- Технология общения для педагогических работников с участниками образовательных отношений в соответствии с требованиями ФГОС и профессионального стандарта
Автор: Новиков Василий Савельевич , кандидат юридических наук (1996 год), доцент по кафедре психологии, педагогики и организации работы с кадрами Академии управления МВД РФ (2000 год), почетный академик Международной академии дополнительного образования по специальности «Педагогика» (2008 год), ветеран труда, русский, гражданин РФ, учитель права и основ безопасности жизнедеятельности высшей категории
- План лекции
- Введение
- 1 учебный вопрос. Понятие психологического контакта, функции педагогического общения, межличностные механизмы взаимовосприятия
- 2 учебный вопрос. Коммуникативные барьеры, приемы, формирующие симпатию,
- структура педагогического общения
- Заключение
Основные цели лекции:
- - расширить теоретические представления о педагогическом общении;
- - познать функции педагогического общения;
- - познать структуру педагогического общения;
- - познать коммуникативные барьеры;
- - формировать навыки и умения устанавливать психологический контакт
Основная и дополнительная литература
- Распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015 N 996-р «Об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года».
- Указ Президента РФ от 21.07.2020 N 474 "О национальных целях развития РФ на период до 2030 года".
- "Основные направления деятельности Правительства Российской Федерации на период до 2024 года" (утв. Правительством РФ 29.09.2018).
Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования
- Приказ Минобрнауки России от 06.10.2009 N 373 "Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования"
- Приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 N 1897 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования"
- Приказ Минобрнауки России от 17.05.2012 N 413 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования"
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 4 декабря 2015 г. N 1426 "Об утверждении ФГОС высшего образования по направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое образование «
- Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 18 октября 2013 г. N 544н "Об утверждении профессионального стандарта "Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)"
Актуальность темы лекции
- В структуру профессионального мастерства педагогических работников входят четыре компонента:
- - профессиональная компетентность; - информационная компетентность;
- - коммуникативная компетентность ; - правовая компетентность ( Приказ Минздравсоцразвития РФ от 26.08.10 г. № 761н, зарегистрированный в Минюсте РФ 06.10.10 г. за № 18638 «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел Квалификационные характеристики должностей работников образования»)
Указ Президента РФ от 21.07.2020 N 474 "О национальных целях развития РФ на период до 2030 года"
- Вхождение российского общего образования в десятку лучших мировых систем и воспитание гармонично развитой и социально ответственной личности реально возможно только при формировании коммуникативных компетенций у педагогических работников .
Пункт 2 части 1 ст. 2 изменен с 1 сентября 2020 г. в ФЗ РФ "Об образовании в РФ"
- Воспитание - деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающихся на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства, формирование у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среде
- Актуальность лекции заключается в том, что педагогические работники не имеют базового психологического образования . Одной из основных задач инновационного развития является создание условий для формирования у педагогических работников следующих компетенций инновационной деятельности:
- - способность и готовность к непрерывному образованию, постоянному самосовершенствованию, переобучению и самообучению, стремление к новому;
- - способность к критическому мышлению ;
- - способность и готовность работать самостоятельно.
1-й учебный вопрос
- I. ПОНЯТИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ, ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ. МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ МЕХАНИЗМЫ ВЗАИМОВОСПРИЯТИЯ
Этапы развития науки:
- - правила общения — это первый этап развития науки ( Д. Карнеги Как завоевать друзей и оказывать влияние на людей . - Нью-Йорк, 1936 г. );
- - психотехники общения — это второй этап развития науки ( Панасюк А.Ю. Управленческое общение: практические советы . - М., 1990 г. );
- - технологии общения — это третий этап развития науки ( Пономарев И.Б., Трубочкин В.П. Психотехнология общения . - М., 1996 г. ), например, технология педагогического сотрудничества.
6 способов понравиться людям
- Правило 1: Проявляйте искренний интерес к людям. Правило 2: Улыбайтесь. Правило 3: Помните, что в любом языке нет для человека звука значительнее и приятнее, чем звук собственного имени. Правило 4: Будьте хорошим слушателем. Поощряйте других на разговор о них самих. Правило 5: Говорите о вещах, интересующих вашего собеседника. Правило 6: Давайте людям почувствовать их собственную значимость, и делайте это искренне.
Четыре этапа самосовершенствования педагогических работников образовательных организаций:
- - допрофессиональный этап развития профессионала — это первый этап (новые научные знания, навыки и умения формируются методом проб и ошибок );
- - начальный уровень саморазвития профессионала — это второй этап (педагогические работники умеют применять правила педагогического общения );
- - средний уровень саморазвития профессионала — это третий этап (педагогические работники умеют применять психотехники педагогического общения );
- - высший уровень саморазвития (педагогические работники должны уметь применять технологию педагогического общения ).
Уровни знаний:
- - знания – узнавание;
- - знания – репродукция;
- - знания – понимания;
- - знания – применение;
- - знания – творчество ( новые знания) .
ЭФФЕКТИВНОСТЬ ОБУЧЕНИЯ
- Человек в среднем запоминает:
10%
прочитанного
20%
услышанного
30%
увиденного
90%
при непосредственном участии в деятельности, в постановке проблем, выработке и принятии решения, формулировании выводов и прогнозов
80%
при самостоятельном
обнаружении и
формулировании
проблем
50-70%
при участии
в групповых
дискуссиях
39
- Психологический контакт - это ситуативные психические состояния взаимоотношений, которые возникают при взаимодействии педагогических работников с участниками образовательных отношений, характеризующиеся проявлением в различной степени эмпатии, симпатии, рефлексии, саморефлексии, идентификации, взаимопонимания, взаимосопереживания, взаимосочувствия, взаимодоверия, взаимосодействия и т.п. при нейтрализации психологических барьеров .
Педагогическое общение -
- ситуативные или устойчивые состояния взаимоотношений, которые возникают при взаимодействии преподавателя с обучающимися в процессе их обучения, воспитания и развития, характеризующиеся проявлением в различной степени эмпатии, симпатии, рефлексии и т.п. при нейтрализации коммуникативных барьеров в процессе педагогического сотрудничества, содержанием которого являются передача системы новых профессионально-психологических знаний, оказание влияния в целях формирования желания у обучающихся самостоятельно добывать новые знания, формировать новые навыки и умения .
ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ
- В процессе педагогического общения преподаватель и обучающиеся реализуют в совокупности четыре основные функции:
- интеллектуальную;
- влияния друг на друга;
- информационную;
- облегчающую.
Механизмы межличностного взаимовосприятия:
- - эмпатия;
- - рефлексия;
- - саморефлексия;
- - идентификация;
- - стереотипизация;
- - обратная связь;
- - аттракция
- Выводы по1-му учебному вопросу
- Принципы обучения и развития обучающихся в соответствии с социальным заказом государства:
- - научности и целеустремленности обучения;
- - опоры на подструктуру опыта личности;
- - воспитания, развития и обучения;
- - индивидуального подхода к личности;
- -наглядности, надежности и прочности усвоения знаний;
- - комплексности, системности, плановости и последовательности обучения;
- - активности в процессе обучения;
- - профессионально - прикладной направленности обучения
-
- Принципы воспитания и развития обучающихся в соответствии с социальным заказом государства:
- - связи воспитания с экономическими, политическими, правовыми условиями развития общества и криминогенной ситуацией в РФ;
- - опоры на подструктуру направленности личности;
- - целенаправленности влияния на подструктуру направленности личности;
- - воспитания в макросреде и микросреде воспитания и в первую очередь через ближайший социальный круг общения;
- - единства между воспитанием и самовоспитанием;
- - требовательности;
- - индивидуального подхода к психологической структуре личности;
- - единства требовательности
Три новых способа самоподачи:
- Разработаны три новых способа самоподачи для педагогических работников в ситуации знакомства с участниками образовательных отношений:
- - самоподача превосходства;
- - самоподача привлекательности;
- - самоподача отношения педагогического работника к участникам образовательных отношений.
2-й учебный вопрос
- 2. КОММУНИКАТИВНЫЕ БАРЬЕРЫ, ПРИЕМЫ ФОРМИРУЮЩИЕ СИМПАТИЮ, ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ
Барьеры коммуникативные
- Барьеры коммуникативные — психологические препятствия , возникающие в процессе передачи преподавателем системы новых научных знаний слушателям, а также в процессе перевода этой системы новых знаний в систему новых действий в учебном процессе.
Барьеры коммуникативные
- - мотивациониый барьер — это нежелание слушателя самостоятельно добывать новые знания и формировать навыки и умения; .
- - интеллектуальный барьер возникает, когда профессорско-преподавательский состав не знает исходный уровень знаний обучаемых;
- - эмоциональный барьер возникает при появлении чувства антипатии преподавателя к слушателю;
Барьеры коммуникативные
- - волевой психологический барьер возникает при авторитарном стиле взаимодействия профессорско-преподавательского состава с обучаемыми;
- - ошибки по типу мужчина — женщина (для мужчин главное - дело, а для женщин – отношения);
Барьеры коммуникативные
- - барьер имя возникает, если преподаватель не установил три рода имен слушателя:
- а) Иванов Иван Иванович - реальное имя , т.е. то, которое указано в паспорте слушателя;
- б) имя то, которое слушатель желает услышать в учебном процессе - Иван Иванович;
- в) имя, которое слушатель не любит — это его кличка и др.
Барьер расстояния между участником образовательных отношений и педагогическим работником
- доверительная зона общения (от 0,5 м до 1,2 м);
- неформальная зона общения (от 1,2 м до 1,5 м);
- публичная зона общения (расстояние от 3,5 м и более);
- формальная (деловая) зона общения (от 1,5 м до 3,5 м).
Барьеры коммуникативные
- Слово - это оружие преподавателя, которое оставляет в памяти слушателей одно из двух внушений к педагогу, к его учебной дисциплине, к педагогическому сотрудничеству:
- а) антипатию;
- б) симпатию.
- 1. Постановка целей педагогического общения
- 2. Моделирование педагогическим работником сценария предстоящей новой педагогической деятельности в процессе подготовки к занятию.
- 3. Планирование взаимодействия
- 4. Ориентировка в педагогической ситуации взаимодействия.
- 5. Нейтрализация психологических барьеров
- 6. Организация и управление педагогическим процессом
- 7. Попытка педагогического работника установить психологический контакт
- 8. Достижение педагогических целей
- 9. Выход из педагогического общения после проведения лекции, семинара, мероприятия.
- 10. Анализ, оценка, контроль и коррекция педагогических целей
- 11. Анализ новой педагогической деятельности и новой деятельности участников образовательных отношений
- Выводы по2-му учебному вопросу
Выводы
- Авторитарная педагогическая деятельность и технология педагогического сотрудничества в настоящее время не просто сосуществуют, а находятся в состоянии постоянного противоречия, борьбы между собой. При этом административная педагогика уже не в силах победить, а технология педагогического сотрудничества еще не обладает достаточными силами для победы, но будущее за технологией педагогического сотрудничества.
Выводы
- Технология педагогического сотрудничества — ситуативные или устойчивые состояния взаимоотношений без принуждения, которые возникают при взаимодействии преподавателя со слушателями в процессе их обучения, воспитания и развития, характеризующиеся проявлением в различной степени симпатии, змпатии, рефлексии, саморефлексии, взаимопомощи, взаимодоверия, взаимопонимания, взаимосочувствия, взаимосопереживания, взаимовлияния при нейтрализации психологических барьеров в процессе реализации технологии педагогического сотрудничества, содержанием которого являются передача преподавателем системы новых научных знаний по учебной дисциплине, оказание влияния на подструктуру направленности личности обучаемых в целях формирования у них желания самостоятельно перевести систему новых научных знаний в систему действий .
Выводы
- Следовательно, это взаимодействие не может быть иным, кроме как отношениями педагогического сотрудничества. Чтобы отношения педагогического сотрудничества в образовательных организациях не только декларировались, как это было и существует в настоящее время, а стали реальной действительностью, должны произойти глубокие изменения в мотивационной сфере личности каждого педагогического работника.
Резюмируя изложенное, мы можем сделать следующие выводы:
- Президент России В.В. Путин: « Защита прав и интересов детей , воспитание подрастающего поколения в духе патриотизма и непреходящих духовных, моральных ценностей – основа нравственного благополучия общества и уверенного развития страны»
- Часть1 ст.44 Конституции РФ. Каждому гарантируется свобода научного, учебно-методического и других видов творчества, преподавания.
- Пункт 5) ч.3 ст.47 ФЗ РФ «Об образовании». Педагогические работники имеют право на участие в разработке методических материалов;
- Пункт 6) ч.3 ст.47 ФЗ РФ «Об образовании». Педагогические работники имеют право на осуществление научной, учебно-методической, творческой, исследовательской деятельности
Распоряжение Правительства РФ от 8 декабря 2011 г. № 2227-р «О Стратегии инновационного развития РФ на период до 2020 г.»
- Одной из основных задач инновационного развития является создание условий для формирования у граждан следующих компетенций инновационной деятельности:
- способность и готовность к непрерывному образованию, постоянному совершенствованию, переобучению и самообучению, профессиональной мобильности, стремление к новому;
- способность к критическому мышлению (технологии проблемного обучения, проектного обучения и педагогического сотрудничества)
Первичная проверка понимания
- Первичное закрепление новых знаний:
Дайте ответы на поставленные нижеуказанные вопросы:
- 1. Какие Вы знаете этапы развития науки по данной проблематике?
- 1.________________________________________________________
- 2.________________________________________________________
- 3.________________________________________________________
Ответ
- - правила общения;
- - психотехники общения;
- - технологии общения
Дайте ответы на поставленные нижеуказанные вопросы:
- 2. Какие Вы знаете этапы самосовершенствования педагогических работников образовательных организаций?
- 1.________________________________________________________
- 2.________________________________________________________
- 3.________________________________________________________
- 4. ________________________________________________________
Ответ
- - допрофессиональный этап развития профессионала — это первый этап (новые научные знания, навыки, умения и компетенции формируются методом проб и ошибок );
- - начальный уровень саморазвития профессионала — это второй этап (педагогические работники умеют применять правила педагогического общения );
- - средний уровень саморазвития профессионала — это третий этап (педагогические работники умеют применять психотехники педагогического общения );
- - высший уровень саморазвития (педагогические работники должны уметь применять технологию педагогического общения ).
Дайте ответы на поставленные нижеуказанные вопросы:
- 3. Какие Вы знаете уровни знаний у педагогических работников образовательных организаций по данной проблематике?
- 1.________________________________________________________
- 2.________________________________________________________
- 3.________________________________________________________
- 4. ________________________________________________________
- 5. ________________________________________________________
Ответ
- - знания – узнавание;
- - знания – репродукция;
- - знания – понимания;
- - знания – применение;
- - знания – творчество ( новые знания) .
Дайте ответы на поставленные нижеуказанные вопросы:
- 4. Какие Вы знаете ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ?
- 1.________________________________________________________
- 2.________________________________________________________
- 3.________________________________________________________
- 4. ________________________________________________________
Ответ
- интеллектуальную;
- влияния друг на друга;
- информационную;
- облегчающую.
Дайте ответы на поставленные нижеуказанные вопросы:
- 5. Какие Вы знаете три новых способа самопрезентации для педагогических работников в ситуации знакомства с участниками образовательных отношений?
- 1.________________________________________________________
- 2.________________________________________________________
- 3.________________________________________________________
Ответ
- - самоподача превосходства ;
- - самоподача привлекательности ;
- - самоподача отношения педагогического работника к участникам образовательных отношений.
Дайте ответы на поставленные нижеуказанные вопросы:
- 6. Какие Вы знаете механизмы межличностного взаимовосприятия?
- 1.________________________________________________________
- 2.________________________________________________________
- 3.________________________________________________________
- 4. ________________________________________________________
- 5 . ________________________________________________________
- 6. _________________________________
- 7. ____________________
Ответ
- - эмпатия;
- - рефлексия;
- - саморефлексия;
- - идентификация;
- - стереотипизация;
- - обратная связь;
- - аттракция
Дайте ответы на поставленные нижеуказанные вопросы:
- 7. Какие Вы знаете основные факторы, влияющих на успешность усвоения программного материала?
- 1.________________________________________________________
- 2.________________________________________________________
- 3.________________________________________________________
- 4. ________________________________________________________
Ответ
- - уровня профессионализма профессорско-педагогического состава;
- - исходного уровня знаний обучаемых;
- - субъектных, объектных и обстановочных психолого-педагогических условий, в которых профессорско-преподавательский состав передает систему новых научных знаний;
- - содержания программного материала и времени, которое необходимо обучаемым для усвоения нового учебного материала.
Дайте ответы на поставленные нижеуказанные вопросы:
- 8. Какие Вы знаете зоны общения между собеседниками?
- 1.________________________________________________________
- 2.________________________________________________________
- 3.________________________________________________________
- 4. ________________________________________________________
- 5. ________________________________________________________
Ответ
- доверительную зону общения (от 0,5 м до 1,2 м);
- неформальную зону общения (от 1,2 м до 1,5 м);
- публичную зону общения (расстояние от 3,5 м и более);
- формальную (деловую) зону общения (от 1,5 м до 3,5 м).
Дайте ответы на поставленные нижеуказанные вопросы:
- 9. Какие Вы знаете факторы, влияющие на успешность взаимодействия с участниками образовательных отношений?
- 1.________________________________________________________
- 2.________________________________________________________
- 3.________________________________________________________
- 4. ________________________________________________________
Дайте ответы на поставленные нижеуказанные вопросы:
- 10. Какие Вы знаете барьеры коммуникативные (типичные ошибки взаимонепонимания)?
Ответ
- - мотивациониый барьер;
- - интеллектуальный барьер;
- - эмоциональный барьер;
- волевой психологический барьер и др.
Дайте ответы на поставленные нижеуказанные вопросы:
- 11. Какую Вы знаете структуру педагогического общения?
- 1. Постановка целей педагогического общения
- 2. Моделирование педагогическим работником сценария предстоящей новой педагогической деятельности в процессе подготовки к занятию.
- 3. Планирование взаимодействия
- 4. Ориентировка в педагогической ситуации взаимодействия.
- 5. Нейтрализация психологических барьеров
- 6. Организация и управление педагогическим процессом
- 7. Попытка педагогического работника установить психологический контакт
- 8. Достижение педагогических целей
- 9. Выход из педагогического общения после проведения лекции, семинара, мероприятия.
- 10. Анализ, оценка, контроль и коррекция педагогических целей
- 11. Анализ новой педагогической деятельности и новой деятельности участников образовательных отношений
Дайте ответы на поставленные нижеуказанные вопросы:
- 12. Какие мы принимаем позиции в процессе педагогического общения?
Трансактный анализ общения Э. Берна
- Берн подметил, что в зависимости от ситуации, общаясь, мы принимаем одну из трех позиций , которые он условно назвал Родитель, Взрослый, Дитя. В дальнейшем будем их сокращенно обозначать Р, В, Д. Важно отметить, что никакого отношения к возрасту эти позиции не имеют
Дайте ответы на поставленные нижеуказанные вопросы:
- 13. Какие Вы знаете критерии отнесения к одной из позиций, которые мы принимаем в процессе педагогического общения?
Ответ
- Родитель - требует, оценивает (осуждает или одобряет), учит, руководит, покровительствует.
- Взрослый - рассудительность, работа с информацией.
- Дитя - проявления чувств, беспомощности, подчинения.
Дайте ответы на поставленные нижеуказанные вопросы:
- 14. Какие мы занимаем "пристройки" в процессе педагогического общения?
Ответ
- Пристройка сверху осуществляется при проявлении своего превосходства, пристройка снизу - подчинения, пристройка рядом - равного партнерства. К примеру, начальник - подчиненный, старший - младший; у первых естественна пристройка сверху, у вторых - пристройка снизу. У коллег одного возраста и положения ограниченна пристройка рядом. Попытка осуществить пристройку сверху может вызвать возмущение. Оценка действий другого человека - это пристройка сверху. Комплимент, а тем более лесть - пристройка снизу .
Дайте ответы на поставленные нижеуказанные вопросы:
- 15. Какие мы знаем три рода имен участника образовательных отношений?
Ответ
- а) реальное имя;
- б) имя то, на которое он претендует;
- в) имя, которое он не любит
Дайте ответы на поставленные нижеуказанные вопросы:
- 16. Каких психологических установок мы должны придерживаться при взаимодействии с участниками образовательных отношений?
Ответ
Дайте ответы на поставленные нижеуказанные вопросы:
- 17. Какие мы знаем психологические приемы, формирующие симпатию у участников образовательных отношений?
Ответ
Дайте ответы на поставленные нижеуказанные вопросы:
- 18. Какую мы знаем литературу по данной проблематике?
Ответ
- 1. Атватер И. Я Вас слушаю: /Советы руководителю, как правильно слушать собеседника/. — М., 1988.
- 2.Добрович А. Б. Общение: наука и искусство. –М.,1978
- 2. Мицич П. Как проводить деловые беседы. -М., 1987.
- 3. Новиков B.C. Основы психологии педагогического сотрудничества. — М., 1997.
- 4. Панасюк А.Ю. Управленческое общение. — М., 1990.
- 5. Столяренко A.M. Преподаватель учебного заведения МВД России и его педагогическая культура. — М., 1996.
- 6. Трубочкин В.П., Битянова Н.Р. Культура педагогического общения и самосовершенствования преподавателя. — М., 1995.
- Социальный интеллект (англ. social intelligence) — это совокупность способностей человека, определяющая успешность социального взаимодействия с различными категориями граждан. Включает в себя способность учитывать ролевые ожидания, доминирующие мотивы, потребности, цели, ценности, интересы, действия и бездействия, поведение другого человека, а также своё собственное поведение и способность и готовность действовать с учетом конкретной ситуации и психологических последствий социального взаимодействия.
Указ Президента РФ от 21.07.2020 N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года"
- В целях осуществления прорывного развития РФ, увеличения численности населения страны, повышения уровня жизни граждан, создания комфортных условий для их проживания, а также раскрытия таланта каждого человека в Указе Президента РФ от 21.07.2020 N 474 "О национальных целях развития РФ на период до 2030 года" закреплены пять национальных целей развития РФ на период до 2030 года:
Указ Президента РФ от 21.07.2020 N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года"
- 1. Сохранение населения, здоровье и благополучие людей.
- 2. Возможности для самореализации и развития талантов. Эту национальную цель реально возможно реализовать только при формировании коммуникативных компетенций у педагогических работников .
- 3. Комфортная и безопасная среда для жизни.
- 4 Достойный, эффективный труд и успешное предпринимательство.
- 5. Цифровая трансформация.
Указ Президента РФ от 21.07.2020 N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года"
- В рамках второй национальной цели "Возможности для самореализации и развития талантов" закреплены шесть задач, которые призваны реализовать педагогические работники:
- 1.Вхождение РФ в число десяти ведущих стран мира по качеству общего образования .
- 2. Формирование эффективной системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи , основанной на принципах справедливости, всеобщности и направленной на самоопределение и профессиональную ориентацию всех обучающихся.
Указ Президента РФ от 21.07.2020 N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года"
- 3. Обеспечение присутствия РФ в числе десяти ведущих стран мира по объему научных исследований и разработок, в том числе за счет создания эффективной системы высшего образования .
- 4. Создание условий для воспитания гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций.
Указ Президента РФ от 21.07.2020 N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года"
- 5. Увеличение доли граждан, занимающихся волонтерской (добровольческой) деятельностью или вовлеченных в деятельность волонтерских (добровольческих) организаций, до 15 процентов.
- 6. Увеличение числа посещений культурных мероприятий в три раза по сравнению с показателем 2019 года. Эти шесть задач реально возможно реализовать только при формировании у участников образовательных отношений и в первую очередь у педагогических работников коммуникативных компетенций.