СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Текст традиционный и текст новой природы

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Исследовательская работа ученика 6 класса будет интересна как учителям, так и учащимся

Просмотр содержимого документа
«Текст традиционный и текст новой природы»

 Информационно-исследовательский проект   «Текст традиционный и текст «новой природы».        Разработчик: Селиховский А.П.,    ученик 6-а класса МБОУ «СОШ № 13» г. Пскова    Руководитель: Болдырева Н.Н., учитель русского языка и литературы.     г.Псков 2017-2018 учебный год

Информационно-исследовательский проект «Текст традиционный и текст «новой природы».

Разработчик: Селиховский А.П.,

ученик 6-а класса МБОУ «СОШ № 13» г. Пскова

Руководитель: Болдырева Н.Н., учитель русского языка и литературы.

г.Псков

2017-2018 учебный год

 . Ткань – это текст, это жизнь.    Лев Лосев. Ткань*(докторская диссертация ) ТЕКСТ

. Ткань – это текст, это жизнь.

Лев Лосев. Ткань*(докторская диссертация )

ТЕКСТ

     Я выбрал эту тему, потому что считаю её очень интересной. Каждый человек постоянно сталкивается с текстом в повседневной жизни. Без текста сложно представить нашу жизнь. Ведь с текстом мы начинаем знакомиться с детства, и он сопровождает нас на протяжении всей жизни: книги, газеты, журналы, бегущая строка на телеэкране, смс-сообщения, письма, объявления, реклама… Изменился ли текст в современном мире? АКТУАЛЬНОСТЬ

Я выбрал эту тему, потому что считаю её очень интересной. Каждый человек постоянно сталкивается с текстом в повседневной жизни. Без текста сложно представить нашу жизнь. Ведь с текстом мы начинаем знакомиться с детства, и он сопровождает нас на протяжении всей жизни: книги, газеты, журналы, бегущая строка на телеэкране, смс-сообщения, письма, объявления, реклама… Изменился ли текст в современном мире?

АКТУАЛЬНОСТЬ

Я считаю свою работу актуальной еще потому, что исследование, проведенное мной среди обучающихся нашей школы (6-8 класс), показало низкий уровень знаний моих сверстников о тексте. На вопрос: «Что такое текст?» – из 30 ответов только 5 были правильными, остальные подтверждали точку зрения ученых-лингвистов: определение текста нужно уточнить. Приведу лишь некоторые ответы: « «Текст – набор слов». «Текст- связь слов в предложении». «Текст – это мысль, которую хочет передать нам автор»

Я считаю свою работу актуальной еще потому, что исследование, проведенное мной среди обучающихся нашей школы (6-8 класс), показало низкий уровень знаний моих сверстников о тексте.

На вопрос: «Что такое текст?» – из 30 ответов только 5 были правильными, остальные подтверждали точку зрения ученых-лингвистов: определение текста нужно уточнить.

Приведу лишь некоторые ответы:

  • « «Текст – набор слов».
  • «Текст- связь слов в предложении».
  • «Текст – это мысль, которую хочет передать нам автор»
Типы речи большинство опрошенных не знают. Типичные ответы: «Не знаю».(15%) «Вопросительные, восклицательные, повествовательные». (25%) «Стихотворные».(20%) «Повествование, описание, рассуждение». (40%) Вопрос о средствах связи вызвал большие затруднения: «Не знаю» (20%) «Знаки препинания» (45%). «Союзы, бессоюзие» (5%) «Заголовок, общая тема, идея» (25%) «Синонимы, местоимения, антонимы, формы слова» (5 %)

Типы речи большинство опрошенных не знают.

Типичные ответы:

  • «Не знаю».(15%)
  • «Вопросительные, восклицательные, повествовательные». (25%)
  • «Стихотворные».(20%)
  • «Повествование, описание, рассуждение». (40%)

Вопрос о средствах связи вызвал большие затруднения:

  • «Не знаю» (20%)
  • «Знаки препинания» (45%).
  • «Союзы, бессоюзие» (5%)
  • «Заголовок, общая тема, идея» (25%)
  • «Синонимы, местоимения, антонимы, формы слова» (5 %)
Смс назвали текстом 50% опрошенных, 7% считают, что это не совсем текст (без пояснений), 17 % отметили, что это «электронное сообщение», 36% считают, что смс- это виртуальное общение. При этом большинство респондентов при составлении смс соблюдают орфографические и пунктуационные правила (62%).,  18% - иногда, 5% - не соблюдают, 25 % затруднились ответить на этот вопрос.

Смс назвали текстом 50% опрошенных, 7% считают, что это не совсем текст

(без пояснений), 17 % отметили, что это «электронное сообщение», 36% считают,

что смс- это виртуальное общение. При этом большинство респондентов при

составлении смс соблюдают орфографические и пунктуационные правила (62%).,

18% - иногда, 5% - не соблюдают, 25 % затруднились ответить на этот вопрос.

Писать тексты не любят 74% опрошенных, любят 2%, «не очень»-6%, «не всегда» -18%. Но читать тексты «любят» -80%, «не очень»- 3%, «иногда» -1%, «смотря какие» –6%, «не любят читать» -10% . -

Писать тексты не любят 74% опрошенных, любят 2%, «не очень»-6%,

«не всегда» -18%.

Но читать тексты «любят» -80%, «не очень»- 3%, «иногда» -1%, «смотря какие» –6%, «не любят читать» -10% .

-

Проведя данный опрос, я сформулировал цель моего проекта: Выявить, какие изменения коснулись традиционных текстов ,и изучить особенности текстов новой природы.  Задачи проекта : Выяснить, каково определение текста , знают ли определение и признаки текста ученики 6-8 классов. 2. Выяснить, какие изменения претерпевает текст в современных условиях. 3. Изучить признаки текстов «новой природы». 4. Привлечь внимание моих одноклассников к теме моего проекта. Гипотеза : В современных условиях текст претерпевает значительные изменения и его определение становится более широким, включающем как вербальные, так и невербальные средства. Объект и предмет исследования : Научная литература по теме проекта. Тексты «новой природы». Исследование «Текст и его признаки» ( учащиеся 6-8 класса)

Проведя данный опрос, я сформулировал

цель моего проекта:

  • Выявить, какие изменения коснулись традиционных текстов ,и изучить особенности текстов новой природы. Задачи проекта :
  • Выяснить, каково определение текста , знают ли определение и признаки текста

ученики 6-8 классов.

2. Выяснить, какие изменения претерпевает текст в современных условиях.

3. Изучить признаки текстов «новой природы».

4. Привлечь внимание моих одноклассников к теме моего проекта.

Гипотеза : В современных условиях текст претерпевает значительные изменения и его определение становится более широким, включающем как вербальные, так и

невербальные средства.

Объект и предмет исследования :

  • Научная литература по теме проекта.
  • Тексты «новой природы».
  • Исследование «Текст и его признаки» ( учащиеся 6-8 класса)
Что же такое текст? В современной науке есть два ответа на этот вопрос. Один традиционный, другой – современный  . Рассмотрим традиционный ответ на вопрос.

Что же такое текст?

В современной науке есть два ответа на этот вопрос. Один традиционный, другой – современный . Рассмотрим традиционный ответ на вопрос.

Основные признаки текста:

Основные признаки текста:

Основные средства связи предложений в тексте. повторяющиеся слова, местоимения, предложения, построенные одинаково ( синтаксический параллелизм), вопросно-ответная форма, антонимы, слова, близкие по смыслу (синонимы).
  • Основные средства связи предложений в тексте.
  • повторяющиеся слова,
  • местоимения,
  • предложения, построенные одинаково ( синтаксический параллелизм),
  • вопросно-ответная форма,
  • антонимы,
  • слова, близкие по смыслу (синонимы).
По функционально-смысловым особенностям выделяют следующие коммуникативные типы речи: повествование (передают действие в развитии, во временной последовательности), описание (характеризуют статичные картины, передают их детали), рассуждение (передают развитие мыслей относительно предмета речи).
  • По функционально-смысловым особенностям выделяют следующие коммуникативные типы речи:
  • повествование (передают действие в развитии, во временной последовательности),
  • описание (характеризуют статичные картины, передают их детали),
  • рассуждение (передают развитие мыслей относительно предмета речи).
Какие изменения претерпевает текст в современном мире? 1)Древнерусский текст был без пробелов в отличие от современного. 2)Современные тексты появились в 17-19 веках. 3)Телеграфный стиль был моден в начале 20 века ( не ставились знаки препинания). 4)В 21 веке появились: а)СМС; б)граффити, в)компьютерная грамотность, г) реклама, д) обозначение слов, словосочетаний с помощью рисунков ( смайлики, …)
  • Какие изменения претерпевает текст в современном мире?
  • 1)Древнерусский текст был без пробелов в отличие от современного.
  • 2)Современные тексты появились в 17-19 веках.
  • 3)Телеграфный стиль был моден в начале 20 века ( не ставились знаки препинания).
  • 4)В 21 веке появились:
  • а)СМС;
  • б)граффити,
  • в)компьютерная грамотность,
  • г) реклама,
  • д) обозначение слов, словосочетаний с помощью рисунков
  • ( смайлики, …)
Что же такое текст в современном понимании? Текст есть языковое образование, обеспечивающее коммуникативное взаимодействие людей, - таково одно из современных определений текста.

Что же такое текст в современном

понимании?

Текст есть языковое образование, обеспечивающее коммуникативное

взаимодействие людей, - таково одно из современных определений текста.

«Тексты новой природы, новые тексты, мультитексты – все это неустоявшиеся понятия, которые в той или иной степени могут описывать широкую группу иных, отличных от традиционных текстовых структур, – говорит профессор Е.И.Казакова. – Здесь и далее текстом новой природы мы будем называть мысль, зафиксированную на каком-либо носителе, для отображения которой используется связная последовательность разнородных символов, знаков вербальной и невербальной природы». Таковы, например, современные соцсети, электронные тексты с гиперссылками, тексты, содержащие аудиовизуальные фрагменты,  инфографику, разного рода эмотиконы – то есть все то, что «не только буквы»

«Тексты новой природы, новые тексты, мультитексты – все это неустоявшиеся понятия, которые в той или иной степени могут описывать широкую группу иных, отличных от традиционных текстовых структур, – говорит профессор Е.И.Казакова. – Здесь и далее текстом новой природы мы будем называть мысль, зафиксированную на каком-либо носителе, для отображения которой используется связная последовательность разнородных символов, знаков вербальной и невербальной природы». Таковы, например, современные соцсети, электронные тексты с гиперссылками, тексты, содержащие аудиовизуальные фрагменты,  инфографику, разного рода эмотиконы – то есть все то, что «не только буквы»

 С точки зрения данного определения не существенно, из какого количества предложений состоит текст. Важно, что он есть языковое образование. Это означает, что текст, как и другие языковые единицы (например, слово и предложение), выражает своими языковыми средствами некоторое содержание. 

С точки зрения данного определения не существенно, из какого количества предложений состоит текст. Важно, что он есть языковое образование. Это означает, что текст, как и другие языковые единицы (например, слово и предложение), выражает своими языковыми средствами некоторое содержание. 

Нужны ли будут тексты в 22 веке? Ответ на этот вопрос я считаю однозначно положительным! Ведь без текста обойтись невозможно: реклама, инструкции, указатели…. Текст начал существовать очень давно, но несмотря ни на что он до сих пор актуален. Даже «СМС» большинство людей считают текстом. И несмотря на то, что в нашу жизнь вошёл компьютер, большинство информации в интернете представлено в виде текста. Поэтому человек читая что-то новое, невольно знакомится с текстом. Я уверен, что в и 22 веке текст будет частью жизни каждого человека
  • Нужны ли будут тексты в 22 веке?
  • Ответ на этот вопрос я считаю однозначно положительным! Ведь без текста обойтись невозможно: реклама, инструкции, указатели…. Текст начал существовать очень давно, но несмотря ни на что он до сих пор актуален. Даже «СМС» большинство людей считают текстом. И несмотря на то, что в нашу жизнь вошёл компьютер, большинство информации в интернете представлено в виде текста. Поэтому человек читая что-то новое, невольно знакомится с текстом. Я уверен, что в и 22 веке текст будет частью жизни каждого человека
Сегодня большинство школьников хорошо понимает, что главной ценностью в их дальнейшем профессиональном росте будет уровень полученного ими образования. Получение образования во многом зависит от способности обучающегося читать раз- личные тексты, находить нужную информацию, осмыслять и интерпретировать про- читанное и впоследствии применять в своей работе. Именно поэтому «навык чтения по праву считается фундаментом всего последующего образования».

Сегодня большинство школьников хорошо понимает, что главной ценностью в их дальнейшем профессиональном росте будет уровень полученного ими образования. Получение образования во многом зависит от способности обучающегося читать раз- личные тексты, находить нужную информацию, осмыслять и интерпретировать про- читанное и впоследствии применять в своей работе. Именно поэтому «навык чтения по праву считается фундаментом всего последующего образования».

Чтение даёт современному человеку значительную часть его знаний и удовлетворяет его потребности в получении информации. Это относится не только к чтению крупных объёмов знаков, таких как книги, журналы и газеты, но также к чтению объявлений, подписей под рисунками, листовок и других, более коротких текстов и знаковых смыслов. Но человек может читать и интерпретировать также географические карты, дорожные знаки, схватывать смысл числовых выражений и других символов. Следовательно, человек – существо, способное читать и понимать знаки, знаковые и подобные им системы, поэтому тексты новой природы отличаются от традиционных.

Чтение даёт современному человеку значительную часть его знаний и удовлетворяет его потребности в получении информации. Это относится не только к чтению крупных объёмов знаков, таких как книги, журналы и газеты, но также к чтению объявлений, подписей под рисунками, листовок и других, более коротких текстов и знаковых смыслов. Но человек может читать и интерпретировать также географические карты, дорожные знаки, схватывать смысл числовых выражений и других символов. Следовательно, человек – существо, способное читать и понимать знаки, знаковые и подобные им системы, поэтому тексты новой природы отличаются от традиционных.

Текст не только устойчив, но и изменчив. Он открыт для читателя разных времен и стран. Он предполагает сотворчество читателя.  

Текст не только устойчив, но и изменчив. Он открыт для читателя разных времен и стран. Он предполагает сотворчество читателя.  

Виды текстов «новой природы». Тексты «новой природы» можно условно разделить на тексты, созданные с использованием ИКТ (электронные учебники нового поколения, буктрейлеры, лонгриды) и «рукотворные» арт-объекты: коллажи (в одной из книг Умберто Эко «Роль читателя» (2002) есть глава

Виды текстов «новой природы».

Тексты «новой природы» можно условно разделить на тексты, созданные с использованием ИКТ (электронные учебники нового поколения, буктрейлеры, лонгриды) и «рукотворные» арт-объекты: коллажи (в одной из книг Умберто Эко «Роль читателя» (2002) есть глава "Литература как коллаж"), изотексты, калиграммы, маргиналии, комиксы.

Вывод Итак, в ходе изучения материалов по теме проекта я понял, что в современном мире текст претерпевает значительные перемены, меняется определение текста, главной чертой которого становится информативность, т.е. определение текста стало включать не только вербальные, но и невербальные средства. Еще Пушкин на своих черновиках любил рисовать силуэты героев , оживляя таким образом написанный текст. Данный прием широко используется сегодня при создании текстов. Я подобрал несколько интересных текстов «новой природы», которые, на мой взгляд, активизируют внимание моих слушателей к тесту.

Вывод

Итак, в ходе изучения материалов по теме проекта я понял, что в современном мире текст претерпевает значительные перемены, меняется определение текста, главной чертой которого становится информативность, т.е. определение текста стало включать не только вербальные, но и невербальные средства. Еще Пушкин на своих черновиках любил рисовать силуэты героев , оживляя таким образом написанный текст. Данный прием широко используется сегодня при создании текстов. Я подобрал несколько интересных текстов «новой природы», которые, на мой взгляд, активизируют внимание моих слушателей к тесту.

Нужно ли делать Шелфи? Нужно ли делать шелфи? Как правильно писать Шелфи? Что говорит книжная полка о человеке? На фоне чего фотографироваться любителю электронных текстов? Можно ли печатать книги на стенах? Как относится к девушке, которая пришла к Вам на свидание с клатчем в форме книги «Идиот»

Нужно ли делать Шелфи?

  • Нужно ли делать шелфи?
  • Как правильно писать Шелфи?
  • Что говорит книжная полка о человеке?
  • На фоне чего фотографироваться любителю электронных текстов?
  • Можно ли печатать книги на стенах?
  • Как относится к девушке, которая пришла к Вам на свидание с клатчем в форме книги «Идиот»
Случа…и «Где ставить знак препинания – до и после смайлика». Из диалога филологов. Канал «Культура»

Случа…и

  • «Где ставить знак препинания – до и после смайлика».

Из диалога филологов. Канал «Культура»

Литература и источники: 1. Тондл Л. Семиотические проблемы чтения // Человек Читающий: Homo legens — 4. Сборник статей: Памяти Николая Александровича Рубакина (1862-1946) / Ред.-сост. В.Б.Бирюков, О.А.Борисова. - М.: ЛЕНАНД, 2011. - С.13-27. 2. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителей / А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.; под ред. А.Г. Асмолова. – М.: Просвещение, 2011. – 159 с.

Литература и источники:

1. Тондл Л. Семиотические проблемы чтения // Человек Читающий: Homo legens — 4. Сборник статей: Памяти Николая Александровича Рубакина (1862-1946) / Ред.-сост. В.Б.Бирюков, О.А.Борисова. - М.: ЛЕНАНД, 2011. - С.13-27. 2. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителей / А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.; под ред. А.Г. Асмолова. – М.: Просвещение, 2011. – 159 с.

Спасибо за внимание

Спасибо за внимание


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!