СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Текстовые задачи с недостающими и избыточными данными как средство формирования познавательного логического действия сравнения на уроках математики у обучающихся 2 класса

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

В статье затрагивается тема формирование познавательного логического действия сравнения на уроках математики у обучающихся второго класса с помощью текстовых задач с недостающими и избыточными данными.

Просмотр содержимого документа
«Текстовые задачи с недостающими и избыточными данными как средство формирования познавательного логического действия сравнения на уроках математики у обучающихся 2 класса»

Текстовые задачи с недостающими и избыточными данными как средство формирование познавательного логического действия сравнение на уроках математики у обучающихся второго класса

Денис Дмитриевич Белан.

Краевое государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Красноярский педагогический колледж № 1 им. М. Горького».

АННОТАЦИЯ: В статье затрагивается тема формирование познавательного логического действия сравнения на уроках математики у обучающихся второго класса с помощью текстовых задач с недостающими и избыточными данными. Основное внимание в работе автор акцентирует на текстовые задачи с недостающими и избыточными данными и методикам использования текстовых задач как средства, что способствует формированию логического действия сравнения. Рассмотрены способы использования методов в учебной практике. Автор делает вывод о том, что формирование познавательного логического действия сравнение требует четкой постановки цели, описание понятного учащимся алгоритма выполнения этого действия.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: педагогика; математика; начальная школа; текстовые задачи; текстовые задачи с недостающими данными; текстовые задачи с избыточными данными; логическое действие сравнение.

ВВЕДЕНИЕ: Программа по математике уже от первоклассников требует применения ряда приемов умственной деятельности, но у детей эти приемы еще не сформированы. Следовательно, изучение математики оказывается не обеспеченным средствами усвоения. Таким образом, актуальность проблемы формирования у обучающихся умения сравнивать обусловлена, необходимостью целенаправленно формировать у обучающихся умения сравнивать.

Реализация требования Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования раздела 43.4. Предметные результаты по учебному предмету "Математика", пункта 4. Развитие логического и алгоритмического мышления.

В Федеральной рабочей программе начального общего образования есть предметные результаты на формирования познавательного логического действия сравнения на уроках математики: сравнивать группы объектов (находить общее, различное); составлять (дополнять) текстовую задачу. Полагаясь на данные результаты сопоставления требований к метапредметным и предметным результатам обучения, позволяет сделать вывод о том, что если учитель работает над достижением предметных результатов в соответствии с ФГОС, он должен гарантированно обеспечить достижение метапредметных результатов. В настоящее время в системе образования, с выходом федеральной рабочей программы начального общего образования, усилено реализуются метапредметные результаты, в том числе и познавательное логическое действие сравнение.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ: Рассматривая сравнение в процессе обучения, нам здесь следует уточнить, какой смысл мы вкладываем в это понятие. Сравнение – логическая операция, цель которой – установление черт сходства или различия между объектами. В этом смысле операция «сравнение» позволяет изучить существенное в объекте, сопоставляя его с другими объектами и выявляя его сходства и различия. [3; 90]

Познание любого предмета и явления начинается с того, что мы отличаем его от других предметов и устанавливаем его сходство с родственными предметами. В этом проявляются две основные формы, в которых осуществляется сравнение: сопоставление и противопоставление. Функции сравнения в познании и умственном развитии весьма разнообразны; цели сравнения в учебном процессе могут быть следующими: обобщение и систематизация знания, выделение в них главного, существенного, поиск общих признаков при формировании понятий, поиск аналогий в учебном материале; поиск закономерностей индуктивным путём; выдвижение гипотез; предупреждение подмены существенных свойств понятия несущественными свойствами; выделение существенного и несущественного в условии задачи и т.д. Сравнение – это способ познания посредством установления сходства и/или различия предметов. Сходство – это наличие общего признака, то есть признака, присущего двум или более объектам сравнения. Различие – это наличие отличительного признака, то есть признака, присущего только одному объекту сравнения. [4; 94-95]

Помимо этого в начальном обучении математике велика роль текстовых задач. С ней ребёнок встречается с первых дней занятий в школе. Сначала и до конца обучения в школе математическая задача неизменно помогает ученику вырабатывать правильные математические понятия, глубже выяснять различные стороны взаимосвязей в окружающей его жизни, дает возможность применять изучаемые теоретические положения. Решая задачи, учащиеся приобретают новые математические знания, готовятся к практической деятельности.

  Особую роль в организации продуктивной деятельности младших школьников в процессе обучения математике играет прием сравнения. Формирование умения пользоваться этим приемом следует осуществлять поэтапно, в тесной связи с изучением конкретного содержания. Сравнение предполагает умение учащихся выполнять следующие действия:

- выделение свойств у объектов (понятий, отношений);

- установление общих существенных свойств;

- выделение основания для сравнения (одного из существенных свойств);

- сопоставление объектов (понятий, отношений) по данному основанию.

Основные понятия, используемые в написание статьи:

Текстовая задача – это описание некоторой ситуации (ситуаций) на естественном языке с требованием дать количественную характеристику какого-либо компонента этой ситуации, установить наличие или отсутствие некоторого отношения между его компонентами или определить вид этого отношения. Стойлова Любовь Петровна и Пышкало Анатолий Михайлович.

Сравнение – логическая операция, «состоящая в установлении сходства и различия между предметами и явлениями». Под сравнением понимают умственные акты, посредством которых в воспринимаемых, представляемых или мыслительных объектах обнаруживают сходство или различие (или того и другого вместе). Подходова Наталья Семёновна и Фефилова Елена Фёдоровна.

Первый прием: Общий сюжет.

Две схожие сюжетом задачи, но одна с недостающими данными вторая с избыточными данными, обучающимся предлагается сравнить их данные. Указать сходства и различия задач, и обсудить наблюдения обучающихся, далее решить. Пример:

1. На одной полке стояло 30 книг, на второй 10, а на третьей на 5 книг больше, чем на второй полке. Сколько книг стояло на третьей полке?

2. На одной полке стояло 20 книг, на второй 15, а на третьей в несколько раз книг больше, чем на второй полке. Сколько книг стояло на третьей полке?

Второй прием: Составление двух задач из одной.

Обучающимся дается задача, на основе данных этой задачи обучающиеся составляют задачи с недостающими и избыточными данными. Пример:

Упаковка фломастеров стоит 68 рублей, а упаковка карандашей дешевле в 2 раза. Сколько стоит упаковка карандашей? Сколько стоит упаковка фломастеров и карандашей вместе?

1. Упаковка фломастеров стоит 48 рублей, упаковка ручек стоит 36 рублей, а упаковка карандашей дешевле в 2 раза. Сколько стоит упаковка карандашей? Сколько стоит упаковка фломастеров и карандашей вместе?

2. Упаковка фломастеров стоит 86 рублей, а упаковка карандашей дешевле в несколько раз. Сколько стоит упаковка карандашей? Сколько стоит упаковка фломастеров и карандашей вместе?

Третий прием: Составление задач по схеме.

Обучающимся дается схема, с помощью этой схемы составляются задачи с недостающими и избыточными данными.

Пример:

1. В вазе лежало 60 яблок, Коля взял 10 яблок, Маша 20 яблок, а Сережа остальные. Сколько яблок взяли Коля и Маша вместе?

2. В вазе лежало несколько яблок, Коля взял 10 яблок, Маша 20 яблок, а Сережа остальные. Сколько яблок взял Сережа?

Логическое действия сравнение будет развиваться на уроках математики в ходе решения каждой предметной задачи, если педагог вместе с обучающимися будет обсуждать с помощью цепочки вопросов сам способ, то есть последовательность действий, которые привели к результату, то эта последовательность со временем станет присвоенным универсальным учебным действием.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ: Работа над текстовой задачей остается одним из важнейших аспектов обучения в начальной школе, когда закладываются основы знаний; является движущим фактором в развитии младших школьников. Решение текстовых задач с недостающими и избыточными данными на уроках математики способствует развитию у детей познавательного логического действия сравнение.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования: редакция от 17 февраля 2023 –

2. Федеральная рабочая программа начального общего образования «Математика»: Москва. 2023 –

3. Журнал «Мир науки, культуры, образования» №6 2018 / Д.М. Нурмагомедов, Н.Г. Гашаров, Э.А. Рамазанова, Н.Г. Магомедов, Д.И. Арсланалиева «Формирование логического универсального учебного действия сравнения в процессе обучения математике младших школьников» – 90 с.

4. Журнал «Школьные технологии» №2 2017 / А.В. Залецкая, Э.А. Петросян «Формирование познавательных универсальных учебных действий на уроках математики (на примере сравнения)» – 94-95 с.

5. «Теоретические основы начального курса математики» Стойлова Л. П.



1



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!