СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тема: «Голосеменные. Главные признаки отдела Голосеменные.»

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Тема: «Голосеменные. Главные признаки отдела Голосеменные.»»

Класс: 7

Дата: 23.10.2020

Тема урока: «Голосеменные. Главные признаки отдела Голосеменные.»

Цель урока: выяснить общие признаки семенных растений, особенности размножения голосеменных; преимущества семенного размножения перед размножением с помощью спор.

Планируемые результаты:

Предметные: знать общие признаки семенных растений, особенности строения и размножения голосеменных на примере сосны обыкновенной; уметь выявлять черты более сложной организации по сравнению с папоротниками;

Личностные: высказывать суждения, осуществлять поиск и отбор информации; анализировать связи, сопоставлять, находить ответ на проблемный вопрос

Метапредметные: планировать действия с поставленной целью; находить необходимую информацию в учебнике; осуществлять анализ объектов природы; делать выводы; сформулировать собственное мнение.

- Познавательные: умение работать с различными источниками информации, пре­образовывать её из одной формы в другую, сравнивать и анализировать информацию, делать выводы, устанавливать соответствие между объектами и их характеристиками.

- Регулятивные: умение определять цель урока и ставить задачи, необходимые для её достижения; умение организовать самостоятельно выполнение заданий, оценивать правильность выполнения работы.

- Коммуникативные: участвовать в диалоге на уроке; отвечать на вопросы учителя, товари­щей по классу, выступать перед аудиторией.


Оборудование: компьютер, проектор, интерактивная доска; учебник линии СФЕРЫ «Биология. Разнообразие живых организмов» 7 класс (Л.Н.Сухорукова), коллекция шишек голосеменных растений, ручная лупа.


Тип урока: комбинированный.


Понятия: голосеменные растения, шишка, семя, зародыш, семязачаток, спермии, яйцеклетка.


Формы представления учебной задачи:
наглядный образ (презентация), рисунок,  схема, слушание, чтение.


Методы:

  1. метод проблемного изложения в обучении

  2. частично-поисковый метод обучения

  3. исследовательский метод обучения


Организационные формы:  фронтальная,  индивидуальная, групповая работа.


Структура урока:

п/п

Этап урока

Время реализации

1

Организационный этап.

1 мин.

2

Актуализация опорных знаний и мотивация учебной деятельности.

5 мин.

3

Мотивация и целеполагание.

10 мин.

4

Изучение нового материала.

20 мин.

5

Обобщение, систематизация и контроль знаний и умений учащихся.

5 мин.

6

Задание на дом.

1 мин.

7

Подведение итогов урока.

1 мин.

8

Рефлексия.

2 мин.


Ход урока

I. Организационный этап

1. Приветствие.

-Здравствуйте, ребята! Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь друг другу и подумайте, как хорошо, что мы сегодня все вместе. Я желаю нам всем хорошо поработать на уроке и открыть для себя новые знания.

2. Проверка присутствия учащихся на уроке.

3. Проверка готовности к уроку.


II. Актуализация опорных знаний и мотивация учебной деятельности.

На прошлых уроках мы говорили с вами о высших споровых растениях. Давайте с вами вспомним, что мы о них знаем.

  • Устный опрос:

  1. Какие отделы включает в себя подцарство Высшие растения? (Моховидные, Папоротниковидные, Хвощевидные, Плауновидные, Голосеменные и Покрытосеменные)

  2. Как называются первые наземные растения? (псилофиты или риниофиты)

  3. Какие отделы высших растений относятся к споровым? (Моховидные, Папоротниковидные, Хвощевидные, Плауновидные). Почему? (В бесполом поколении участвуют споры)

  4. Какое главное условие полового размножения высших споровых растений? (наличие воды)

  5. Какие два класса включает в себя отдел Моховидные? (Листостебельные и Печеночные мхи)

  6. Как называются листья папоротника? (Вайи)

  7. Где находятся споры у хвощей и плаунов? (В спороносных колосках - стробилах)


  • Задания на соответствие терминов.

Ребята, у вас на партах лежат цветные карточки, выполните задание, которое вам предложено. На это задание вам дается 2 минуты.

низшие растения

растения без тканей и органов

гаметы

половые клетки

автотрофы

организмы, способные образовывать органические вещества из неорганических

ризоиды

выросты клеток водорослей для закрепления в почве

оплодотворение

слияние двух половых клеток

гаметофит

половое поколение высших растений, на котором образуются половые клетки

спорофит

бесполое поколение высших растений, на котором образуются споры в спорангиях


III. Мотивация и целеполагание.

  1. А сейчас, ребята, послушайте стихотворение и угадайте: что у меня в руке и о чём мы с Вами будем говорить на этом уроке?

Сотни три миллионов ей лет.

Уж давно птеродактилей нет,

Нет гигантских страшилищ давно…

Ей же, к счастью, пропасть не дано.

К нам пришла из далёких времён.

У неё много видов, имён.

Острых сабель на ней нам не счесть,

А живица полезна. В ней есть

Канифоль, скипидар, камфара …

Не страшны ей мороз и жара!

С ней легко полной грудью дышать,

Так не будем её обижать.

- О чем мы сегодня будем говорить на уроке? (Ель, сосна)

- А к какому отделу высших растений относятся ель, сосна, можжевельник? (Голосеменные)

  1. Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить на уроке? Какая тема сегодняшнего урока? (О голосеменных растениях)

- Правильно. Тема нашего урока: «Голосеменные. Главные признаки отдела Голосеменные». Запишите тему урока в рабочих тетрадях.

Я хочу сегодня провести для вас интересный урок, я хочу вас познакомить с отделом Голосеменные, открыть для вас новые знания. А чего хотите вы? (я хочу научится, узнать, понимать, отличать)


Давайте поставим перед собой цели. Что мы должны сегодня узнать о семенах? (запись на доске)

  1. Признаки голосеменных растений.

  2. Отличия семенных растений от споровых.

  3. Особенности размножения голосеменных.

  4. Разнообразие отдела Голосеменные.


IV. Изучение нового материала.

Давайте выясним, почему семенных растений больше, чем споровых?( Семена по сравнению со спорами лучше защищены и содержат больший запас питательных веществ)


Какое преимущество дало растению появление семени?( Растения, размножающиеся семенами, лучше приспособлены к жизни на суше, чем растения, размножающиеся спорами. Оплодотворение у семенных растений не зависит от наличия воды во внешней среде. Семена (многоклеточные образования) имеют больший запас питательных веществ, чем споры (они одноклеточные). Зародыш: будущего растения, находящийся внутри семени, лучше защищен от неблагоприятных условий.)


  • Сегодня у нас есть возможность соприкоснуться с трудом ученого-ботаника, изучающего голосеменные растения.

Учитель предлагает учащимся класса объединиться в 3 группы:

1.Морфологи.

2.Систематики.

3.Экологи.

Каждая группа получает свой «Маршрутный лист» в котором будет оформлять отчет о своей работе.

На работу отводится 10 минут.


Маршрутные листы:

Группа №1. Морфологи.

Прочитайте текст (Приложение 1), рассмотрите гербарный материал голосеменных растений и рисунок. Ответьте на вопросы:

  1. Как выглядят голосеменные растения?

  2. Каковы особенности их строения?

  3. Заполните пропуски приведенного ниже текста:

Размеры голосеменных растений:________________________________________________________

Что собой представляет спорофит голосеменных растений _________________________________

В чем основное отличие голосеменных растений от высших споровых растений?____________________________________________________________________________

В отличие от спор семена имеют…______________________________________________________


Группа №2. Систематики.

Прочитайте текст (Приложение 2), и рассмотрите гербарный материал голосеменных растений. Ответьте на вопросы:

  1. Почему голосеменные растения выделяют в отдел организмов?

  2. Какие бывают голосеменные растения?

  3. Заполните таблицу:

Классы голосеменных растений, представители.


Гинкговые

Саговниковые


Ель, сосна, можжевельник, лиственница



Эфедра, хвойник хвощевой


Группа №3. Экологи.

Прочитайте текст (Приложение 3), Ответьте на вопросы:

  1. Какова роль голосеменных растений в природе?

  2. Как человек использует голосеменных растений?

  3. Почему существует проблема сохранения голосеменных растений?

  4. Заполните пропуски приведенного ниже текста:

В тайге нашей страны наибольшую площадь занимают_____________________________________

Древесина лиственницы отличается _____________________________________________________

Широко используют в озеленение ______________________________________________________

Сколько по времени занимает созревание семян голосеменных растений_____________________

С чем связанно широкое распространение голосеменных растений___________________________

Выступление команд.


Молодцы! Мы с вами поработали и уже немного устали. Давайте с вами разомнемся.

(физминутка - видео)

Продолжим нашу работу. Мы с вами узнали морфологические особенности голосеменных, систематику и экологические особенности. Перейдем к физиологическим особенностям голосеменных растений.

Размножение голосеменных растений:

У вас на столах имеются карточки с основными периодами размножения сосны. По ходу моего рассказа ваша задача: составить схему размножения голосеменных.


Сосна – однодомное растение. Весной на молодых ветвях сосны видны маленькие шишки двух видов: зеленовато-желтые собраны тесными группами у основания молодых побегов, красноватые сидят поодиночке на их вершинах. Шишки представляют собой видоизмененные побеги. Красноватые шишки – женские шишки. На каждой чешуйке красной шишки развиваются по два семязачатка, в которых находятся женские гаметы – яйцеклетки, имеющие гаплоидный набор хромосом.

Зеленовато-желтые шишки – мужские. На чешуях зеленоватых шишек развиваются по два пыльцевых мешочка. В них созревает пыльца. Пыльца включает в себя пыльцевое зерно, состоящее из вегетативной и генеративной клеток и два воздушных мешочка, которые придают легкость пыльце. Пыльца легко может переноситься ветром.
Весной сосны начинают “пылить”, то есть из мужских шишек начнет высыпаться пыльца. Созревшая пыльца высыпается, подхватывается ветром и переносится в женские шишечки на пыльцевход семязачатков. Этот процесс называется опылением.

После опыления чешуи красноватых шишек смыкаются и склеиваются смолой. Оплодотворение у сосны происходит только на следующий год – через 12–14 мес. после опыления. Пыльца прорастает, из вегетативной клетки зерна образуется пыльцевая трубка, а из генеративной клетки внутри этой трубки образуются два спермия. В семязачатках закрывшихся шишек происходит оплодотворение. В оплодотворении участвует только один спермий, второй – погибает. В результате оплодотворения образуется зигота с диплоидным набором хромосом. Зигота дает начало зародышу, а из всего семязачатка образуется семя с запасом питательных веществ, который находится в эндосперме. Оболочка семени образуется из покрова семязачатка

– Шишки растут и одревесневают. Семена сосны созревают через полтора года после опыления, а высыпаются из шишек почти через два года. Итак, в результате полового размножения у голосеменного растения образуются семена, состоящие из зародыша, эндосперма и семенной кожуры. Каждое семечко снабжено крылышком – это приспособление для распространения семян ветром. Попадая в почву, семя прорастает в проросток, который дает начало молодому растению.

В жизненном цикле голосеменных растений преобладает спорофит , представляющий собой само растение.

Проверка схем.



V. Обобщение, систематизация и контроль знаний и умений учащихся.


Ну а теперь предлагаю вам закрепить все то, что мы сегодня с вами изучили.


  • Выпишите номера правильных утверждений.

1. Появление семени – важный этап в эволюции растений.

2. По способу питания растения – гетеротрофы.

3. У голосеменных нет цветов и плодов.

4. Семя только защищает зародыш от неблагоприятных факторов среды.

5. Запас питательных веществ в семени обеспечивает жизнь зародыша в начальный период его развития.

6. Голосеменные растения произошли от первичных разноспоровых папоротников.

7. Спора имеет такое же строение, как и семя.

8. Голосеменные растения распространены по всему земному шару.

9. Для оплодотворения голосеменных не нужна вода.

10. Голосеменные растения не имеют листьев.

(Ответы: 1; 3; 5; 6; 8; 9.)


VI. Домашнее задание.

- Изучить § 17

- Творческое задание (на выбор):

1. Подготовить мини - сообщения «Удивительные голосеменные растения»

2. Составьте кроссворд «Голосеменные растения» (7-8 слов).


VII. Подведение итогов урока.

Теперь вернемся к цели, которую ставили в начале урока.

Посмотрите, достигли вы тех целей, что ставили в начале нашего урока?


Сегодня мы с вами достаточно плодотворно потрудились, смогли для себя сделать очень много открытий. Мы сегодня познакомились с отделом Голосеменные, определили их признаки, познакомились с разнообразием и экологией голосеменных растений. Хочу вас похвалить за активную работу на уроке.


Объявление самых активных, выставление оценок.


VIII. Рефлексия.

Рефлексивная мишень.

Участник ставит метки в сектора соответственно оценке результата: чем ближе к центру мишени, тем ближе к десятке, на краях мишени оценка ближе к нулю.


Урок окончен. Спасибо за активную работу!





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!