СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Текст моего выступления на II Рождественских образовательных чтениях в г. Нижневартовске (2015 г.)

Категория: Искусство

Нажмите, чтобы узнать подробности

Текст моего выступления на II Рождественских образовательных чтениях в г. Нижневартовске (2015 г.)

Просмотр содержимого документа
«Текст моего выступления на II Рождественских образовательных чтениях в г. Нижневартовске (2015 г.)»

III Рождественские образовательные чтения,

г. Нижневартовск, 2015 год



Е. С. Актувганова,

г. Нижневартовск, МБОУ «СОШ № 13»

Изучение элементов православной культуры как средство воспитания духовности

в курсе мировой художественной культуры

Современная школа интенсивно меняется, но одно остается неизменным: на уроках всегда должно находиться время для реализации воспитательных задач, помимо образовательных и развивающих. Особенно плодотворно это возможно сделать на уроках мировой художественной культуры.

Вся русская культура пронизана глубочайшей духовностью русского народа, важнейший заряд которой несет православие. Неудивительно, что программа курса МХК в средней школе немалое время уделяет изучению элементарных основ православной культуры. Конечно, в рамках концепции о светском образовании в средней общеобразовательной школе нельзя уделить достаточно внимания всему пласту православной культуры. Элементы православной культуры и основ православного искусства подаются разрозненно, в течение нескольких лет по ходу изучения истории мировой художественной культуры - с 6 по 11 классы школы. Однако они несут немало полезного для развития детской души, дают много пищи для размышления и осмысления собственного бытия подростков.

Так, весь курс МХК в 6 классе по программе Г. И. Даниловой1 посвящен библейским сюжетам и образам. Здесь главной задачей курса для учителя является показ детям духовного богатства и красоты библейских сюжетов и образов, нашедших воплощение в различных видах искусства. Большинство шестиклассников впервые так тесно начинают знакомиться с Библией, этим величайшим памятником истории и литературы, неисчерпаемым источником творческого вдохновения для многих деятелей искусства в различные художественно-исторические эпохи. Моя задача как учителя не только познакомить с рядом библейских сюжетов, попутно совместными усилиями раскрывая их внутреннее воспитательное содержание. Нужно помочь детям интерпретировать различные шедевры мирового искусства (созданных в различные художественно-исторические эпохи) с учетом особенностей их художественного языка, выработать устойчивую потребность в общении с произведениями искусства, т.е. воспитывать компетентного реципиента, готового к заинтересованному диалогу с произведением искусства, будь то картина или икона.

Приведу конкретные примеры по одному из уроков. К 6 классу школы большинство детей готовы рассматривать картины и рассуждать об их содержании, даже об индивидуальном стиле художника-творца, при условии, что картина эта реалистическая. Для них реализм (или жизнеподобие) картины есть высший этап развития в искусстве. Эту воспитанную привычку к картине определенного типа (жизнеподобной картине) дети приносят в школу из детского сада, а многочисленные показы в СМИ произведений Русского музея и Третьяковской галереи формируют отчетливое, пусть даже не всегда осознанное, представление, какой должны быть живопись. Но ведь так было не всегда! В Средневековье, в период бурного расцвета христианской культуры, искусство отнюдь не стремилось к подражанию природе. Творец – будь то скульптор или иконописец – воспринимался как медиум, проникающий за внешнюю сторону вещей через творческое озарение, но не как подражатель природе. И если средневековое искусство относительно жизнеподобно, оперируя знакомыми визуальными образами, то лишь для выражения потусторонних религиозных идей. Поэтому именно в 6 классе один из уроков посвящается научению отличать икону от картины.

Ведь что такое жизнеподобная (реалистическая) картина, как не распахнутое окно в мир? Как говорил Леонардо да Винчи, «та картина наиболее достойна похвалы, которая больше всего походит на предмет, подлежащий подражанию»2. В эпоху Возрождения, пришедшей на смену Средним векам, художественное сознание вновь повернулось к достижениям античности, главным принципом которого было как можно более точно подражать природе окружающего мира. (Хотя поздним античным мастерам было отнюдь не чуждо стремление проникнуть за внешнюю оболочку вещей и выявить глубинную суть.)

До появления картины в живописи царила икона – изображение, которое наделено совсем иными значениями, поскольку предназначено для совсем иных целей. Чем же отличаются икона и картина? Во-первых, что есть икона? Икона - откровение Божие, выраженное в линиях и красках. Оно дано всей Церкви и отдельному человеку. Мировоззрение иконописца - это мировоззрение Церкви. Отображения инобытия в нашем мире. Картине же, наоборот, присуща ярко выраженная индивидуальность автора, тогда как авторство иконописца намерено скрывается. Во-вторых, иконописание есть не самовыражение, а служение и аскетическое делание. Кисть иконописца бесстрастна, личных эмоций нет. Картина же принадлежит миру душевному, она должна быть эмоциональна. Как отмечает по этому поводу современный российский искусствовед Ирина Данилова, «если икона обращена к молящемуся – то картина адресована зрителю; если икона рассчитана на предстояние – то картина предполагает рассматривание»3. В-третьих, восприятие иконографических символов происходит на духовном уровне. Картина – это средство для общения с автором, его идеями и переживаниями. Икона же - средство для общения с Богом и Его святыми. Ведь задача иконы – приоткрыть невидимое, умозрительное, воплотить в зрительном образе то, что принципиально в нем невоплощаемо. Это завеса, на поверхности которой проступают знаки горнего мира. Она являет божественное откровение, но в тоже время укрывает его, прикрывает от несовершенного земного взора.

Значительно отличается и принцип изображения пространства на иконе и в картине. Художники Возрождения не зря уподобляли картину распахнутому в мир окну! С эпохи Ренессанса и вплоть до конца XIX столетия живописцы старались изобразить на картине видимый мир так, как он выглядит, как он воспринимается человеческим зрением. Этот мир объемен, трехмерен, а полотно двумерно – и вот была изобретена прямая перспектива для большего жизнеподобия образов картины. Живописная плоскость иллюзорно пропадает, растворяется, распахивается в мир, как распахивается и исчезает из поля зрения окно. В этом смысле картина противостоит иконе. Метафора картины, говоря словами все той же Ирины Даниловой, оказалась «перевернутой по отношению к иконе: вместо преображающей завесы – распахнутое окно. Никакой преграды, никакой тайны, ничего закрытого, просвечивающего, всё до конца обнаружено»4.

Итак, говорю шестиклассникам, подведем небольшой итог услышанному ранее: икона выносит незримое на поверхность символической завесы, подчеркивая эту поверхность, материализуя ее. Сама иконная доска утверждается тем самым в своей конкретной вещественности. Картина же, напротив, открывает зримое, а живописная плоскость дематериализуется, растворяется, создавая иллюзию глубины. Повторюсь, что картина построена по законам прямой перспективы. Для иконы же характерна обратная перспектива, где точка схода располагается не в глубине картинной плоскости, а в предстоящем перед иконой человеке - идея изливания мира горнего в наш мир, мир дольний. Самого пространства на иконе нет. Передний и задний планы имеют не перспективное, а смысловое значение. Есть и иные отличия между картиной и иконой. Они касаются уже непосредственно технических моментов. Так, четвертое отличие заключается в отсутствии внешнего источника света на иконе. Свет исходит от ликов и фигур, из глубины их, как символ святости. Нет и падающих от фигур теней. Икона - светоносна. Технически это достигается за счет того, что белый грунтовый слой – левкас - просвечивает сквозь красочный слой. Нимб на иконах представляет собой окружие, составляющее единое целое с фигурой святого. На картинах нимб в виде круга висит над головой святого. Это награда, данная святому извне (у католиков). У православных - венец святости рожден изнутри. Пятое отличие между иконой и картиной - в использовании цвета. Цвет несет символическую функцию в иконе. Например, - красный цвет- символ царского достоинства или жертвенности, ради Христа. Золото - символ Божественного света. Знак причастности к Божеству по благодати. Цветовые синонимы золоту - это золотисто-желтая охра, красный и белый цвета. Белый также цвет жертвенных животных (агнца). Глухой черный - это силы зла или преисподняя. Эти символические значения понятны каждому грамотному христианину. Символика цветов в картине более расплывчата, может быть даже индивидуальная трактовка цветов в картине. Также, в-шестых, для икон характерна единовременность изображения: все события происходят сразу. События Священной истории, происходившие в нашем реальном времени и пространстве, имеют другой образ в пространстве духовном. Событие происшедшее двадцать веков назад, действенно и сейчас. Таковы основные отличия иконы от картины. И все вместе – учитель и ученики – в конце урока приходим к следующему выводу: картину (как произведение искусства) мы созерцаем, а перед священным изображением - иконой - предстоим в молитве. Картина - веха на пути эстетического становления человека, а икона - веха на пути спасения!


Для закрепления данного вывода провожу следующий практикум.

  1. Спрашиваю, работа Яна ван Эйка «Мадонна каноника ван дер Паеле» (1434), на ваш взгляд картина или икона? Аргументируйте свой ответ. 2) Сравниваем икону «Евангелист Лука, пишущий икону Богородицы с картиной Рогира ван дер Вейдена «Евангелист Лука, рисующий Мадонну»». Учащимся нужно ответить, какой художник больше сосредоточен на видимой стороне образа, а какой – на его божественной сущности? Какое из двух изображений, картина или икона, иллюстрирует жизнеподобный принцип искусства? Почему на иконе есть ангел, а на картине – нет? 3) А теперь сравните «Распятие» Рафаэля Санти и «Распятие» его современника Дионисия. Почему в одно и то же время два художника писали один и тот же сюжет совершенно по-разному? Продемонстрируйте на этих примерах различие между средневековой живописью и живописью эпохи Возрождения.


  1. Ян ван Эйк. Мадонна каноника ван дер Паеле. 1434








  1. Рогир ван дер Вейден. Евангелист Лука, рисующий Мадонну. 1440

  1. Евангелист Лука, пишущий икону Богородицы. Сер. XVI в.

  1. Рафаэль. Распятие. 1502–1503


  1. Дионисий. Распятие. 1500



Безусловно, такие серьезные уроки в шестом классе не для поверхностного ума. Чтобы уметь «читать» икону или картину мало знать, чем они различаются. Необходимо хорошее знание библейских сюжетов, чтобы персонажи с плоскости могли что-то сказать нам, чему-то научить или заставить всерьез задуматься. Но ведь именно размышления и сравнения подобного рода произведений и способствует духовно-нравственному росту личности, а также воспитанию художественного вкуса, который позволить детям отличать истинные ценности от подделок и суррогатов массовой культуры.



1 Данилова Г. И. Искусство: Вечные образы искусства. Библия. 6 класс: Учебник – М.: Дрофа, 2013.


2 Избранные произведения Леонардо да Винчи. Наука. Искусство. Художественная проза. М., 2007. С. 404.

3 Данилова И. Е. Исполнилась полнота времен…: Сборник статей. М., 2004. С. 265-266.

4 Там же. С.268.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!