СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технология проблемного обучения на уроках физики

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

В этой статье учитель делится опытом  применения на уроках физики технологии проблемного обучения.

Просмотр содержимого документа
«Технология проблемного обучения на уроках физики»

Технология проблемного обучения на уроках физики


Эта технология способствует созданию проблемной ситуации и организации активной самостоятельной деятельности обучающихся на уроке.

Примеры проблемного построения материала и структуры урока, применяемых в процессе обучения физики.


1.Создание проблемной ситуации с целью возбуждения интереса к теме урока и проблемное изложение учителем нового материала. Например, урок в 7-м классе «Расширение твердых и жидких тел при нагревании». Ознакомление с явлением расширения твердых и жидких тел при нагревании начинаю с наблюдений этих явлений на опытах. Ставлю проблему, требующую экспериментальной проверки: «Посмотрите, у нас есть шар и кольцо, изготовленные из одинакового металла. Шар проходит через кольцо. А пройдет ли шар через кольцо, если нагреть шар и кольцо? А проедет ли шар через кольцо, если нагреть только шар? А пройдет ли шар через кольцо, если нагреть только кольцо? Обоснуйте свои утверждения». Обсудив все возможные варианты, можно приступить к экспериментальной проверке и путем опытов установить, какая из гипотез верная. Возникает проблемная ситуация, которая способствовала росту познавательной активности в усвоении новых знаний. Урок “Плавание тел”. Перед учащимися находится три сосуда с жидкостью, в которых помещены три одинаковых тела (картофель): в первом сосуде тело плавает поверхности, во втором находится внутри жидкости, в третьем тело на дне. Вопрос: Почему одно тело ведет себя по-разному? От каких факторов зависит поведение тела в жидкости? Ученики предлагают версии, но не все они отражают суть, т.к. во всех случаях тела одинаковые, то можно сразу исключить параметры тела, остается жидкость, следовательно, условия плавания связаны с жидкостью. Проблемная ситуация, представленная в начале урока, приводит к повышению интереса к изучению нового материала, к получению новых знаний.


2.Создание проблемной ситуации в середине урока при раскрытии одного из вопросов, содержания и се разрешение в процессе коллективной поисковой беседы. Например, учитель, задает вопрос: «Может ли кипеть вода при комнатной температуре?» (ответы учеников). Показываю видеоролик, демонстрирующий кипение воды при комнатной температуре. «Можно ли получить ток без источника?» (ответы учеников). Опыт Фарадея проводит любой желающий. При изучении такой силы как вес тела звучит неожиданный вопрос: «Можем ли мы в классе оказаться в невесомости?» (ответы учеников). «Можем!» (все подпрыгнули) и в этот момент лишились опоры. Урок «Ускорение свободного падения». «Какое тело быстрее достигнет дна трубки, из которой откачен воздух при переворачивании ее. Пробка, металлический шарик или перышко?» (ответы учеников). Опровергаю – в вакууме ускорение свободного падения одинаково для всех тел.


3. Решение теоретических задач. При проведении интегрированного урока в 7 классе «Действе жидкости на погруженное тело», я использовала в группах задания проблемного характера: 1) Генерал нырнул в жидкость солдатиком и подвергся действию выталкивающих сил утверждать, что жидкость вытолкала генерала в шею?; 2) Где больший вес имеют солидные караси, родном озере или на чужой сковородке?; З)Пожилые греки рассказывают, что Архимед обладал чудовищной силой. Даже стоя по пояс в воде, он легко поднимал одной левой рукой массу в 1000 кг. Правда, только до пояса, выше поднимать отказывался. Могут ли быть правдой эти россказни?

При изучении темы «Работа и мощность электрического тока» в 8 классе, я использую в группах задания проблемно — исследовательского характера: школьная люминесцентная лампа мощностью, 36 Вт работает в среднем в сутки 8 ч. Посчитайте потребляемую энергию в сутки, в месяц, в год, а также стоимость этой электроэнергии.

4. Проблемное домашнее задание. При изучении в 8 классе плавления вещества предлагаю

провести опыты: - Что быстрее плавится плитка шоколада или пластилин? (исследовать процесс

плавления шоколада. пластилина, выдвижение гипотезы опыта и его обоснование): - сформулируйте гипотезу о том, почему чай заваривают горячей водой, а не холодной водой, дайте обоснование вашему предположению, проверьте опытом; - Будет ли изменяться температура при плавлении льда (лайте обоснование вашему предположению, проверьте опытом). При изучении в 7 классе плотности вещества дается домашнее задание: «В вашем распоряжении имеются весы с разновесами, измерительный цилиндр с водой. И металлический шарик на нити. Предложите, как определить плотность шарика». Домашнее задание подготавливает к созданию проблемной ситуации на уроке, когда учитель ставит вопрос: «Как найти плотность металлического цилиндра, плотность тела неправильной формы?» Ответ на основе анализа результатов домашнего задания. Перед изучением темы «Инерция и инертность» учащиеся получают домашнее задание: разогнаться с места до большой скорости. Дети пытаются выполнить задание, у них не получается, т. е. формулируется проблема.


5. Организация дискуссий вокруг проблем вопросов на жизненные наблюдения учащихся. На уроках в 8 классе при изучении тепловых явлений можно задать следующие вопросы проблемного характера: 1) Почему поверхность парты на ощупь кажется теплее, чем металлическая стойка стула

2) Почему в банях и прачечных некоторые металлические трубы, по которым подается вода, покрыта капельками воды, тогда как поверхность других труб сухая? 3)Почему в приморских странах климат умереннее, чем в областях, находящихся в глубине материков?







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!