СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тема: «Конфликты в обществе»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок разработан для студентов 1-2 курсов СПО. Эпиграф урока: 

Прежде чем сказать – посчитай до десяти,

Прежде чем обидеть – посчитай до ста,

Прежде чем ударить – посчитай до тысячи.

(Старинная народная мудрость)

Просмотр содержимого документа
«Тема: «Конфликты в обществе»»

Тема: «Конфликты в обществе»

Прежде чем сказать – посчитай до десяти,

Прежде чем обидеть – посчитай до ста,

Прежде чем ударить – посчитай до тысячи.

(Старинная народная мудрость)



Дисциплина: обществознание, история

Цель:сформировать понятие о конфликте, его происхождении, развитии и путях решения.

Задачи:

Компетенции:

  1. Предметная: формирование у учащихся представлений о понятии «конфликт», о причинах конфликтов, их классификации, путях и способах их разрешения; развитие способности выявлять причины конфликтов, находить пути их урегулирования. В целом способствовать усвоению учениками основного фактического и понятийного материала. Формирование у обучающихся социальной ответственности, правового самосознания, толерантности.

  2. Личностная: развитие научного мышления учащихся через установление причинно-следственных связей, анализ данных; развитие учебно-исследовательских умений учащихся в групповой и индивидуальной деятельности. Формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания; формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками и другими людьми.

  3. Метапредметная: формирование представлений о процессе возникновения конфликтов на примере жизненных ситуаций, содействие созданию конструктивных отношений через повышение психологической компетентности учащихся по вопросам предупреждения и адекватного разрешения конфликтных ситуаций. Применение на практике способов решения конфликтов.



Планируемые результаты:

Знание:

  • понятий: конфликт, противоречие.

  • возникновения конфликтов;

  • основных особенностей разрешения конфликтов.

Умение:

  • давать советы по разрешению конфликтов, используя разные способы, известные в науке;

  • анализировать данные;

  • классифицировать конфликты по их характерным чертам;

  • строить модели поведения людей в конфликтных ситуациях;

  • давать собственную оценку, приводить собственные примеры;

  • сопоставлять точки зрения на решение возникшей проблемы.

Понимание:

  • сущности социальной напряженности общества;

  • сущность конструктивного разрешения конфликта.

Тип урока: комбинированный

Ведущие приемы обучения: постановка метапредметных вопросов, постановка и решение теоретической проблемы, организация акцентированных наблюдений, обращение к жизненному опыту учащихся.

Дидактическое обеспечение:

1. Компьютер с колонками, проектор, экран для показа слайдов

2. Презентация «Социальный конфликт»

3. Важенин А.Г. Обществознание для профессий и специальностей технического, естественно-научного, гуманитарного профилей: учебник. — М., 2015, с.254.

4.Никитин А.Ф. Обществознание. 10-11 класс. – М., 2007, с.120.

5.Дидактический раздаточный материал по теме урока.

Технологии:

1.Урок с применением обучающих структур и приемов мыслительной деятельности

2.Информационно-коммуникативные технологии (при опросе и закрепление материала – работа с презентацией

3.Технология интегрированного обучения



План урока

    1. Понятие и структура конфликта.

    2. Типы конфликтов.

    3. Способы разрешения конфликтов

    4. Функции конфликта

Ход урока

  1. Мотивация.

Преподаватель приветствует студентов и отмечает отсутствующих.

Преподаватель организует проверку домашнего задания:

1. Два студента работают в компьютере, выполняют задания по теме «Девиантное поведение»

2.Несколько студентов (из плохо успевающих, чтобы получить дополнительную отметку).работают с тестами в Важенин А.Г. Обществознание для профессий и специальностей технического, естественно-научного, гуманитарного профилей: контрольные задания. — М., 2015, с.64.

3.Устный опрос:

А.Причиныдевиантноного поведения.

Б.Проявлениядевиантного поведения.

В.Примерыдевиантного поведения.

Д.5 видов девиантного поведения.

Е.Два вида социального контроля.

Преподаватель работает с эпиграфом к уроку и подводит студентов к теме урока, студенты записывают тему урока.(1.Как вы понимаете смысл этой мудрости? 2.Согласны ли вы с этим советом? 3.Что может предотвратить такое обдуманное поведение?)

Прежде чем сказать – посчитай до десяти,

Прежде чем обидеть – посчитай до ста,

Прежде чем ударить – посчитай до тысячи.

(Старинная народная мудрость)

Преподаватель организует беседу со студентами и вместе с ними формулирует цель урока, его структура и практическую значимость:

1.Как вы думаете, какие конкретно вопросы следует изучить в теме «Конфликты»? (причины конфликтов, виды конфликтов, пути разрешения конфликтов, и роль конфликтов)

2.Зачем изучать конфликты?

II. Изучение нового материала

I.Что такое конфликт?

А. Обсуждение в процессе беседы определения «конфликт» в источниках и запись по выбору:

    1. Важенин А.Г. Обществознание для профессий и специальностей технического, естественно-научного, гуманитарного профилей: учебник. — М., 2015, с.254.

    2. Никитин А.Ф. Обществознание. 10-11 класс. – М., 2007, с.120.

    3. Текс презентации «Социальный конфликт (1 слайд).

Б. Структура конфликта (работа с презентацией, 2-7 слайды) и заполнение таблицы

Составляющие конфликта

Характеристика элементов конфликта

1.Субъекты

участники конфликта: (оппоненты, свидетели, посредники, пособники, подстрекатели)


2.Объект или предмет

вопрос, благо, из-за которого возник конфликт

3.Причина

обстоятельства, которые предопределяют появление конфликта, т.е. почему возник конфликт (социальное неравенство, несовпадение ценностей индивидов в обществе, религиозные различия, эгоистичность людей, несовершенство человеческой психики, противоположность интересов).


4.Повод

любое даже незначительное происшествие, перешедшее в столкновение

5.Цель

достижение собственного интереса за счет интересов других

6.Масштаб

количество участвующих людей и серьезность последствий



Для закрепления вопроса «структура конфликта» преподаватель предлагает проанализировать конфликтную ситуацию в «Сказке о рыбаке и рыбке» (новое корыто, изба, столбовая дворянка, вольная царица, владычица морская) 

Структура конфликта в «Сказке о рыбаке и рыбке»:

  1. предмет – ресурс «золотая рыбка».

  2. субъекты, стороны – Старуха, Старик.

  3. причина – нарастающие желания старухи.

  4. повод – неисполнение последнего желания старухи

  5. масштаб – между двумя объектами.

II. Типы конфликтов(работы с презентацией, слайды 10-13)

По причинам

По числу участников

1.политические

2.экономические

3.культурные, религиозные

4.профессиональные

5.этнические

1.внутриличностные

2.межличностные

3.социальные



До просмотра слайда «Виды конфликта по числу участников» преподаватель предлагает проанализировать 3 варианта конфликтной ситуации в художественном фильме «По соображениям совести»:

Фрагмент №1 –межличностный конфликт с минуты 40.05 – 41.57

Фрагмент №2 –социальный конфликт с минуты 1 час 23.23 – 1 час 24

Фрагмент №3 –внутриличностный конфликт с минуты 1 час 38.03 – 1 час 39

    1. Способы разрешения конфликтов (работа с презентацией, слайды 14-21)

Способы разрешения конфликтов:

1.Компромисс (взаимные уступки)

2.Переговоры (мирная беседа)

3.Посредничество (использование третьей стороны)

4.Арбитраж (обращение к наделенному специальными полномочиями органу власти)

5Применение силы, власти, закона (односторонне использование той стороной, которая считает себя сильнее).

Преподаватель предлагает записать слова М.М. Рощина, русского писателя: «Попробуйте не наступать, а уступать. Не захватить, а отдать. Не кулак показать, а протянуть ладонь. Не спрятать, а поделиться. Не орать, а выслушать. Не разорвать, а склеить».

Способы протекания конфликта:

  • Конфронтация (оказание давления, негативизм, неустранимое разногласие)

  • Соперничество (демонстрация превосходства)

  • Конкуренция (соревнование, столкновение интересов).

IV.Функции конфликта (работа с презентацией, слайд 23)

Позитивные функции:

1.Информирование о наличии социальной напряженности

2.Стимулирование изменений

Негативные функции:

1.Сосдание стрессовых ситуаций

2.Разрушение социальной системы.

V.Рефлексия

А.Преподаватель предлагает для закрепления материала урока выполнить задания:

  1. Из перечня приведенных терминов все, кроме одного, связаны с понятием «социальный конфликт». Найдите лишний термин. Компромисс, переговоры, арбитраж, реабилитация, свидетели, сотрудничество, конкуренция.

Ответ: реабилитация

2. Найдите черты сходства и черты отличия межличностных и социальных конфликтов.

    1. Могут быть вызваны экономическими причинами

    2. Субъектами выступают отдельные граждане

    3. Существуют в современном обществе

    4. Происходят между большими группами людей

    5. Возникают из-за спорного вопроса или блага

Ответ: черты сходства – 1,3,5, черты отличия – 2,4.

3. Объясните высказывания:

«Человек, который говорит только о себе, - только о себе и думает. А человек, который думает только о себе – безнадежно некультурен». Д. Карнеги.

«Говорят, что природа для того каждому дала два уха и один язык, чтобы говорить меньше, чем слушать». Плутарх.

Б.Преподаватель озвучивает оценки за урок.



Домашнее задание

На отметку «три» написать конспект «Способы протекания конфликта»

На отметку «четыре»знать в форме устного ответа вопросы: «Структура Конфликта» и «Функции конфликта»

На отметку«пять» знать в форме устного ответа вопросы: «Виды конфликта» и «Функции конфликта».



Маршрутная карта к уроку

Тема: «Конфликты в обществе»

Прежде чем сказать – посчитай до десяти,

Прежде чем обидеть – посчитай до ста,

Прежде чем ударить – посчитай до тысячи.

(Старинная народная мудрость)

Изучение нового материала

I.Что такое конфликт?

Задание1.Изучить определения «конфликт» в источниках и запись по выбору:

1.Важенин А.Г. Обществознание для профессий и специальностей технического, естественно-научного, гуманитарного профилей: учебник. — М., 2015, с.254.

2.Никитин А.Ф. Обществознание. 10-11 класс. – М., 2007, с.120.

3.Текс презентации «Социальный конфликт (1 слайд).

Таблица «Структура конфликта»

Составляющие конфликта

Характеристика элементов конфликта

1.Субъекты

участники конфликта: (оппоненты, свидетели, посредники, пособники, подстрекатели)


2.Объект или предмет

вопрос, благо, из-за которого возник конфликт

3.Причина

обстоятельства, которые предопределяют появление конфликта, т.е. почему возник конфликт (социальное неравенство, несовпадение ценностей индивидов в обществе, религиозные различия, эгоистичность людей, несовершенство человеческой психики, противоположность интересов).


4.Повод

любое даже незначительное происшествие, перешедшее в столкновение

5.Цель

достижение собственного интереса за счет интересов других

6.Масштаб

количество участвующих людей и серьезность последствий



Задание 2.Проанализируйте конфликтную ситуацию в «Сказке о рыбаке и рыбке» и укажите предмет, субъекты, причину, повод, масштаб конфликта в сказке.

II. Типы конфликтов

По причинам

По числу участников

1.политические

2.экономические

3.культурные, религиозные

4.профессиональные

5.этнические

1.внутриличностные

2.межличностные

3.социальные



III.Способы разрешения конфликтов

Способы разрешения конфликтов:

1.Компромисс (взаимные уступки)

2.Переговоры (мирная беседа)

3.Посредничество (использование третьей стороны)

4.Арбитраж (обращение к наделенному специальными полномочиями органу власти)

5.Применение силы, власти, закона (односторонне использование той стороной, которая считает себя сильнее).

Задание 3.Записать слова М.М. Рощина, русского писателя: «Попробуйте не наступать, а уступать. Не захватить, а отдать. Не кулак показать, а протянуть ладонь. Не спрятать, а поделиться. Не орать, а выслушать. Не разорвать, а склеить».

IV.Функции конфликта.

Позитивные функции:

1.Информирование о наличии социальной напряженности

2.Стимулирование изменений

Негативные функции:

1.Сосдание стрессовых ситуаций

2.Разрушение социальной системы.

Задания для закрепления материала урока :

  1. Из перечня приведенных терминов все, кроме одного, связаны с понятием «социальный конфликт». Найдите лишний термин. Компромисс, переговоры, арбитраж, реабилитация, свидетели, сотрудничество, конкуренция.

2. Найдите черты сходства и черты отличия межличностных и социальных конфликтов.

    1. Могут быть вызваны экономическими причинами

    2. Субъектами выступают отдельные граждане

    3. Существуют в современном обществе

    4. Происходят между большими группами людей

    5. Возникают из-за спорного вопроса или блага

3. Объясните высказывания:

1.«Человек, который говорит только о себе, - только о себе и думает. А человек, который думает только о себе – безнадежно некультурен». Д. Карнеги.

2.«Говорят, что природа для того каждому дала два уха и один язык, чтобы говорить меньше, чем слушать». Плутарх.



Домашнее задание

На отметку «три» написать конспектик «Способы протекания конфликта»

На отметку «четыре» знать в форме устного ответа вопросы: «Структура Конфликта» и «Функции конфликта»

На отметку «четыре» и пять» знать в форме устного ответа вопросы: «Виды конфликта» и «Функции конфликта».

Приложение 1

1. Объясните высказывания:

  • «Конфликт – такая же важнейшая сторона взаимодействия людей в обществе, как и доброе общение». А. Воронцов.

  • «Человек, который говорит только о себе, - только о себе и думает. А человек, который думает только о себе – безнадежно некультурен». Д. Карнеги.

  • «Говорят, что природа для того каждому дала два уха и один язык, чтобы говорить меньше, чем слушать». Плутарх.

  • Рощина М.М., русского писателя, чьи повести и рассказы посвящены современным нравственным проблемам.

«Попробуйте не наступать, а уступать. Не захватить, а отдать. Не кулак показать, а протянуть ладонь. Не спрятать, а поделиться. Не орать, а выслушать. Не разорвать, а склеить».

Прежде чем сказать – посчитай до десяти,

Прежде чем обидеть – посчитай до ста,

Прежде чем ударить – посчитай до тысячи.

(Старинная народная мудрость)





2. Из перечня приведенных терминов все, кроме одного, связаны с понятием «социальный конфликт». Найдите лишний термин. Компромисс, переговоры, арбитраж, реабилитация, свидетели, сотрудничество, конкуренция.



3. Расположите слова, написанные на доске по степени усиления конфликтной ситуации, дайте объяснение:
Диспут, раздор, перебранка, столкновение, сражение, несогласие, дискуссия, скандал, разногласие, ссора, схватка, спор.

Приложение 2

«Оценка собственного поведения в конфликтной ситуации».

Вопрос: «Как вы обычно ведете себя в споре или конфликтной ситуации?».

Часто – 3 балла; от случая к случаю – 2 балла; редко – 1 балл.

Ответы:

  1. Угрожаю или дерусь.

  2. Стараюсь принять точку зрения противника, считаюсь с ней, как со своей.

  3. Ищу компромиссы.

  4. Допускаю, что не прав, даже если не могу поверить в это окончательно.

  5. Избегаю противника.

  6. Желаю, во что бы то ни стало добиться своих целей.

  7. Пытаюсь выяснить, с чем я согласен, а с чем – категорически нет.

  8. Иду на компромисс.

  9. Сдаюсь.

  10. Меняю тему.

  11. Настойчиво повторяю одну мысль, пока не добьюсь своего.

  12. Пытаюсь найти источник конфликта, понять, с чего все началось.

  13. Немного уступлю и подтолкну тем самым к уступкам другую сторону.

  14. Предлагаю мир.

  15. Пытаюсь обратить все в шутку.

  16. Обработка результатов теста.

Тип «А» - сумма баллов под номерами 1, 6, 11.
Тип «Б» - сумма баллов под номерами 2, 7, 12.
Тип «В» - сумма баллов под номерами 3, 8, 13.
Тип «Г» - сумма баллов под номерами 4, 9, 14.
Тип «Д» - сумма баллов под номерами 5, 10, 15.

Большее количество баллов под определенной буквой – ваш тип.

Тип «А» - это «жесткий тип решения конфликтов и споров». Вы до последнего стоите на своем, защищая свою позицию. Во что бы то ни стало, вы стремитесь выиграть. Это тип человека, который всегда прав.
Тип «Б» - это «демократичный» стиль. Вы придерживаетесь мнения, что всегда можно договориться. Во время спора вы пытаетесь предложить альтернативу, ищите решения, которые удовлетворили бы обе стороны.
Тип «В» - «компромиссный» стиль. С самого начала вы согласны на компромисс.
Тип «Г» - «мягкий» стиль. Своего противника вы «уничтожаете» добротой. С готовностью встаете на сторону противника, отказываясь от своей.
Тип «Д» - «уходящий» стиль. Ваше кредо – «вовремя уйти». Вы стараетесь не обострять ситуацию, не доводить конфликт до открытого столкновения.

















12



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!