования; формировать умения и навыки определять и составлять текст-повествование

Просмотр содержимого документа
«Тема: Повествование»

12.12. Тема : Повествование

Цели: дать понятие Повествование»; выявить признаки текста-повествования; формировать умения и навыки определять и составлять текст-повествование

Ход урока

  1. Организационный момент.Комментированное чтение.

Чтение сказки в сочетании с беседой и практической работой учащихся.

- А я знаю! – похвастался Щенок.

- Что ты знаешь? – заинтересовался Котёнок.

- Одно интересное слово знаю. Знаю его значение! – довольный началом разговора, Щенок кувыркнулся в густой зеленой, пахнущей летом траве.

- Какое же это слово, дружок? Ты не мог бы мне его назвать? – Котёнок в нетерпении переступил с лапки на лапку.

_ Пожалуйста. Ты можешь его записать, чтобы свой словарик пополнить. Это слово «композиция»! – сообщил Щенок.

Котёнок задумчиво почесал белой лапкой за ушком.

- Действительно, интересное слово. Дружок, ты не мог бы объяснить мне его значение?

Щенок снисходительно посмотрел на Котёнка.

- Слушай внимательно. Композиция – это то же самое, что и композитор. Знаешь, кто такой композитор?

- Знаю! Композитор сочиняет музыку, как наш сосед Соловей. Но мне кажется, что композитор и композиция не одно и то же, - нахмурился Котёнок.

- А я тебе ответственно заявляю, что одно и то же. Композиция и композитор – слова синонимы! – воскликнул Щенок.

  1. Создание и разрешение проблемной ситуации Согласны ли вы со Щенком? (слайд_4__)

У понятия «композиция» есть несколько определений:
1. Строение, соотношение составных частей какого-либо произведения (композиция рассказа).
2. Теория составления музыкальных произведений (класс композиции в музыкальной школе).
3. Музыкальное произведение (сыграть композицию).

Какое из этих определений соответствует теме сегодняшнего урока? Почему?

Что является в сказке о Котёнке и Щенке началом события?

Об одном или о нескольких событиях рассказывается в сказке?

Какая часть сказки является концом события?

Можно ли назвать этот текст повествованием?


  1. Объяснение нового материала. На этом уроке мы рассмотрим три основных типа речи: повествование, описание и рассуждение и поподробнее остановимся на повествовании (слайд 5)


В типе речи повествование нам важно, что было сначала, а что потом, то есть последовательность действий и событий. Если по повествовательному тексту составить диафильм или рисунок, вряд ли мы ограничимся одним кадром, одним рисунком,  их понадобится несколько, несколько кадров или целая серия рисунков,  чтобы показать развитие действия, динамику, последовательность событий.(слайд 6 )

Если по типу тексту описание  снять диафильм достаточно будет одного кадра, где мы увидим сразу и общий план,  и детали. Эти признаки проявляются в один и тот же момент времени.(слайд 7 )

А для текста-рассуждения кадра создать вообще невозможно

  1. Работа с учебником. Коллективная работа над упр. 199. Прочитать, определить тему и основную мысль текста. Какое событие положено в основу текста?

Составление плана.

  1. Стрижата выросли и покидают «родительский дом».

  2. Столкновение Скрипа и вожака Белое Брюшко.

  3. Первый полёт Скрипа.

  4. Радость полёта.

  1. Знакомство с признаками текста-повествования (Текст- повествование:

  1. Отвечает на вопрос: что делает? (в тексте говорится о развитии действия: что было вначале, потом, затем и наконец).

  2. Имеет 3 части:

А) вступление – завязку (сообщает о месте и времени происходящего события, о действующем лице);

Б) основную часть (описывается развитие действия и кульминационный момент – самый яркий момент в повествовании);

В) заключение – развязку ( рассказывается о результате развития события, делается вывод).

Главная особенность такого сочинения – сообщение о развивающихся действиях и о завершении действий, поэтому в повествовании должно быть много глаголов движения и состояния.

Повествовательный текст, весь в целом, отвечает на вопросы: кто? Что? Где? Когда? Как?

Запомним! В повествовании есть три части:

  1. начало события,

2) развитие события,

  1. конец события.

  1. Беседа

Какая часть в сказке о Котёнке и Щенке является развитием события?

Объясните лексическое значение слова «снисходительно», выбрав правильный ответ:

  1. Нетребовательно, невзыскательно, мягко.

  2. Покровительственно, высокомерно.

5.Тест (слайд 11)

Выберите правильный ответ

А) описываются, раскрываются признаки предмета речи;

Б) рассказывается о событиях, которые развиваются последовательно;

Г) рассуждая, человек объясняет и доказывает что-то.

  1. Закрепление материала.

  1. Самостоятельная работа в группах (слайд13)

- Расположите части текста так, чтобы получился связный рассказ.

- Какая часть является началом события?

- Прочитайте концовку (конец события).

- В какой последовательности развивались события, о которых говорится в основной части?


Текст Аист и Соловей

Было время, когда птицы не умели петь. И вдруг рни узнали. Что в одной далёкой стране старый мудрый человек учит музыке. Тогда птицы послали к нему аиста и соловья.

Аист очень спешил. Он вбежал к мудрецу, даже в двери не постучался, не поздоровался со стариком, а изо всех сил крикнул ему прямо в ухо, чтобы старик оказал ему помощ..: научил его музыке.

Но мудрец решил сначала поучить его вежливости. Он вывел аиста за порог, постучал в дверь и сказал, что надо делать вот так. Нетерпеливый аист решил, что стук в дверь и есть музыка, и улетел. Он обрадовался, что так легко научился музыке и теперь будет удивлять мир своим искусством.

Соловей на маленьких крыльях прилетел позже. Он робко постучал в дверь, поздоровался, попросил прощения за беспокойство и сказал, что ему очень хочется учиться музыке.

Мудрец обучил соловья всему, сто знал сам. С тех пор скромный соловей стал лучшим певцом в мире. А чудак аист умеет только стучать клювом.

  1. Работа с деформированным текстом (слайд14)

Восстановите текст, дописав пропущенные предложения в той части, где происходит развитие события.

Загадки леса

За рекой росли одни ёлки. Вдруг среди ёлок появились дубки. А дубы отсюда далеко растут. Не могли же с ветром жёлуди прилететь. Кто их сажает здесь?

Однажды шёл я с охоты. Смотрю: мимо меня низко-низко полетела сойка

Так вот откуда молодые дубки появились среди ёлок! Сойка спрячет жёлудь, а потом забудет, где спрятала. Он и прорастёт.

Для справки. Я спрятался за дерево и стал за ней подглядывать. Сойка что-то спрятала под трухлявый пень и осмотрелась: не увидит ли кто? Потом она п(?)летела к речке. Я подошёл к пню, а между корнями в ямке лежат два жёлудя: сойка спрятала их на зиму.

- Проверим выполненное задание.

  1. Рефлексия. (слайд 15) А сейчас мы с вами подведём итоги урока. Мы составим новогоднюю композицию. Наша ёлочка в физкультминутке только готовится к празднику. Давайте поможем ей нарялиться. У каждого из вас на парте по три кружочка (ёлочные шарики)

Красный – мне урок понравился, потому что…..

Белый – сомневаюсь в ответе………

Темный – мне было неинтересно, потому что……

  1. Домашнее задание.(§32, упр. 200












Работа с деформированным текстом Восстановите текст, дописав пропущенные предложения в той части, где происходит развитие события. Подчеркнуть гнлавные члены предложения.

Загадки леса

За рекой росли одни ёлки. Вдруг среди ёлок появились дубки. А дубы отсюда далеко растут. Не могли же с ветром жёлуди прилететь. Кто их сажает здесь?

Однажды шёл я с охоты. Смотрю: мимо меня низко-низко полетела сойка

Так вот откуда молодые дубки появились среди ёлок! Сойка спрячет жёлудь, а потом забудет, где спрятала. Он и прорастёт.


Для справки. Я спрятался за дерево и стал за ней подглядывать. Сойка что-то спрятала под трухлявый пень и осмотрелась: не увидит ли кто? Потом она п(?)летела к речке. Я подошёл к пню, а между корнями в ямке лежат два жёлудя: сойка спрятала их на зиму.


самостоятельная работа Расположите части текста так, чтобы получился связный рассказ. Какая часть является началом события? Прочитайте концовку (конец события). В какой последовательности развивались события, о которых говорится в основной части?


Аист очень спешил. Он вбежал к мудрецу, даже в двери не постучался, не поздоровался со стариком, а изо всех сил крикнул ему прямо в ухо, чтобы старик оказал ему помощ..: научил его музыке.


Соловей на маленьких крыльях прилетел позже. Он робко постучал в дверь, поздоровался, попросил прощения за беспокойство и сказал, что ему очень хочется учиться музыке.


Но мудрец решил сначала поучить его вежливости. Он вывел аиста за порог, постучал в дверь и сказал, что надо делать вот так. Нетерпеливый аист решил, что стук в дверь и есть музыка, и улетел. Он обрадовался, что так легко научился музыке и теперь будет удивлять мир своим искусством.


Мудрец обучил соловья всему, сто знал сам. С тех пор скромный соловей стал лучшим певцом в мире. А чудак аист умеет только стучать клювом.


Было время, когда птицы не умели петь. И вдруг они узнали. Что в одной далёкой стране старый мудрый человек учит музыке. Тогда птицы послали к нему аиста и соловья.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!