СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тема 3.6 Методы исследования

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема 3.6 Методы исследования

Изучите материал представленной в разделе презентации. Обратите особое внимание на "Методы исследования как способы достижения цели исследовательской работы".

Методы эмпирического уровня: наблюдение; интервью; анкетирование; опрос; собеседование; тестирование; фотографирование; счет; измерение; сравнение.

Методы экспериментально-теоретического уровня: эксперимент; лабораторный опыт; анализ; моделирование; исторический; логический; синтез; индукция; дедукция; гипотетический.

Методы теоретического уровня: изучение и обобщение; абстрагирование; идеализация; формализация; анализ и синтез; индукция и дедукция; аксиоматика.

Выполните задание: 1. Определить методы исследования для выбранной темы проекта. 2. Показать, для чего применяются выбранные методы.

Просмотр содержимого документа
«Тема 3.6 Методы исследования»

Исследовательский проект Тема.3.6 Методы исследования Основы проектной деятельности

Исследовательский проект

Тема.3.6 Методы исследования

Основы проектной деятельности

Исследовательская деятельность учащихся Исследовательская деятельность учащихся  – это такая деятельность, в процессе которой учеником образовательного учреждения осуществляется самостоятельный поиск и анализ информации, приобретаются новые знания и формируются умения, которые он применяет на практике. Виды исследовательской деятельности Реферативная Экспериментальная Проектная Описательная Исследовательская

Исследовательская деятельность учащихся

Исследовательская деятельность учащихся  – это такая деятельность, в процессе которой учеником образовательного учреждения осуществляется самостоятельный поиск и анализ информации, приобретаются новые знания и формируются умения, которые он применяет на практике.

Виды исследовательской деятельности

  • Реферативная
  • Экспериментальная
  • Проектная
  • Описательная
  • Исследовательская
План проведения исследовательской деятельности 1. Выбор темы, выделение проблемы и формирование  задач исследования. 2. Изучение теоретической информации по проблематике своего исследования в библиографических источниках. 3. Выдвижение и проверка гипотез исследования. 4. Применение на практике разных методик исследования. 5. Сбор, анализ и обобщение своего материала, полученного в результате опытов. 6. Подведение итогов исследовательской деятельности 7. Оформление исследовательской работы в письменном виде. 8. Публичное выступление с докладом о проведенной исследовательской деятельности.

План проведения исследовательской деятельности

1. Выбор темы, выделение проблемы и формирование  задач исследования.

2. Изучение теоретической информации по проблематике своего исследования в библиографических источниках.

3. Выдвижение и проверка гипотез исследования.

4. Применение на практике разных методик исследования.

5. Сбор, анализ и обобщение своего материала, полученного в результате опытов.

6. Подведение итогов исследовательской деятельности

7. Оформление исследовательской работы в письменном виде.

8. Публичное выступление с докладом о проведенной исследовательской деятельности.

Что отражается  в исследовательском проекте? Введение - первый раздел исследовательского проекта, располагается на третьем листе после Содержания исследовательской работы. В нем раскрывается актуальность темы, цель и задачи проекта, объект исследования и гипотеза, которая формулируется при наличии практической части в исследовательской работе, наличии экспериментов, опытов, наблюдений. Обоснование актуальности исследовательской работы доказывает значимость, современность, нужность результатов проводимого исследования. Формулируется также цель исследовательской работы – модель желаемого конечного результата исследования. Также важно указать конкретные задачи исследовательской работы, которые предстоит решить в процессе всего хода работы. Во Введении исследовательской работы можно также указать степень разработанности данной темы в литературе, сформулировать планируемый результат исследования.

Что отражается в исследовательском проекте?

  • Введение - первый раздел исследовательского проекта, располагается на третьем листе после Содержания исследовательской работы.
  • В нем раскрывается актуальность темы, цель и задачи проекта, объект исследования и гипотеза, которая формулируется при наличии практической части в исследовательской работе, наличии экспериментов, опытов, наблюдений.
  • Обоснование актуальности исследовательской работы доказывает значимость, современность, нужность результатов проводимого исследования.
  • Формулируется также цель исследовательской работы – модель желаемого конечного результата исследования.
  • Также важно указать конкретные задачи исследовательской работы, которые предстоит решить в процессе всего хода работы. Во Введении исследовательской работы можно также указать степень разработанности данной темы в литературе, сформулировать планируемый результат исследования.
Структура введения  исследовательской работы 1. Актуальность темы исследования 2. Проблема, на решение которой направлено исследование 3. Объект и предмет исследования 4. Цель исследовательской работы 5. Задачи исследовательской работы 6. Гипотеза (предположение) 7. Основные этапы работы, организация 8. Методы исследования 9. Научная новизна исследования 10. Теоретическая значимость работы 11. Практическая значимость работы 12. Характеристика основных источников информации.

Структура введения исследовательской работы

1. Актуальность темы исследования

2. Проблема, на решение которой направлено исследование

3. Объект и предмет исследования

4. Цель исследовательской работы

5. Задачи исследовательской работы

6. Гипотеза (предположение)

7. Основные этапы работы, организация

8. Методы исследования

9. Научная новизна исследования

10. Теоретическая значимость работы

11. Практическая значимость работы

12. Характеристика основных источников информации.

Актуальность темы  исследования проекта При обосновании актуальности исследования необходимо решить, почему именно эту проблему нужно в настоящее время изучать и почему именно эту тему вы выбрали для проведения исследовательской работы (проекта). Необходимы четкие и лаконичные обоснования целесообразности выбора темы проекта и проведения самого исследования. Актуальностью исследования является степень его важности на данный момент и в данной ситуации для решения определенной проблемы, задачи или вопроса. Это же относится и к актуальности научного исследования или обоснованию актуальности темы научного исследования. В исследовательском проекте обоснование актуальности исследования - это объяснение необходимости изучения данной темы и проведения исследовательской работы в процессе общего познания.

Актуальность темы исследования проекта

  • При обосновании актуальности исследования необходимо решить, почему именно эту проблему нужно в настоящее время изучать и почему именно эту тему вы выбрали для проведения исследовательской работы (проекта). Необходимы четкие и лаконичные обоснования целесообразности выбора темы проекта и проведения самого исследования.
  • Актуальностью исследования является степень его важности на данный момент и в данной ситуации для решения определенной проблемы, задачи или вопроса. Это же относится и к актуальности научного исследования или обоснованию актуальности темы научного исследования.
  • В исследовательском проекте обоснование актуальности исследования - это объяснение необходимости изучения данной темы и проведения исследовательской работы в процессе общего познания.
Актуальность темы исследования обусловлена следующими факторами восполнение каких-либо пробелов в науке; дальнейшее развитие проблемы в современных условиях; своя точка зрения в вопросе, по которому нет единого мнения; обобщение накопленного опыта; суммирование и продвижение знаний по основному вопросу; постановка новых проблем с целью привлечения внимания общественности. При написании индивидуального проекта актуальность исследовательской работы может состоять в необходимости получения новых данных, проверки совсем новых методов и т.п.

Актуальность темы исследования обусловлена следующими факторами

  • восполнение каких-либо пробелов в науке;
  • дальнейшее развитие проблемы в современных условиях;
  • своя точка зрения в вопросе, по которому нет единого мнения;
  • обобщение накопленного опыта;
  • суммирование и продвижение знаний по основному вопросу;
  • постановка новых проблем с целью привлечения внимания общественности.

При написании индивидуального проекта актуальность исследовательской работы может состоять в необходимости получения новых данных, проверки совсем новых методов и т.п.

Примеры обоснования актуальности темы исследования Пример 1. СМС придумали в начале 90-х годов специалисты одной английской компании. В Англии СМС настолько популярны, что для них появилось даже отдельное слово:

Примеры обоснования актуальности темы исследования

Пример 1.

СМС придумали в начале 90-х годов специалисты одной английской компании. В Англии СМС настолько популярны, что для них появилось даже отдельное слово: "texting" и глагол: "to text". Популярность приводит к хорошим заработкам. И за кажущейся дешевизной СМСок стоят грандиозные доходы тех, кто эти услуги предлагает. СМС - индустрия растет и растет. СМС можно посылать по телефону, через сеть, через КПК.

Стоит ли удивляться, что количество СМС - зависимых людей становится все больше. А некоторые даже идут на рекорды. Так, недавно в печати появилось сообщение, что житель Индии отправил за месяц почти двести тысяч СМС. В октябре прошлого года доктор Марк Коллинс вдруг стал известен всему миру. И все благодаря невиданному расстройству – зависимости от СМС. Поэтому изучение данной темы актуально.

Примеры обоснования актуальности темы исследования Пример 2. Я считаю, что исследований, посвященных изучению диалектизмов как стилистического средства, недостаточно. Специальных исследований, посвященных изучению диалектизмов в творчестве В.П. Астафьева нет. Поэтому, считаю свой исследовательский проект актуальным. Пример 3. По статистическим данным в России происходит резкое ухудшение здоровья детей. 30-35% детей, поступающих учится, уже имеют хронические заболевания. За годы обучения в 5 раз возрастает число детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Сегодня все носят рюкзаки с тетрадями и книгами, и прочими принадлежностями. Изучая тему «Масса тела» я очень заинтересовалась, почему масса такая разная. Учитель предложил мне исследовать этот вопрос, проверить, соответствуют ли рюкзаки, которые носят наши одноклассники данным требованиям. Так как здоровье всегда имеет большое значение и ценность, моя исследовательская работа актуальна.

Примеры обоснования актуальности темы исследования

Пример 2.

Я считаю, что исследований, посвященных изучению диалектизмов как стилистического средства, недостаточно. Специальных исследований, посвященных изучению диалектизмов в творчестве В.П. Астафьева нет. Поэтому, считаю свой исследовательский проект актуальным.

Пример 3.

По статистическим данным в России происходит резкое ухудшение здоровья детей. 30-35% детей, поступающих учится, уже имеют хронические заболевания. За годы обучения в 5 раз возрастает число детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Сегодня все носят рюкзаки с тетрадями и книгами, и прочими принадлежностями.

Изучая тему «Масса тела» я очень заинтересовалась, почему масса такая разная. Учитель предложил мне исследовать этот вопрос, проверить, соответствуют ли рюкзаки, которые носят наши одноклассники данным требованиям. Так как здоровье всегда имеет большое значение и ценность, моя исследовательская работа актуальна.

Проблема исследовательской работы  и проекта Проблемой научно-исследовательской работы  (проекта) считается вопрос или совокупность вопросов, ответов на которые пока нет, и которые требуют своего разрешения в завершении работы. Проблема исследования определяет ход исследовательской работы (проекта). Проблема исследовательского проекта  (работы) отличается от вопроса тем, что ответ на нее нельзя получить с помощью простого анализа имеющейся информации. Простейшим способом выявления проблемы является сопоставление новых фактов с уже имеющимися теоретическими представлениями по изучаемой теме и выявление их несоответствия друг другу. Сущность проблемы  – это противоречие, возникающее при анализе и восприятии уже имеющихся фактов и результатов, полученных на практике. Формулировка проблемы исследовательского проекта должна отражать следующие вопросы: что не так; почему не так; что будет, если сделать как надо.

Проблема исследовательской работы и проекта

Проблемой научно-исследовательской работы  (проекта) считается вопрос или совокупность вопросов, ответов на которые пока нет, и которые требуют своего разрешения в завершении работы. Проблема исследования определяет ход исследовательской работы (проекта).

Проблема исследовательского проекта  (работы) отличается от вопроса тем, что ответ на нее нельзя получить с помощью простого анализа имеющейся информации. Простейшим способом выявления проблемы является сопоставление новых фактов с уже имеющимися теоретическими представлениями по изучаемой теме и выявление их несоответствия друг другу.

Сущность проблемы  – это противоречие, возникающее при анализе и восприятии уже имеющихся фактов и результатов, полученных на практике.

Формулировка проблемы исследовательского проекта должна отражать следующие вопросы:

  • что не так;
  • почему не так;
  • что будет, если сделать как надо.
Проблема исследовательской работы  и проекта К формулированию проблемы исследовательской работы (проекта) выдвигаются требования: 1. Поставленная проблема должна быть посильной для исследования школьником и развивать у него начальные умения исследователя в ходе проведения проектной деятельности. 2. Проблема должна быть существующей, той, которая есть уже сейчас и которую можно решит в ходе проведенного исследования. 3. Проблема исследовательской работы и проекта должна демонстрировать признаки, отличающие настоящее исследование от работ по аналогичной теме: новые факты, установленные автором в процессе наблюдения, экспериментов, анкетирования и т.д.; предположение новой идеи и аргументация ее вероятности; обоснование своей идеи со ссылкой на авторитетные источники; в основу самой работы учащегося должен быть взят эксперимент или наблюдение, выраженные точными расчетами и т.д.; подробное описание приобретенных обучающимся знаний. 4. Проблема должна отражать несоответствие практической деятельности идеальной ситуации, описанной в теории.

Проблема исследовательской работы и проекта

К формулированию проблемы исследовательской работы (проекта) выдвигаются требования:

1. Поставленная проблема должна быть посильной для исследования школьником и развивать у него начальные умения исследователя в ходе проведения проектной деятельности.

2. Проблема должна быть существующей, той, которая есть уже сейчас и которую можно решит в ходе проведенного исследования.

3. Проблема исследовательской работы и проекта должна демонстрировать признаки, отличающие настоящее исследование от работ по аналогичной теме:

новые факты, установленные автором в процессе наблюдения, экспериментов, анкетирования и т.д.;

предположение новой идеи и аргументация ее вероятности;

обоснование своей идеи со ссылкой на авторитетные источники;

в основу самой работы учащегося должен быть взят эксперимент или наблюдение, выраженные точными расчетами и т.д.;

подробное описание приобретенных обучающимся знаний.

4. Проблема должна отражать несоответствие практической деятельности идеальной ситуации, описанной в теории.

Проблема исследовательской работы  и проекта Постановка проблемы исследовательской работы или проекта строится на изучении научной литературы и результатов практической деятельности, отражающих противоречие между теоретическими сведениями и фактами, выявленными в ходе экспериментальной части исследовательской деятельности. Ошибки при постановке проблемы: подмена проблемы вопросом; подмена проблемы  задачей проекта; подмена формулировки проблемы на область существования проблемы. В случае отсутствия теоретической базы по выдвинутой проблеме или ее малоизученности проводится систематизация накопленного ранее опыта, и на основе уже имеющихся данных выделяется проблема и формулируется тема исследования. Также рекомендуется школьникам изучить те данные, которые были накоплены в смежных дисциплинах (предметах) и близки теме проектной работы.

Проблема исследовательской работы и проекта

Постановка проблемы исследовательской работы или проекта строится на изучении научной литературы и результатов практической деятельности, отражающих противоречие между теоретическими сведениями и фактами, выявленными в ходе экспериментальной части исследовательской деятельности.

Ошибки при постановке проблемы:

подмена проблемы вопросом;

подмена проблемы  задачей проекта;

подмена формулировки проблемы на область существования проблемы.

В случае отсутствия теоретической базы по выдвинутой проблеме или ее малоизученности проводится систематизация накопленного ранее опыта, и на основе уже имеющихся данных выделяется проблема и формулируется тема исследования.

Также рекомендуется школьникам изучить те данные, которые были накоплены в смежных дисциплинах (предметах) и близки теме проектной работы.

Объект и предмет исследования Объект исследования  - это то, что будет взято для изучения и исследования. Это не обязательно может быть какой-либо неживой предмет или живое существо. В исследовательской деятельности объектом исследования является не всегда предмет или живое существо, это может быть процесс или явление действительности. Обычно название объекта исследования содержится в ответе на вопрос:  что рассматривается? Предмет исследования  - это особая проблема, отдельные стороны объекта, его свойства и особенности, которые, не выходя за рамки исследуемого объекта, будут исследованы в работе (проекте). Обычно название предмета исследования содержится в ответе на вопрос: что изучается?

Объект и предмет исследования

Объект исследования  - это то, что будет взято для изучения и исследования. Это не обязательно может быть какой-либо неживой предмет или живое существо.

В исследовательской деятельности объектом исследования является не всегда предмет или живое существо, это может быть процесс или явление действительности.

Обычно название объекта исследования содержится в ответе на вопрос:  что рассматривается?

Предмет исследования  - это особая проблема, отдельные стороны объекта, его свойства и особенности, которые, не выходя за рамки исследуемого объекта, будут исследованы в работе (проекте).

Обычно название предмета исследования содержится в ответе на вопрос: что изучается?

Примеры объекта и предмета исследования Объект исследования Предмет исследования магнит свойства магнитов тригонометрические уравнения и их системы способы отбора корней в тригонометрических уравнениях и системах учащиеся и преподаватели школы зависимость от СМС английские предложения способы и причины расположения слов в английских предложениях семейно-родовые обычаи родинный ритуал социальные сироты, находящиеся в реабилитационном центре процесс социальной поддержки и защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей микроклимат учебных помещений условия микроклимата в учебных помещениях магнитное поле магнитное поле в учебных кабинетах

Примеры объекта и предмета исследования

Объект исследования

Предмет исследования

магнит

свойства магнитов

тригонометрические уравнения и их системы

способы отбора корней в тригонометрических уравнениях и системах

учащиеся и преподаватели школы

зависимость от СМС

английские предложения

способы и причины расположения слов в английских предложениях

семейно-родовые обычаи

родинный ритуал

социальные сироты, находящиеся в реабилитационном центре

процесс социальной поддержки и защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

микроклимат учебных помещений

условия микроклимата в учебных помещениях

магнитное поле

магнитное поле в учебных кабинетах

Цель исследовательской работы Цель исследовательской работы  - это желаемый конечный результат, который планирует достичь учащийся в итоге своего исследования в рамках выбранной темы проекта. В ходе проведения научно-исследовательской работы описываются действия, направленные на реализацию поставленной цели. Цель описывается простыми словами и одним-двумя предложениями! Пример : Цель исследовательской работы:  исследовать влияние пластиковых бутылок на экологию окружающей среды.

Цель исследовательской работы

Цель исследовательской работы  - это желаемый конечный результат, который планирует достичь учащийся в итоге своего исследования в рамках выбранной темы проекта. В ходе проведения научно-исследовательской работы описываются действия, направленные на реализацию поставленной цели.

Цель описывается простыми словами и одним-двумя предложениями!

Пример :

Цель исследовательской работы:  исследовать влияние пластиковых бутылок на экологию окружающей среды.

Задачи исследовательской работы Задачи исследовательской работы  - это все последовательные этапы теоретической и экспериментальной работы учащегося с начало до конца, в рамках взятой темы проекта и поставленной цели. Задачи исследовательского проекта  перечисляются и начинаются словами: выяснить, изучить, провести, узнать, проанализировать, исследовать, определить, рассмотреть, найти, предложить, выявить, измерить, сравнить, показать, собрать, сделать, составить, обобщить, описать, установить, разработать, познакомиться и т.п.

Задачи исследовательской работы

  • Задачи исследовательской работы  - это все последовательные этапы теоретической и экспериментальной работы учащегося с начало до конца, в рамках взятой темы проекта и поставленной цели.
  • Задачи исследовательского проекта  перечисляются и начинаются словами: выяснить, изучить, провести, узнать, проанализировать, исследовать, определить, рассмотреть, найти, предложить, выявить, измерить, сравнить, показать, собрать, сделать, составить, обобщить, описать, установить, разработать, познакомиться и т.п.
Задачи исследовательской работы Пример Выяснить  историю создания и применения пластиковых бутылок  Выяснить значение исторических памятников, связанных с жизнью города.  Выяснить историческую значимость людей города, которые оставили след в истории области.  Выяснить, что такое магнит и магнитная сила.  Выяснить, каким образом люди используют магниты в жизни.

Задачи исследовательской работы

Пример

Выяснить  историю создания и применения пластиковых бутылок Выяснить значение исторических памятников, связанных с жизнью города. Выяснить историческую значимость людей города, которые оставили след в истории области. Выяснить, что такое магнит и магнитная сила. Выяснить, каким образом люди используют магниты в жизни.

Гипотеза исследовательской работы Гипотезой исследовательской работы  учащихся является предположение, которое в ходе работы будет подтверждено или опровержено экспериментальным путем. Для этого необходимо выбрать библиографические источники, проанализировать их и провести ряд самостоятельных практических работ.  Формулирование гипотезы  индивидуальной или групповой исследовательской работы основывается на разнообразных догадках, которые давно высказывались, но не были официально оформлены. Для подготовки гипотезы ученической исследовательской работы необходимо логически обосновать и грамотно сформулировать свое предположение.

Гипотеза исследовательской работы

  • Гипотезой исследовательской работы  учащихся является предположение, которое в ходе работы будет подтверждено или опровержено экспериментальным путем. Для этого необходимо выбрать библиографические источники, проанализировать их и провести ряд самостоятельных практических работ. 
  • Формулирование гипотезы  индивидуальной или групповой исследовательской работы основывается на разнообразных догадках, которые давно высказывались, но не были официально оформлены. Для подготовки гипотезы ученической исследовательской работы необходимо логически обосновать и грамотно сформулировать свое предположение.
Гипотеза исследовательской работы План работы с гипотезой исследовательской работы Определение фактов и предположений, не выраженных ни в одной известной теории по выбранной теме и вызывающих споры в обществе, требующие объяснения, доказательства или опровержения. Формулировка гипотезы исследовательской работы учащегося школы. Сбор теоретической информации, имеющей отношение к гипотезе, в справочной и научной литературе. Сравнительный анализ изученной теоретической базы по теме с личными представлениями.

Гипотеза исследовательской работы

План работы с гипотезой исследовательской работы

  • Определение фактов и предположений, не выраженных ни в одной известной теории по выбранной теме и вызывающих споры в обществе, требующие объяснения, доказательства или опровержения.
  • Формулировка гипотезы исследовательской работы учащегося школы.
  • Сбор теоретической информации, имеющей отношение к гипотезе, в справочной и научной литературе.
  • Сравнительный анализ изученной теоретической базы по теме с личными представлениями.
Методы исследования Методы исследования  позволяют производить логическое  исследование  собранных фактов, вырабатывать понятия и суждения, делать умозаключения и теоретические обобщения. Методы исследования  - это способы достижения цели исследовательской работы или проекта.

Методы исследования

  • Методы исследования  позволяют производить логическое  исследование  собранных фактов, вырабатывать понятия и суждения, делать умозаключения и теоретические обобщения.
  • Методы исследования  - это способы достижения цели исследовательской работы или проекта.

Огромное количество методов исследования, применимых в исследовательской работе (проекте), можно объединить на методы эмпирического уровня, экспериментально-теоретического уровня и просто теоретического уровня.

Методы эмпирического уровня

Методы экспериментально-теоретического уровня

  • наблюдение;
  • интервью;
  • анкетирование;
  • опрос;
  • собеседование;
  • тестирование;
  • фотографирование;
  • счет;
  • измерение;
  • сравнение.

Методы теоретического уровня

С помощью этих методов исследовательской работы изучаются конкретные явления или процессы, на основе которых формируются гипотезы, делается анализ и формулируются выводы.

  • эксперимент;
  • лабораторный опыт;
  • анализ;
  • моделирование;
  • исторический;
  • логический;
  • синтез;
  • индукция;
  • дедукция;
  • гипотетический.

Эти методы исследования помогают не только собрать факты, но и проверить их, систематизировать, выявить неслучайные зависимости и определить причины и следствия.

  • изучение и обобщение;
  • абстрагирование;
  • идеализация;
  • формализация;
  • анализ и синтез;
  • индукция и дедукция;
  • аксиоматика.

Эти методы исследования позволяют производить логическое исследование собранных фактов, вырабатывать понятия и суждения, делать умозаключения и теоретические обобщения.

Основные методы исследования 1.  Изучение литературы и других источников информации Этот метод исследования представляет собой сбор информации по теме исследования (проекта) из книг, журналов, газет, дисков и сети Интернет. Прежде чем приступать к сбору информации, необходимо выделить основные понятия, важные для исследования, и найди их определения. Учитывайте, что информация может иметь разную степень достоверности, особенно в сети Интернет. В тексте исследовательской работы ставьте ссылки на источники информации.

Основные методы исследования

1.  Изучение литературы и других источников информации

Этот метод исследования представляет собой сбор информации по теме исследования (проекта) из книг, журналов, газет, дисков и сети Интернет. Прежде чем приступать к сбору информации, необходимо выделить основные понятия, важные для исследования, и найди их определения.

Учитывайте, что информация может иметь разную степень достоверности, особенно в сети Интернет. В тексте исследовательской работы ставьте ссылки на источники информации.

Основные методы исследования 2.  Наблюдение Этот метод исследования представляет собой целенаправленное восприятие какого-либо явления, в процессе которого исследователь получает информацию. Прежде чем приступать к наблюдению, необходимо составить план. Ответьте на вопросы: когда, где, сколько по времени и за чем именно будете наблюдать. Результаты наблюдений записывайте. Записи можно делать в форме текста или таблицы.

Основные методы исследования

2.  Наблюдение

Этот метод исследования представляет собой целенаправленное восприятие какого-либо явления, в процессе которого исследователь получает информацию. Прежде чем приступать к наблюдению, необходимо составить план.

Ответьте на вопросы: когда, где, сколько по времени и за чем именно будете наблюдать. Результаты наблюдений записывайте. Записи можно делать в форме текста или таблицы.

Основные методы исследования 3.  Опрос Существует 3 основные вида опроса: беседа, интервью, анкетирование.  Беседа проводится по заранее намеченному плану с выделением вопросов, требующих выяснения. Она ведется в свободной форме без записи ответов собеседника.  При проведении интервью исследователь придерживается заранее намеченных вопросов, задаваемых в определенной последовательности. Во время интервью ответы записываются.

Основные методы исследования

3.  Опрос

Существует 3 основные вида опроса: беседа, интервью, анкетирование. Беседа проводится по заранее намеченному плану с выделением вопросов, требующих выяснения. Она ведется в свободной форме без записи ответов собеседника. При проведении интервью исследователь придерживается заранее намеченных вопросов, задаваемых в определенной последовательности. Во время интервью ответы записываются.

Основные методы исследования 4.  Анкетирование Это метод исследования представляет собой массовый сбор материала с помощью анкеты. Те, кому адресованы анкеты, дают ответы на вопросы письменно. Анкеты могут быть на бумажном носителе или онлайн. Готовясь к опросу, четко сформулируйте вопросы, на которые хотите получить ответы, и определите, кому будете их задавать. Результаты опроса могут быть представлены текстом или в форме диаграмм, показывающих, сколько процентов опрошенных выбрали тот или иной вариант ответа.

Основные методы исследования

4.  Анкетирование

Это метод исследования представляет собой массовый сбор материала с помощью анкеты. Те, кому адресованы анкеты, дают ответы на вопросы письменно. Анкеты могут быть на бумажном носителе или онлайн. Готовясь к опросу, четко сформулируйте вопросы, на которые хотите получить ответы, и определите, кому будете их задавать. Результаты опроса могут быть представлены текстом или в форме диаграмм, показывающих, сколько процентов опрошенных выбрали тот или иной вариант ответа.

Основные методы исследования 5.  Эксперимент Этот метод исследования заключается в проведении серии опытов. Опыт включает в себя создание определенных условий, наблюдение за происходящим и фиксацию результатов. И условия, и ход эксперимента, и полученные результаты должны быть подробно описаны в исследовательской работе (проекте). Результаты могут быть представлены в форме текста, графиков, диаграмм. Необходимо помнить, что учебные эксперименты над животными и людьми категорически запрещены!

Основные методы исследования

5.  Эксперимент

Этот метод исследования заключается в проведении серии опытов. Опыт включает в себя создание определенных условий, наблюдение за происходящим и фиксацию результатов. И условия, и ход эксперимента, и полученные результаты должны быть подробно описаны в исследовательской работе (проекте). Результаты могут быть представлены в форме текста, графиков, диаграмм. Необходимо помнить, что учебные эксперименты над животными и людьми категорически запрещены!

Основные методы исследования 6.  Анализ текста Данный метод исследования представляет собой процесс получения информации через интерпретацию текста. В тексте можно найти слова с тем или иным значением, слова разных частей речи, повторы, рифмы, средства художественной выразительности, ошибки, несоответствие содержания текста иллюстрациям и т.д. Все это влияет на наше восприятие и понимание текста. Можно сопоставить текст на иностранном языке и его перевод. Интересно, что текстом ученые считают сегодня не только словесно выраженную информацию, но и графические изображения, и даже музыку.

Основные методы исследования

6.  Анализ текста

Данный метод исследования представляет собой процесс получения информации через интерпретацию текста. В тексте можно найти слова с тем или иным значением, слова разных частей речи, повторы, рифмы, средства художественной выразительности, ошибки, несоответствие содержания текста иллюстрациям и т.д. Все это влияет на наше восприятие и понимание текста. Можно сопоставить текст на иностранном языке и его перевод. Интересно, что текстом ученые считают сегодня не только словесно выраженную информацию, но и графические изображения, и даже музыку.

Примеры записи методов исследования Пример 1.  Методы исследования: наблюдение, интервью, анализ статистики, изучение СМИ, литературы. Пример 2.  Методы исследования:  1. теоретический: теоретический анализ литературных источников, газет;  2. эмпирический: интервью, социологический опрос-анкетирование. Пример 3.  Методы исследования: теоретический анализ и обобщение научной литературы, периодических изданий об истории города из архивов и фондов музеев, библиотек, экскурсии в окрестностях, где происходили исторические события. Пример 4.  Методы исследования:  1. библиографический анализ литературы и материалов сети Internet;  2. проведение замеров температуры;  3. системный анализ;  4. выделение и синтез главных компонентов.

Примеры записи методов исследования

  • Пример 1. Методы исследования: наблюдение, интервью, анализ статистики, изучение СМИ, литературы.
  • Пример 2. Методы исследования: 1. теоретический: теоретический анализ литературных источников, газет; 2. эмпирический: интервью, социологический опрос-анкетирование.
  • Пример 3. Методы исследования: теоретический анализ и обобщение научной литературы, периодических изданий об истории города из архивов и фондов музеев, библиотек, экскурсии в окрестностях, где происходили исторические события.
  • Пример 4. Методы исследования: 1. библиографический анализ литературы и материалов сети Internet; 2. проведение замеров температуры; 3. системный анализ; 4. выделение и синтез главных компонентов.
Примеры записи методов исследования Пример 5. Методы исследования:  - изучение и анализ литературы;  - опрос школьников;  - проведение замеров массы рюкзака;  - анализ полученных данных. Пример 6. Методы исследования:  1) Для начала мы составим вопросы и проведем анкетирование. Затем, зная энергетическую ценность пищевых продуктов, подсчитаем количество белков, жиров и углеводов, потребляемых каждым учеником.  2) Результаты проведенного нами анкетирования обработаем при помощи компьютерной программы. Исходя из полученных данных, можно будет пронаблюдать динамику изменения доли риска заболеваний печени и ЖКТ. Пример 7. Методы исследования:  1. Метод сканирования: наблюдения за двигательной активностью тюленят путем регистрации положения животных в бассейне и на суше через равные промежутки времени.  2. Метод фиксации отдельных поведенческих проявлений: наблюдения за контактами животных с записью значками в таблицу.  3. Метод фотографирования.  4. Анализ полученных данных.

Примеры записи методов исследования

  • Пример 5. Методы исследования: - изучение и анализ литературы; - опрос школьников; - проведение замеров массы рюкзака; - анализ полученных данных.
  • Пример 6. Методы исследования: 1) Для начала мы составим вопросы и проведем анкетирование. Затем, зная энергетическую ценность пищевых продуктов, подсчитаем количество белков, жиров и углеводов, потребляемых каждым учеником. 2) Результаты проведенного нами анкетирования обработаем при помощи компьютерной программы. Исходя из полученных данных, можно будет пронаблюдать динамику изменения доли риска заболеваний печени и ЖКТ.
  • Пример 7. Методы исследования: 1. Метод сканирования: наблюдения за двигательной активностью тюленят путем регистрации положения животных в бассейне и на суше через равные промежутки времени. 2. Метод фиксации отдельных поведенческих проявлений: наблюдения за контактами животных с записью значками в таблицу. 3. Метод фотографирования. 4. Анализ полученных данных.
Теоретическая значимость работы Теоретическая значимость работы  – это раскрытие теоретического значения (применения) исследовательской работы, описание того, как могут применяться полученные результаты в жизни человека и обществе. Теоретическая значимость исследовательской работы  означает ее нужность, и обычно отвечает на вопрос, чего ради эта работа делалась? Соответственно грамотный исследовательский проект должен иметь высокую теоретическую значимость. Обычно описание  теоретической значимости исследования  можно начать так:

Теоретическая значимость работы

  • Теоретическая значимость работы  – это раскрытие теоретического значения (применения) исследовательской работы, описание того, как могут применяться полученные результаты в жизни человека и обществе.
  • Теоретическая значимость исследовательской работы  означает ее нужность, и обычно отвечает на вопрос, чего ради эта работа делалась? Соответственно грамотный исследовательский проект должен иметь высокую теоретическую значимость.
  • Обычно описание  теоретической значимости исследования  можно начать так: "Теоретическая значимость моей исследовательской работы заключается в том, что результаты исследования могут быть использованы в ... для...".
  • Желательно прежде всего, сделать акцент на той пользе, которую принесет ваша работа учебному заведению. Возможно результаты исследовательской работы обобщат собранную информацию, расскажут людям что-то новое и интересное, способствуют улучшению экологической ситуации, улучшению отношения к животным и природе и т.д.
Примеры описания теоретической значимости работы Пример 1.  Теоретическая значимость моей исследовательской работы заключается в том, что я на основании изучения темы СМС-мания выявила влияние СМС-мании на психику учащихся и подняла этот вопрос в своей школе. Пример 2.  Теоретическая значимость моего исследования заключается в том, что многие подростки и не только, возможно обратят внимание на моё исследование, и сделают выводы, подтверждая их действиями. Пример 3.  Работники сотовых связей также должны задуматься, так как именно в их силах обеспечить счастливое будущее здоровым детям. Пример 4.  Теоретическая значимость исследовательской работы заключается в том, чтобы обобщить теоретические представления о личности национального героя.

Примеры описания теоретической значимости работы

Пример 1. Теоретическая значимость моей исследовательской работы заключается в том, что я на основании изучения темы СМС-мания выявила влияние СМС-мании на психику учащихся и подняла этот вопрос в своей школе.

Пример 2. Теоретическая значимость моего исследования заключается в том, что многие подростки и не только, возможно обратят внимание на моё исследование, и сделают выводы, подтверждая их действиями.

Пример 3. Работники сотовых связей также должны задуматься, так как именно в их силах обеспечить счастливое будущее здоровым детям.

Пример 4. Теоретическая значимость исследовательской работы заключается в том, чтобы обобщить теоретические представления о личности национального героя.

Практическая значимость работы Практическая значимость работы  – раскрытие практического значения (применения) исследовательской работы, описание того, как могут применяться полученные результаты. Практическая значимость исследовательской работы  означает ее нужность, и обычно отвечает на вопрос, чего ради эта работа делалась? Обычно описание  практической значимости исследования  можно начать так:

Практическая значимость работы

  • Практическая значимость работы  – раскрытие практического значения (применения) исследовательской работы, описание того, как могут применяться полученные результаты.
  • Практическая значимость исследовательской работы  означает ее нужность, и обычно отвечает на вопрос, чего ради эта работа делалась?
  • Обычно описание  практической значимости исследования  можно начать так: "Практическая значимость моей исследовательской работы заключается в том, что результаты исследования могут быть использованы в ... для ...".
  • Желательно прежде всего, сделать акцент на той пользе, которая принесет ваша работа учебному заведению.
  • Возможно полученные результаты принесут экономическую выгоду, способствуют улучшению экологической ситуации, улучшению отношения к животным и природе, помогут в изучении темы в обучении и т.д.
Примеры практической значимости исследовательской работы Пример 1.  Практическая значимость моей исследовательской работы заключается в том, что работу можно использовать в школьном курсе «Обществознание». Пример 2.  Практическая значимость моего исследования заключается в том, что я на основании изучения темы СМС-мания разработала анкету для опроса респондентов. Пример 3.  Практическая значимость исследования состоит в том, что оно может быть использовано учениками для повышения образовательного уровня, преподавателем физкультуры для объяснения тем и проведения урока охраны здоровья. Пример 4.  Моя работа имеет практическую значимость, потому что материалы исследования могут быть использованы для подготовки к уроку, для подготовки к экзаменам.

Примеры практической значимости исследовательской работы

Пример 1. Практическая значимость моей исследовательской работы заключается в том, что работу можно использовать в школьном курсе «Обществознание».

Пример 2. Практическая значимость моего исследования заключается в том, что я на основании изучения темы СМС-мания разработала анкету для опроса респондентов.

Пример 3. Практическая значимость исследования состоит в том, что оно может быть использовано учениками для повышения образовательного уровня, преподавателем физкультуры для объяснения тем и проведения урока охраны здоровья.

Пример 4. Моя работа имеет практическую значимость, потому что материалы исследования могут быть использованы для подготовки к уроку, для подготовки к экзаменам.

Заключение исследовательской работы Заключение исследовательской работы  представляет собой точное и логичное изложение основных моментов всей индивидуальной или групповой исследовательской работы учащихся, отражает собственные выводы по проведенной работе, включая научно-исследовательскую. Заключение – это краткое содержание результатов, которые были получены и разработанные на их основании предложения по практическому применению

Заключение исследовательской работы

  • Заключение исследовательской работы  представляет собой точное и логичное изложение основных моментов всей индивидуальной или групповой исследовательской работы учащихся, отражает собственные выводы по проведенной работе, включая научно-исследовательскую.
  • Заключение – это краткое содержание результатов, которые были получены и разработанные на их основании предложения по практическому применению
План написания заключения исследовательской работы Выводы по теории и практической части исследования, которые были получены в ходе ученической исследовательской работы. Оценка и результаты личного эксперимента в рамках учебной исследовательской работы с описанием выводов. Предложения по устранению и решению выявленных в индивидуальной исследовательской работе проблем, а также описание их практической значимости. Подведение итога проделанной и практически готовой исследовательской работы, описание достигнутых целей и выполненных задач.

План написания заключения исследовательской работы

  • Выводы по теории и практической части исследования, которые были получены в ходе ученической исследовательской работы.
  • Оценка и результаты личного эксперимента в рамках учебной исследовательской работы с описанием выводов.
  • Предложения по устранению и решению выявленных в индивидуальной исследовательской работе проблем, а также описание их практической значимости.
  • Подведение итога проделанной и практически готовой исследовательской работы, описание достигнутых целей и выполненных задач.
Общепринятые фразы, заключительного раздела исследовательской работы В процессе моего исследования я выяснил (а)... На основании проведенного мной исследования, можно сделать следующие выводы... В заключении отметим, что... Мы приходим к выводу о... Наша исследовательская работа позволяет сделать вывод о... Практическая значимость моего исследования состоит в... Перспективы дальнейшего исследования проблемы мы видим в более подробном / детальном изучении ... В перспективе было бы интересно ... Мы считаем, что было бы интересно изучить / исследовать / рассмотреть ... Работа рассматривает лишь один из аспектов проблемы. Исследования в этом направлении могут быть продолжены. Это могло бы быть изучение не только... но и ...

Общепринятые фразы, заключительного раздела исследовательской работы

  • В процессе моего исследования я выяснил (а)...
  • На основании проведенного мной исследования, можно сделать следующие выводы...
  • В заключении отметим, что...
  • Мы приходим к выводу о...
  • Наша исследовательская работа позволяет сделать вывод о...
  • Практическая значимость моего исследования состоит в...
  • Перспективы дальнейшего исследования проблемы мы видим в более подробном / детальном изучении ...
  • В перспективе было бы интересно ...
  • Мы считаем, что было бы интересно изучить / исследовать / рассмотреть ...
  • Работа рассматривает лишь один из аспектов проблемы.
  • Исследования в этом направлении могут быть продолжены. Это могло бы быть изучение не только... но и ...
Список литературы  исследовательской работы Список литературы  или  Список использованной литературы  в исследовательской работе располагается в алфавитном порядке и нумеруется. Список литературы исследовательского проекта необходим, если в работе проводилось изучение материала из различных внешних источников: газет, журналов, книг, ресурсов Интернет.  Источники в списке нумеруются в порядке их упоминания в тексте арабскими цифрами без точки. Сведения об источниках должны включать:  фамилию, инициалы автора, название источника, место издания, издательство, год издания, количество страниц. Фамилию автора указывают в именительном падеже. Наименование места издания необходимо приводить полностью в именительном падеже. Для статей  указываются инициалы автора, название статьи, название журнала, год издания, номер страницы.

Список литературы исследовательской работы

Список литературы  или  Список использованной литературы  в исследовательской работе располагается в алфавитном порядке и нумеруется. Список литературы исследовательского проекта необходим, если в работе проводилось изучение материала из различных внешних источников: газет, журналов, книг, ресурсов Интернет. Источники в списке нумеруются в порядке их упоминания в тексте арабскими цифрами без точки.

Сведения об источниках должны включать:  фамилию, инициалы автора, название источника, место издания, издательство, год издания, количество страниц.

Фамилию автора указывают в именительном падеже. Наименование места издания необходимо приводить полностью в именительном падеже.

Для статей  указываются инициалы автора, название статьи, название журнала, год издания, номер страницы.

Оформление Списка использованной литературы

Использованная литература

Государственные стандарты и сборники документов 1. ГОСТ 7.1.-84 – Введ. 01.01.86 – М, 1984 – 75с. 2. О правительственной комиссии по проведению административной реформы: Постановление Правительства РФ от 1 июля 2004 N 458 // Собрание законодательства РФ. - 2004. - N 34. - Ст. 3158

Учебники и учебные пособия 3. Экономика предприятия: учеб. пособие / Е. А. Соломенникова, В. В. Гурин, Е. А. Прищепко, И. Б. Дзюбенко, Н. Н. Кулабахова - Киев: НАУ, 2003. - 245 с.

Книги с одним автором 4. Атаманчук, Г. В. Сущность государственной службы: История, теория, закон, практика / Г. В. Атаманчук. - М.: РАГС, 2003. - 268 с.

Книги одного, двух, трех и более авторов 5. В.С., Семенюк Э.П., Урсул А.Д. Категории современной науки: Становление и развитие – М.: Мысль, 1984.-268с.

Статья из газеты или журнала 6. Егорова П.Д., Минтусов И.Л. Портрет делового человека // проблемы теории и практики управления. – 1992 – №6. – С.3-17.

Статья из энциклопедии или словаря 7. Бирюков Б.В. Моделирование // БСЭ – 3е изд. – М., 1974. – Т. 16. – С.393-395 8. Ожегов, С. И. Толковый словарь русского языка / С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова. - М.: Азбуковник, 2000. - 940 с.

Электронные ресурсы 9. Tvorcheskie proekty, Inc.(2013). План оформления творческого проекта. Симферополь, Tvorcheskie proekty. Web: https://tvorcheskie-proekty.ru/

Книги с одним автором 10. Игнатов, В. Г. Государственная служба субъектов РФ: Опыт сравнительно-правового анализа: науч.-практ. пособие/ В. Г. Игнатов. - Ростов-на-Дону: СЗАГС, 2000. - 319 с.

Приложения  исследовательской работы В приложениях выносятся иллюстративные, поясняющие материалы, вопросы анкет, тесты, графики, таблицы, диаграммы, рисунки, фотографии и т.п. Приложения исследовательского проекта помещаются на отдельных листах после Списка литературы. В правом верхнем углу страницы пишется – «Приложение 1» и его название. При наличии приложений обязательны ссылки на них в тексте исследовательской работы, например: (см. Приложение 1). Номер приложения должен соответствовать порядку ссылки на него в тексте. Объем работы – 10-15 страниц текста без учета приложений. Приложения исследовательской работы располагают в порядке ссылок на них в тексте документа. В приложениях исследовательской работы размещают: вопросы анкетирования; вопросы и варианты ответов теста; составленные рекомендации, памятки; собственные стихотворения; таблицы; графики и диаграммы; дополнительные расчеты; рисунки и фотографии; иллюстрации этапов опыта; распечатки расчетов с ЭВМ.

Приложения исследовательской работы

В приложениях выносятся иллюстративные, поясняющие материалы, вопросы анкет, тесты, графики, таблицы, диаграммы, рисунки, фотографии и т.п.

Приложения исследовательского проекта помещаются на отдельных листах после Списка литературы. В правом верхнем углу страницы пишется – «Приложение 1» и его название. При наличии приложений обязательны ссылки на них в тексте исследовательской работы, например: (см. Приложение 1). Номер приложения должен соответствовать порядку ссылки на него в тексте. Объем работы – 10-15 страниц текста без учета приложений. Приложения исследовательской работы располагают в порядке ссылок на них в тексте документа.

В приложениях исследовательской работы размещают:

  • вопросы анкетирования;
  • вопросы и варианты ответов теста;
  • составленные рекомендации, памятки;
  • собственные стихотворения;
  • таблицы;
  • графики и диаграммы;
  • дополнительные расчеты;
  • рисунки и фотографии;
  • иллюстрации этапов опыта;
  • распечатки расчетов с ЭВМ.
Практическое задание 1. Определить методы исследования для выбранной темы проекта. 2. Показать, для чего применяются выбранные методы. 3. Сдать выполненную работу на проверку преподавателю.

Практическое задание

1. Определить методы исследования для выбранной темы проекта.

2. Показать, для чего применяются выбранные методы.

3. Сдать выполненную работу на проверку преподавателю.

Примеры Пример 1.  Методы исследования: наблюдение, интервью, анализ статистики, изучение СМИ, литературы. Пример 2.  Методы исследования:  1. теоретический: теоретический анализ литературных источников, газет;  2. эмпирический: интервью, социологический опрос-анкетирование. Пример 3.  Методы исследования: теоретический анализ и обобщение научной литературы, периодических изданий об истории города из архивов и фондов музеев, библиотек, экскурсии в окрестностях, где происходили исторические события. Пример 4.  Методы исследования:  1. библиографический анализ литературы и материалов сети Internet;  2. проведение замеров температуры;  3. системный анализ;  4. выделение и синтез главных компонентов.

Примеры

Пример 1. Методы исследования: наблюдение, интервью, анализ статистики, изучение СМИ, литературы.

Пример 2. Методы исследования: 1. теоретический: теоретический анализ литературных источников, газет; 2. эмпирический: интервью, социологический опрос-анкетирование.

Пример 3. Методы исследования: теоретический анализ и обобщение научной литературы, периодических изданий об истории города из архивов и фондов музеев, библиотек, экскурсии в окрестностях, где происходили исторические события.

Пример 4. Методы исследования: 1. библиографический анализ литературы и материалов сети Internet; 2. проведение замеров температуры; 3. системный анализ; 4. выделение и синтез главных компонентов.

Примеры Пример 5.  Методы исследования:  - изучение и анализ литературы;  - опрос школьников;  - проведение замеров массы рюкзака;  - анализ полученных данных. Пример 6.  Методы исследования:  1) Для начала мы составим вопросы и проведем анкетирование. Затем, зная энергетическую ценность пищевых продуктов, подсчитаем количество белков, жиров и углеводов, потребляемых каждым учеником.  2) Результаты проведенного нами анкетирования обработаем при помощи компьютерной программы. Исходя из полученных данных, можно будет пронаблюдать динамику изменения доли риска заболеваний печени и ЖКТ.

Примеры

Пример 5. Методы исследования: - изучение и анализ литературы; - опрос школьников; - проведение замеров массы рюкзака; - анализ полученных данных.

Пример 6. Методы исследования: 1) Для начала мы составим вопросы и проведем анкетирование. Затем, зная энергетическую ценность пищевых продуктов, подсчитаем количество белков, жиров и углеводов, потребляемых каждым учеником. 2) Результаты проведенного нами анкетирования обработаем при помощи компьютерной программы. Исходя из полученных данных, можно будет пронаблюдать динамику изменения доли риска заболеваний печени и ЖКТ.

Примеры В различных отраслях некоторые методы исследования могут иметь свои особые названия:   Пример 7.  Методы исследования:  1. Метод сканирования: наблюдения за двигательной активностью тюленят путем регистрации положения животных в бассейне и на суше через равные промежутки времени.  2. Метод фиксации отдельных поведенческих проявлений: наблюдения за контактами животных с записью значками в таблицу.  3. Метод фотографирования.  4. Анализ полученных данных.

Примеры

В различных отраслях некоторые методы исследования могут иметь свои особые названия:

Пример 7. Методы исследования: 1. Метод сканирования: наблюдения за двигательной активностью тюленят путем регистрации положения животных в бассейне и на суше через равные промежутки времени. 2. Метод фиксации отдельных поведенческих проявлений: наблюдения за контактами животных с записью значками в таблицу. 3. Метод фотографирования. 4. Анализ полученных данных.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!