СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технология "Развитие критического мышления через чтение и письмо".

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Технология "Развитие критического мышления через чтение и письмо".»

ВВЕДЕНИЕ

Я знаю, чему надо учить.

Я знаю, как надо научить.

Я понимаю, что эти знания нужны людям.

Я вижу, что люди благодарны мне за работу.

Я уверена в том, что мой труд полезен обществу.



Э.  Хаббард,  американский бизнесмен и писатель, утверждал: «Цель обучения ребенка состоит в том, чтобы сделать его способным развиваться без помощи учителя». Мудрые слова, не потерявшие актуальности и в наше время. Одной из инновационных технологий, способствующей достижению этой цели, несомненно, является технология развития критического мышления через чтение и письмо (далее РКМЧП).

Действительно, в современном мире, динамично развивающемся, насыщенном, активном, чтобы быть востребованным, успешным, необходимо иметь установку на непрерывное самообразование и самосовершенствование. Поэтому школа  сегодня призвана воспитать  ребёнка личностью не только свободной, развитой и образованной, но и личностью, обладающей навыками самообучения и критического мышления, навыками работы с информацией и совместной работы, навыком решения проблемных ситуаций.

Актуальность технологии РКМЧП неоспорима: современные дети не любят читать, боятся отвечать, не пишут сочинения, а механически переписывают чужие мысли, не задумываясь над тем, что развитие мыслительных навыков необходимо не только в учебе, но и в обычной жизни (умение самостоятельно оценивать факты, явления, события, принимать взвешенные решения, работать с информацией и т.п.).

Данная технология разрешает противоречие между необходимостью формирования прочных знаний, умений и навыков и большим объемом теоретических сведений, получаемых на уроках, в том числе русского языка и литературы; между высокими требованиями, предъявляемыми к языковому образованию школьников и недостаточно сформированными общеучебными умениями и навыками; между возрастающей практической значимостью школьного курса русского языка и литературы и дефицитом учебного времени. Технология способствует развитию творческого потенциала учащихся, преодолению следующих недостатков в преподавании литературы: поверхностное прочтение и изучение художественных произведений, формализм в преподавании литературы как предмета идеологического цикла.

При внедрении элементов технологии критического мышления мною были поставлены цели:

- формирование критического стиля мышления в процессе обучения русского языка и литературы;

- развитие навыков самостоятельной работы с учебным материалом и информацией;

- формирование умений ориентироваться в источниках информации, находить, перерабатывать, передавать и принимать требуемую информацию, при этом пользоваться разными стратегиями при ее обработке, отвергая ненужную или неверную; отделять главное от несущественного в тексте или речи;

- повышение качества и эффективности процесса обучения за счет реализации возможностей образовательных технологий.

Для успешного достижения поставленных целей я определила следующие задачи:

- сформировать у учащихся умения и навыки как необходимые компоненты подготовки школьников к жизни в современном информационном пространстве;

- формировать критический стиль мышления в процессе обучения русскому языку и литературы, развитие умений понимать скрытый смысл того или иного сообщения;

- развивать навыки самостоятельной работы с учебным материалом и информацией;

- формировать умения ориентироваться в источниках информации, находить, перерабатывать, передавать и принимать требуемую информацию, при этом пользоваться разными стратегиями при ее обработке, отвергая ненужную или неверную; отделять главное от несущественного в тексте или речи.


  1. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ


В чем же специфика образовательной технологии развития критического мышления? Во-первых, учебный процесс строится на научно-обоснованных закономерностях взаимодействия личности и информации. Во-вторых, фазы этой технологии (вызов, осмысление, рефлексия) инструментально обеспечены таким образом, что преподаватель может быть максимально гибким и готовым не только к функционально-ролевому, но и личностному взаимодействию в каждый момент времени каждой учебной ситуации: речь идет о разнообразных визуальных формах и стратегиях работы с текстом, организации дискуссий и процесса реализации проектов. В-третьих, стратегии технологии позволяют всё обучение проводить на основе принципов сотрудничества, совместного планирования и осмысленности.

Образовательная технология развития критического мышления – система учебных стратегий, методов и приемов, направленных на развитие критического мышления у учащихся.

Общим для всех учебных стратегий является построение образовательного процесса на основе трех фаз: вызов – реализация смысла (осмысление) – рефлексия, что задает не только определенную логику построения урока, но также последовательность и способы сочетания конкретных технологических приемов. Это также позволяет говорить об универсальном характере данной технологии. Несомненным достоинством технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо» является ее открытость по отношению к другим педагогическим подходам и технологиям, ориентированным на развитие ученика и учителя, использование данной стратегии ориентировано на развитие вдумчивой работы с текстом, с информацией.

Стадии и приемы технологии РКМЧП


Функции трех стадий ТРКМЧП можно представить следующим образом:


Стадия

Функция

Вызов

Мотивационная (побуждение к работе с новой информацией, стимулирование интереса к теме);

информационная (вызов «на поверхность» имеющихся знаний по теме);

коммуникационная (бесконфликтный обмен мнениями).

Осмысление

содержания

Информационная (получение новой информацией по теме);

систематизационная (классификация полученной информации по категориям знаний);

мотивационная (сохранение интереса к изученной теме).

Рефлексия

Коммуникационная (обмен мнениями о новой информации);

информационная (приобретение нового знания);

мотивационная (пробуждения к дальнейшему расширению информационного поля);

оценочная (соотнесение новой информации и имеющихся знаний, выработка соответственной позиции, оценка процесса).


Если посмотреть на три описанные выше стадии занятий с точки зрения традиционного урока, то совершенно очевидно, что они не представляют исключительной новизны для учителя. Они почти всегда присутствуют, только называются иначе. Вместо «вызова» более привычно для учителя звучит: введение в проблему или актуализацию имеющегося опыта и знаний учащихся. А «осмысление» ничто иное, как часть урока, посвященная изучению нового материала. И третья стадия есть в традиционном уроке - это закрепление материала, проверка усвоения.

Элементы новизны, помимо философских идей, отмеченных выше, содержатся в методических приемах, которые ориентируются на создание условий для свободного развития каждой личности, на каждой стадии урока используются свои методические приемы.

Стадия вызова

  1. Постановка проблемы, вопроса.

  2. Таблицы, содержащие вопросы или теоретические положения, которые помогают повторить и систематизировать изученный ранее материал.

  3. Инсерт (разная маркировка таблицы «+», «-», «?») помогает определить уровень знаний учащихся на 1 этапе урока. Исходя из этого, учащийся может составить для себя «Лист целеполагания». Прием инсерт можно использовать и при изучении материала. Этот прием является средством, позволяющим    учащемуся отслеживать свое понимание прочитанного задания, текста. (Работа с учебником – маркированная таблица). Прием «Пометки на полях».

  4. «Лист целеполагания» помогает учащимся самостоятельно определить цели урока.

  5. Прием “Знаете ли вы, что” позволяет настроить учащихся на работу, заинтересовать изучаемой темой(использование необычной, увлекательной информации, связанной с темой урока).

  6. Прием «Корзина идей, понятий, имен» позволяет выяснить все, что знают или думают учащиеся по обсуждаемой теме урока.

Прием «Корзина идей, понятий, имен»

Это прием организации индивидуальной и групповой работы учащихся на начальной стадии урока, когда идет актуализация имеющегося у них опыта и знаний, он позволяет выяснить все, что знают или думают ученики по обсуждаемой теме урока. На доске - значок корзины, в которой условно будет собрано все то, что все вместе знают об изучаемой теме. Обмен информацией проводится по следующей процедуре:

1. Задается прямой вопрос о том, что известно учащимся по той или иной теме.

2. Сначала каждый вспоминает и записывает в тетради все, что знает

по той или иной проблеме (строго индивидуальная работа 1-2 минуты).

3. Затем происходит обмен информацией в парах или группах. (групповая работа не более 3 минут). Это обсуждение должно быть организованным, например, ученики должны выяснить, в чем совпали имеющиеся представления, по поводу чего возникли разногласия.

4. Далее каждая группа по кругу называет какое-то одно сведение или факт,

при этом не повторяя ранее сказанного (составляется список идей).

5. Все сведения кратко в виде тезисов записываются учителем в «корзинке»

идей (без комментариев), даже если они ошибочны. В корзину идей можно

«сбрасывать» факты, мнения, имена, проблемы, понятия, имеющие отношение к теме урока. Далее в ходе урока эти разрозненные в сознании студента факты или мнения, проблемы или понятия могут быть связаны в логические цепи.

6. Все ошибки исправляются по мере освоения новой информации.

Приём«Верные – неверные утверждения»

Используется на стадии вызова, предлагается несколько утверждений по  ещё не  изученной теме. Обучающиеся выбирают «верные» утверждения, полагаясь на собственный опыт или просто угадывая. Идёт настраивание на изучение новой темы, выделяются ключевые моменты. На одном  из следующих уроков  возвращаемся к этому приёму, чтобы выяснить, какие  из утверждений были верными, можно на стадии рефлексии.

На 2 и 3 стадиях урока используются следующие приемы:

1.«Учебный мозговой штурм»- создание банка идей, возможных решений проблемы, их коллективное обсуждение в группах, выбор наиболее правильных решений.

2. Работа в группах.

3.Ключевые слова и выражения, их объяснение.

4.Верные и неверные утверждения (работа с памяткой).

5.Исследовательский метод (на всех уроках).

6. Составление алгоритмов, понятийных цепочек, таблиц.

7.Построение кластеров разных видов.

8.Обощающая таблица.

9.Рисунок.

Кластер

Цель: установить максимальное количество признаков изучаемого понятия. Кластер (пучок) – схема, применяемая в том случае, если изучаемое явление обладает целым рядом разных по значению признаков. Кластер предполагает выделение смысловых единиц текста и графическое оформление в определенном порядке в виде грозди. Делая какие-то записи, зарисовки для памяти, мы часто распределяем, компонуем по категориям. Правила очень простые. В центре записывается слово, вокруг которого фиксируются слова или предложения, связанные с темой. Наши мысли располагаются в определенном порядке, т.е. гроздятся. В работе над кластерами необходимо соблюдать следующие правила:
1. Не бояться записывать все, что приходит на ум. Дать волю воображению и интуиции.
2. Продолжать работу, пока не кончится время или идеи не иссякнут.
3. Постараться построить как можно больше связей. Не следовать по заранее определенному плану.

Прием «Лекция со стопами»

  Лекция - хорошо знакомый и часто используемый педагогический прием. Особенности ее использования в технологии критического мышления заключается в том, что она читается дозировано. После каждой смысловой части обязательно делается остановка. Во время «стопа» идет обсуждение или проблемного вопроса, или коллективный поиск ответа на основной вопрос темы, или дается какое-то задание, которое выполняется в группах или индивидуально.

Толстые и тонкие вопросы.

Данный прием может применяться для самостоятельной учебной и домашней работы. “Тонкими” вопросами называют простые односложные вопросы, которые требуют простого ответа на уровне воспроизведения. “Толстые” вопросы выводят учеников на более высокий уровень мышления: сравнение, анализ, синтез, оценку.

Систематическое применение данного приема учит учеников грамотно задавать вопросы и осознавать их уровень сложности. Вопросы могут задаваться устно или оформляться в таблицу.

 Синквейн.

Этот прием позволяет учащимся проявлять свое творчество и выразить свое отношение к изучаемому явлению, объекту. Развивает творческое мышление, речь, обогащает словарный запас. Синквейн – это стихотворение, которое требует синтеза материала в кратких предложениях. Таким образом, это стихотворение, состоящее из 5 строк.

Правила написания синквейнов:

1.Кто?Что?

2.Какой?Какая?- 2прилагательных

3.Что делает? – 3 глагола

4.Отношение к теме.

5. Синоним-метафора, передающее отношение к теме. Вывод.

  • Приём «Диаманта»

  • Диаманта –стихотворная форма из семи строк, первая и последняя из которых  - понятия  с противоположным  значением, полезно для  работы с понятиями, противоположными  по значению

  • 1, 7 строчки – существительные антонимы;

  • 2 – два прилагательных к первому существительному;

  • 3 – три глагола к первому существительному;

  • 4 – два словосочетания с существительными;

  • 5 – три глагола ко второму существительному;

6 – два прилагательных ко второму существительному.

Прием “Верите ли вы?”

Этот прием позволяет держать учащихся в интеллектуальном напряжении весь урок и придает ему определенную интригу. Данный прием способствует формированию умения критически оценивать результат. Также используются для проверки слова “Да”, “Нет” с последующей самопроверкой.

Кроссворды – это тоже прием критического мышления.

Прием “Письмо по кругу”.

Сочинение на определенную тему по одному предложению.

Прием “Закончи предложение” – позволяет ученикам оценить изучаемый объем, высказать свое собственное мнение, суждение и отношение.

Прием “Взаимоопрос”.

Он направлен на то, что учащемуся легче ответить своему товарищу, чем учителю, снимается зажатость, страх перед ошибкой. Работа идет в парах. Преподаватель фиксирует правильные и неправильные ответы. Данный прием весьма эффективен при работе со слабыми детьми. Он позволяет закрепить изученный материал и выявить пробелы у каждого ученика.

Прием “Сбор ассоциаций”

Учитель выделяет ключевое понятие изучаемой темы, предлагает ученикам за определенное время написать как можно больше слов или выражений, связанных с предложенным понятием. Важно, чтобы они писали приходящие на ум ассоциации.

1 этап – ученики работают индивидуально

2 этап – обсуждение в группах. Группы выделяют совпадающие представления, наиболее удачные и оригинальные идеи, вырабатывают коллективный вариант.

3 этап – каждая группа поочередно называет одно из выписанных выражений. Учитель их фиксирует на доске. Основное условие не повторять то, что уже было сказано другими. Прием используется при изучении тем, связанных с раскрытием лексического значения слова, при работе с текстом и словарем.

Написание эссе

Смысл этого приема можно выразить следующими словами: «Я пишу для того, чтобы понять, что я думаю». Это свободное письмо на заданную тему, в котором ценится самостоятельность, проявление индивидуальности, дискуссионность, оригинальность решения проблемы, аргументации. Обычно эссе пишется на уроке после обсуждения проблемы и по времени занимает не более 5 минут.

Прием “Диаграммы сравнения”

Цель: развитие умения сравнивать и обобщать

Учитель группам дает задание: по опорной схеме сравнить два понятия и отразить их в диаграммах. Отличительные признаки записываются в каждой из диаграмм, а сходные – в месте их пересечения.

Рефлексивные вопросы.

Этот прием заключается в наборе вопросов. Набор рефлексивных вопросов:

Что показалось вам сегодня трудным?

Каким способом была решена задача, нельзя ли иначе?

Что в изученном сегодня для вас самое главное?

Были ли моменты радости, удовлетворения от своих удачных ответов?

Были ли моменты недовольства собой?


  1. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ


Цель моей педагогической деятельности: создание условий для формирования у учащихся критического мышления.

Задачи моей педагогической деятельности:

- организация учебной деятельности как процесса, развивающего любознательность и здоровый скептицизм;

- формирование привычки к рефлексии;

- выработка навыка рационального подхода к решению проблем;

- корректировка значимости роли учителя и ученика на уроке в сторону усиления роли учащегося.

Далее приведу примеры из собственных занятий по всем трём стадиям технологии критического мышления.

Стадия 1. Вызов. Информация, полученная на первой стадии, выслушивается, записывается и обсуждается учащимися; работа на первой стадии ведется индивидуально – парами – группами.


Стадия (фаза)

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Возможные приёмы и методы

1. Вызов

Вызов уже имеющихся по изучаемому вопросу знаний, активизация учащихся, мотивация для дальнейшей работы.

Ученики вспоминают, что им известно по изучаемому вопросу, задают вопросы, на которые хотели бы получить ответ.

Систематизация материала (графическая): кластеры, таблицы; «Верные и неверные» утверждения; перепутанные логические цепочки; «Мозговая атака».

Пример 1. На уроке русского языка в 6 классе по теме «Разграничение деловой и научной речи» на стадии вызова использую приёмы «Перепутанный текст» и «Правда-неправда (верные-неверные утверждения)». Ученики работают в группе, помогая друг другу в нахождении верного ответа.

Учитель: - Ребята, сейчас я попытаюсь вас запутать, говоря неправду с точки зрения правил русского языка. Если вы согласны со мной, говорите: «Правда!». Если нет, то «Неправда» и объясняете мне, почему я неправа. Договорились? Будьте внимательны!

- Познакомьтесь с заданием.

1) Большая роль в приобретении, закреплении и расширении знаний принадлежит самообразованию, самостоятельной работе.

2) Оно выступает в виде усвоенных понятий, законов, принципов.

3) Знание — результат познавательной деятельности человека.

Учитель: - Утверждение 1. Пред вами текст. (Обучающиеся не соглашаются с эти утверждением и объясняют причину несогласия: «Текст – это ряд предложений, связанных между собой по смыслу»)

Учитель: - Восстановите порядок предложений. Я считаю, что 1 по смыслу должно быть 1 предложение. Почему вы не согласны? Запишите текст в исправленном виде.

Учитель: - Продолжим? Я считаю, что этот текст относится к научному стилю.

Достаточно ли у вас знаний, чтобы согласиться с моим утверждением или опровергнуть его? В чём вы уверены, а что вызывает сомнение? Чтобы вы хотели узнать?



1- много

Р С

официальная обстановка


сообщение ???


- Чтобы уточнить цель высказывания, обратимся к тексту учебника, а затем закончим составлять речевую ситуацию (РС).

Пример 2. Стадия вызова на уроке русского языка в 5 классе по теме: «Правописание приставок». Все ли здесь написано правильно?

Престарелый Буратино.

Премудрый Незнайка.

Прешкольный стадион.

Приятельское придательство.

Пример 3.

Стадия вызова на уроке русского языка в 10 классе по теме: «Правописание приставок».

Учитель: - Сегодня у нас очередная встреча с задание из КИМов. Итак, А 15. Давайте рассмотрим, с чем связано это задание?

Ученики работают в группе, выясняя, с какими правилами и умениями связано это задание. Затем после обмена информацией коллективно составляется кластер «А15».


Пример 4. На стадии вызова на уроке литературы в 11 классе по теме «И.А.Бунин. «Солнечный удар»» использую приём составления кластера «Солнечный удар» на основе ассоциаций, связанных с этим словосочетанием. Учитель: - Ребята, после чтения с остановками на стадии рефлексии мы вернёмся к кластеру, чтобы сравнить наши первоначальные впечатления и конечные ощущения: до чтения рассказа и после него.

Стадия 2. Осмысление. На этой стадии происходит непосредственный контакт обучающихся с информацией (текст, фильм, лекция, материал параграф;, работа ведется индивидуально – парами – группами.

2. Осмысление

Сохранение интереса к теме при непосредственной работе с новой информацией, постепенное продвижения от знания «старого» к «новому».

Ученики читают текст, используя предложенные учителем активные методы чтения, делают пометки на полях или ведут записи по мере осмысления новой информации.

Методы активного чтения:

- маркировка с использованием 2-3-4 значков («V», «+», «-», «?»), которые по мере чтения становятся на полях;

-введение различных записей типа двойных дневников, бортовых журналов;

- поиск ответов на поставленные в первой части урока вопросы;

- стратегия РАФТ;

- стратегия ИДЕАЛ;

-стратегия ФИШБОУН;

-«Тонкие»и «толстые» вопросы


Пример 1. На стадии осмысления на уроке русского языка по теме «Морфемика» запись на доске:

.......а .......ли к .......у и .......ли ........ую ......ую ......у.

- Подумайте, где «прячется» подлежащее, где скрыто сказуемое.

- Докажите, опираясь на анализ окончаний.

- Какие части речи использованы в конце предложения? Докажите.

- Придумайте предложение с названными параметрами, запишите.

Пример 2. На стадии осмысления на уроке литературы по теме «А.С.Пушкин. Роман «Евгений Онегин»» (обобщающее повторение в 9 классе) использую стратегию РАФТ («В стране литературных героев»).

Роль (от имени кого составляется текст?). Аудитория (кому адресован текст?). Форма (письмо, записка, телеграмма, дневник, беседа в дружеском кругу и т.д). Тема (о чём?). Данная стратегия формирует у учащихся ряд важных навыков и умений: готовность к импровизации, свободное взаимодействие (общение на том языке, на котором думает собеседник), анализ своих поступков и происходящих событий, осознание своего отношения к миру, понимание специфики жанра и т.д.  Необходимо также заметить, что форма 3-го лица помогает снять страх перед самостоятельным высказыванием. Класс делится на группы, у каждой из которых своё задание:



1 группа. Роль: Татьяна. Аудитория: семейный круг. Форма: воспоминания, полилог. Тема: Татьяна, Ольга, Онегин, Ленский.

2 группа. Роль: Ольга. Аудитория: семейный круг. Форма: воспоминания, полилог. Тема: Татьяна, Ольга, Онегин, Ленский.


3 группа. Роль: матушка Ольги и Татьяны. Аудитория: семейный круг. Форма: воспоминания, полилог. Тема: Татьяна, Ольга, Онегин, Ленский.


4 группа.

Роль: Онегин.

Аудитория: дневник.

Форма: воспоминания.

Тема: Татьяна, Ленский, о себе.


После обсуждения в группе и выработки линии поведения ученики, представители каждой группы, участвуют в мини-инсценировках, проясняя важные, на их взгляд, моменты романа. Пример 3. Стадия осмысления на уроке литературы в 9 классе по теме «А.С.Пушкин. Роман «Евгений Онегин» (обобщающее повторение)» предполагает такой вид работы как составление кластеров «Татьяна», «Онегин». Этот вид работы помогает учащимся выделить черты характеров главных героев, понять мотивы их поступков:


Пример 4. На стадии осмысления на уроке литературы в 9 классе по теме «М.Ю. Лермонтов. Жизнь и творчество» применяю такие технологии и стратегии, как РАФТ, «Тонкие» и «толстые» вопросы, ИНСЕРТ. Разделившись на группы, обучающиеся отбирают материал в соответствии с замыслом: я – Лермонтов, я – корреспондент. Корреспонденты составляют вопросы, на которые хотели бы получить подробные ответы.


Роль: Лермонтов.

Аудитория: аудитория.

Форма: пресс-конференция.

Тема (о чём): жизнь и творчество М.Ю. Лермонтова.


Роль: журналист.

Аудитория: аудитория.

Форма: пресс-конференция.

Тема (о чём): жизнь и творчество М.Ю. Лермонтова.



3 стадия. Рефлексия. На данной стадии обучающиеся имеют возможность закрепить новые знания и перестроить своё первичное представление об изучаемом материале.


3. Рефлексия

Возвращение обучающихся первоначальным записям-предположениям; их изменение и дополнение, дополнение, выполнение творческих, исследовательских или практических заданий на основе изученной информации.

Учащиеся соотносят «новою» информацию со «старой», используя знания, полученные на стадии осмысления.

- Заполнение кластеров, таблиц,

установление причинно- следственных связей между блоками информации;

- возврат к ключевым словам, верным и неверным утверждениям;

-ответы на поставленные вопросы.

- организация устных и письменных круглых столов;

-оформление портфолио;

- «бортовых журналов»

- Синквейн

- Диаманта

- эссе.



Пример 1. Стадия рефлексии на уроке русского языка в 5 классе по теме «Текст» связана с вопросом: получился ли у вас текст?

Я пол.гаю, нам (не).добровать, потому что мы забр.лись в какой-то волшебный лес: .десь на поч(?)ти полностью .г.ревших дубах р.стут не ж.луди, а ш.кола.ки.

Пример 2. Стадия рефлексии на уроке литературы в 8 классе по теме «Н.В.Гоголь. «Шинель» связана с составлением синквейна. Синквейн — быстрый, но мощный инструмент для рефлексии, поскольку он дает возможность резюмировать информацию, излагать сложные идеи, чувства и представления в нескольких словах, что отнюдь не просто. Безусловно, интересно использование синквейнов и в качестве средства творческого самовыражения. На первых порах предлагаю учащимся составить один синквейн на двоих, с которым оба будут согласны. Это, с одной стороны, облегчает процесс подбора слов, с другой — помогает выбрать наиболее точные, образные. Пример одного из синквейнов по данному произведению:


Шинель

рваная и новая

не тревожит, волнует, выводит в люди

меняет человека

соблазн


Пример 3. На стадии рефлексии на уроке литературы или русского языка в технологии РАФТ использую приём «Записки на манжете» (название этого приёма аналогично названию повести М.А.Булгакова «Записки на манжетах»). Обучающиеся создают небольшие по объёму творческие работы в виде дневниковых записей, телеграмм, записок.

Приемов ТРКМЧП очень много, это многообразие помогает делать уроки насыщенными, разными, непохожими, а работу обучающихся эффективной, интересной, приносящей удовлетворение.
















РЕЗУЛЬТАТЫ


С 2009 года на уроках русского языка и литературы применению технологию «Развитие критического мышления через чтение и письмо». На уроках развития речи, связанных с подготовкой к изложениям и сочинениям, эта технология незаменима. В процессе обозначения темы, идеи отрывка всегда возникают противоречивые мнения ребят. Каждая точка зрения имеет право на существование. Уроки с использованием данной технологии очень важны при подготовке к ГИА (ОГЭ и ЕГЭ), на котором ученики пишут сочинение и изложение. Таким образом, использование данной технологии позволила добиться стабильных результатов в обучении.

Результаты по итогам года по русскому языку


Учебный год

Класс

Количество учащихся

Доля учащихся, освоивших программу

Доля учащихся, освоивших на «4» и «5»

2011-2012

7 «Д»

25

100%

76%

2012-2013

8 «Д»

25

100%

82%

2013-2014

9 «Д»

25

100%

89%


Результаты по итогам года по литературе


Учебный год

Класс

Количество учащихся

Доля учащихся, освоивших программу

Доля учащихся, освоивших на «4» и «5»

2011-2012

7 «Д»

25

100%

88%

2012-2013

8 «Д»

25

100%

92%

2013-2014

9 «Д»

25

100%

100%


В 2012-2013 и 2013-2014 выпустила 9 классы со следующими результатами.


Год

Класс

Количество учащихся

Доля учащихся, освоивших программу

Доля учащихся, освоивших на «4» и «5»

2012-2013

9 «Б»

26

100%

96%


2012-2013

9 «В»

27

100%

92%


2013-2014

9 «В»

26

100%

88%


2013-2014

9 «Г»

27

100%

92%


2013-2014

9 «Д»

25

100%

92%


Результаты участия школьников в олимпиадах, конференциях, смотрах, конкурсах.


Фамилия, имя участника

Класс

Мероприятия

Результат

1

Чадюк Ирина

9 «Б»

Международная игра- конкурс «Русский медвежонок- языкознание для всех»

Вошла в «двадцатку» региональных победителей

2

Чадюк Ирина

9 «Б»

Всероссийская олимпиада по русскому языку

2 место в УГО

3

Чадюк Ирина

9 «Б»

Международная олимпиада по основам наук (русский язык)

Диплом I степени

4

Борсук Татьяна

9 «Б»

Всероссийская олимпиада по русскому языку

3 место в УГО

5

Борсук Татьяна

9 «Б»

Международная олимпиада по основам наук (русский язык)

Диплом I степени

6

Анкудинова Елена

8 «В»

Международная олимпиада по основам наук (литература)

Серебряная медаль

7

Ян Александра

9 «В»

Международная олимпиада по основам наук (русский язык)

Диплом II степени

8

Мурашова Полина

9 «В»

Международная олимпиада по основам наук (русский язык)

Диплом II степени

9

Стрельченко Екатерина

9 «Б»

Международная олимпиада по основам наук (русский язык)

Диплом II степени

10

Хачатрян Агапья

9 «В»

Международная олимпиада по основам наук (русский язык)

Диплом III степени

11

Багдасарян Анжелика

8 «Д»

Международная олимпиада по основам наук (русский язык)

Диплом III степени

12

Анкудинова Елена

8 «В»

Международная олимпиада по основам наук (русский язык)

Диплом III степени

13

Логинова Евгения

9 «Г»

Международная олимпиада по основам наук (русский язык)

Диплом I степени

14

Плющева Виктория

9 «Д»

Международная олимпиада по основам наук (русский язык)

Диплом I степени

15

Крашевская Карина

9 «В»

Краевой конкурс «Пою тебя, моё Приморье».

Лауреат

16

Фролов Михаил

9 «В»

Краевой конкурс чтецов поэмы А. С. Пушкина «Домик в Коломне».

1 место

17

Звездин Андрей

6 «Б»

Городской конкурс сочинений «Моя малая родина – Уссурийск».

3 место


С 2011 по 2014 являлась заместителем председателя муниципальной предметной комиссии по проверке ГИА по русскому языку, составляла аналитические отчёты. На городских семинарах для учителей, входящих в состав муниципальной комиссии по проверке ГИА, провела мастер-классы по темам «Пишем и проверяем сжатое изложение» и «Пишем и проверяем сочинение-рассуждение». В 2013 и 2014 году опубликовала научные статьи по теме «Аналитическая работа с текстом как средство формирования коммуникативной компетенции учащихся» с использованием технологии развитие критического мышления через чтение и письмо в сборнике «Филологические открытия» ДВФУ. 22 мая в 2014 году выступала с докладом на II Всероссийской научно-методической конференции «Филологические открытия». С 2012 по 2014 год обучалась в магистратуре ДВФУ по направлению «Языковое образование». В 2014 году защитила магистерскую диссертацию по теме «Текст как средство развития коммуникативной компетенции» на «отлично». Получила диплом магистра языкового образования с отличием.













ЗАКЛЮЧЕНИЕ


Таким образом, используя технологию развития критического мышления на своих уроках, я могу сказать, что она позволяет достигнуть качественно нового уровня знаний, а именно, позволяет увеличить объем и качество речевой деятельности обучающихся, развивает творческий потенциал учащихся, учит следовать девизу «Образование не на всю жизнь, а через всю жизнь». Стало очевидным, что данная технология развивает интерес к изучению русского языка и литературы, делая процесс обучения осмысленным, деятельностным, при этом позволяет формировать и развивать такие ключевые компетенции учащихся, как ценностно-смысловые, общекультурные, учебно-познавательные, информационные, коммуникативные, компетенции личностного самосовершенствования.

Работа на уроках русского языка и литературы по технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо» в течение пяти лет позволила достичь и главную цель – повышение качества знаний учащихся, а также достичь активности среди учащихся в олимпиадах и конкурсах.










































Тема урока: Комплексный анализ текста при подготовке к ЕГЭ.

Урок с применением технологии критического мышления. 10-й класс


Цели урока:

  1. Применяя технологию развития критического мышления, подготовить учащихся к написанию сочинения по тексту.

  2. Формировать умение работать с текстом, анализировать, вычленять главную информацию, развивать навык устного выступления, активизировать творческие способности.

  3. Воспитывать положительное отношение к предмету, нравственные нормы.

Оборудование: мультимедийный проектор, распечатки текстов, таблицы.

Ход урока

1. Огранизационное начало урока.

2. Сообщение темы и цели урока.

Лучше гор могут быть только горы, на которых ещё не бывал…..

В.Высоцкий.

I. Стадия "вызова”. (Активизируем работу, "подталкиваем” учеников к анализу текста).

Беседа с учащимися.

– Вам нравятся горы?

– Вы когда-нибудь бывали в горах?

– А почему так манят человека горы?

– Какие качества нужны человеку в горах?

– А чем опасны горы?

– Почему, испытывая холод, голод, зной, люди всё равно идут в горы?

Занесём наши мысли в левую часть таблицы. (Работа индивидуально и в парах)

Что мне известно по теме

 



 

– Зачитайте, что записали в этой части таблицы?

II. Стадия "осмысления”.

– Давайте прочитаем текст. (Распечатки у каждого на парте) Автор текста – Ю.Визбор.

– Что вам известно об авторе текста?

– Когда будете читать текст, ставьте на полях значки:

+ – согласен – не согласен

! – это главное

Зачем мы ходим в горы? На высоте 4800 метров мы лежим с моим другом Аркадием, засунув головы под нависающий камень, чтобы хоть мозги защитить от этого мексиканского ультрафиолета. Юго-Западный Памир. В каменистом безветренном ущелье, формой напоминающем ложку, а содержанием – сковородку, нам предстоит пролежать весь день, пока не подойдут остальные участники, вышедшие позже нас… Несусветное пекло. Апатия и равнодушие. Первый подъём на высоту всегда тяжёл. Спина моей рубашки, калящаяся на солнце, хрустит как фанерная. Рядом стоят рюкзаки, всё ещё дымящиеся от нашего пота.

Зачем мы ходим в горы? Почему спортивное действие, совершенное наедине с самим собой, без свидетелей, если не считать товарищей по маршруту, звёзд, солнца и облаков, нам милее и дороже успеха, достигнутого в присутствии стотысячной толпы? Любимые спортивные игры, сколь прекрасны они бы ни были, всего лишь площадка, где демонстрируются сила, быстрота реакции, крепость нервов… Альпинист же – партнёр природы. Он состязается с величинами, не знающими ни правил игры, ни отступления, ни пощады. Эти величины – снег, скалы, лёд, отвесы, ветер, холод, гипоксия. И победа в горах щедра потому, что никакая спортивная радость не может сравниться с ней.

Меняется ли человек в горах? Да. Слесарь и администратор, художник и конструктор, технолог и учёный сообща занимаются любимым делом, и зачастую их городские привычки, стереотипы, нажитые за годы профессиональной деятельности, здесь не имеют значения. Зато здесь на первый план выходят фундаментальные качества души.

Я знаю многих товарищей-альпинистов, с которыми я ходил в горах, и весьма смутно представляю, чем они занимались "на равнине”. Может, они и говорили мне, но как-то забывалось. А вот о том, какие они люди, я знаю и помню прекрасно. В горах в совместно преодолённых трудностях я получил о них (и они обо мне) исчерпывающую человеческую информацию. Восхождение в этом смысле – идеальный прибор, снимающий точную электрокардиограмму душевных достоинств. Равно как и недостатков. И вместе с тем это уникальный точильный инструмент, способный вернуть сабельный блеск мужеству, покрывающемуся коррозией в вялой городской суете.

Снизу слышны негромкие голоса, постукивание ледорубов о камни. Это подходят наши.

Зачем мы ходим в горы? Я хочу процитировать французского альпиниста Роббера Параго: "Что важно – это опыт, который человек один сам с собой обретает для себя в этой школе истины: оценка, которую он получает своей силе и своей слабости, и возможность судить о себе…”

(По Ю. Визбору)


- О чём этот текст?

– Какова его тема?

– Что нового мы узнали по теме, прочитав текст?

– Запишите основные положения в правую часть таблицы.

Что мне известно по теме

Что нового я узнал из текста по теме

 

 

–  Зачитайте, что записали в этой части таблицы?

– В чём вы согласились с автором, когда читали текст?

-А что, может быть, вам показалось спорным?

– Какие проблемы поднимает автор в тексте?

– А какая проблема, на ваш взгляд, главная? (Зачем человек ходит в горы? Что для него значит поход в горы?)

– Запишем проблему в тетрадь.

– Как сам автор отвечает на вопрос, зачем мы ходим в горы? Какова его позиция? Обратите внимание на значки! (это главное). (В горах в совместно преодолённых трудностях я получил о них (и они обо мне) исчерпывающую человеческую информацию. Восхождение в этом смысле – идеальный прибор, снимающий точную электрокардиограмму душевных достоинств. Равно как и недостатков. И вместе с тем это уникальный точильный инструмент, способный вернуть сабельный блеск мужеству, покрывающемуся коррозией в вялой городской суете. Что важно – это опыт, который человек один сам с собой обретает для себя в этой школе истины: оценка, которую он получает своей силе и своей слабости, и возможность судить о себе.)

– Как доказывает Ю.Визбор свою мысль?

– Расположите ключевые предложения текста в их логической последовательности, то есть составьте логическую схему текста.

Данная схема поможет составить комментарий к проблеме.

– Сформулируем собственный тезис по данной проблеме.

Человек в горах приобретает опыт, познаёт себя и других, получает возможность оценить свою силу и слабость, судить о себе.

III. Стадия "рефлексии”.

Сформулируйте аргументы для доказательства собственной точки зрения по отношению к поднятой автором проблеме.

Далее учащиеся пишут фрагмент сочинения.

IV. Чтение учащимися по желанию своих аргументов.

V. Итог урока.

VI. Домашнее задание. Закончить работу над сочинением.






















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!