Технология «Путешествие по реке времени»
Технология - «Путешествие по «реке времени». Впервые эта технология была предложена Надеждой Александровной Коротковой, как одна из форм познавательно-исследовательской деятельности. С помощью нее легко окунуться в прошлое, посмотреть с чего все начиналось, и проследить динамику изменений от прошлого к настоящему. Надежда Александровна предлагает в первый год использовать тематику путешествий на примерах материальной цивилизации: история жилища, транспорта и т.д., а также собственной линии жизни ребенка, истории своей семьи. Например, каким я был сейчас, каким я буду в будущем. Дидактическое пособие «Река времени» - это длинный бумажный лист / обои или склеенные листы ватмана, на котором полосой синего цвета во всю длину обозначена река. Вдоль «Реки времени» намечаются несколько «остановок» с нестрогими, интуитивно понятными детям названиями. Например «древность – старина - наше время - будущее». «Древность» - это эпоха древнего мира первобытных людей; «Старина» - примерно мир средневековья и чуть позже; «Наше время» - современный мир; «Будущее» - это что нас ждёт впереди (в будущем). Как показывает опыт, этого достаточно, чтобы дать понять дошкольникам, что когда-то жизнь человека была совершенно иной, что рукотворный мир изменяется со временем от простого к сложному. Намеченные условные «остановки» как раз позволяют ребенку почувствовать эти существенные различия. Также понадобятся аналогичные по тематике (но в большем количестве и разнообразии) одноразовые картинки - «метки» для наклеивания на панно (размер картинок примерно 6 х 8 см или 7 х 10 см). Можно делать прямоугольной формы, но интереснее вырезать по контуру, общая картинка времени становится более живой, не выставочной.
Технология строится на следующих принципах:
• Принцип доступности, который предполагает отбор таких фактов, явлений, которые понятны детям дошкольного возраста.
• Принцип наглядности - предусматривает подбор демонстрационного и раздаточного материала.
• Принцип эмоционального восприятия информации - позволяет использовать некоторые события, которые могли бы захватить детей и вызвать у них интерес.
Чтобы предлагаемый материал был доступен и интересен дошкольникам, используются следующие методы:
1.Словесный метод. Рассказ, беседы, чтение, объяснения, уточнения, пояснения, вопросы поискового характера, использование грамзаписей. Этот метод помогает лучше осмыслить жизнь того времени, с которым знакомятся дети, способствует выражению своей точки зрения, развивает память, кругозор, речь, словарный запас.
2. Наглядный метод.
а) Рассматривание сюжетных и предметных картинок, иллюстраций.
б) Схемы, модели, алгоритмы, знаки, таблицы. Использование видеофильмов и диафильмов.
в) Составление и оформление макетов. Данный метод способствует развитию эмоционального отклика, яркому восприятию, умению выражать свои чувства и мысли.
3. Практический метод. Экспериментирование, опыты, изготовление поделок, знакомство со способами действия.
4. Игровой метод. Дидактические, сюжетно-ролевые, режиссерские, подвижные игры, игры на развитие умственной компетенции.
Примерный алгоритм проведения путешествия по «Реке времени»
• Обсуждение реального или вымышленного события
• Постановка цели исследования (узнать)
• Анализ-сравнение, активное обсуждение демонстрационного иллюстративного или предметного материала
• Работа в подгруппах: сортировка и закрепление мелких иллюстраций на панно «река времени»
• Сборка общей таблицы, сопоставление результатов исследования
• Вывешивание таблицы на стене группового помещения
• Дополнение таблицы детьми в самостоятельной деятельности. Считаю, что необходимо использовать данную технологию в своей педагогической практике, так как она интересна детям и проста в реализации. Использование подобных игр способствует развитию воображения, дают полную свободу для самовыражения, способствуют формированию пытливости ума, познавательной инициативы, умению сравнивать (различать и объединять) вещи и явления. Занимаясь исследовательской деятельностью, ребенок не только овладевает практическими навыками использования вещей, но и узнает их историю, расширяет кругозор, развивает зрительную память и воображение, приучается творчески мыслить, анализировать и обобщать. Введение технологии «Путешествие по реке времени» в образовательный процесс целесообразно, т.к. способствует познавательному развитию, развитию активного словаря, а также образному представлению о времени.