Тема: «Конфликты в обществе»
Прежде чем сказать – посчитай до десяти,
Прежде чем обидеть – посчитай до ста,
Прежде чем ударить – посчитай до тысячи.
(Старинная народная мудрость)
Дисциплина: обществознание, история
Цель:сформировать понятие о конфликте, его происхождении, развитии и путях решения.
Задачи:
Компетенции:
Предметная: формирование у учащихся представлений о понятии «конфликт», о причинах конфликтов, их классификации, путях и способах их разрешения; развитие способности выявлять причины конфликтов, находить пути их урегулирования. В целом способствовать усвоению учениками основного фактического и понятийного материала. Формирование у обучающихся социальной ответственности, правового самосознания, толерантности.
Личностная: развитие научного мышления учащихся через установление причинно-следственных связей, анализ данных; развитие учебно-исследовательских умений учащихся в групповой и индивидуальной деятельности. Формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания; формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками и другими людьми.
Метапредметная: формирование представлений о процессе возникновения конфликтов на примере жизненных ситуаций, содействие созданию конструктивных отношений через повышение психологической компетентности учащихся по вопросам предупреждения и адекватного разрешения конфликтных ситуаций. Применение на практике способов решения конфликтов.
Планируемые результаты:
Знание:
понятий: конфликт, противоречие.
возникновения конфликтов;
основных особенностей разрешения конфликтов.
Умение:
давать советы по разрешению конфликтов, используя разные способы, известные в науке;
анализировать данные;
классифицировать конфликты по их характерным чертам;
строить модели поведения людей в конфликтных ситуациях;
давать собственную оценку, приводить собственные примеры;
сопоставлять точки зрения на решение возникшей проблемы.
Понимание:
сущности социальной напряженности общества;
сущность конструктивного разрешения конфликта.
Тип урока: комбинированный
Ведущие приемы обучения: постановка метапредметных вопросов, постановка и решение теоретической проблемы, организация акцентированных наблюдений, обращение к жизненному опыту учащихся.
Дидактическое обеспечение:
1. Компьютер с колонками, проектор, экран для показа слайдов
2. Презентация «Социальный конфликт»
3. Важенин А.Г. Обществознание для профессий и специальностей технического, естественно-научного, гуманитарного профилей: учебник. — М., 2015, с.254.
4.Никитин А.Ф. Обществознание. 10-11 класс. – М., 2007, с.120.
5.Дидактический раздаточный материал по теме урока.
Технологии:
1.Урок с применением обучающих структур и приемов мыслительной деятельности
2.Информационно-коммуникативные технологии (при опросе и закрепление материала – работа с презентацией
3.Технология интегрированного обучения
План урока
Ход урока
Мотивация.
Преподаватель приветствует студентов и отмечает отсутствующих.
Преподаватель организует проверку домашнего задания:
1. Два студента работают в компьютере, выполняют задания по теме «Девиантное поведение»
2.Несколько студентов (из плохо успевающих, чтобы получить дополнительную отметку).работают с тестами в Важенин А.Г. Обществознание для профессий и специальностей технического, естественно-научного, гуманитарного профилей: контрольные задания. — М., 2015, с.64.
3.Устный опрос:
А.Причиныдевиантноного поведения.
Б.Проявлениядевиантного поведения.
В.Примерыдевиантного поведения.
Д.5 видов девиантного поведения.
Е.Два вида социального контроля.
Преподаватель работает с эпиграфом к уроку и подводит студентов к теме урока, студенты записывают тему урока.(1.Как вы понимаете смысл этой мудрости? 2.Согласны ли вы с этим советом? 3.Что может предотвратить такое обдуманное поведение?)
Прежде чем сказать – посчитай до десяти,
Прежде чем обидеть – посчитай до ста,
Прежде чем ударить – посчитай до тысячи.
(Старинная народная мудрость)
Преподаватель организует беседу со студентами и вместе с ними формулирует цель урока, его структура и практическую значимость:
1.Как вы думаете, какие конкретно вопросы следует изучить в теме «Конфликты»? (причины конфликтов, виды конфликтов, пути разрешения конфликтов, и роль конфликтов)
2.Зачем изучать конфликты?
II. Изучение нового материала
I.Что такое конфликт?
А. Обсуждение в процессе беседы определения «конфликт» в источниках и запись по выбору:
Важенин А.Г. Обществознание для профессий и специальностей технического, естественно-научного, гуманитарного профилей: учебник. — М., 2015, с.254.
Никитин А.Ф. Обществознание. 10-11 класс. – М., 2007, с.120.
Текс презентации «Социальный конфликт (1 слайд).
Б. Структура конфликта (работа с презентацией, 2-7 слайды) и заполнение таблицы
Составляющие конфликта | Характеристика элементов конфликта |
1.Субъекты | участники конфликта: (оппоненты, свидетели, посредники, пособники, подстрекатели) |
2.Объект или предмет | вопрос, благо, из-за которого возник конфликт |
3.Причина | обстоятельства, которые предопределяют появление конфликта, т.е. почему возник конфликт (социальное неравенство, несовпадение ценностей индивидов в обществе, религиозные различия, эгоистичность людей, несовершенство человеческой психики, противоположность интересов). |
4.Повод | любое даже незначительное происшествие, перешедшее в столкновение |
5.Цель | достижение собственного интереса за счет интересов других |
6.Масштаб | количество участвующих людей и серьезность последствий |
Для закрепления вопроса «структура конфликта» преподаватель предлагает проанализировать конфликтную ситуацию в «Сказке о рыбаке и рыбке» (новое корыто, изба, столбовая дворянка, вольная царица, владычица морская)
Структура конфликта в «Сказке о рыбаке и рыбке»:
предмет – ресурс «золотая рыбка».
субъекты, стороны – Старуха, Старик.
причина – нарастающие желания старухи.
повод – неисполнение последнего желания старухи
масштаб – между двумя объектами.
II. Типы конфликтов(работы с презентацией, слайды 10-13)
По причинам | По числу участников |
1.политические 2.экономические 3.культурные, религиозные 4.профессиональные 5.этнические | 1.внутриличностные 2.межличностные 3.социальные |
До просмотра слайда «Виды конфликта по числу участников» преподаватель предлагает проанализировать 3 варианта конфликтной ситуации в художественном фильме «По соображениям совести»:
Фрагмент №1 –межличностный конфликт с минуты 40.05 – 41.57
Фрагмент №2 –социальный конфликт с минуты 1 час 23.23 – 1 час 24
Фрагмент №3 –внутриличностный конфликт с минуты 1 час 38.03 – 1 час 39
Способы разрешения конфликтов:
1.Компромисс (взаимные уступки)
2.Переговоры (мирная беседа)
3.Посредничество (использование третьей стороны)
4.Арбитраж (обращение к наделенному специальными полномочиями органу власти)
5Применение силы, власти, закона (односторонне использование той стороной, которая считает себя сильнее).
Преподаватель предлагает записать слова М.М. Рощина, русского писателя: «Попробуйте не наступать, а уступать. Не захватить, а отдать. Не кулак показать, а протянуть ладонь. Не спрятать, а поделиться. Не орать, а выслушать. Не разорвать, а склеить».
Способы протекания конфликта:
Конфронтация (оказание давления, негативизм, неустранимое разногласие)
Соперничество (демонстрация превосходства)
Конкуренция (соревнование, столкновение интересов).
IV.Функции конфликта (работа с презентацией, слайд 23)
Позитивные функции:
1.Информирование о наличии социальной напряженности
2.Стимулирование изменений
Негативные функции:
1.Сосдание стрессовых ситуаций
2.Разрушение социальной системы.
V.Рефлексия
А.Преподаватель предлагает для закрепления материала урока выполнить задания:
Из перечня приведенных терминов все, кроме одного, связаны с понятием «социальный конфликт». Найдите лишний термин. Компромисс, переговоры, арбитраж, реабилитация, свидетели, сотрудничество, конкуренция.
Ответ: реабилитация
2. Найдите черты сходства и черты отличия межличностных и социальных конфликтов.
Могут быть вызваны экономическими причинами
Субъектами выступают отдельные граждане
Существуют в современном обществе
Происходят между большими группами людей
Возникают из-за спорного вопроса или блага
Ответ: черты сходства – 1,3,5, черты отличия – 2,4.
3. Объясните высказывания:
«Человек, который говорит только о себе, - только о себе и думает. А человек, который думает только о себе – безнадежно некультурен». Д. Карнеги.
«Говорят, что природа для того каждому дала два уха и один язык, чтобы говорить меньше, чем слушать». Плутарх.
Б.Преподаватель озвучивает оценки за урок.
Домашнее задание
На отметку «три» написать конспект «Способы протекания конфликта»
На отметку «четыре»знать в форме устного ответа вопросы: «Структура Конфликта» и «Функции конфликта»
На отметку«пять» знать в форме устного ответа вопросы: «Виды конфликта» и «Функции конфликта».
Маршрутная карта к уроку
Тема: «Конфликты в обществе»
Прежде чем сказать – посчитай до десяти,
Прежде чем обидеть – посчитай до ста,
Прежде чем ударить – посчитай до тысячи.
(Старинная народная мудрость)
Изучение нового материала
I.Что такое конфликт?
Задание1.Изучить определения «конфликт» в источниках и запись по выбору:
1.Важенин А.Г. Обществознание для профессий и специальностей технического, естественно-научного, гуманитарного профилей: учебник. — М., 2015, с.254.
2.Никитин А.Ф. Обществознание. 10-11 класс. – М., 2007, с.120.
3.Текс презентации «Социальный конфликт (1 слайд).
Таблица «Структура конфликта»
Составляющие конфликта | Характеристика элементов конфликта |
1.Субъекты | участники конфликта: (оппоненты, свидетели, посредники, пособники, подстрекатели) |
2.Объект или предмет | вопрос, благо, из-за которого возник конфликт |
3.Причина | обстоятельства, которые предопределяют появление конфликта, т.е. почему возник конфликт (социальное неравенство, несовпадение ценностей индивидов в обществе, религиозные различия, эгоистичность людей, несовершенство человеческой психики, противоположность интересов). |
4.Повод | любое даже незначительное происшествие, перешедшее в столкновение |
5.Цель | достижение собственного интереса за счет интересов других |
6.Масштаб | количество участвующих людей и серьезность последствий |
Задание 2.Проанализируйте конфликтную ситуацию в «Сказке о рыбаке и рыбке» и укажите предмет, субъекты, причину, повод, масштаб конфликта в сказке.
II. Типы конфликтов
По причинам | По числу участников |
1.политические 2.экономические 3.культурные, религиозные 4.профессиональные 5.этнические | 1.внутриличностные 2.межличностные 3.социальные |
III.Способы разрешения конфликтов
Способы разрешения конфликтов:
1.Компромисс (взаимные уступки)
2.Переговоры (мирная беседа)
3.Посредничество (использование третьей стороны)
4.Арбитраж (обращение к наделенному специальными полномочиями органу власти)
5.Применение силы, власти, закона (односторонне использование той стороной, которая считает себя сильнее).
Задание 3.Записать слова М.М. Рощина, русского писателя: «Попробуйте не наступать, а уступать. Не захватить, а отдать. Не кулак показать, а протянуть ладонь. Не спрятать, а поделиться. Не орать, а выслушать. Не разорвать, а склеить».
IV.Функции конфликта.
Позитивные функции:
1.Информирование о наличии социальной напряженности
2.Стимулирование изменений
Негативные функции:
1.Сосдание стрессовых ситуаций
2.Разрушение социальной системы.
Задания для закрепления материала урока :
Из перечня приведенных терминов все, кроме одного, связаны с понятием «социальный конфликт». Найдите лишний термин. Компромисс, переговоры, арбитраж, реабилитация, свидетели, сотрудничество, конкуренция.
2. Найдите черты сходства и черты отличия межличностных и социальных конфликтов.
Могут быть вызваны экономическими причинами
Субъектами выступают отдельные граждане
Существуют в современном обществе
Происходят между большими группами людей
Возникают из-за спорного вопроса или блага
3. Объясните высказывания:
1.«Человек, который говорит только о себе, - только о себе и думает. А человек, который думает только о себе – безнадежно некультурен». Д. Карнеги.
2.«Говорят, что природа для того каждому дала два уха и один язык, чтобы говорить меньше, чем слушать». Плутарх.
Домашнее задание
На отметку «три» написать конспектик «Способы протекания конфликта»
На отметку «четыре» знать в форме устного ответа вопросы: «Структура Конфликта» и «Функции конфликта»
На отметку «четыре» и пять» знать в форме устного ответа вопросы: «Виды конфликта» и «Функции конфликта».
Приложение 1
1. Объясните высказывания:
«Конфликт – такая же важнейшая сторона взаимодействия людей в обществе, как и доброе общение». А. Воронцов.
«Человек, который говорит только о себе, - только о себе и думает. А человек, который думает только о себе – безнадежно некультурен». Д. Карнеги.
«Говорят, что природа для того каждому дала два уха и один язык, чтобы говорить меньше, чем слушать». Плутарх.
Рощина М.М., русского писателя, чьи повести и рассказы посвящены современным нравственным проблемам.
«Попробуйте не наступать, а уступать. Не захватить, а отдать. Не кулак показать, а протянуть ладонь. Не спрятать, а поделиться. Не орать, а выслушать. Не разорвать, а склеить».
Прежде чем сказать – посчитай до десяти,
Прежде чем обидеть – посчитай до ста,
Прежде чем ударить – посчитай до тысячи.
(Старинная народная мудрость)
2. Из перечня приведенных терминов все, кроме одного, связаны с понятием «социальный конфликт». Найдите лишний термин. Компромисс, переговоры, арбитраж, реабилитация, свидетели, сотрудничество, конкуренция.
3. Расположите слова, написанные на доске по степени усиления конфликтной ситуации, дайте объяснение:
Диспут, раздор, перебранка, столкновение, сражение, несогласие, дискуссия, скандал, разногласие, ссора, схватка, спор.
Приложение 2
«Оценка собственного поведения в конфликтной ситуации».
Вопрос: «Как вы обычно ведете себя в споре или конфликтной ситуации?».
Часто – 3 балла; от случая к случаю – 2 балла; редко – 1 балл.
Ответы:
Угрожаю или дерусь.
Стараюсь принять точку зрения противника, считаюсь с ней, как со своей.
Ищу компромиссы.
Допускаю, что не прав, даже если не могу поверить в это окончательно.
Избегаю противника.
Желаю, во что бы то ни стало добиться своих целей.
Пытаюсь выяснить, с чем я согласен, а с чем – категорически нет.
Иду на компромисс.
Сдаюсь.
Меняю тему.
Настойчиво повторяю одну мысль, пока не добьюсь своего.
Пытаюсь найти источник конфликта, понять, с чего все началось.
Немного уступлю и подтолкну тем самым к уступкам другую сторону.
Предлагаю мир.
Пытаюсь обратить все в шутку.
Обработка результатов теста.
Тип «А» - сумма баллов под номерами 1, 6, 11.
Тип «Б» - сумма баллов под номерами 2, 7, 12.
Тип «В» - сумма баллов под номерами 3, 8, 13.
Тип «Г» - сумма баллов под номерами 4, 9, 14.
Тип «Д» - сумма баллов под номерами 5, 10, 15.
Большее количество баллов под определенной буквой – ваш тип.
Тип «А» - это «жесткий тип решения конфликтов и споров». Вы до последнего стоите на своем, защищая свою позицию. Во что бы то ни стало, вы стремитесь выиграть. Это тип человека, который всегда прав.
Тип «Б» - это «демократичный» стиль. Вы придерживаетесь мнения, что всегда можно договориться. Во время спора вы пытаетесь предложить альтернативу, ищите решения, которые удовлетворили бы обе стороны.
Тип «В» - «компромиссный» стиль. С самого начала вы согласны на компромисс.
Тип «Г» - «мягкий» стиль. Своего противника вы «уничтожаете» добротой. С готовностью встаете на сторону противника, отказываясь от своей.
Тип «Д» - «уходящий» стиль. Ваше кредо – «вовремя уйти». Вы стараетесь не обострять ситуацию, не доводить конфликт до открытого столкновения.
12