СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технология "Путешествие по реке времени"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Технология "Путешествие по реке времени"»

Технология «Путешествие по реке времени»

Технология  -  «Путешествие по «реке времени».  Впервые эта технология была предложена Надеждой Александровной Коротковой, как одна из форм познавательно-исследовательской деятельности.  С помощью нее легко окунуться в прошлое, посмотреть с чего все начиналось, и проследить динамику изменений от прошлого к настоящему.   Надежда Александровна предлагает в первый год использовать тематику  путешествий  на примерах материальной цивилизации: история жилища, транспорта и т.д., а также собственной линии жизни ребенка, истории своей семьи. Например,  каким я был сейчас, каким я буду в будущем. Дидактическое пособие «Река времени» - это длинный бумажный лист / обои или склеенные листы ватмана, на котором полосой синего цвета во всю длину обозначена река. Вдоль «Реки времени» намечаются несколько  «остановок» с нестрогими, интуитивно понятными детям названиями.                                                                                                                                          Например «древность – старина - наше время - будущее». «Древность» - это эпоха древнего мира первобытных людей; «Старина» - примерно мир средневековья и чуть позже; «Наше время» - современный мир; «Будущее» - это что нас ждёт впереди (в будущем). Как показывает опыт, этого достаточно, чтобы дать понять дошкольникам, что когда-то жизнь человека была совершенно иной, что рукотворный мир изменяется со временем от простого к сложному. Намеченные условные «остановки» как раз позволяют ребенку почувствовать эти существенные различия. Также понадобятся аналогичные по тематике (но в большем количестве и разнообразии) одноразовые картинки - «метки» для наклеивания на панно (размер картинок примерно 6 х 8 см или 7 х 10 см). Можно делать  прямоугольной формы, но интереснее вырезать по контуру, общая картинка времени становится более живой, не выставочной.

Технология строится на следующих принципах:                                                      

 •        Принцип доступности, который предполагает отбор таких фактов, явлений, которые понятны детям дошкольного возраста.                      

  •        Принцип наглядности - предусматривает подбор демонстрационного и раздаточного материала.                                                                                                

•        Принцип эмоционального восприятия информации - позволяет  использовать некоторые события, которые могли бы захватить детей и вызвать у них интерес.                                                                                            

Чтобы предлагаемый материал был доступен и интересен дошкольникам,  используются следующие методы:                                                        

1.Словесный метод. Рассказ, беседы, чтение, объяснения, уточнения, пояснения, вопросы поискового характера, использование грамзаписей. Этот метод помогает лучше осмыслить жизнь того времени, с которым знакомятся дети, способствует выражению своей точки зрения, развивает память, кругозор, речь, словарный запас.                                                                                  

 2. Наглядный метод.                                                                                                  

 а) Рассматривание сюжетных и предметных картинок, иллюстраций.                  

б) Схемы, модели, алгоритмы, знаки, таблицы. Использование видеофильмов и диафильмов.                                                                                                                  

в) Составление и оформление макетов.  Данный метод способствует развитию эмоционального отклика, яркому восприятию, умению выражать свои чувства и мысли.                                                                                                    

3. Практический метод. Экспериментирование, опыты, изготовление поделок, знакомство со способами действия.                                                                                                    

4. Игровой метод. Дидактические, сюжетно-ролевые, режиссерские, подвижные игры, игры на развитие умственной компетенции.             



Примерный алгоритм проведения путешествия по «Реке времени»                            

 •  Обсуждение реального или вымышленного события                                        

•  Постановка цели исследования (узнать)                                                                                        

 • Анализ-сравнение, активное обсуждение  демонстрационного иллюстративного или предметного материала                                                                            

•  Работа в подгруппах: сортировка и закрепление мелких иллюстраций  на панно «река времени»                                                                                                              

•  Сборка общей таблицы, сопоставление результатов исследования                                        

 •  Вывешивание таблицы на стене группового помещения                                      

 •  Дополнение таблицы детьми в самостоятельной деятельности. Считаю, что необходимо использовать данную технологию в своей педагогической практике, так как она интересна детям и проста в реализации. Использование подобных игр способствует развитию воображения, дают полную свободу для самовыражения, способствуют формированию пытливости ума, познавательной инициативы, умению сравнивать (различать и объединять) вещи и явления. Занимаясь исследовательской деятельностью, ребенок не только овладевает практическими навыками использования вещей, но и узнает их историю, расширяет кругозор, развивает зрительную память и воображение, приучается творчески мыслить, анализировать и обобщать. Введение технологии «Путешествие по реке времени» в образовательный процесс целесообразно, т.к. способствует познавательному развитию, развитию активного словаря, а также образному представлению о времени.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!