СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Текст. Типы речи. Комплексный анализ текста

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Текст. Типы речи. Комплексный анализ текста Текст. Типы речи. Комплексный анализ текста 11 класс

Просмотр содержимого документа
«Текст. Типы речи. Комплексный анализ текста»

Текст. Типы речи. Комплексный анализ текста


Цель урока: актуализация и систематизация знаний по теме урока, совершенствование навыка работы с текстом.

Задачи:
Воспитательные:
 стремление к речевому совершенствованию, желание участвовать в творческом созидательном процессе; стремление понимать красоту природы родного края.

Образовательные: формулировать основную проблему текста и комментировать ее; определять позицию автора и выражать ее; излагать собственное мнение по проблеме с привлечением нескольких (2) аргументов; объяснять орфограммы и пунктограммы.

Развивающие: развивать культуру речи обучающихся, аналитическое мышление, орфографическую и пунктуационную зоркость, способность к самоанализу.

Методы обучения: словесный, проблемный, демонстрационный, исследовательский.

Форма организации учебной деятельности школьников: индивидуальная, коллективная, групповая, парная.

Виды деятельности учащихся: исследование (анализ текста), слушание, говорение, письмо, работа с информацией и ее сопоставление, наблюдение над языком текста, анализ текста.

Технологии: личностно-ориентированного образования (создание личностно значимых ситуаций), проблемное обучение.

Междисциплинарные связи: литература.

Оборудование:
– текст В.Солоухина, раздаточный материал;
– компьютер, мультимедийный проектор, экран;
– презентация;
– словарь С.И.Ожегова.

Сценарий урока


1. Оргмомент. Мотивация

2. Актуализация знаний

Деятельность учителя: методические приемы, виды заданий

Деятельность ученика

1) Орфоэпический практикум

диспансЕр, бухгАлтеры, вероисповЕдание, включИм, завИдно, вдонЕльзя, зАнял, грУшевый, слИвовый, избаловАть, избалОванный, дОверху, дОнизу, дОсуха, наделИт, накренИтся, насорИт, облегчИть-облегчИт, ободрИть, ободрИшься, озлОбить.


2) Инд. работа по карточкам: подготовка к ГИА


3) Лингвистическая разминка

- Орфографический практикум

Золоченые ложки, неношеная одежда, тщательно глаженные вещи, несоленое мясо, нежданно-негаданно, пересоленный суп, разожженный костер, бешено несся, афиши расклеены, люди образованны, углы образованы, раненый солдат, свежемороженая рыба.

4)Учебный диалог по теме «Особенности художественной речи»



комментируют выполнение задания




работают по «западающим»темам


выполняют задания

3. Выявление места и причины затруднения

Деятельность учителя: методические приемы, виды заданий

Деятельность ученика

Организует обсуждение результатов предыдущего этапа


Участвуют в полилоге.

4. Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения

Деятельность учителя: методические приемы, виды заданий

Деятельность ученика

Организует беседу по постановке целей урока


ставят цели, составляют траекторию изучения темы урока (под руководством учителя).

5. Практи­ческая деятель­ность по реали­зации по­строенно­го проекта

Деятельность учителя: методические приемы, виды заданий

Деятельность ученика

1. Мозговой штурм: стратегия «горячий стул» (повторение сведений о типах речи)

2. Аналитическое задание

= Определите тип речи

1) Помните! Через века, через года- помните!

О тех, кто уже не придет никогда,- помните!

Не плачьте! В горле сдержите стоны, горькие стоны.

Памяти павшим будьте достойны! Вечно достойны!

Хлебом и песней, мечтой и стихами, жизнью просторной,

Каждой секундой, каждым дыханием будьте достойны!

Люди! Покуда сердца стучаться,- помните!

Какою ценой завоёвано счастье,- пожалуйста, помните! (Р.Рождественский, поэма «Реквием)

2) Светает. Тихо. В травах росы.
Едва колышется вода.
Склонили ивы низко косы,
На берег сонного пруда.
Крадётся солнца юркий лучик,
Раскрылась первая кувшинка,-
Цветок один из самых лучших...
Глазеет жёлтой серединкой... (стихотворение Виктора Поживина «Кувшинка»)

3. Работа со словарем

= Сформулируйте одним словом или сочетанием слов, что такое природа?

Заглянем в словарь С.И.Ожегова:
природа – 1) все существующее во вселенной, органический и неорганический мир; 2) места вне городов; 3) перен. Основное свойство, сущность.

Родина – 1. Отечество, родная страна. Любовь к родине. Защита родины.
2. Место рождения, происхождения кого-чего-нибудь, возникновения чего-нибудь Москва его родина Индия родина шахмат.
• Вторая родина место, давшее кому-нибудь приют, ставшее родным.

– Как человек воспринимает природу? Как взаимосвязана природа и человек?

= Почему мы можем говорить о связи природы и родины человека? Сделайте вывод.

вступают в учебный диалог



выполняют аналитическое задание


6. Первич­ное закре­пление с коммен­тировани­ем во внеш­ней речи

Деятельность учителя: методические приемы, виды заданий

Деятельность ученика

1.Работа с текстом (+ подготовка к ГИА: дидактический материал)

Задания:

1) Какой тип речи представлен в тексте? (Повествование с элементами рассуждения)
2)Каков стиль речи? (Художественный)
3) Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

1) По тому, как раскрываются кувшинки, можно определять, какая будет погода.

2) Валерия – знакомая героя-рассказчика – любила плавать в море, плавала по руслу старой реки на лодке.

3) Чувства рассказчика остались для Валерии непонятными.

4) Рассказчик сомневался в том, что его любимые места понравятся Валерии, так как природа в его деревне не отличалась экзотической красотой.

5) Валерия тонко чувствовала красоту окружающей природы, прелесть неброских цветов, соснового леса, прозрачной уютной реки.

4) Найдите в тексте или группе предложений:

– риторическое восклицание (№10)

– метафора (№22)

– сравнение (№26, 28).

– гипербола (№57).
5) Среди предложений 43-46 найдите сложноподчиненное с придаточным изъяснительным (№45).
6) Среди предложений 20-24 найдите предложение, осложненное обособленным обстоятельством, выраженным деепричастным оборотом (№23).
7) Какое из предложений 25-27 связано с предыдущим с помощью указательного местоимения? (№27)

Выполняют аналитические задания

7. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону

Деятельность учителя: методические приемы, виды заданий

Деятельность ученика

1. Аналитическая работа в парах

Задания


Определите стиль текста и тип речи


Выберите ключевые слова.


Назовите проблемы, поднятые автором текста


Авторская позиция


2. Р.р. Творческая мастерская (индивидуально-групповая работа): приём «Четыре угла квадрата»

Пояснение:

1) в середине квадрата пишется тема сочинения;

2) ученики, работая индивидуально, выдвигают свой тезис, формулируют доказательства; подводят мини-итог своих размышлений;

3) происходит сбор информации в группе;

4) каждая группа объявляет остальным ученикам результаты своей работы.

Выполняют упражнения.

Анализируют текст: выявляют проблему, авторскую позицию.

Выдвигают тезис и 2 аргумента с иллюстрациями.


8. Этап включения в систему знаний и повторения

Деятельность учителя: методические приемы, виды заданий

Деятельность ученика

1. Беседа: прием «Свободный микрофон»



Монологическое высказывание



9. Этап рефлексии

Деятельность учителя: методические приемы, виды заданий

Деятельность ученика

Подведение итогов.

Прием «Телеграмма»

= Напишите, пожалуйста, об этом короткое послание – телеграмму из 10-15 слов о сегодняшнем уроке.

Поясняет д/з: творческая работа по тексту Солоухина.

Высказывание уч-ся

Самооценка деятельности



















1)Она удивилась, что я приехал в Москву в неурочное время, в самый разгар лета. (2)Я сказал ей, что убежал из деревни из-за отличной погоды.

– (3)Как же так? – удивилась она. – (4) Обыкновенно убегают от дождя, ненастья.

(5)Мне хотелось рассказать ей по порядку о реке, полях и лугах... (6)Но никакого порядка в моей растревоженной любовью душе не было. (7)Валерия слушала меня мечтательно и неожиданно предложила:

– А почему бы мне не поехать и не посмотреть на все эти прелести природы?

(8)Я не мог опомниться от столь стремительного претворения сказки в жизнь. (9)Ва-лерия едет в наши места! (10)Я не успел ещё опомниться от нахлынувшего счастья, а уж дальний рейсовый автобус увозил нас всё дальше от Москвы.

– (11)Ты знаешь, – говорила она, усаживаясь поудобнее в автобусное кресло, – я ведь пловчиха. (12)Я очень люблю плавать. (13)Я уплываю в море на три-четыре часа. (14)А вашу реку за какое время можно переплыть? (15)3а полчаса или за сорок минут?..

– (16)Видишь ли, Валерия, ты, наверное, неправильно представляешь. (17)У нас в деревне маленькая река, а не такая, чтобы плыть полчаса поперек или хотя бы туда и обратно.

(18) Я теперь с ужасом думал, как я впервые подведу Валерию к нашей речке. (19)От берега до берега метров десять... (20)Я почувствовал, что на меня надвигается катастрофа. (21)Но кувшинки-то должны всё равно понравиться. (22)На реке встречаются большие заросли кувшинок, жёлтые хороводы в десять-двадцать метров в длину и ширину.

(23)О кувшинках я упомянул вскользь, дожидаясь восторженного отношения к ним Валерии. (24)Она оживилась и начала вспоминать, но только не о жёлтых кувшинках, а о белых лилиях.

– (25)Ты знаешь, однажды я плавала на лодке по старому руслу какой-то реки. (26)3аплыли в такое место, что плыть дальше было нельзя, кроме как по ковру из белых душистых лилий. (27)И эта сказка длилась полчаса, может быть, час...

(28)Так померкли, погасли, словно трепетные огоньки, мои кувшиночьи хороводы. (29)Из человека счастливого тем, что Валерия едет в нашу деревню, я вдруг превратился в человека несчастного по той же самой причине.

(30)В расстроенных чувствах я помог Валерии определиться на квартиру старушки тёти Дарьи, а сам скорей пошёл домой. (31)Мне хотелось остаться одному. (32)Расставаясь, я сказал, что мне нездоровится. (33)Встретимся завтра. (34)Валерия посмотрела на меня и ничего не сказала: завтра так завтра.

(35)Целый день я просидел дома, а вечером не выдержал, побрёл на свою любимую кручу. (36)Вдруг мне показалось, что кто-то идёт. (37)Я мгновенно вскочил и увидел Валерию.

– (38)Ну вот, я знала, что ты именно здесь. (39)Как здоровье? (40)А я провела чудесный день. (41)Рано утром я ходила купаться. (42)3наешь, там, где поворачивает река, а на горе сосновый лесочек. (43)Ни одно морское купание не приносило мне столько свежести. (44)Потом ходила за речку в луга, насобирала огромный букет полевых цветов. (45)Я видела, как цветут дикие маки в Средней Азии. (46)Но такого разнообразия цветов, таких нежнейших оттенков я себе никогда не представляла.

(47)Она уселась рядом со мной. (48)Постепенно меня стал волновать какой-то как будто знакомый, несильный, но свежий запах. (49)Я заметил: в её тяжёлых волосах спрятался золотой цветок кувшинки. (50)После долгой тишины Валерия заговорила.

– (51)Чудак. (52)Чего испугался? (53)Может ли не очаровать такая вот ночь, такая тишина среди трав и звёзд? (54)А если не очарует, значит, виноват уж сам человек. (55)Чудак. (56)Усомнился в могуществе природы. (57)Нужен ли бескрайний океан и тонны цветов? (58)Нет, когда цветов тонны, то это уже не цветы, а силос. (59)А если один цветок? (60)А если одна-единственная травинка? (61)Так что же, она уже не прекрасна? (62)Как видишь, нам из целой реки, в сущности и целого мира, понадобилась одна-единственная кувшинка. (В.Солоухин)




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!