СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технология развивающего обучения на уроках истории

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Задача развиающего обучения- рождение активной, инициативной, уверенной в своих силах жизнеспособной личности.

Просмотр содержимого документа
«Технология развивающего обучения на уроках истории»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Котлубанская средняя школа»












Технологии развивающего обучения на уроках истории


Учитель истории и обществознания: Мисан С.А.



























2018-2019 уч.год



Применение технологий развивающего обучения является темой актуальной, применение их на уроке истории актуально вдвойне.

Устарели прежние методы работы, которые ориентировали учащихся на однозначные оценки исторических фактов , событий и личностей.

Задача развивающего обучения?

Рождение активной, инициативной, уверенной в своих силах жизнеспособной личности

Цель

-научить ребёнка учиться

-сформировать у детей основы теоретического мышления, т.е. умения действовать в нестандартной ситуации, когда невозможно осуществить что-либо по предлагаемому плану.

Система развивающего обучения поощряет коллективное мышление, диалог, дискуссию, проблемные задания. На таком уроке, учитель - не лектор, а друг, открытый для ученика, руководитель, контролирующий процесс, своеобразный регулировщик поиска.

Существуют различные технологии развивающего обучения, но среди них преобладают индивидуально-дифференцированные формы и конечно творческие.

Схема развивающего обучения на любом уроке следующая:


Технологии развивающего обучения

ТРИЗ- педагогика, как научное и педагогическое направление, сформировалось в нашей стране в конце 80-х годов. В ее основу была положена теория решения изобретательских задач (ТРИЗ) отечественной (т. е. российской, а еще точнее советской) школы Г. С. Альтшуллера.

ТРИЗ – это не только возможность придумать и решить задачу, учебный материал воспринимается гораздо легче в игровой форме. Конечно , самый интересный возраст для игры , ребята 5-7 классов. В начале своей деятельности, я давала ученикам домашнее сочинение от первого лица. На сегодняшний момент- это путешествия во времени, составление маршрутов экскурсий, кроссворды, задание « О ком идёт речь?» , рассказ о себе, как очевидце событий.

« О ком идет речь?»

а)« В 18 лет поступил в Эрфуртский университет. В присутствии своих студентов сжег папское послание об отлучении себя от церкви».

б) « Ввел в Женеве строгие порядки. Невозвратно ушли в прошлое веселые праздники. Карнавалы».

Такие игровые уроки не могут проводиться постоянно, но вводить элементы ТРИЗ необходимо. Например, тема « Древнегреческий театр». Говорю, что сегодня будем изучать удивительное изобретение человека, задают вопросы, много вопросов, предположения смешные, но смысл в том, что они сами доискиваются до сути.

Ребятам очень нравится задание « Троянский конь». Ученики получают карточки, где есть фактические ошибки, самое интересное, что они находят ошибки там, где они не планировались.

«Найдите ошибки в предложении»

а) Поэт Гомер родился и жил в Афинах, где своей рукой записал созданные им поэмы « Илиада» и « Одиссея».

б) Поэма Гомера « Илиада» начинается с рассказа о бегстве Елены

в) Легендарную Трою раскопал американский археолог Хамер.

г) У героя Троянской воны Тесея была неуязвимая пята.

Эвристическое обучение – это конструирование учеником собственного смысла на основе проблемных заданий, которые побуждают учащихся к поиску, доказательству, обоснованию, высказанных предположений.

Есть два основных метода эвристического обучения а) креативный б) оргдеятельностный

Креативный метод предусматривает задания, где необходимо домысливать. В самой задаче- загадка.

Оргдеятельностный метод-это метод самоорганизации обучения: разработать план домашнего задания или, например, создать модуль памятных дат, имён. Задания выполняются в письменной и устной форме. При обучении учащихся в 10-11 классах учитель призван не только насыщать учащихся исторической информацией, но и учить самостоятельно добывать знания. Самообразование является условием развития интеллектуальной личности. Методика модульной технологии основана на том, что всякий урок должен способствовать как усвоению новой информации, так и формированию умений и навыков обработки этой информации.

Составляющей развивающего обучения является создание на уроке « ситуации успеха». Это не просто добрый , поощрительный взгляд, это задание посильное для ученика. С этой целью, я использую приём, под названием « индивидуальный маршрут». Он может составляться на несколько занятий, а может ограничиваться рамками одного урока.


п/п

задание

Отметка о выполнении

1

Хронология от Рюрика до Ярослава Мудрого


2

Два дополнительных вопроса ученику, отвечающему домашнее задание


3

Сообщение о Софийском соборе в Новгороде


4

Решение задачи


Технологии развивающего обучения предусматривают применение разноуровневых заданий, которые вполне можно совмещать с групповыми формами работы. Например, после изучения темы « Эпоха Петра Великого» одни учащиеся могут сделать схему государственных преобразований, вторая группа определить отношение к реформам разных слоёв общества. Такой же метод можно использовать при работе с историческим источником.

I группа

Автор, время создания, жанр

II группа

Основные цели и факты, особенности текста

III группа

Что преобладает- исторические факты или художественное описание событий. Можно ли доверять источнику? Почему?

В классе разные дети, одни любят говорить, другие лучше выполняют задания в тетради, третьи боятся выходить к доске. В этом случае не следует применять « насилие». Индивидуальный подход даёт возможность достигнуть цели с каждым учеником. Технологии развивающего обучения -это технологии поиска, подобно поиску в дамской сумочке. Мы убираем ненужное, берём необходимое, только для того чтобы дойти до существенного и вкусить яблоко познания.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!