СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тема: Основания. Класс. Номенклатура. Получение.

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: Основания. Класс. Номенклатура. Получение.

Просмотр содержимого документа
«Тема: Основания. Класс. Номенклатура. Получение.»

Тема: Основания. Класс. Номенклатура. Получение.

Цель: 1) Сформулировать понятия об основаниях (растворимых и нерастворимых)

2) Развивать навыки практического эксперимента.

3) Воспитывать творческие способности обучающихся


Оборудование: образцы оснований, таблица растворимости, индикаторы, реагенты, лабораторная посуда, учебные плакаты.


Ход урока:

Организационный момент.

Проверка домашнего задания.

1.Работа по карточкам (2 обучающихся у доски)

- распределить на две группы и выписать в два столбика основные оксиды и кислотные оксиды:

2.Написать реакции горения:

3.Опрос класса:

1) Какие вещества называются оксидами?

2) Назовите оксид кремния. –песок.

Оксид алюминия - бесцветные кристаллы,

Красные кристаллы –рубины,

Голубые кристаллы- сапфиры

3)Оксид ванадия - по своей твердости приближается к алмазу

4)оксид кальция - известь.

Проверим, как эту тему усвоили обучающиеся у доски:

  1. Какие оксиды относятся к основным ?

  2. Какие к кислотным?


Тема урока.

  1. Определение основании ( учебник)

Основаниями называются сложные вещества, в состав которых входят атомы металлов, соединенные с одной или несколькими группами атомов ОН

ОН – гидроксильная группа. Валентность -1

гидроксид бария или основание;

гидроксид железа или онование

Вызываю к доске: Написать формулы: гидроксид натрия, гидроксид алюминия, гидроксид кальция. (Слабый обучающийся читает формулы.)

2. Физические свойства:

1.Большинство оснований- твердые вещества, с различной растворимостью в воде . Демонстрация некоторых оснований - №а ОН , КОН, Са(ОН)2

2. Основания подразделяются на растворимые в воде и нерастворимые в воде.

а) Растворимые (щелочи)- едкие вещества. При работе с ними надо соблюдать осторожность. NаОН, КОН.

б) Нерастворимые – Fе(ОН)2 , Си (ОН)2.

4) Научить пользоваться таблицей растворимости.

5) Чтобы определить среду в растворе (щелочная или кислотная) пользуются специальными веществами – индикаторами.


Индикаторы – вещества которые под действием раствором щелочей и кислот по-разному изменяют свой цвет.

(изучаем учебный плакат - Кислотность среды)

6)Химический эксперимент:

1) используем различные индикаторы – фенолфталеин и универсальный индикатор – определяем среду.


6) Получение оснований:

1) Растворимые основания (щелочи)

а) Активный металл + вода = щелочь + водород


Демострация этой реакции. С помощью индикатора определим среду.

б) Основной оксид + вода = щелочь


2)Нерастворимые основания: Си(ОН)

Си + Н2 О =

СиО + Н2 О =

Прямые реакции не идут. Чтобы получить нерастворимые основания нужно проводить реакции обмена.

Реакции обмена- это реакции между двумя сложными веществами, в ходе которых они обмениваются составными частями .

а) Получим гидроксид меди- нерастворимое основание :


СиSO4 + 2NaОН = Си (ОН) 2 + Na2SO4

Провести демонстрацию этой реакции. Наблюдаем образования синего осадка,

б) Получим гидороксид железа Fе (ОН2)

3FеSO4 + 6N аОН = 3Fе (ОН)2 + 3 Nа2SO4

Провести демонстрацию этой реакции. Наблюдаем образование зеленог осадка (постепенно буреет)

в) Получим гидроксид магния.

Провести демонстрацию этой реакции. Наблюдали прозрачный студенистый осадок Mg(OH)2


Закрепление:

Игра « Химическое домино». Приложение № 1

Для игры подготавливаются карточки. Карточка делится на две части. Верхняя часть – вопрос. Нижняя часть- ответ. На первой карточке – последний ответ и первый вопрос. Для удобства на первой карточке можно поставить цифру 1

Каждый обучающийся получает карточку. Тот, кому досталась карточка №1 с вопросом: « Какие вещества называются основаниями?» зачитывает этот первый вопрос. Кто-то из обучающихся обнаруживает на своей карточке ответ и отвечает. Задает вопрос уже из своей карточки и т.д. Кто начинает игру? тот ее и заканчивает.




Дом. задание §41-42

Итог урока :

























































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!