СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тема: Форма государства. Форма правления.

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

«Форма дает жизнь вещи», - утверждали римские юристы. Устройство государства, то есть его составные части, способы формирования государственной власти и методы ее осуществления – это взаимосвязь содержания понятия «государство» и формы выражения этого содержания.

Форма государства – это внешняя организация государственной власти. Форма государства охватывает: организацию верховной государственной власти, источники ее образования и принципы взаимоотношений высших органов власти между собой и населением, территориальную организацию государственной власти, методы и способы осуществления государственной власти.

Просмотр содержимого документа
«Тема: Форма государства. Форма правления.»

Тема: Форма государства. Форма правления.

Цель: сформировать представление о формах государства и формах правления.

Основные понятия: Общая характеристика формы государства, форма правления, форма государственного устройства, общая характеристика формы государственного режима.

Конспект лекции:

«Форма дает жизнь вещи», - утверждали римские юристы. Устройство государства, то есть его составные части, способы формирования государственной власти и методы ее осуществления – это взаимосвязь содержания понятия «государство» и формы выражения этого содержания.

Форма государства – это внешняя организация государственной власти. Форма государства охватывает: организацию верховной государственной власти, источники ее образования и принципы взаимоотношений высших органов власти между собой и населением, территориальную организацию государственной власти, методы и способы осуществления государственной власти.

Форма государства зависит от конкретно-исторических условий его возникновения и развития. Решающее влияние на нее оказывают сущность и исторический тип государства. Так, феодальному типу государства соответствует, как правило, монархическая форма правления, буржуазному республика. Форма государства во многом зависит от соотношения политических сил в стране, особенно в период его возникновения. На форму государства влияют национальный состав, исторические традиции, территориальные размеры страны и другие факторы. Нельзя игнорировать влияние личности на форму государства. Трудно отрицать влияние таких личностей как Джефферсон, Гамильтон, Мэдисон на окончательную форму американской государственности. Признавая наличие благоприятных объективных условий, следует подчеркнуть, что именно личность Кромвеля, Наполеона, де Голля оказало огромное воздействие на форму создавшегося государства.

В юридической литературе XIX – XX вв вопрос о форме государства являлся весьма сложным и запутанным. Долгое время в исследовании этой категории доминировали две категории: идеалистическая и историко-материалистическая.

Первая исходит из того, что на форму государства влияет какая-то идея. Поэтому каждая государственная форма имеет только ей характерные черты и вырабатывается неосознанно. Андриевский И., один из основоположников российского государственного права отмечал, что «жизнь народов выработала различные формы государства, которые имеют ряд особенностей: 1) отношение человека к обществу; 2) нравственные устои общества; 3) отношение общества к личности». Ильин И.А. доказывал, что нет не может быть единой государственной формы, наиболее целесообразной для всех времен и народов, ибо государственная форма определяется совокупностью духовных и материальных данных у конкретного народа и прежде всего присущим ему уровнем правосознания. Государственную форму Ильин определяет как взаимодействие двух основ: единой – объективной государственной цели, и уровня правосознания в стране.

Вторая точка зрения по вопросу о форме государства исходит из того, что она зависит от материалистических факторов: территории, экономического развития, географического положения, соотношения классовых сил.

Общим для этих подходов является, во-первых, что они признают, что функционирование любого общества невозможно без определенной формальной деятельности, которая четко определяет правовые, нравственные, эстетические нормы поведения людей. Во-вторых, оба подхода связывают форму государства с содержанием исходя из диалектики взаимосвязи формы и содержания.

Остается дискуссионным и определение элементов, входящих в состав формы государства. По мнению Манова Г.Н., Цонева В., форма государства есть форма правления; Денисов А.И. считает, что форма государства – это форма правления и форма государственного устройства.

Большинство авторов под формой государства понимают совокупность формы правления, формы государственного устройства и формы государственного режима. В 2000 году была высказана идея о четвертом элементе формы государства – политическая динамика, как производной от государственного режима, характеризующей основные направления во внешней и внутренней политики государства, а также ее состояние. В тоже время наиболее целесообразным считается, что политическую динамику следует рассматривать как одно из проявлений государственного режима.

Под формой правления подразумевается юридическая характеристика государства, определяющая условия образования и структуру верховных институтов власти, а также распределение полномочий между ними.

Критерии, по которым различаются формы правления:

1. юридический источник суверенитета

2. полномочия и политическая роль представительного органа власти

3. состав полномочий и политическая роль главы государства

4. условия ответственности главы государства

5. тип политико-правовой связи между государствами и личностью.

В зависимости от источника государственности (суверенитета) и режима ответственности главы государства среди форм правления выделяют: монархии и республики.

По способу участия народа в принятии законов различаются:

• форма правления с непосредственным участием народа в законодательстве (непосредственно республиканская форма правления, монархия с непосредственным соучастием народа в законодательстве);

• государства с выборными представительными органами власти (республики, ограниченная монархия);

• форма правления, где не предусмотрено участие народа в законодательстве (абсолютная монархия, некоторые особые формы правления).

В зависимости от объема полномочий представительного законодательного органа государства имеют:

• парламентскую форму правления (парламентская республика и парламентская монархия). Это государства, где формально закреплено политическое верховенство парламента.

• форму правления, где парламент не является единственным верховным институтом политической власти или даже вовсе отсутствует.

Республика – государство, юридическая конструкция которого предполагает, что единственным источником суверенитета является народ. Все высшие государственные органы прямо или косвенно получают свои полномочия от народа и формально ответственны перед ним. В республике законы, по крайней мере с формальной точки зрения, принимаются сообществом граждан государства либо их полномочными представителями – депутатами. Это дает основание разделять республики на две категории: непосредственно республиканскую форму правления и представительную республику.

Под непосредственной республиканской формой правления подразумевается государство, где законы принимаются по решению большинства граждан республики. Формы непосредственной демократии (самоуправление) используются и представительными республиками, иными государствами. Например, референдум современный политический процесс делает практически невозможной или слишком обременяет непосредственную республиканскую форму правления. Вместе с тем эта форма правления еще находит свое подтверждение на швейцарской земле, где непосредственная демократия имеет прочные исторические корни. На территории кантонов и полукантонов Швейцарии существуют республики, где народ реально законодательствует. Имеются две разновидности такого рода республик:

1) где законодательная власть осуществляется народом в форме собрания граждан (кантон Аппеньцель);

2) законодательная власть осуществляется народом в форме регулярно проводимого референдума (Иннерроден).

В зависимости от статуса главы государства и правового положения парламента республика может быть президентская или парламентская. Президентская республика – это государство, где должность президента политически самостоятельной, позволяет главе государства под свою ответственность принимать решения. В президентской республике установлена система разделения власти между главой государства, возглавляемой им исполнительной власти и, с другой стороны, законодательным органом – парламентом. Возможны и такие республики, где формально и фактически признан приоритет главы государства. Иногда такие республики называют суперпрезидентскими. Политическая самостоятельность президента создается в результате его выборов. Глава государства, как правило, избирается не парламентом. А прямыми выборами или особой коллегией выборщиков. В любом случае президент не связан политической ответственностью перед парламентом. Полномочия как депутатов, так и главы государства имеют одинаковый источник юридического оформления доверия граждан. Президент является главой правительства либо фактически возглавляет административную (исполнительную) власть в республике. Он принимает политические решения по руководству и контролю за деятельностью правительства. Правительство политически ответственно перед президентом, но не перед парламентом. Президент является формальным и действительным представителем республики в международных отношениях. Президент существенно влияет и на принятие законов. В частности, он может использовать право отлагательного вето. Он влияет на содержание законодательства, используя право законодательной инициативы, президентские послания.

Парламентскую республику определяет принцип верховенства парламента. Правительство при этом находится в зависимости от парламента и несет перед ним политическую ответственность. Президент не является самостоятельным участником политического процесса, так как он избирается парламентом. Каждый акт, издаваемый президентом, становится действительным и подлежит исполнению только при условии контрассигнации – это подпись политически ответственного лица на президентских актах (contr – встречное assignation - подписание). Она осуществляется премьер-министром на документах общеполитического содержания либо ответственным министром, если акт президента затрагивает область управления подведомственную определенному министерству. Состав правительства определяет парламентская фракция партийного большинства либо ее лидер или же группа партийных фракций, объединенных в коалицию.

Выделяют особый тип представительной республики, который является ни президентской, ни парламентской, ее называют смешанной. Относят к ней Францию, Финляндию, Польшу. Это те республики, где наряду с «сильным» президентом есть премьер-министр, а также возможны роспуск парламента и выражение недоверия правительству. В Польше, России, Португалии, Украине, Мадагаскаре премьер занимает важные позиции в правительстве. Но он является скорее не главой исполнительной власти, а первым (pime) главным министром. Решающую роль в формировании исполнительной власти играет президент.

Монархия – это государство, главой которого является суверенное политическое и юридическое безответственное лицо, приобретающее свой статус по собственному праву.

У монархии, как и республики, не мало сторонников. Например, по мнению шведского государствоведа Карла Шмидта, в обстановке раскола общества существование прав государства на условиях представительного правления в принципе невозможно. А власть одного лица независима от общества, например, способна стать арбитром и обеспечить соблюдение права. С другой стороны, уже давно было замечено, что неограниченная монархия, как и всякая абсолютная власть, чревата произволом. Лорд Энтон говороил: «Всякая власть развращает, абсолютная власть развращает абсолютно».

Средневековый философ Абдурахман ибн Хальдун (XIVв) в своей «Книге назидательных примеров» пришел к выводу, что династиям свойственно старение. Через три поколения монархические династия деградируют.

Монархическая форма правления имеет многочисленные разновидности. Их появление связано с тем, что в государственном строе устанавливается неодинаковое соотношение монархического начала и представительного правления.

В условиях абсолютной монархии принцип представительного правления не используется. Абсолютной является монархия, в которой глава государства единственный субъект суверенитета. Других носителей права на власть в этих государствах нет. В абсолютных монархиях обычно отсутствуют и даже запрещены политические партии. Подданные не могут иметь политического права, так как тогда они могли бы претендовать на то, что не может принадлежать никому, кроме главы государства. Монарх является высшей законодательной, судебной инстанцией и руководит деятельностью правительства. Абсолютизм обычно оценивают негативно. Вместе с тем именно абсолютная монархия в свое время создала сравнительно благоприятные условия для развития III сословия во Франции. Современные абсолютные монархии, расположенные в регионе Персидского залива (Саудовская Аравия, ОАЭ, Катар, Оман) используя нефтяные ресурсы, смогли обеспечить экономическое процветание своих стран.

Ограниченная монархия – это форма правления, в которой суверенитетом обладает два субъекта - монарх и народ. Границы суверенитета каждого из них определяют нормы государственного права, конституционные нормы. Поэтому ограниченную монархию часто называют конституционной. Соотношение суверенитетов монарха и народа различается. В одних случаях глава государства имеет обширные политические прерогативы, в других – его суверенитет ограничивается формальным участием в осуществлении государственной власти. В этой связи ограниченные монархии делятся на дуалистические и парламентские. В парламентской монархии глава государства номинально участвует в принятии политических и его прерогативы имеют формальное, а не содержательное значение «царствует, но не правит». Политическую ответственность правительство несет перед парламентом, хотя формально назначения на министерские должности совершается монархом. Монарх созывает и распускает парламент, но делает это не по собственному усмотрению, а если это предусмотрено государственным правом. Таким образом, в парламентской монархии политические полномочия закрепляются за парламентом, а формально-юридически – за монархом. В дуалистической монархии складывается некоторый политический баланс между монархом и парламентом. Но более вероятно политико-правовое верховенство короля. Он и его правительство вправе самостоятельно издавать нормативные акты. Парламент не может по собственной инициативе принимать законы. Законы выглядят как акты монарха, одобренные парламентом. Монарх является для правительства высшей политической инстанцией. Министры находятся на службе у монарха (Лесото, Иордания, Кувейт) – Германия времен Кайзера (1874-1918),Российская империя (1905-1917).

В настоящее время монархии существуют в 44 странах, причем в Европе -11,в Азии – 12,в Америке – 11,в Африке – 4,в Океании – 6.

Организация некоторых государств принципиально отличается от монархий и республик. Определенного названия эти государства до сих пор не получили, хотя многие претендуют на статус республики. В таких странах отсутствуют юридические формы, позволяющие установить отношения прямой или опосредованной ответственности главы государства, иных институтов власти перед обществом.

Особые формы правления разнообразны:

1. правление политической организации. Субъектом высшей государственной власти является партия или иная политическая организация. При этом государство и политическая организация структурно совпадают (Народный фронт в Буркина-Фасо).

2. Правление коллегиального органа, обычно образуемого военным руководством (Нигер – высший военный совет, Нигерия – федеральное военное правительство, Гвинея – военный комитет национального возрождения, Бурунди – военный комитет национального спасения).

3. Правление политического лидера ,высшая государственная власть формально принадлежит одному лицу (Исламская республика Мавритания, Чад - неизбираемый президент).

В этих трех типах государств политическая власть сосредоточена в руках одного института, органа, деятеля. Законодательные и административные функции не разделены.

Таким образом, постепенно утрачивается жесткость существующих классификаций. В юридической науке начинает признаваться принципиальная возможность соединения черт республики и монархии (например, в Малайзии), абсолютной и конституционной монархии (Кувейт). В.Е. Чиркин выделяет несколько причин подобных изменений:

- для управляемости государством важно не только разделение властей и система взаимных сдержек и противовесов, но и установление необходимых взаимосвязей, взаимосогласованности в работе высших органов государственной власти.

- «чистые» формы правления имеют недостатки, присущие форме как таковой. (Президентская республика имеет тенденцию к авторитаризму, парламентской республике присуще нестабильное правительство, частые правительственные кризисы).

- возникновение смешанных форм правления связано и с распространением во многих странах прогрессивных политических и юридических идей. Под влиянием таких идей в Кувейте, Бахрейне, ОАЭ, Саудовской Аравии приняты конституции.

В настоящее время существуют такие монархии, где глава государства ,непожизненный и ненаследственный , переизбирается через определенный промежуток времени (Малайзия), ОАЭ – 1 в 5 лет глава государства избирается из наследственного монарха – правителя составной части федерации. Вместе с тем в условиях функционирования тоталитарных систем ХХ в появляются и так называемые монархические республики. Начало этому явлению было положено в Индонезии (Президент Сукарно), затем в Югославии Иосип Броз Тито как первый президент республики не переизбирался согласно ст.210 югославской Конституции 1963г.,несменяемым президентом объявил себя Маркос на Филлипинах , сегодня существует два пожизненных президента – в КНДР и в Малави.

Форма государственного устройства – это характеристика государственного строя, определяющая политико-правовой статус государства и образующих его территорий, систему взаимоотношений между ними, территориальную структуру государственной власти.

По форме государственного устройства государства разделяются на:

1. федерации и унитарные государства

2. государства, участвующие в политических объединениях и не участвующие в них. Причем встречаются два вида политических объединений – союз государств (конфедерация, монархическая уния, протекторат) и союзные государства (федерации). Союзы государств могут быть равноправными, основанные на договоре, и напротив, объединенные под общей властью монарха.

3. государства, признающие автономию территорий и не имеющие таковой.

Наиболее простую форму территориального устройства представляет унитарное государство. Оно воплощает классические представления о политическом объединении нации под единой властью. В данной форме только один субъект обладает суверенитетом – само государство. Это подтверждается конституцией, единой системой законодательства, гражданством. Нередко государства соглашаются с требованиями местных сообществ о расширение прав и свобод территорий. При таком обособлении они могут приобрести форму автономии. Сам термин «автономия» буквально означает возможность территориальной единицы жить по своим (auto) правилам (nomos). В большинстве случаев автономии создаются в унитарных государствах, где она используется для наделения территориальных единиц самостоятельностью в вопросах местного управления.

В соответствии с различными причинами образования автономий принято условно выделять несколько видов автономий:

- автономии, образованные по национально-лингвистическим признакам. Этот тип автономии создается на территориях с особенностями национального состава населения, возможно, со спецификой языка, местными диалектами. Например, Страна Басков, Каталония, Галисия в Испании, Шотландия в Великобритании.

- автономии, образованные в результате исторических обстоятельств . Обе территории подчиняются Китаю, но сохранили сложившийся общественный строй и систему экономики. Они становятся специальными административными районами.

- автономии как общий принцип местного управления. Их называют административно-территориальными автономиями. В данном случае государство признаёт необходимым предоставить всем крупным территориальным единицам некоторую самостоятельность в решении местных дел (Япония, Нидерланды, Великобритания).

Не являясь государством, автономия не имеет своего гражданства, здесь нет высших государственных органов. Нормативные акты автономии носят подзаконный характер, так как они производны от законов государства. В то же время автономиям могут быть предоставлены широкие экономические привилегии. Следует отметить и такое специфическое явление, как национально-культурная автономия. Она представляет собой совокупность особых правил, условий, на которых в государстве проживают общности, не имеющие определённой автономной территории. Эти особые права касаются политики, культуры, языка, образования. Например, саами в Швеции или шведы в Финляндии. При правительстве Австрии и Венгрии действуют советы национальных меньшинств.

Федерация представляет собой объединение территорий, обладающих собственной государственностью, в единое союзное государство. Сложная политическая природа федерации обусловлена тем, что в ней осуществлён раздел суверенитета между союзом и его территориальными частями. Собственной государственностью суверенитетом обладают, как федерация, так и её члены.

Источником федеративной государственности является суверенитет нации, образующий её население. Нация в федеративном государстве политически едина, но не в полной мере. В юридическом смысле она состоит из народов, каждый из которых претендует на известную меру политической самостоятельности. Считается, что эти народы через референдум или своих представителей однажды дали согласие на объединение в федеративном государстве.

Государственность каждой из сторон в федеративных отношениях взаимоограничена. Ни федерация, ни ее субъекты не обладают полным государственным суверенитетом. Весь объём государственных полномочий делится на 2 основные части: одну из них определяют как сферу исключительной компетенции, а другую - остаточной. К исключительной компетенции относятся полномочия, которые пользуются лишь тот, за кем они закреплены. Ее обладатель обычно не может выходить за пределы исключительных полномочий, если иное прямо не оговорено законом. Как правило, исключительную компетенцию отдают федеральным органам. Остаточная компетенция обычно закрепляется за территориями. Полномочия, которыми согласованно пользуются федеральные органы и участники федерации, образуют совместную компетенцию.

В федерации существует двуединое гражданство. Лица находятся в политико-правовой связи (гражданство) не только с центральным государством, но и с субъектами федерации. Обычно государство субъектов федерации подвижное, оно изменяется с переменой места проживания лица. Союзное гражданство устойчиво, перемена места жительства на нем не сказывается. Субъекты федерации обладают таким элементом государственности, как основной закон, при чем конституция субъекта федерации не нуждается в утверждении центральной властью. Субъекты федерации вправе осуществлять налогообложение, представлены в одной из палат федерального парламента.

Права субъекта федерации закреплены не только в его собственных, но и в федеральных законах. Нарушая права участников союза, федерация подрывает и свою государственность. Права федерации, ее суверенитет также гарантируются. Например, субъектом федерации нередко прямо запрещается участвовать в международных отношениях, заключать договоры между собой и вступать в соглашения с иностранными государствами (Мексика, США). В некоторых особенно политически не устойчивых, союзах применяются методы разрешения разногласий, обеспечивающие верховенство федеральных органов. Например, институт федеральной интервенции - вмешательства в дела субъектов федерации. Интервенция выражает право федерации защищать собственное единство и ее обязанность - охранять государственность субъектов (Индия, Мексика, США).

Федеративное устройство создает сложную проблему соотношения права сецессии и территориальной целостности государственности. В большинстве конституций право сецессии не оговорено и прямо запрещено (США).

Конфедерация – союз государств, объединившихся на основании договора для осуществления общих целей. Юридической основой конфедерации является договор, это не конституция, он относится к категории международных соглашений. Члены конфедерации сохраняют государственность и право распоряжаться ею. В ведение конфедерации обычно передается рассмотрение вопросов обороны, финансовой политики, таможенного дела, совместного участия в международных отношениях. Возможна высокая степень общности в сфере кредитно-денежной системы, унификации правовых систем. В конфедерации решения принимают союзные органы и обязывающее значение эти решения могут получить из союзного договора, то есть без непосредственного участия глав государств и парламентов и без дополнительных процедур. За нарушение актов, изданных конфедерацией, она не может наказать лиц, являющихся непосредственными виновниками, так как члены союза сохраняют право юрисдикции на своей территории. Конфедерация может привлечь к ответственности само государство, где происходят нарушения ее актов, предпринять против нее экономической санкции, вооруженные действия силами других членов конфедерации. В конфедерации отсутствуют собственные исполнительные органы, глава конфедерации обладает координационными, но не руководящими полномочиями. Не являясь государством конфедерация не может устанавливать государственно-правовыми отношения с отдельными лицами, следовательно, учреждение конфедеративного гражданства в принципе невозможно. Конфедерация, как правило, кратковременные, переходные государственные объединения. Они либо предшествуют образованию федерации, либо распадаются – Швейцария (- 1787), Нидерланды (1580-), Севеамериканские штаты (1781-1787), Германский союз (1815-1867), Югославия в 1992г. В настоящее время нельзя определенно утверждать о существовании какой-либо конфедерации. Вместе с тем развиваются межамериканские, исламские африканские и другие объединенные движения. Ряд признаков дает повод расценивать межгосударственные объединительные тенденции в Европе и на территории бывшего Советского союза как конфедеративные по своей природе.

Уния представляет собой общность государств, возглавляемых единым монархом. Международно-правовое значение унии невелико, более заметно воздействие унии на государственный строй. Уния отличается от конфедерации, так как конфедерация объединять и республики, и монархии. Уния всегда объединяет монархии. Во- вторых, конфедерацию учреждают договором между государствами. Уния возникает в силу принадлежности одному монарху права на престол в двух и более государствах. Различаются 2 вида общностей монархических государств – личная уния и уния реальная. Отличие между униями состоит в условиях участия и выхода из них. Личная уния устанавливается между государствами, в которой условия и порядок престолонаследия различны. В реальных униях единый порядок единонаследия – Австро-Венгрия, Норвегия со Швецией. В 1943 году прекратила существование уния между Данией и Исландией в результате преобразования последней в республику. Мальта, став республикой, в 1975 году вышла из унии с Великобританией. В настоящее время единственным примером реальной унии являются отношения между некоторыми государствами Британского Содружества. Из 49 стран – 14 (Австралия, Гренада, Канада, Новая Зеландия, Ямайка) объединены в унию под общей короной. Ее представителями являются генерал-губернаторы, нет единого гражданства.

Федерации, конфедерации, унии представляют собой объединения, основанные на юридическом равенстве их участников. В отличие от них протекторат – заведомо неравноправный союз государств – США и Пуэрто-Рико, Индия и Бутан, Западное Самоа и Новая Зеландия, Франция и Монако. Андорра – население 50 тысяч человек – отказалась осуществления своего права проводить эмиссию денег, внешняя политика – Франция, а контроль банковской системы и внутренних дел – Испания. В результате возникает сдвоенный протекторат (кондоминимум), осуществляемый двумя государствами. Установление протектората не отменяет и не сокращает суверенитет страны, хотя и ограничивает ее в использовании суверенных прав. Право выхода (сецессии) из протектората самоочевидно. В отличие от федерации это объединение не создает общего центра, обладающего государственной властью, поэтому нет общего гражданства.

Таким образом, протекторат – это основанное на письменных или иных соглашениях неравноправное объединение государств, в котором подопечная сторона отчуждает в пользу государства-протектора права осуществления части принадлежащих ей прав на условиях сохранения собственной государственности (суверенитета), получения политической, военной, финансовой помощи, а также иных услуг.

В последнее время возникает новая форма территориальной организации государства, сочетающей одновременно черты унитарного и федеративного государства. Это так называемое региональное государство – государство, в котором его союзным частям в значительной степени переданы полномочия от центра. По сути, это унитарное государство, приобретающее черты федерального. Сходство с федеративным проявляется в том, что административно-территориальные образования получают право издавать свои законы (в Италии – по 18 вопросам так называемым «областного значения»), предоставление финансовой автономии. В отличие от федеративного, в региональном государстве, единственный носитель власти (субъект суверенитета) сосредоточен на общегосударственном уровне. В отличие от унитарных государств, где есть автономии, занимающие лишь часть территории государства (Дания, Китай, Великобритания, Португалия), территория регионального государства целиком состоит из автономных образований, при их создании учитывались этнические, географические и иные особенности региона. Процесс регионализации начался в Италии, затем в Испании, в конце 70-х годов ХХ века в Шри-Ланке, в 90-х годах в ЮАР. Иногда этот путь реформирования предлагается и для российского государства.

Форма государственного режима.

В научной литературе существует несколько определений государственного режима. Среди них можно выделить определение государственного режима как «конкретного проявления государственной организации, выражающегося в состоянии и характере демократических и политических сил в обществе» (Петров В.С. Сущность, содержание и форма государственной власти. Л., 1971). Ориу в работе «Основы публичного права» (М., 1929) определяет государственный режим как некоторого рода надстройку, которая устанавливается по мере развития общества над уже существующими политическими институтами. Постепенно, по мнению Ориу, государственный режим стремится подчинить себе и даже уничтожить эти политические институты. Возникает административный режим, для которого характерно полное доминирование административной власти над судебной, административно-полицейская регламентация всех индивидуальных прав и свобод. Далее Ориу выделяет конституционный режим – это «усилие, которое делает государство в известный момент истории с целью придать себе самому статут морального лица». Конституционный режим противостоит административной централизации. Наиболее распространенным является представление государственного режима как совокупности средств, методов, способов осуществления государственной власти. Тем государственный режим становится наиболее динамичной составной частью формы государства, реагирующей на все наиболее важные процессы и изменения, происходящие в окружающей экономической и социально-политической среде. Государственный режим в значительной мере индивидуализирует форму государства, определяет ее роль в государственно-правовом механизме. Без учета характера государственного режима весьма трудно понять не только сущность и содержание, но и социально-политическую роль государства в той или иной стране. Например, почему в некоторых государствах с монархической формой правления существует более демократический государственный и общественный строй (Великобритания, Швеция, Голландия), чем в некоторых государствах – республиках. Государственный режим не возникает спонтанно. Он складывается под воздействием целого ряда факторов:

- характер экономики (централизованная, плановая, децентрализованная, рыночная),

- уровень развития общества (общая, политическая, правовая культура),

- тип и форма государства (соотношение в обществе социально классовых сил),

- исторические, национальные, культурные традиции,

- тип правящей элиты.

Государственный режим не следует отождествлять с политическим режимом. Государственный режим является важной составной частью политического режима, который охватывает собой не только государство, но и все другие элементы политической системы общества, то есть политический режим включает в себя не только методы государственного властвования, и характерные способы деятельности негосударственных образований (партий, движений, союзов) существует несколько вариантов классификаций государственного режима. Иногда классификации соотносят с типами государства и права, выделяя в каждом типе свои режимы. Так, при рабовладельческом строе выделяют деспотический, теократический, монархический, аристократический режимы и режим аристократической демократии. При феодальном строе – абсолютиский, феодально-демократический (для дворянства), клерикально-феодальный, режим «просвещенного» абсолютизма. При капитализме – буржуазно-демократический, конституционный, бонапартистский, военно-полицейский, фашистский режимы.

Внимание исследователей акцентировалось также на выделение таких режимов как конституционный, государственно-правовой, военный. В то же время в учебных, академических целях принято исходить из самой общей классификации государственных режимов, деления их на демократические и антидемократические Каждый из этих видов в зависимости от того или иного этапа развития общества, сущностных и содержательных характеристик государства и права подразделяется на различные подвиды. Например, в качестве разновидностей антидемократических режимов выступает теократический и деспотический режимы Древнего Востока, полицейские режимы феодального государства, тоталитарные и авторитарные режимы современности.

Вопросы к теме:

  1. Перечислите формы государственного устройства.

  2. Перечислите формы правления.

  3. Раскройте понятие капитализм.

  4. Раскройте понятие социализсм.


4



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!