Тема доклада «Проектная и исследовательская деятельность в начальной школе по УМК «Школа России» в условиях реализации ФГОС».
«Скажи мне – и я забуду,
Покажи мне – и я запомню,
Вовлеки меня – и я научусь»
(Старинная китайская поговорка)
В условиях внедрения ФГОС ведущее место принадлежит сегодня проектно-исследовательской деятельности. Главной задачей и результатом этой деятельности является изменение учащегося, перевод его от незнания к знанию, от неумения к умению. Эта деятельность позволяет стимулировать интерес к знаниям, показывает необходимость их практического применения.
По требованиям ФГОС НОО дети готовят первые проекты под руководством учителя, уже начиная с первого класса. Но, учеников необходимо подготовить к новому виду обучения. Новому не только для детей, но и для большинства родителей. А именно они помогут ребенку выдвинуть как можно больше идей и записать их, а потом систематизировать; помочь ребенку кратко изложить самое главное и рассказать об этом другим людям.
Проектная деятельность- это самостоятельная творческая деятельность учащихся, выполненная под руководством учителя, в которой ребенок сам определяет направление работы и организует свои действия, начиная от идеи и заканчивая ее практическим воплощением.
Работа с детьми в рамках начальных основ исследовательской и проектной деятельности позволит достигнуть важнейших целей образования:
- самостоятельного мышления;
- решения возникающих проблем, имея даже небольшой багаж знаний;
- навыков прогнозирования и достижения результатов в области выбранных наук;
Приобщение детей к научно-исследовательской и проектной деятельности на ранней стадии общего образования наиболее полно выявлять, а затем развивать интеллектуальные и творческие способности детей.
Учебная исследовательская деятельность – это организованная творческая деятельность учащихся, характеризующаяся целенаправленностью, активностью, мотивированностью и сознательностью, результатом которой является формирование познавательных мотивов, исследовательских умений.
Под исследовательской деятельностью школьников понимается процесс деятельности учащихся, связанный с решением творческих, исследовательских задач с заранее неизвестным решением и предполагающая наличие основных этапов: постановку проблемы, изучение теории, посвященной данной проблематике, подбор методик исследования и практическое овладение ими, сбор собственного материала, его анализ и обобщение, научный комментарий, собственные выводы.
Исследовательские умения— это готовность к осуществлению исследовательской деятельности на основе использования знаний и жизненного опыта, с осознанием цели, условий и средств деятельности, направленной на изучение и выяснение процессов, фактов, явлений.
Приобщение детей к научно-исследовательской и проектной деятельности на ранней стадии общего образования наиболее полно выявлять, а затем развивать интеллектуальные и творческие способности детей.
Чтобы развить у детей исследовательские навыки необходимо сформировать у них следующие умения:
– видеть проблему;
– задавать вопросы;
– выдвигать гипотезы;
– давать определения понятиям;
– классифицировать;
– наблюдать;
– проводить эксперимент;
– делать выводы и умозаключения;
– структурировать материал;
ЗАДАЧИ ПРОЕКТНОЙ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
Образовательная: активация и актуализация знаний, полученных школьниками при изучении определенной темы. Систематизация знаний. Знакомство с комплексом материалов, заведомо выходящим за пределы школьной программы.
Развивающая: развитие умения размышлять по изучаемой теме, анализировать, сравнивать, делать собственные выводы; отбирать и систематизировать материал, реферировать его; использовать ИКТ при оформлении результатов проведенного исследования; представлять результаты исследования.
Воспитательная: создание продукта.
Виды учебных исследований:
по количеству участников: индивидуальные (самостоятельные), групповые, коллективные;
по месту проведения: урочные, внеурочные;
по времени: кратковременные или долговременные;
по теме: предметные, свободные.
Процесс реализации исследовательской деятельности.
Этап 1.
– выявление способных детей, желающих заниматься исследовательской работой, диагностика уровня интеллектуального развития, диагностика уровня умений и навыков, позволяющих заниматься исследовательской работой.
– анализ полученных результатов;
– формирование групп;
– работа групп (тренинги общения, деловые игры, упражнения по регулированию психологических процессов – воображение, память, логическое мышление и т. д.);
– рефлексия (анализ динамики изменений);
Этап 2.
Выбор тем, постановка проблем, задач, определение научных результатов.
Этап 3.
Индивидуальная работа научного руководителя с учащимися. Сбор материала, работа в архивах, музеях, библиотеках, лабораториях, мастерских; консультации научного руководителя.
Этап 4.
Оформление учащимися выполненных исследований, работа на компьютерах в школе.
Этап 5.
Итог исследовательской работы – это участие в научно-исследовательских конференциях для учащихся начальной школы.
Целью проектной деятельности является общее развитие и формирование качеств творческой личности.
В создании проекта ставятся следующие задачи:
• включить детей в разнообразную деятельность (это достигается специальными видами практических работ);
• выработать гибкие умения, позволяющие учащимся быстро осваивать новые виды деятельности, то есть перенос знаний и навыков на практику;
• развить сообразительность и творческую активность учащихся.
Проектная деятельность -это метод, который раскрепощает ребенка, повышает его уровень познавательной активности, учебной мотивации, способствует эмоциональной уравновешенности и уверенности в своих силах.
С помощью проектов можно обучить:
1) выявлять и формировать проблемы;
2) проводить анализ проблем;
3) находить пути решения;
4) работать с информацией;
5) находить необходимый источник;
Проектный метод направлен на:
• Развитие критического мышления
• Развитие творческого мышления
• Умения работать с информацией
• Умения работать в коллективе;
• Владеть культурой коммуникации.
Проект требует на завершающем этапе презентации своего продукта. Проект – это “пять П”:
1.Проблема
2.Проектирование (планирование)
3. Поиск информации
4. Продукт
5.Презентация.
Шестое “П” проекта – его Портфолио, т.е. папка, в которой собраны все рабочие материалы проекта, в том числе черновики, дневные планы и отчеты и др.
Этапы работы над проектом:
1. Поисковый
-Определение тематического поля и темы проекта.
-Поиск и анализ проблемы.
-Постановка цели, задач проекта.
2. Аналитический
-Анализ имеющейся информации.
-Сбор и изучение информации.
-Поиск оптимального способа достижения цели проекта (анализ альтернативных решений, построение алгоритма деятельности).
-Составление плана реализации проекта: пошаговое планирование работ.
-Анализ ресурсов
3. Практический
-Выполнение запланированных технологических операций.
-Текущий контроль качества.
-Внесение (при необходимости) изменений в конструкцию и технологию.
4. Презентационный
-Подготовка презентационных материалов.
-Презентация проекта.
-Изучение возможностей использования результатов проекта (выставка, включение в банк проектов, публикация).
5. Контрольный
-Анализ результатов выполнения проекта.
-Оценка качества выполнения проекта.
Итак, проектная деятельность включает в себя следующие шаги :
1. Постановка проблемы проекта.
2. Тема проекта.
3. Цель проекта.
4. Задачи проекта.
5. Гипотеза( с 4 класса).
6. План работы (сюда включены методы исследования, которыми мы пользовались в процессе разработки проекта, и средства, которые помогли добиться цели).
7. Продукт проекта.
8. Выводы (итог).
Виды проектов.
Проекты могут быть индивидуальными, парными – выполняемыми в паре, групповыми или коллективными. Могут проводиться на уроке или во внеурочное время.
По темам проекты делятся на монопроекты – проекты, выполняемые в рамках одного предмета, межпредметные – проекты, темы которых охватывают несколько учебных предметов, и свободные – то есть тема проекта выходит за рамки школьного обучения. Тема должна быть необычной – оригинальной и не сложной. По времени: краткосрочные, среднесрочные, долгосрочные. По месту проведения: урочные и внеурочные.
Учебный проект, как комплексный и многоцелевой метод, имеет «большое количество видов и разновидностей» (по Сергееву И.С.)
Практико-ориентированный проект нацелен на социальные интересы самих участников проекта или внешнего заказчика.
Продукт заранее определен и может быть использован в жизни класса, школы, микрорайона, города, государства. Палитра разнообразна – от учебного пособия для кабинета до пакета рекомендаций по восстановлению экономики России. Важно оценить реальность использования продукта на практике и его способность решить поставленную проблему.
Исследовательский проект по структуре напоминает подлинно научное исследование.
Он включает обоснование актуальности избранной темы, обозначение задач исследования, обязательное выдвижение гипотезы с последующей ее проверкой, обсуждение полученных результатов. При этом используются методы современной науки: лабораторный эксперимент, моделирование, социологический опрос и другие.
Информационный проект направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении с целью ее анализа, обобщения и представления для широкой аудитории.
Выходом такого проекта часто является публикация в СМИ, в т.ч. в Интернете. Результатом такого проекта может быть и создание информационной среды класса или школы.
Творческий проект предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатов. Это могут быть альманахи, театрализации, спортивные игры, произведения изобразительного или декоративно-прикладного искусства, видеофильмы и т.п.
Ролевой проект - разработка и реализация такого проекта наиболее сложна. Участвуя в нем, проектанты берут на себя роли литературных или исторических персонажей, выдуманных героев и т.п. Результат проекта остается открытым до самого окончания. Чем завершится судебное заседание? Будет ли разрешен конфликт и заключен договор?
Виды презентационных проектов могут быть различными, например:
Воплощение (в роль человека, одушевленного или неодушевленного существа).
Деловая игра.
Демонстрация видеофильма – продукта, выполненного на основе информационных технологий.
Диалог исторических или литературных персонажей.
Игра с залом.
Инсценировка реального или вымышленного исторического события.
Научная конференция.
Отчет исследовательской экспедиции.
Пресс-конференция.
Путешествие.
Реклама.
Ролевая игра.
Соревнования.
Спортивная игра.
Заочная экскурсия.
На практике чаще всего используются следующие типы проектов:
- исследовательско- творческие: дети экспериментируют, а затем результаты оформляют в виде газет, драматизации, детского дизайна;
- ролево- игровые (с элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по-своему поставленные проблемы);
- информационно- практико-ориентированные: дети собирают информацию и реализуют ее, ориентируясь на социальные интересы (оформление и дизайн класса, витражи и др.);
- творческие (оформление результата в виде урока, внеклассного мероприятия, предметной недели и т.д.).
В УМК «Школа России» очень хорошо продумана и спланирована работа над проектной деятельностью. А также данный УМК предусматривает поэтапное вхождение учащихся в данный вид деятельности. Например:
1 кл. – подготовительный этап: участие детей в наблюдении, экспериментах, знакомство с планом, фиксировании промежуточных результатов.
2 кл. – работа со справочной литературой, совместное составление плана, выступление по готовому плану, самостоятельные выводы.
3 кл. – учатся самостоятельно выявлять единство с темой, целью, задачами, и результатом проекта.
4 кл. – это самостоятельная работа ребенка над проектом, его формирование и защита, т.е. получение конечного результата, но под руководством учителя.
С 1 класса некоторые проекты носят коллективный характер, тематика определяется учителем, но каждый ученик вносит свой вклад в общую работу, это приучает детей работать в коллективе, ставить общие интересы выше своих.
Во 2 - 4 классах многие ученики уже знают, какой предмет им интересен, могут сами выбрать тему исследования. Учитель может и должен лишь “подтолкнуть” их к правильному выбору, попросив ответить на следующие вопросы:
- Что интересует больше всего?
- О чём хочешь узнать больше?
При выполнении проектно-исследовательской работы целесообразно пользование следующим алгоритмом:
Проблема проекта | "Почему?" | Актуальность проблемы - мотивация |
Цель проекта | "Зачем?" (мы делаем проект) | Целеполагание |
Задачи проекта | "Что?" (для этого мы делаем) | Постановка задач |
Методы и способы | "Как?" (мы это можем делать) | Выбор способ и методов, планирование |
Результат | "Что получится?" (как решение проблемы) | Ожидаемый результат |
| | |
Проекты в 1 классе по «УМК Школа России»:
1)Математика.
1. «Математика вокруг нас. Числа в загадках, пословицах и поговорках».
2. «Математика вокруг нас. Форма, размер, цвет. Узоры и орнаменты».
2) Обучение грамоте.
1. «Живая Азбука».
3) Русский язык.
1. «Скороговорки».
4)Литературное чтение.
1. «Сказочная страничка».
5) Окружающий мир.
«Моя малая Родина», «Моя семья», «Мой класс и моя школа», «Мои домашние животные».
2 класс: «Красная Книга или возьмем под защиту», «Все профессии важны, все профессии нужны», «Города России», «Страны мира». «Сказки, загадки, небылицы», «Мой детский журнал», «Узоры и орнамент на посуде».
3 класс: «Разнообразие природы родного края», «Школа кулинаров», «Кто нас защищает», «Экономика родного края», «Музей путешествий». «Тайна имени», «Математические сказки».
4 класс: «Разнообразие природы России», «Путешествие по реке времени». «Составляем орфографический словарь».
Фрагмент урока русского языка в 3 классе «Правописание частицы НЕ с глаголами».
Задачи:
Развитие умений писать глаголы с частицей не, графически обозначать орфограмму.
Умение находить в предложениях частицу- не.
Формулирование проблемы.
Постановка проблемы: что на уроке нам нужно выяснить?
Что такое "не"?
К какой части речи относится?
Как пишется не с глаголами?
Поиск решения.
– Подумайте, в какой группе частей речи (служебных или самостоятельных) следует искать частицу? (Среди служебных, так как нельзя поставить вопрос и это слово ничего не обозначает).
Вывод: Частица не придаёт отрицательный смысл слову или всему предложению.
- Итак, мы выяснили, что частица не придаёт глаголам отрицательный смысл, а как она пишется с глаголами, ещё не знаем. А вы как думаете?
- Послушайте стихотворение поэта Виктора Агафонова о глаголе и частице не:
Глаголу нравится читать,
Играть, работать и мечтать!
Глаголу очень нравится
Всё делать очень живо.
Частица не – красавица,
Но как она ленива!
Она не ходит, не сидит,
Не шьёт, не жнёт и не кипит,
Книг не читает, не поёт,
Другим работать не даёт.
Глагол же, не любя безделья,
С частицей пишется раздельно!
- Что вы узнали из стихотворения о глаголе и частице не?
-Как пишется не с глаголами?
Творческое задание. Решение проектной задачи.
- Не секрет, что в школе происходят случаи, когда дети нарушают правила поведения. Почему это происходит?(ответы детей)
- Как решить эту проблему?(ответы детей)
- Сегодня на уроке мы с вами создадим памятки для уголка «Правила поведения в школе». Работать будем в группах.
Тема проекта: Использование частицы не при составлении правил поведения в школе.
- Сформулируйте цель нашей работы.
Цель проекта: Создание памятки по правилам поведения.
- Какие задачи мы поставим, для решения данной цели?
Задачи:
1. Найти информацию по данной теме.
2. Составить памятку, используя частицу не.
-Какой творческий продукт мы получим, выполнив задачи?
-Закончите фразу: «Работа актуальна, потому что …»
-Работать по карточкам. Обратите внимание на инструкцию при выполнении работы в группах.
Инструкция для работы в группах.
1) Выберите тему:
1. Правила поведения во время урока
2. Правила поведения во время перемены
3. Общие правила поведения в школе
4. Правила поведения в столовой
5. Правила поведения в школе
2)Запишите столбиком 3-5 глаголов с частицей НЕ, относящихся к теме;
3)Поднять руки, сообщив о готовности.
4) Проверка результатов работы на экране доски.
5)Подведение итога работы.
Оцените свою работу:
Я думаю, что цель и задачи работы выполнены, так как …
Работа над проектом показала, что …
Что у вас получалось сегодня лучше всего?
В чём испытали затруднения?
Как оцениваете свою работу?
С целью развития исследовательских умений учащихся вовлекала детей в учебно-исследовательскую деятельность на уроках по курсу «Литературное чтение», «Русский язык». Работу с детьми начала со первого класса, и строила ее поэтапно, согласно рекомендациям и методикам, предложенным А.И. Савенковым , Н. Б . Шумаковой.
В основе организации урока-исследования лежат шесть основных этапов методики исследования( по методике Н. Б. Шумаковой).
I. Мотивация (создание проблемной ситуации, обеспечивающей возникновение проблемы и предположений, на основе которых формулируется гипотеза)
II. Исследование (поиск решения проблемы, фактов для обоснования или опровержения гипотезы)
III. Обмен информацией (изложение результатов исследования)
IV. Организация информации (сортировка или классификация полученных в результате исследования фактов)
V. Связывание информации (открытие и формулирование нового знания: принципа, идеи, обобщения)
VI. Подведение итогов, рефлексия (оценивание того, в какой мере достигнуто решение проблемы, обсуждение перспективы дальнейшей работы по проблеме)
VII. Постановка новых вопросов (этап возникает при необходимости следующего исследования)
VIII. Применение (использование приобретённого нового знания в новых условиях для достижения подлинного понимания открытия) [24, с.10]
Главной задачей учителя, является организация учебной исследовательской деятельности таким образом, чтобы у учащихся сформировались самостоятельная потребности в творческом, исследовательском поиске. [12, с.34]
Для эффективности учебного исследования на уроках применялись следующие методы: поисковый, частично-поисковый, метод проектов, проблемный, исследовательских ситуаций.
Формирование исследовательской деятельности, как правило, проходит в несколько этапов.
Первый этап соответствует первому классу начальной школы. Задачи обогащения исследовательского опыта первоклассников включают в себя:
• поддержание исследовательской активности школьников на основе имеющихся представлений;
• развитие умений ставить вопросы, высказывать предположения, наблюдать, составлять предметные модели;
• формирование первоначальных представлений о деятельности исследователя.
Для решения задач используются следующие методы и способы деятельности:
1. Коллективный учебный диалог;
2. Рассматривание предметов;
3. Создание проблемных ситуаций;
4. Чтение-рассматривание;
5. Коллективное моделирование;
6. Игры-занятия;
7. Выполнение моделей из различных материалов;
8. Выставки детских работ.
Второй этап – второй класс начальной школы – ориентирован:
• на приобретение новых представлений об особенностях деятельности исследователя;
• на развитие умений определять тему исследования, анализировать, сравнивать, формулировать выводы, оформлять результаты исследования;
• на поддержание инициативы, активности и самостоятельности школьников.
На данном этапе используются следующие методы и способы деятельности – учебная дискуссия, наблюдения по плану, рассказы детей и учителя, мини-исследования, ролевые игры.
На уроках хорошо использовать разнообразные формы обучения учащихся: индивидуальную, групповую, парную.
Третий этап соответствует третьему и четвёртому классам начальной школы. Выделяются соответствующие методы и способы деятельности школьников: мини-исследования, уроки-исследования, коллективное выполнение и защита исследовательских работ, наблюдение, анкетирование и другие.
Исследовательские умения на уроках литературного чтения – это умения наблюдать, анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы, формировать собственную точку зрения.
Формы уроков, позволяющих представить результаты исследования:
Игры-исследования
Игры-путешествия
Игровые моменты
Ролевые игры
Исследование со сказочным героем
Фантастические исследования
Конференции, на которых учащимся представляют краткий доклад о проделанной работе и отвечают на вопросы аудитории;
Презентации, на которых ярко, красочно и привлекательно представляются достижения учеников;
Выступления, как правило, для определенного круга- своих одноклассников, учащихся параллельных классов;
Выставка достижений, может быть посвящена определенной теме, курсу
Работу по развитию исследовательских умений младших школьников на протяжении четырёх лет обучения в начальной школе, то её можно представить так:
В 1 классе ведется пропедевтическая работа по развитию исследовательских умений:
1) проблемное, частично-поисковое обучение под руководством учителя;
2) урок-исследование(в начале года постановка проблемы осуществляется учителем, поиск решения осуществляется учащимися по наводящим вопросам; далее постановка проблемы по возможности осуществляется самостоятельно, с некоторой помощью учителя; предположения, поиск решений максимально самостоятельно; выводы под руководством учителя);
3) кратковременные исследования- наблюдения;
На уроках на этапе мотивации использовала «Приём загадки» (по методике Н. Б. Шумаковой).
Например, на уроке литературного чтения в 1 классе по теме «Сказка Е. Чарушина «Теремок» для определения темы урока применяла «Приём загадки», после которого дети сформулировали цель и задачи урока. Учились выдвигать первые предположения о героях произведения. А при анализе этого произведения использовала приём «Кластер» по теме «Сказки». Ребята в парах определили виды сказок и составили схему («Кластер»).
Во втором классе:
- проводила работу по проведению кратковременных исследований в контексте изучения лирического стихотворения;
- использовала наблюдение и поисковые методы, учащиеся знакомились с терминологией, теоретическими понятиями в рамках исследовательской деятельности (исследование, информация, значение и др.); с методами исследования (поиск изобразительно-выразительных средств языка, наблюдение за ними, работа со словарями и другими источниками информации).
Дети знакомились с элементами исследовательской деятельности: анализ проблемной ситуации, целеполагание, определение цели, темы и учебных задач урока, выдвижение гипотез т. е. строить предположения, формулирование выводов.
Например, на уроке литературного чтения во 2 классе по теме «Стихи А. Плещеева о весне», дети, отгадав загадку о весеннем времени года и рассмотрев выставку книг, выдвигали свои предположения(гипотезу) о том:
-Какая основная мысль (идея) может объединить эти произведения? (Учитель фиксирует их на бумажных облачках).По предположениям(гипотезам) ребята сформулировали тему урока и наметили цель исследования.
Исследование произведений А . Плещеева проходило по плану:
1)Прочитать стихотворения А. Плещеева, выделить основную мысль.
2)Сравнить основную мысль всех произведений.
3)Сделать заключение и ответить на исследовательский вопрос.
Сделав анализ всех стихотворений о весне, ребята ответили на исследовательский вопрос о том , что все люди должны восхищаться красотой природы и беречь её.
На этапе применения или закрепления изученного материала класс работал в малых группах над следующими с заданиями: Игра "Соотнеси названия стихов и автора", «Вставьте пропущенные олицетворения».
В заключении урока дети выполнили самооценку своей работы на уроке.
В третьем классе:
- на уроках использовала метод проекта, интерактивные формы работы исследовательского, творческого характера: поиск информации, выделение главного, формулирование определения, проведение простых опытов, наблюдение, сочинение на материале стихов, определение цели, темы и учебных задач урока, построение плана работы на уроке, составление инструкций и т.д.
На уроке литературного чтения в 4 классе по теме «Д.Н. Мамин – Сибиряк «Приемыш» предлагалось детям, не читая произведения, определить, какие ассоциации возникают, когда слышите слово «Приёмыш». В данном случае используется «Приём ключевых слов» (по методике Н. Б. Шумаковой). Подбираются 3-5 слов, которые могут подвести к проблеме, например: «кто», «местожительство», «родство». Ассоциации помещаются в кластер, который составляется на протяжении всего исследования. На этапе применения использовался Приём «Да или нет».
Проводились уроки на основе деятельностного метода с использованием элементов исследования; уроки -исследования по рекомендациям и методикам Н. Б. Шумаковой.
На уроках русского языка и литературного чтения использовались следующие приёмы, задания и упражнения исследовательской направленности:
1)Развитие умений видеть проблему (формирование способности развивать собственную точку зрения, смотреть на объект исследования с разных сторон) . Для создания проблемных ситуаций в учебном исследовании применяются разнообразные приёмы.
На этапе мотивации на уроке русского языка в 1 классе по теме «Ударение» представлен Прием «формулирования проблемной ситуации».
Начало урока - создание исследовательской ситуации. Ребята читают стихотворение «Полз Жук. Глядь- зверь не зверь...
- Ты кто?
- Паук.
- Паук? Кыш!
- Как так -кыш?!
- А вот так: кыш, и всё тут.
Жук -смел. А тот- трус, шмыг в щель!...
Ну, друг, в чём тут суть?
в чём соль, а?»
-Почему так получилось? Загадка.
-Кто уже догадался, почему Жук прогнал Паука?(все слова в рассказе состоят из одного слога, а слово«Паук» состоит из 2-х слогов).
-А нужно ли ставить ударение в словах, состоящих из одного слога? (Нет)
-Почему?( в этих словах один гласный звук , он и будет ударным)
-В каких ещё словах не ставится ударение?
-Кто назовёт тему урока?
Каждый ребёнок «примерил» ситуацию на себя и в результате возникло желание изучить, исследовать эту проблему.
На этапе мотивации предлагались:
Приём «формулирования проблемной ситуации»
«Приём загадки»
Упражнение«Четвёртый лишний»или «Найди лишние», «Угадай-ка» и др.
2)Развитие умений задавать вопросы.
Вопрос обычно рассматривается как форма выражения проблемы, а гипотеза – как способ решения проблемы. Вопрос направляет мышление ребенка на поиск ответа.
Приём «Найди загадочное слово». Дети задают друг другу разные вопросы об одном и том же предмете, начинающиеся со слов «что», «как», «почему», «зачем».
3)Учимся выдвигать гипотезы. Гипотеза – это предположительное, вероятное знание, ещё не доказанное логически и не подтвержденное опытом. Гипотеза – это предвидение событий. Для того чтобы научиться вырабатывать гипотезы, надо научиться, размышляя, задавать вопросы. Нужно отметить, что, делая предположения, ученики обычно используют следующие слова:
может быть;
предположим;
допустим;
возможно;
что, если…
Таким образом, все эти приёмы, упражнения и задания способствуют формированию познавательных УУД: умение структурировать знания, контролировать и оценивать знания, формирование умения в постановке и формулировке проблемы. Происходит развитие достижения метапредметного результата качества мышления.
На этапе уроков«Организация информации» применялись :
Учитель читает детям неоконченный рассказ. «Утром небо покрылось черными тучами, пошел снег. Крупные снежные хлопья падали на дома, деревья, дороги…» Дети продолжают его.
А на этапах уроков «рефлексия» учащимися составлялись «Синквейны», использовались оценочные листы, приёмы «Рефлексивный экран», «Укрась яблоню»,«Светофор» и другие.
На уроке русского языка в 1 классе по теме «Перенос слов» для создания проблемной ситуации детям было предложено прочитать текст записки мальчика своему приятелю:
Миша! Возьми в сарае у
дочки. Позови товар
ища Серёжу. Я вас
жду на речке.
Определив проблему, ребята вместе с учителем формулируют цель исследования: изучить правила переноса слов в русском языке, определяют тему урока. Исследование проводится в малых группах по «Инструкционной карте». Группы обмениваются информацией и формулируется вывод по правилу переноса слов.
Исследовательская деятельность младших школьников способствует достижению метапредметных результатов, так как эта деятельность дает возможность каждому ученику освоить способы решения проблем, обогатить личный опыт в их решении, создать условия для коррекции данных способов, их выращивании до нового качественного уровня – одним словом, создать мощный банк способов действий, которые помогут детям в будущем.
Метод проектов и метод исследовательского обучения наряду с другими активными методами обучения может эффективно применяться уже в начальных классах.
Девизом проектной и исследовательской деятельности в начальной школе могут служить слова выдающегося немецкого драматурга и философа Готхольда Эфраима Лессинга:
«Спорьте, заблуждайтесь, ошибайтесь,
но ради Бога, размышляйте, и хотя и криво,
да сами».
И только тот, кто готов отстаивать свое право творить, способен на настоящее творчество, и наша задача – мотивировать учащихся на это творчество, помочь сделать им свои маленькие, а может и большие открытия.
Список использованной литературы
Алексеев Н.Г., Леонтович А.В., Обухов А.В., Фомина Л.Ф. Концепция развития исследовательской деятельности учащихся // Исследовательская работа школьников. 2002. № 1.
2.Асмолов, А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия/ Москва, Просвещение – 2011.
3.Волков Б.С. Младший школьник: Как помочь ему учиться. М.: Академический Проект, 2004. С. 21 – 22.
4. Герасимова И.В. К вопросу о методологии научного творчества // Исследовательская работа школьников. 2001. № 1. С. 45.
5. Давыдов В.В. Исследовательская деятельность как основа обновления содержания образования. М.: Дело, 2002. С. 66.
6. Данилов М.А., Есипов Б.П. Педагогический словарь. М.: Прогресс, 2001. С. 511. Т.2.
7. Загвязинский В.И. Теория обучения: современная концепция. М.: Ось-86, 2008. С. 62.
8. Карпенко К.А., Королева Е.Л., Недялкова Г.М., Соколова И.И. Опыт организации учебно-исследовательской деятельности // Исследовательская работа школьников. 2002. № 1. С. 130.
9. Кукушин В.С. Современные педагогические технологии в начальной школе / Пособие для учителей. – Феникс, 2003.
10. Младший школьник: развитие познавательных способностей: Пособие для учителя / И.В. Дубровина, А.Д. Андреева, Е.Е. Данилова и др.; Под ред. И.В. Дубровиной. М.: Просвещение, 2003. 286 с.
11. Молибога А.Г. Исследовательские умения школьников как условие успешности при продолжении обучения в вузе // Труды Научно-методического семинара «Наука в школе». М.: НТА «АПФН», 2003. С. 118 – 124. Т. 1.
12. Огурцова Н.С., Тарабуева М.В. Формирование исследовательской культуры у младших школьников // Начальная школа плюс до и после. 2012. № 9. С. 48 – 51.
13. Савенков А.И. Путь к одаренности. Содержание и организация исследовательского обучения школьников. СПб.: Питер, 2004. С. 34.
14. Савенков А. И. Психология исследовательского обучения. М.: Академия развития, 2005. 364 с.
15. Савенков А.И. Этапность учебно-исследовательского поиска ребенка // Исследовательская деятельность учащихся в современном образовательном пространстве: Сборник статей / Под общ.ред. к. пс. н. А.С. Обухова. М.: НИИ школьных технологий, 2006. С. 60 – 66.
16. Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников. Самара: Издательство: ЗАО «Издательский дом «Федоров», 2008. С. 23 – 27.
17. Семенова Н.А. Организация исследовательской деятельности младших школьников. Томск: Изд-во ТГУ, 2007. 68 с.
18. Середенко П. В. Развитие исследовательских умений и навыков младших школьников в условиях перехода к образовательным стандартам нового поколения. Южно-Сахалинск: Изд-во СахГУ, 2014. 208 с.
19. Скобенко Л. Д. Организация учебной исследовательской деятельности младших школьников при изучении математики // Молодой ученый. 2014. № 4. С. 1102 – 1105.
20. Усова А.В., Беликов В.А. Исследовательская деятельность учащихся как приоритетное направление развития системы российского образования. М.: Республика, 2005. С. 55.
21. Усова А.Н., Бобров А.А. Исследовательская позиция и исследовательская деятельность: Что и как развивать? // Исследовательская работа школьников. 2003. № 4. С. 18 – 23.
22. Ушачев В.П. К проблеме исследований в науке и в образовании // Развитие исследовательской деятельности учащихся: Методический сборник. М.: Народное образование, 2001. С. 53.
23. Цукерман Г.А., Поливанова К.Н. Введение в школьную жизнь. М., 1999.
24. Шумакова Н. Б. Развитие исследовательских умений младших школьников// Москва, Просвещение, 2011.
25. Шумакова Н. Б. Урок-исследование в начальной школе. Русский язык. Литературное чтение . // Москва, Просвещение, 2014.
26. Исследовательская и проектная деятельность младших школьников. Рекомендации для учителя. Проекты. Автор составитель В.Ф. Феоктистова. - Издательство "Учитель" Волгоград, 2010.
27. Проектная деятельность в начальной школе / авт-сост. М.К. Господникова и др. Волгоград: Учитель, 2008.
28. Организация проектной деятельности в школе: система работы / aвт.-сост. С.Г. Щербакова и др. Волгоград: Учитель, 2008.