СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тема: «Личные местоимения 1-го, 2-го, 3-го лица».

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

разработка урока по русскому языку по теме "местоимения"

Просмотр содержимого документа
«Тема: «Личные местоимения 1-го, 2-го, 3-го лица».»

Тема: «Личные местоимения 1-го, 2-го, 3-го лица».

Цель урока: познакомить с грамматическими признаками личных местоимений; учить определять их лицо и число ;совершенствовать навык правильного употребления местоимений в речи; формировать навык правописания местоимений с предлогами; развивать речь, память, внимание учащихся, умение заменять имя существительное местоимением соответствующего рода; воспитывать уважение к чужому мнению, умение работать в коллективе.

Планируемые результаты

- закрепить понятие о местоимении, о роли местоимений в речи;

- упражняться в определении лица, числа местоимений; замене существительных местоимениями в речи;развивать внимание, память, мышление, речь  обучающихся;

- воспитывать вежливость и уважение к окружающим; воспитывать любовь к русскому языку; чувство коллективизма.

УУД:

Познавательные:

- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

- поиск и выделение необходимой информации;

- анализ объектов с целью выделения их признаков;

- осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;

Коммуникативные:

- инициативное сотрудничество с учителем и сверстниками;

- контроль, коррекция, оценка действий партнёра;

- контроль, коррекция, оценка действий партнёра;

Регулятивные:

- постановка учебной задачи;

- сличение способа действия и его результата с заданным ;

- оценивание качества и уровня усвоения материала;

Личностные:

- нравственно – этическое оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей.

Оборудование: карточки для исследовательской работы ,таблица местоимений,загадки на карточках .

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний Минутка каллиграфии Писать мы будем под   девизом: «Правильно пишу, красиво, чисто, аккуратно, грамотно».

яяМккЕппСллТууОввИддМххЕррНггИааЕ (доска)

Орфографическая минутка

Послушайте и отгадайте, о чём идёт речь?

Утром так заведено –

Разомкнёшь ресницы

И к тебе идет оно

Розовой жар-птицей. /Солнце/

А стемнеет – он придет

Тоненький, смущенный, -

Он на цыпочках войдет

Долькою лимонной. /Месяц/

Срок пройдет – плывет она

В пелене тумана.

Круглолица и грустна

Будто Несмеяна! /Луна/

– Кто же он, оно, она?

(Заяц, петухи, воробей, корова, собаки, ворона, медведь, сорока, лисица)

В тетрадях в три столбика выпишите словарные слова которые можно заменить местоимение он, она, они (1-2минуты.) Проверка.

III. Самоопределение к деятельности

— Послушайте стихотворение.

Заранее ,заранее всё было решено:

У школьников собрание,

Потом у них кино.

Домой придёт мой старший брат,

Он мне расскажет всё подряд,

Он объяснит мне, что к чему.

А я большая!

Я пойму.

И вот он начал свой рассказ:

— Они ползут, а он им — раз!

А тут как раз она ползла,

А он как даст ему со зла!

Они ей - раз! Она им — раз!

Но тут как раз её он спас,

Он был с ней заодно...

Ух, сильное кино!

Нет, видно, я ещё мала:

Я ничего не поняла.

А. Барто

— Почему девочка ничего не поняла? (Брат не называл имена героев, а заменял их местоимениями.) - Вычеркните повторяющиеся буквы, что вы прочитали?     МЕСТОИМЕНИЕ Как вы думаете о чём  мы будем говорить на уроке. Ваши предположение, что такое местоимение? IV. Работа над темой урока

1.Ассоциативный куст

— С какими местоимениями вы уже знакомы? (С личными.)

— Сформулируйте задачи урока. (Вспомнить, что такое местоимение, каковы особенности личных местоимений, научиться распознавать личные местоимения.)

 Краткие сведения о местоимении:

Местоимений в русском языке немного, всего – 69, но они встречаются в нашей речи часто и по частоте употребления занимают 3-е почетное место после глаголов и имен существительных. Почему это действительно загадка. Думаю, что исследовав данную тему, мы узнаем ответ.  2. Стадия осмысления. Новый материал.

– Начнем наше исследование. Докажем или опровергнем ваши утверждения. Результаты будем записывать в карточку, которая станет для вас памяткой.

1.Местоимение  – это часть речи

2.Употребляется вместо существительного

3. Местоимения отвечают на вопросы Кто? Что?

4. Не называют предмет, а указывают на него

5. Личные местоимения 1-го лица…(я, мы)

2-го лица…(ты, вы)

3-го лица…(он, она, оно, они)

С берегов рек в небо поднялись журавли. Журавли  летят и громко курлычут.

– Как вы считаете, удачно ли построены эти предложения в паре?

– Посоветуйтесь друг с другом и решите, что можно изменить в предложениях и запишите их.

– Проверка. Почему вы так решили?

– Какие красивые, замечательные птицы живут у нас с вами. Мы должны бережно относиться к нашим меньшим друзьям.

– Закончите фразу: наше предложение состоит из …  каждое слово – это часть…

 – Назовите, какие части речи встретились в ваших предложениях?

– т.к. местоимение – слово, значит оно является…

– Какой напрашивается вывод? Запишем в исследовательскую карточку.

Давайте разберём  слово Местоимение по составу

 ( Состоит из двух основ  Мест и имя) А какой части речи относятся имена предметов (к существительному), значит,  какой мы можем сделать вывод?  

ФИЗМИНУТКА

V. Закрепление.

Отредактируйте текст. (Устно или письменно ?)

Про лису дурная слава ходит, будто лиса кур таскает. Но на деле редко лисе это удается. Чаще всего лиса охотится за мышами.

У лисы чуткий слух. Только пискнет мышонок, лиса уже тут как тут.

(Про лису дурная слава ходит, будто она кур таскает. Но на деле редко ей это удается. Чаще всего она охотится за мышами.

У неё чуткий слух. Только пискнет мышонок, лиса уже тут как тут).

Веселые задачки

За какое местоимение можно спрятать букву «Ц», чтобы получилось животное породы грызунов? (заЯц)

К какому местоимению надо прибавить слог ЛО, чтобы получился предмет для принятия душа? (Мыло)

Ответы на вопросы

-Что вы любите делать?
- Какое слово вы употребили, назвав себя?  Подчеркните это слово.
- Что мы изготовили на уроках труда?
- Какое слово в предложении указывает на нас? Подчеркните.
- Составьте и запишите вопрос, адресуя его своему однокласснику.
-Какое слово указывает на лицо, к которому вы обратились.
- А если бы вы обратились ко мне с вопросом, то, какое слово использовали?
- Когда мы используем слово вы?
Прочитайте те слова, которые мы выделили.
- В чем особенность этих слов?

– Какие личные местоимения мы узнали? Запишем в исследовательскую карточку.

- Прочитайте местоимения, которые мы нашли.  Эти местоимения называют – личными. Все собравшиеся здесь местоимения употребляются вместо существительных и указывают на лицо. Местоимение Я- на лицо говорящего, Ты – на того, с кем говорят, ОН – на того, кто не участвует в разговоре, Мы Вы Они – соответственно о нескольких лицах.
- Если о лицах, тогда и назвали их личными. Какие личные местоимения мы узнали? Запишем в исследовательскую карточку

Делаем вывод: Что личные местоимения отвечают на  те же вопросы, на которые отвечают имена существительные. Но имена существительные называют предмет, а местоимения указывают но не называют его.

Давайте проверим свои выводы с правилом в учебнике. Стр 64

Итог урока.

Тест Игра « Микрофон » Закончи предложения:

Местоимения – это слова, которые не называют людей, животных, предметы, а только … (указывают на них)

Я знаю личные местоимения:…(я, мы, ты, вы, он, она, оно, они)

Местоимения: 1-го лица…(я, мы)

2-го лица…(ты, вы)

3-го лица…(он, она, оно, они)

По родам изменяются только местоимения …(3-го) лица, …(единственного) числа.

- Какая была цель урока? (Научиться изменять местоимения по падежам)

- Добились мы цели?

10.Домашнее задание: с/р стр. 26 упр. 23, всё по заданию.

11. Рефлексия.

Оцените свою работу на уроке по плану:

  • Сегодня на уроке я научился …

  • У меня хорошо получилось …

  • …. задание вызвало затруднение, потому что …

  • Мне нужно ещё …

Оценка работы учащихся учителем.

Спасибо за работу! Урок окончен!




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!