Информационно-исследовательский проект «Текст традиционный и текст «новой природы».
Разработчик: Селиховский А.П.,
ученик 6-а класса МБОУ «СОШ № 13» г. Пскова
Руководитель: Болдырева Н.Н., учитель русского языка и литературы.
г.Псков
2017-2018 учебный год
. Ткань – это текст, это жизнь.
Лев Лосев. Ткань*(докторская диссертация )
ТЕКСТ
Я выбрал эту тему, потому что считаю её очень интересной. Каждый человек постоянно сталкивается с текстом в повседневной жизни. Без текста сложно представить нашу жизнь. Ведь с текстом мы начинаем знакомиться с детства, и он сопровождает нас на протяжении всей жизни: книги, газеты, журналы, бегущая строка на телеэкране, смс-сообщения, письма, объявления, реклама… Изменился ли текст в современном мире?
АКТУАЛЬНОСТЬ
Я считаю свою работу актуальной еще потому, что исследование, проведенное мной среди обучающихся нашей школы (6-8 класс), показало низкий уровень знаний моих сверстников о тексте.
На вопрос: «Что такое текст?» – из 30 ответов только 5 были правильными, остальные подтверждали точку зрения ученых-лингвистов: определение текста нужно уточнить.
Приведу лишь некоторые ответы:
- « «Текст – набор слов».
- «Текст- связь слов в предложении».
- «Текст – это мысль, которую хочет передать нам автор»
Типы речи большинство опрошенных не знают.
Типичные ответы:
- «Не знаю».(15%)
- «Вопросительные, восклицательные, повествовательные». (25%)
- «Стихотворные».(20%)
- «Повествование, описание, рассуждение». (40%)
Вопрос о средствах связи вызвал большие затруднения:
- «Не знаю» (20%)
- «Знаки препинания» (45%).
- «Союзы, бессоюзие» (5%)
- «Заголовок, общая тема, идея» (25%)
- «Синонимы, местоимения, антонимы, формы слова» (5 %)
Смс назвали текстом 50% опрошенных, 7% считают, что это не совсем текст
(без пояснений), 17 % отметили, что это «электронное сообщение», 36% считают,
что смс- это виртуальное общение. При этом большинство респондентов при
составлении смс соблюдают орфографические и пунктуационные правила (62%).,
18% - иногда, 5% - не соблюдают, 25 % затруднились ответить на этот вопрос.
Писать тексты не любят 74% опрошенных, любят 2%, «не очень»-6%,
«не всегда» -18%.
Но читать тексты «любят» -80%, «не очень»- 3%, «иногда» -1%, «смотря какие» –6%, «не любят читать» -10% .
-
Проведя данный опрос, я сформулировал
цель моего проекта:
- Выявить, какие изменения коснулись традиционных текстов ,и изучить особенности текстов новой природы. Задачи проекта :
- Выяснить, каково определение текста , знают ли определение и признаки текста
ученики 6-8 классов.
2. Выяснить, какие изменения претерпевает текст в современных условиях.
3. Изучить признаки текстов «новой природы».
4. Привлечь внимание моих одноклассников к теме моего проекта.
Гипотеза : В современных условиях текст претерпевает значительные изменения и его определение становится более широким, включающем как вербальные, так и
невербальные средства.
Объект и предмет исследования :
- Научная литература по теме проекта.
- Тексты «новой природы».
- Исследование «Текст и его признаки» ( учащиеся 6-8 класса)
Что же такое текст?
В современной науке есть два ответа на этот вопрос. Один традиционный, другой – современный . Рассмотрим традиционный ответ на вопрос.
Основные признаки текста:
- Основные средства связи предложений в тексте.
- повторяющиеся слова,
- местоимения,
- предложения, построенные одинаково ( синтаксический параллелизм),
- вопросно-ответная форма,
- антонимы,
- слова, близкие по смыслу (синонимы).
- По функционально-смысловым особенностям выделяют следующие коммуникативные типы речи:
- повествование (передают действие в развитии, во временной последовательности),
- описание (характеризуют статичные картины, передают их детали),
- рассуждение (передают развитие мыслей относительно предмета речи).
- Какие изменения претерпевает текст в современном мире?
- 1)Древнерусский текст был без пробелов в отличие от современного.
- 2)Современные тексты появились в 17-19 веках.
- 3)Телеграфный стиль был моден в начале 20 века ( не ставились знаки препинания).
- 4)В 21 веке появились:
- а)СМС;
- б)граффити,
- в)компьютерная грамотность,
- г) реклама,
- д) обозначение слов, словосочетаний с помощью рисунков
- ( смайлики, …)
Что же такое текст в современном
понимании?
Текст есть языковое образование, обеспечивающее коммуникативное
взаимодействие людей, - таково одно из современных определений текста.
«Тексты новой природы, новые тексты, мультитексты – все это неустоявшиеся понятия, которые в той или иной степени могут описывать широкую группу иных, отличных от традиционных текстовых структур, – говорит профессор Е.И.Казакова. – Здесь и далее текстом новой природы мы будем называть мысль, зафиксированную на каком-либо носителе, для отображения которой используется связная последовательность разнородных символов, знаков вербальной и невербальной природы». Таковы, например, современные соцсети, электронные тексты с гиперссылками, тексты, содержащие аудиовизуальные фрагменты, инфографику, разного рода эмотиконы – то есть все то, что «не только буквы»
С точки зрения данного определения не существенно, из какого количества предложений состоит текст. Важно, что он есть языковое образование. Это означает, что текст, как и другие языковые единицы (например, слово и предложение), выражает своими языковыми средствами некоторое содержание.
- Нужны ли будут тексты в 22 веке?
- Ответ на этот вопрос я считаю однозначно положительным! Ведь без текста обойтись невозможно: реклама, инструкции, указатели…. Текст начал существовать очень давно, но несмотря ни на что он до сих пор актуален. Даже «СМС» большинство людей считают текстом. И несмотря на то, что в нашу жизнь вошёл компьютер, большинство информации в интернете представлено в виде текста. Поэтому человек читая что-то новое, невольно знакомится с текстом. Я уверен, что в и 22 веке текст будет частью жизни каждого человека
Сегодня большинство школьников хорошо понимает, что главной ценностью в их дальнейшем профессиональном росте будет уровень полученного ими образования. Получение образования во многом зависит от способности обучающегося читать раз- личные тексты, находить нужную информацию, осмыслять и интерпретировать про- читанное и впоследствии применять в своей работе. Именно поэтому «навык чтения по праву считается фундаментом всего последующего образования».
Чтение даёт современному человеку значительную часть его знаний и удовлетворяет его потребности в получении информации. Это относится не только к чтению крупных объёмов знаков, таких как книги, журналы и газеты, но также к чтению объявлений, подписей под рисунками, листовок и других, более коротких текстов и знаковых смыслов. Но человек может читать и интерпретировать также географические карты, дорожные знаки, схватывать смысл числовых выражений и других символов. Следовательно, человек – существо, способное читать и понимать знаки, знаковые и подобные им системы, поэтому тексты новой природы отличаются от традиционных.
Текст не только устойчив, но и изменчив. Он открыт для читателя разных времен и стран. Он предполагает сотворчество читателя.
Виды текстов «новой природы».
Тексты «новой природы» можно условно разделить на тексты, созданные с использованием ИКТ (электронные учебники нового поколения, буктрейлеры, лонгриды) и «рукотворные» арт-объекты: коллажи (в одной из книг Умберто Эко «Роль читателя» (2002) есть глава "Литература как коллаж"), изотексты, калиграммы, маргиналии, комиксы.
Вывод
Итак, в ходе изучения материалов по теме проекта я понял, что в современном мире текст претерпевает значительные перемены, меняется определение текста, главной чертой которого становится информативность, т.е. определение текста стало включать не только вербальные, но и невербальные средства. Еще Пушкин на своих черновиках любил рисовать силуэты героев , оживляя таким образом написанный текст. Данный прием широко используется сегодня при создании текстов. Я подобрал несколько интересных текстов «новой природы», которые, на мой взгляд, активизируют внимание моих слушателей к тесту.
Нужно ли делать Шелфи?
- Нужно ли делать шелфи?
- Как правильно писать Шелфи?
- Что говорит книжная полка о человеке?
- На фоне чего фотографироваться любителю электронных текстов?
- Можно ли печатать книги на стенах?
- Как относится к девушке, которая пришла к Вам на свидание с клатчем в форме книги «Идиот»
Случа…и
- «Где ставить знак препинания – до и после смайлика».
Из диалога филологов. Канал «Культура»
Литература и источники:
1. Тондл Л. Семиотические проблемы чтения // Человек Читающий: Homo legens — 4. Сборник статей: Памяти Николая Александровича Рубакина (1862-1946) / Ред.-сост. В.Б.Бирюков, О.А.Борисова. - М.: ЛЕНАНД, 2011. - С.13-27. 2. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителей / А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.; под ред. А.Г. Асмолова. – М.: Просвещение, 2011. – 159 с.
Спасибо за внимание