СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тема: «Мои любимые бабушки и дедушки!» (Подготовительная группа).

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: Воспитывать уважительное отношение к пожилым и старым людям и побуждать к проявлению им сочувствия. Познакомить с Божией заповедью: «Почитай отца твоего и мать твою, и будет тебе хорошо, и будешь долго жить на земле». Учить заботится о бабушке, дедушке. Обогащать словарь детей социокультурными категориями: «заповедь», «память», «забота», «мудрость», «наказ».  Вызывать эмоциональный отклик к оказанию помощи своим бабушкам и дедушкам.

 

Ход занятия.

1. Приветствие. Здравствуйте, здравствуйте, здравствуйте! Собрались все дети в круг, Я – твой друг, и ты – мой друг! Вместе за руки возьмемся,  и друг другу улыбнемся!

2.Слушаем.  Сегодня, ребята я видела, как один мальчик помогал старой бабушке перейти дорогу и ему об этом никто не говорил. Он сделал это сам, потому что понимает, как тяжело бывает старым людям быстро сориентироваться на перекрестке и перейти улицу. Мне этот мальчик очень понравился, потому, что у него доброе  сердечко.

Предложить детям закончить предложение «Когда я вижу, как старому человеку тяжело ходить, то...»; «Когда я вижу, как старому человеку тяжело стоять в автобусе, то...»; «Когда я вижу, как старому человеку тяжело нести сумку, то...».

О любви внуков к бабушкам и дедушкам написано много стихов. Вот некоторые из них.

Чтение стихотворения С. Капутикян  «Моя бабушка».

Стала бабушка

Старой, хворою,

От ходьбы она устает.

Храбрым летчиком

Стану скоро я,

Посажу ее в самолет.

Не тряхну ее, не качну ее.

Отдохнет она, наконец.

Скажет бабушка:

«Ай да внучек мой,

Ай да летчик мой, молодец!».

Чтение стихотворение  Е. Трутневой:

Бабушка наша очень добра, бабушка наша очень стара.

Много морщинок у бабушки нашей, с ними она еще лучше и краше.

Если на лбу у нас появляется шишка, пуговки нет, изорвётся пальтишко.

Или какая другая беда, бабушка нам помогает всегда.

Бабушка теплые варежки свяжет, бабушка вечером сказку расскажет.

      Но, не всегда дети и даже взрослые проявляют уважение к старым людям, и об этом говорится в следующем рассказе. «Стал дед очень стар. Ноги у него не ходили, глаза не видели, уши не слышали, зубов не было. И, когда он ел, у него текло назад изо рта. Сын и невестка перестали его за стол сажать, а давали ему обедать за печкой. Снесли ему раз обедать в чашке.

Он хотел ее подвинуть, да уронил и разбил. Невестка стала бранить старика за то, что он им все в доме портит и чашки бьет, и сказала, что теперь она ему будет давать обедать в лоханке. Старик только вздохнул и ничего не сказал. Сидят раз муж с женой дома и смотрят — сынишка их на полу дощечками играет — что-то слаживает. Отец и спросил: «Что ты это делаешь, Миша?» А Миша и говорит: «Это я, батюшка, лоханку делаю. Когда вы с матушкой стары будете, чтобы вас из этой лоханки кормить».

Муж с женой поглядели друг на друга и заплакали. Им стало стыдно за то, что они так обижали старика; и стали с тех пор сажать его за стол и ухаживать за ним».

- Как относились муж и жена к старому человеку?

- За что они обижали дедушку?

- Они исправили свою ошибку?

- А кто им в этом помог?

Сочувствовать – значит чувствовать, как другому человеку больно, грустно, плохо.

- Что вы чувствовали, когда я читала басню?

- Как можно назвать людей, которые смеются над стариками? (Жестокими, безжалостными, бесчувственными).

Обсуждение проблемной ситуации:

 1.«У Кати бабушка уже стара, поэтому плохо видит. Раньше она много читала рассказов своей внучке, рассказывала ей сказки, штопала носки. Сейчас она без очков ничего не видит. Катя пришла к ней в гости и попросила прочитать новую книжку, но бабушка не может найти свои очки и предлагает ей заняться чем-нибудь другим. Внучка, услышав отказ, рассердилась на бабушку, сказав, что больше не придет к ней в гости».

- Правильно ли поступила девочка? Почему?

- Что чувствовала бабушка в этой ситуации?

- Можно ли было поступить по-другому?

- Как бы вы поступили на месте девочки?

2. «Опираясь на палочку, идет старый человек. Он останавливается, чтобы отдохнуть. И снова бредет. Мальчики начали подражать его походке, сгорбились, еле передвигают ноги, смеются».

- Что бы вы сказали о таких мальчиках?

Мудрые советы:

Нельзя смеяться над старыми людьми.

К старым людям нужно относиться заботливо, помогать им.

Старые люди прожили много-много лет и трудились для людей.

3. Беседуем:

- Как вы думаете, каких людей называют пожилыми?  (Пожилые - это  те люди,  которые успели долго пожить. Долго  пожили, много узнали, мудрыми стали).

- У вас в доме есть пожилые люди? (Верно, это бабушки и дедушки).

- Расскажите о своей бабушке. Как её зовут? Что она делает дома? Как заботится о тебе. Любит ли она тебя? Как называет тебя? (Рассказы  о своих любимых бабушках и дедушках). Вот какие ласковые, добрые, заботливые, любящие ваши бабушки и дедушки.

4. Обобщаем: Было бы очень  хорошо,  если бы  у вас были добрые и тёплые сердечки, чтобы вы замечали кому плохо, и приходили  на помощь. У вас есть бабушки и, дедушки. Они старенькие, прожила долгую и трудную жизнь и  сейчас слабенькие, часто болеют. О них надо  заботиться, жалеть. «Что такое красота – это сердца доброта!». Бог людям дал мудрую заповедь: «Почитай отца твоего и мать твою, и будет тебе хорошо, и будешь долго жить на земле». Их надо очень любить, уважать и заботиться о них.

Немного народной мудрости( дети читают по очереди).

  • Не смейся над старым, сам  скоро будешь старцем.
  • Учись доброму, так худое на ум не пойдёт.
  • Кто родителей почитает, тот во веки не погибает.
  • Уважай старших, от совета их голова не болит.
  • Не смейся над чужой бедой, сам можешь в ней оказаться.
  • Молодость – не грех, а старость – те смех.
  • Молодой умок старым умом крепится.
  • Не спеши языком, торопись делом.
  • Самое лучшее наследство-воспитанность.
  • Добрые -детки дому венец, а плохие детки-дому конец.
  • Один добрый пример лучше ста слов.

5. Играем: Бабушки очень любят играть с внуками, и взрослый предлагает разучить одну веселую игру. Проводится игра «Бабушка Маланья» (З.М. Богуславская, Е.О. Смирнова). Задача ребенка - придумать интересные движения к этой потешке. Водящий становится в круг, а дети берутся за руки и начинают запевать песенку, сопровождая ее выразительными движениями.

У Маланьи, у старушки

Жили в маленькой избушке

Семь дочерей,

Семь сыновей,

Все без бровей.

С такими глазами,

С такими ушами,

С такими носами,

С такими усами,

С такой головой,

С такой бородой...

Ничего не ели,

Целый день сидели,

На нее глядели,

Делая вот так...

Движения: дети движутся по кругу в одну сторону, держась за руки. Останавливаются и с помощью жестов и мимики изображают то, о чем говорится в тексте: закрывают руками брови, делают «круглые глаза» и «большой нос» и т.п.Присаживаются на корточки и одной рукой подпирают подбородок. Повторяют за ведущим любое смешное движение.

Правила игры: тот, кто стоит в центре круга, должен сам придумать, как изобразить детей бабушки Маланьи. Все участники хоровода повторяют движения ведущего.

 Ролевая гимнастика: с помощью мимики и пантомимики показать:

•   старого, уставшего дедушку;

•   грустную бабушку;

•   улыбающуюся бабушку.

6.Творим, рисуем, радуемся: Делаем альбом: «Мудрые наказы наших бабушек и дедушек». Предложить детям  красиво оформить лист бумаги. А бабушка  напишет наказ внуку (внучке), а затем оформим  альбом «Мудрые наказы наших бабушек».

7.Прощалочка:  Как вы думаете, когда люди дарят друг другу сердечки? (Ответы детей). И вот сегодня своим бабушкам и дедушкам вы тоже подарите сердечки. Воспитатель  передает в руки детям  волшебную шкатулку, из неё дети берут сердечки и дают обещания во всём помогать пожилым людям: бабушкам и дедушкам.

Жалейте каждого больного

Всем сердцем, всей своей  душой

И не считайте за чужого,

Какой  бы ни был он чужой

Пусть к вам потянется калека

Как к доброй матери – дитя.

Пусть в человеке человека

Увидит сердцем,  к вам летя.

И будет радостно вам снова

Вся эта грустная земля…

Жалейте каждого больного,

Ему сочувствие даря (И. Северянин).

 Давайте пообещаем себе и друг другу, что всегда будем замечать горе других, будем уважать старость, помогать пожилым людям. До скорой  встречи, мои хорошие!

Конец занятия

 

 

Просмотр содержимого документа
«Тема: «Мои любимые бабушки и дедушки!» (Подготовительная группа).»

Тема: «Мои любимые бабушки и дедушки!» (Подготовительная группа).

Цель: Воспитывать уважительное отношение к пожилым и старым людям и побуждать к проявлению им сочувствия. Познакомить с Божией заповедью: «Почитай отца твоего и мать твою, и будет тебе хорошо, и будешь долго жить на земле». Учить заботится о бабушке, дедушке. Обогащать словарь детей социокультурными категориями: «заповедь», «память», «забота», «мудрость», «наказ». Вызывать эмоциональный отклик к оказанию помощи своим бабушкам и дедушкам.


Ход занятия.

1. Приветствие. Здравствуйте, здравствуйте, здравствуйте! Собрались все дети в круг, Я – твой друг, и ты – мой друг! Вместе за руки возьмемся, и друг другу улыбнемся!

2.Слушаем. Сегодня, ребята я видела, как один мальчик помогал старой бабушке перейти дорогу и ему об этом никто не говорил. Он сделал это сам, потому что понимает, как тяжело бывает старым людям быстро сориентироваться на перекрестке и перейти улицу. Мне этот мальчик очень понравился, потому, что у него доброе сердечко.

Предложить детям закончить предложение «Когда я вижу, как старому человеку тяжело ходить, то...»; «Когда я вижу, как старому человеку тяжело стоять в автобусе, то...»; «Когда я вижу, как старому человеку тяжело нести сумку, то...».

О любви внуков к бабушкам и дедушкам написано много стихов. Вот некоторые из них.

Чтение стихотворения С. Капутикян «Моя бабушка».

Стала бабушка

Старой, хворою,

От ходьбы она устает.

Храбрым летчиком

Стану скоро я,

Посажу ее в самолет.

Не тряхну ее, не качну ее.

Отдохнет она, наконец.

Скажет бабушка:

«Ай да внучек мой,

Ай да летчик мой, молодец!».

Чтение стихотворение Е. Трутневой:

Бабушка наша очень добра, бабушка наша очень стара.

Много морщинок у бабушки нашей, с ними она еще лучше и краше.

Если на лбу у нас появляется шишка, пуговки нет, изорвётся пальтишко.

Или какая другая беда, бабушка нам помогает всегда.

Бабушка теплые варежки свяжет, бабушка вечером сказку расскажет.

Но, не всегда дети и даже взрослые проявляют уважение к старым людям, и об этом говорится в следующем рассказе. «Стал дед очень стар. Ноги у него не ходили, глаза не видели, уши не слышали, зубов не было. И, когда он ел, у него текло назад изо рта. Сын и невестка перестали его за стол сажать, а давали ему обедать за печкой. Снесли ему раз обедать в чашке.

Он хотел ее подвинуть, да уронил и разбил. Невестка стала бранить старика за то, что он им все в доме портит и чашки бьет, и сказала, что теперь она ему будет давать обедать в лоханке. Старик только вздохнул и ничего не сказал. Сидят раз муж с женой дома и смотрят — сынишка их на полу дощечками играет — что-то слаживает. Отец и спросил: «Что ты это делаешь, Миша?» А Миша и говорит: «Это я, батюшка, лоханку делаю. Когда вы с матушкой стары будете, чтобы вас из этой лоханки кормить».

Муж с женой поглядели друг на друга и заплакали. Им стало стыдно за то, что они так обижали старика; и стали с тех пор сажать его за стол и ухаживать за ним».

- Как относились муж и жена к старому человеку?

- За что они обижали дедушку?

- Они исправили свою ошибку?

- А кто им в этом помог?

Сочувствовать – значит чувствовать, как другому человеку больно, грустно, плохо.

- Что вы чувствовали, когда я читала басню?

- Как можно назвать людей, которые смеются над стариками? (Жестокими, безжалостными, бесчувственными).

Обсуждение проблемной ситуации:

1.«У Кати бабушка уже стара, поэтому плохо видит. Раньше она много читала рассказов своей внучке, рассказывала ей сказки, штопала носки. Сейчас она без очков ничего не видит. Катя пришла к ней в гости и попросила прочитать новую книжку, но бабушка не может найти свои очки и предлагает ей заняться чем-нибудь другим. Внучка, услышав отказ, рассердилась на бабушку, сказав, что больше не придет к ней в гости».

- Правильно ли поступила девочка? Почему?

- Что чувствовала бабушка в этой ситуации?

- Можно ли было поступить по-другому?

- Как бы вы поступили на месте девочки?

2. «Опираясь на палочку, идет старый человек. Он останавливается, чтобы отдохнуть. И снова бредет. Мальчики начали подражать его походке, сгорбились, еле передвигают ноги, смеются».

- Что бы вы сказали о таких мальчиках?

Мудрые советы:

Нельзя смеяться над старыми людьми.

К старым людям нужно относиться заботливо, помогать им.

Старые люди прожили много-много лет и трудились для людей.

3. Беседуем:

- Как вы думаете, каких людей называют пожилыми? (Пожилые - это те люди, которые успели долго пожить. Долго пожили, много узнали, мудрыми стали).

- У вас в доме есть пожилые люди? (Верно, это бабушки и дедушки).

- Расскажите о своей бабушке. Как её зовут? Что она делает дома? Как заботится о тебе. Любит ли она тебя? Как называет тебя? (Рассказы о своих любимых бабушках и дедушках). Вот какие ласковые, добрые, заботливые, любящие ваши бабушки и дедушки.

4. Обобщаем: Было бы очень хорошо, если бы у вас были добрые и тёплые сердечки, чтобы вы замечали кому плохо, и приходили на помощь. У вас есть бабушки и, дедушки. Они старенькие, прожила долгую и трудную жизнь и сейчас слабенькие, часто болеют. О них надо заботиться, жалеть. «Что такое красота – это сердца доброта!». Бог людям дал мудрую заповедь: «Почитай отца твоего и мать твою, и будет тебе хорошо, и будешь долго жить на земле». Их надо очень любить, уважать и заботиться о них.

Немного народной мудрости( дети читают по очереди).

  • Не смейся над старым, сам скоро будешь старцем.

  • Учись доброму, так худое на ум не пойдёт.

  • Кто родителей почитает, тот во веки не погибает.

  • Уважай старших, от совета их голова не болит.

  • Не смейся над чужой бедой, сам можешь в ней оказаться.

  • Молодость – не грех, а старость – те смех.

  • Молодой умок старым умом крепится.

  • Не спеши языком, торопись делом.

  • Самое лучшее наследство-воспитанность.

  • Добрые -детки дому венец, а плохие детки-дому конец.

  • Один добрый пример лучше ста слов.

5. Играем: Бабушки очень любят играть с внуками, и взрослый предлагает разучить одну веселую игру. Проводится игра «Бабушка Маланья» (З.М. Богуславская, Е.О. Смирнова). Задача ребенка - придумать интересные движения к этой потешке. Водящий становится в круг, а дети берутся за руки и начинают запевать песенку, сопровождая ее выразительными движениями.

У Маланьи, у старушки

Жили в маленькой избушке

Семь дочерей,

Семь сыновей,

Все без бровей.

С такими глазами,

С такими ушами,

С такими носами,

С такими усами,

С такой головой,

С такой бородой...

Ничего не ели,

Целый день сидели,

На нее глядели,

Делая вот так...

Движения: дети движутся по кругу в одну сторону, держась за руки. Останавливаются и с помощью жестов и мимики изображают то, о чем говорится в тексте: закрывают руками брови, делают «круглые глаза» и «большой нос» и т.п.Присаживаются на корточки и одной рукой подпирают подбородок. Повторяют за ведущим любое смешное движение.

Правила игры: тот, кто стоит в центре круга, должен сам придумать, как изобразить детей бабушки Маланьи. Все участники хоровода повторяют движения ведущего.

Ролевая гимнастика: с помощью мимики и пантомимики показать:

• старого, уставшего дедушку;

• грустную бабушку;

• улыбающуюся бабушку.

6.Творим, рисуем, радуемся: Делаем альбом: «Мудрые наказы наших бабушек и дедушек». Предложить детям красиво оформить лист бумаги. А бабушка напишет наказ внуку (внучке), а затем оформим альбом «Мудрые наказы наших бабушек».

7.Прощалочка: Как вы думаете, когда люди дарят друг другу сердечки? (Ответы детей). И вот сегодня своим бабушкам и дедушкам вы тоже подарите сердечки. Воспитатель передает в руки детям волшебную шкатулку, из неё дети берут сердечки и дают обещания во всём помогать пожилым людям: бабушкам и дедушкам.

Жалейте каждого больного

Всем сердцем, всей своей душой

И не считайте за чужого,

Какой бы ни был он чужой

Пусть к вам потянется калека

Как к доброй матери – дитя.

Пусть в человеке человека

Увидит сердцем, к вам летя.

И будет радостно вам снова

Вся эта грустная земля…

Жалейте каждого больного,

Ему сочувствие даря (И. Северянин).

Давайте пообещаем себе и друг другу, что всегда будем замечать горе других, будем уважать старость, помогать пожилым людям. До скорой встречи, мои хорошие!

Конец занятия




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!