СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технология критического мышления (кластер), дифференцированная система письменного инструктирования на уроках технологии швейных изделий для повышения качества образования

Категория: Технология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Прочитав сообщение учителя технологии смогут научиться составлять технологические картыразного типа, использовать на разных этапах урока, для уроков разного типа. 

Просмотр содержимого документа
«Технология критического мышления (кластер), дифференцированная система письменного инструктирования на уроках технологии швейных изделий для повышения качества образования»

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 63 города Тюмени









Доклад на тему:

ТЕХНОЛОГИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ (КЛАСТЕР), ДИФФЕРЕНЦИРОВАННАЯ СИСТЕМА ПИСЬМЕННОГО ИНСТРУКТИРОВАНИЯ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ ШВЕЙНЫХ ИЗДЕЛИЙ ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ





























ПОДГОТОВИЛА: Морозова Юлия Евгеньевна,

учитель технологии

высшей категории









СОДЕРЖАНИЕ:

  1. Понятие ТКМ - кластер и письменный инструктажи и письменные инструкции.

  2. Дидактические возможности, функции, преимущества инструктирования.

  3. Классификация письменных инструкций

  4. Этапы разработки и оформления письменных инструкций. Требования к демонстрации письменных инструкций.

  5. Система дифференцированного применения на уроках технологии.

  6. Задания для выполнения письменных инструкций в нетрадиционных формах.































  1. ТКМ - кластер и понятие письменного инструктажа и письменных инструкций.



Технологическая революция 21 века резко изменила цели современного обучения. Первостепенное значение сейчас имеют научить учиться, сформировать способности решения проблем, творческое мышление, инициативность и предприимчивость, и в реализации этих целей существенная роль принадлежит технологическому образованию.

Любая деятельность осуществляется на основе и при помощи создающегося в мозгу образа действия. Прежде чем практически выполнять любой трудовой процесс человек осуществляет его мысленно, поэтому формирование умений начинается с усвоения знаний о способе и последовательности выполнения действий, инструменте, с помощью которого оно будет выполняться, о материале, подлежащем обработке, и других необходимых знаний. ЭТИ ЗНАНИЯ СОЗДАЮТ, так называемый, ОБРАЗ ДЕЙСТВИЯ, ориентируясь на который человек будет действовать.

Технология развития критического мышления в этом очень помогает. Использую разные приемы, например, составление кластеров. Знания не передаются в готовом виде, а добываются самими учениками в процессе деятельности в формах сотрудничества.

Кластер помогает:

  1. выделить смысловые единицы текста графически,

  2. систематизирует материал,

  3. исправляет неверные предположения,

  4. устанавливает связь между тематическими блоками.







Понятие «технология», как урок, как процесс. И это первое занятие каждого учебного года, с этой информации начинается каждый новый раздел и тема. Предлагаю каждый раз открыть первую страницу тетради – кластер с понятием технология, ПОТОМ К ЭТОМУ ПОНЯТИЮ ПОДВОДИМ ЛЮБОЙ РАЗДЕЛ.

  • Напомню вам что такое кластер: Кластер как подмножество результатов поиска, связанных единством темы (википедия).



Кластерные конспекты – замечательный способ систематизировать огромный поток информации, и визуализировать ее, сделать наглядным мыслительный процесс. Это дополнительный прием, который облегчает многим детям усвоение и запоминание сведений.

















Предлагаю и Вам попробовать составить простой кластер по теме – «технология».





1 ЭТАП ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ: выдается информационный лист со сведениями. Они его читают и составляют кластер.

Технология

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Технология (от др.-греч. τέχνη — искусство, мастерство, умение; λόγος — «слово», «мысль», «смысл», «понятие») — совокупность методов и инструментов для достижения желаемого результата[1]; в широком смысле — применение научного знания для решения практических задач[1][2]. Технология включает в себя способы работы, её режим, последовательность действий[3].

Технология является сравнительно новым, многогранным термином, точное определение которого ускользает из-за постоянного развития смысла этого понятия, как самого по себе, так и взятого в отношениях с другими, такими же широкими понятиями: культура, общество, политика, религия, природа[4]. К началу XX века термин «технология» охватывал совокупность средств, процессов и идей в дополнение к инструментам и машинам. К середине столетия понятие определялось такими фразами как «средства или деятельность, с помощью которых человек изменяет свою среду обитания и манипулирует ей»[5].

Согласно Философскому словарю под редакцией И. Т. Фролова, «технология представляет собой сложную развивающуюся систему артефактов, производственных операций и процессов, ресурсных источников, подсистем социальных последствий информации, управления, финансирования и взаимодействия с другими технологиями»[6].

Большой толковый социологический словарь «Collins» раскрывает данное понятие так: «Технология — практическое применение знания и использование методов в производственной деятельности»[7] .

В Толковом словаре Ушакова 1940 года технология — «это совокупность наук, сведений о способах переработки того или иного сырья в фабрикат, в готовое изделие; совокупность процессов такой переработки»[8].

Словарь Ожегова определяют технологию как «совокупность производственных методов и процессов в определенной отрасли производства, а также научное описание способов производства»[9].



























ТЕХНОЛОГИЯ















































Строение

Четкий, последовательный процесс (способы и приемы изготовления, изменения)

















ТЕХНОЛОГИЯ

Сырье,

полуфабрикаты,

материалы.





Конечный результат труда











Свойства

Состав









Технология – совокупность приемов и способов изготовления, обработки, изменения состояния, свойств, формы, сырья, материалов или полуфабрикатов, а также наука, разрабатывающая эти способы и приемы.















Ч, П, П



И, И, П (с,с,ф)

К, Р, Т









В дальнейшем мы работаем с такими схемами и по разделу «материаловедение», составляем:

Строение

Состав



Свойства





Типы переплетений, вязания, перевивания



Назначение конечного материала

Сырье, полуфабрикаты, материалы















Волокно

Пряжа

Нить







Текстильные материалы: ткань, трикотаж, кружево



  1. Физико-механические

  2. Технологические

  3. Эксплуатационные

  4. Гигиенические

  5. Эстетические

  6. Экономические

















Такие кластеры позволяют увидеть «целостную картину мира», которую мы должны формировать на уроках в соответствии с ФГОС.

Используя этих три основы можно составить и по конструированию и моделированию, по кулинарии и т.д.

































Разведение деталей основы

Деление деталей основы

Приемы моделирования











Коническое разведение деталей



Вертикальное деление деталей

Параллельное разведение деталей

Горизонтальноеделение деталей













Рельефные швы, застежки, вытачки,



Кокетки, подрезы, карманы

Изменение силуэта, складки, защипы, оборки,



Изменение силуэта, воланы,











ПРИМЕРЫ:











НО МЕТОДИКА ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ предполагает в качестве одного из средств для создания образа действий использовать документы письменного инструктирования. Применение элементов письменного инструктажа в работе – это неоспоримый прием, который способствует лучшему усвоению и закреплению изучаемого материала, обеспечивает своевременный самоконтроль самими обучающимися, а самое главное расширяет возможности по рациональной организации и управлению процесса обучения.

Письменный инструктаж – метод формирования технологических знаний, умений и навыков, не только в учебных заведениях, но и на производстве.

Письменные инструкции – это средства обучения, письменные руководящие указания, устанавливают порядок и способ выполнения какой-либо деятельности.

Письменные инструкции – это средства обучения, которые представляют собой письменные руководящие указания, устанавливающие порядок и способ осуществления, выполнения какой-либо деятельности.

В зависимости от области применения письменные инструкции имеют свои особенности, связанные с объемом и структурой содержания.

Письменные инструкции, применяемые в производственной деятельности – это вид технологической документации, ее перечень, форма и содержание устанавливаются государственными стандартами, единой системой технологической документации (ЕСТД).

Письменные инструкции, применяемые в образовательном процессе, связанном с технологической подготовкой, - это вид учебно-технологической документации, которая используется в качестве инструмента деятельности педагога и обучаемого для достижения поставленных целей.

ПРОФЕССИОНАЛЬНО -ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ

НАЗНАЧЕНИЕ

ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПРОИЗВОДСТВЕННОЕ

УЧЕБНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ ДОКУМЕНТАЦИЯ

ВИД

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ ДОКУМЕНТАЦИЯ

ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ

В ОБРАЗОВАНИИ

В ПРОИЗВОДСТВЕ

ПИСЬМЕННЫЕ ИНСТРУКЦИИ



Значительный потенциал дидактических возможностей письменного инструктирования характеризуется его многофункциональностью.

Дидактические функции письменного инструктирования:

  • функция целеполагания – способствует сознательному выполнению действий, делает понятным смысл и способы организации учебно-познавательного процесса и оказывает существенное влияние на его активизацию;

  • контрольно-диагностическая функция – представляет возможность обращаться к предлагаемой информации и сравнивать с ней свои результаты;

  • образовательная функция – создает необходимые условия для эффективного овладения технологическими знаниями, умениями, навыками в процессе их целенаправленной и специально организованной подготовки;

  • развивающая функция – позволяет осуществлять многостороннее развитие участников учебно-познавательной деятельности. Особо выражены следующие направления развития: образного и пространственного мышления, логического мышления, технологического мышления, самостоятельности и самоконтроля;

  • воспитательная функция – создает возможность воспитывать технологически важные качества: технологическую дисциплинированность, аккуратность, ответственность, самостоятельность;

  • функция образа деятельности – способствует созданию ориентировочной основы от совершенства, полноты и точности которой будет во многом зависеть эффективность формирования технологических умений;

  • функция наглядности – обеспечивает осознанность и осмысленность воспринимаемой учебной информации;

  • функция компенсаторности и адаптивности – облегчает процесс обучения, способствует достижению цели с наименьшими затратами сил и времени обучаемого. Ориентирует на поддержание благоприятных условий протекания процесса обучения, организацию самостоятельных работ, адекватность содержания возрастным особенностям учащихся;

  • функция информативности – письменные инструкции являются непосредственными источниками знаний, т.е. носителями определенной информации;

  • управленческая функция – реализуется в возможности руководства учебно-технологической деятельностью учащихся.

















































































Дидактические функции письменного инструктирования:





ПО Р.СЕЛЬВИДЖУ

Инструкционная карта



Рабочие карточки

Карточки-задания

Информационные карточки

Операционные карточки

- которые применяются при инструктировании по учебным единицам. Они должны содержать ясные и четкие указания «как производить те или иные производственные операции».

Которые содержат инструкции относительно того, «как выполнять целостные работы, а не отдельные операции»

-представляют собой инструкцию по исследовательской работе, по самостоятельным изысканиям, по руководству изучением различных наук.

- которые позволяют учащимся получать сведения или знания относительно материалов, инструментов и тд.



Преимущества письменного инструктирования показывают рациональность и обязательность его использования в процессе технологической подготовки.

ПРЕИМУЩЕСТВА ПИСЬМЕННОГО ИНСТРУКТИРОВАНИЯ

  1. ПИ облегчает руководство учебным процессом: являются средством, повышающим эффективность устного инструктажа; целенаправленной деятельности инструктора и учащегося, способствует более высокой организации занятия и высвобождает время для индивидуальной работы с учащимися;

  2. ПИ позволяет расположить материал в желаемом порядке;

  3. Дает возможность исключать лишние выражения;

  4. ПИ можно представить более четкими, краткими, точными;

  5. ПИ можно придать определенную форму, сделать большое количество, обслужить более многочисленную группу;

  6. ПИ способствуют развитию навыков ответственности, самостоятельности;

  7. ПИ – средство связи теории и практики;

  8. ПИ позволяет осуществлять своевременный самоконтроль;

  9. ПИ помогает учащимся более быстрыми темпами овладеть технологическими знаниями и умениями;

  10. Сочетание ПИ и устного инструктирования – «две системы данных» (словесно-абстрактные и наглядно-образные) – помогает обучаемому в решении практической задачи, в конечном счете получается «одна система, переводимая то в словесную, то в наглядную, то в действенную» (П.М. Якобсон).













Требования к разработке письменных инструкций.
    1. Соответствие программе.

    2. Относительная законченность по содержанию – отражение определенных частей операции или законченного технологического процесса.

    3. Простота формы и структуры, удобство в пользовании.

    4. Постепенное усложнение учебно-технологических требований к работе.

    5. Четкость, ясность, доходчивость, образность, лаконичность, техническая грамотность инструктивных указаний.

    6. Наглядность: иллюстрация рисунками, схемами, графиками, имеющими определенную инструктивную значимость.

    7. отражение критериев правильности выполнения способов работы, ее качества, отражение способов самоконтроля и требований безопасности.

    8. Выбор вида и формы письменных инструкций может определяться:

  • конечной целью познавательной деятельности учащихся;

  • этапами формирования технологических умений;

(эти два пункта обуславливают друг друга, т.к. каждый этап определен своей целью)

  • индивидуализированными способностями, особенностями и возможностями учащихся, а также уровнем их предварительной подготовки;

  • сложностью выполняемых работ;

  • видом осуществляемой деятельности (репродуктивная, частично-творческая, творческая).

    1. Письменные инструкции, применяемые на первоначальных этапах формирования технологических умений должны содержать в себе словесные пояснения и наглядное изображение; причем обязательно указывается информация о том: «что делать», «как делать», « в какой последовательности», а также «когда и каким образом контролировать».

    2. Письменные инструкции, используемые на заключительном этапе обучения, по своему содержанию и форме должны быть приближены к нормативной технологической документации применяемой в производственной сфере.

Требования к оформлению
  1. Написать заголовок, в котором указать:

  • Вид письменной инструкции,

  • Название обработки,

  • Норму времени с учетом ученического коэффициента.

 Ввести условные обозначения и вынести их для расшифровки.

 Сделать общий рисунок обработки (или чертеж).

 Ввести цветовое решение с учетом психологических исследований, согласно которым: основная информация изображается красным, оранжевым, желтым цветами; вспомогательная информация – синим, голубым, зеленым.

 Дальнейшее оформление определяется выбранным видом и формой письменных инструкций



Требования к методике демонстрации письменных инструкций
  • создавать установки обучаемым о целях, видах, формах и способах использования письменных инструкций;

  • обеспечивать письменными инструкциями каждого учащегося;

  • привлекать учащихся к самостоятельному планированию технологических процессов посредством письменных инструкций;

  • применять письменные инструкции на всех этапах технологической подготовки с учетом целей и индивидуальных особенностей обучаемых;

  • -сочетать письменный инструктаж с устным, с демонстрацией трудовых приемов и наглядными образцами;

  • согласовывать содержание основной части вводного инструктирования с рекомендациями письменных инструкций;

  • привлекать обучаемых к самостоятельному изучению письменных инструкций перед началом работы;

  • на занятиях, на которых применялись письменные инструкции, содержание заключительного инструктажа не должно исчерпываться оцениванием работ. Не менее важно подчеркнуть и большое значение письменных инструкций для выполнения задания, указать на ошибки, вызванные невнимательным отношением к инструкции. Показывая образцы хорошо выполненной работы, педагог может спросить, как и чем помогла им письменная инструкция. Все это способствует закреплению навыка пользования технологической документацией;

  • для эффективного письменного инструктирования учителю рекомендуется составить картотеку, в которой выделить периоды технологической подготовки, в каждом периоде - технологические темы, в каждой теме – виды и формы письменных инструкций.

  • письменные инструкции должны использоваться на всех этапах учебного процесса (во время вводного инструктажа, текущего и заключительного).







































КЛАССИФИКАЦИЯ ПИСЬМЕННЫХ ИНСТРУКЦИЙ

На сегодняшний день существуют различные неоднозначные подходы к выделению видов письменных инструкций и их классификации. Отсутствие единого подхода к выделению видов письменных инструкций привело к тому, что инструкции наряду со структурным одинаковым содержанием и назначением, в разных методиках имеют отличающиеся названия. Например, инструкция, разработанная для выполнения одной операции (включающая в себя последовательность ее выполнения, технические условия, эскиз) имеет следующие названия: операционная карта, инструкционная карта, технологическая операционная карта.

В процессе технологической подготовки наибольшее применение находят следующие виды:


Вид технологической документации

Назначение и характеристика вида технологической документации

Инструкционные карты

Технологические карты

Инструкционно-технологические

документ предназначен для описания технологической операции с указанием последовательного переходов, данных о средствах технологического оснащения, режимах и трудовых затратах.

применяются при выполнении работ комплексного характера и раскрывают технологическую последовательность обработки, т.е. поэтапность выполняемых работ.

используются на начальных этапах выполнения комплексных работ, включают в себя и технологическую последовательность и инструктивные указания о технических условиях, средствах, затратах времени, режимах обработки, пояснения о правилах выполнения работ.

















Анализ элементов письменного инструктирования позволяет говорить, что нет единого подхода, но процессе технологической подготовки наибольшее применение нашла такая классификация письменных инструкций по видам и формам:



Текстовая форма письменных инструкций предлагает содержание сплошным текстом, сопровождающимся рисунками, эскизами или фотографиями.

Табличная форма распределяет информацию по выделенным графам, при этом их количество и содержание определяется видом письменной инструкции и конкретной темой инструктируемых работ.

Наибольшее количество граф имеют инструкционно-технологические карты, т.к. они применяются на начальной стадии обучения и содержат в себе максимум информации.

Инструкционные карты обычно состоят из двух-трех граф (наименование приема, способ выполнения, самоконтроль).

Технологические карты, как правило, представляют собой цепочку последовательно выполняемых операций, демонстрирующую технологическую последовательность обработки.

Табличная форма является наиболее эффективной по сравнению с текстовой, т.к. она лаконична, наглядна, позволяет разбить всю информацию на отдельные составляющие, четко их выделить и вовремя акцентировать на них внимание. В результате быстрее усваивается и запоминается наименование технологической операции, технические условия ее выполнения, способы контроля и т.д.



Письменные инструкции в форме графической модели

Схема графического построения технологической последовательности в виде графа-процесса была создана в Московском технологическом институте легкой промышленности и применяется для обработки и изготовления швейных изделий на предприятиях массового пошива. Изменяя несущую информацию, можно адаптировать данную форму к процессу обучения технологической последовательности любой обработки.

Построение графической модели осуществляется следующим образом: вначале анализируют комплектующие единицы сборочной детали. Затем выделяют среди них основную сборочную единицу, к которой предполагается крепление всех остальных. За основную сборочную единицу принимают деталь, имеющую наибольшее количество связей с другими деталями. Основную сборочную единицу определяют с помощью матрицы связей:



Сборочная единица

Сборочная единица

Сборочная единица

Сборочная единица

Сборочная единица

+

+

-

+

Сборочная единица

+

-

+

+

Сборочная единица

+

+

+

+

Сборочная единица

+

-

+

+



После чего все детали располагают по горизонтали таким образом, чтобы основная сборочная единица была в центре. Она будет образовывать под собой, так называемый ствол дерева процесса, который характеризует монтаж и отделку обрабатываемого узла. Заготовку отдельных деталей определяют ветви дерева, расположенные по вертикалям.

Операции изображаются в виде прямоугольников, в которых указывают: номер операции, специальность, название операции ключевым термином, краткие технические условия. Переход от одной операции к другой обозначается стрелочками.

Последовательное выполнение операций на графе показывается последовательной цепочкой работ (рис. а). Параллельное – двумя, тремя и т.д. параллельными цепочками работ (рис. б)



деталь


деталь


деталь


деталь




















В некоторых случаях возможна одинаковая очередность выполнения тех или иных операций. На графе процесса (рис в) эти операции образуют ромбики связей. Такие операции в конечном итоге выполняются последовательно в любом порядке.

Другая технологическая особенность обработки изделия – появление «плавающих» операций. «Плавающая» операция может быть выполнена в любой момент на протяжении определенного периода обработки изделия. На графе такие операции выносятся за основной процесс с указанием интервала их возможного выполнения (рис. 5, г). «Плавающие» операции относятся к разряду последовательно выполняемых работ и могут быть включены в процесс изготовления после любой из операций заданного интервала.



деталь


деталь


деталь


деталь


деталь



















деталь














Рис в Рис. г


Графическую модель мы обязательно рекомендуем сопровождать рисунком обработки в разрезе. Для обозначения технических условий можно использовать краткие записи или условные графические изображения.

Нумерацию последовательности технологических операций рекомендуется проставлять только на начальных этапах обучения.

Графическая модель как форма письменного инструктажа, в зависимости от внесенной в нее информации может быть применена в качестве разных видов инструкций: и технологической, и инструкционно-технологической.



























Преимущества письменного инструктажа

в форме графической модели

Последовательность обработки представленная в табличной или текстовой формах дают лишь наглядную картину технологических переходов. Динамику же они не отражают. В отличие от них форма графической модели позволяет увидеть заготовительные операции, порядок выполнения которых может варьироваться. Так как любая сборочная деталь или узел обрабатывается параллельно - последовательным способом, поэтому существуют операции, которые можно выполнять параллельно, они находятся на различных вертикалях или на одном уровне по горизонтали, и операции, которые можно выполнять только в определенной, строго обозначенной последовательности. Они располагаются друг над другом по одной вертикали.

Использование графических форм дает возможность быстро и правильно проанализировать весь ход обработки, т.к. наглядно прослеживается взаимосвязь между операциями, порядок их выполнения, четко видны параллельные операции. Анализируя граф-процесс, можно сделать вывод о трудоемкости обработки: общее количество операций, количество разных видов работ, количество деталей, материалы, из которых они выполняются и т.д.

Графическая форма письменной инструкции отвечает всем предъявляемым требованиям, способствует в процессе ее использования осуществлять сознательную и активную учебно-технологическую деятельность, реализовать все рассмотренные ранее дидактические принципы. Особая ценность данной формы связана с тем, что она позволяет развивать такие важные составляющие технологического мышления как умение выполнять технологический анализ обработки; мобильность, т.е. способность быстрого технологического мышления; гибкость, связанная с поиском оптимального варианта технологической последовательности.

















Предлагаю ознакомиться с инструкционно-технологической картой

Название: ОБРАБОТКА ВТАЧНОГО КАРМАНА.

Рассмотрим схему графическую.

Изучите внимательно ход работы по графической модели.







































Письменная инструкция в форме комплексной карты

Комплексная карта составляется следующим образом: по горизонтали располагаются виды обработок, отбор которых определяется

  • либо однотипностью их операций в технологической последовательности (например: обработка клапанов и воротников может быть абсолютно одинакова, отличие только в форме лекал),

  • либо отдельным видом узла (например: несколько обработок кокеток, карманов, застежек и т.д.).

Каждая обработка изображается рисунком в разрезе и может быть выделена своим цветом. Посередине располагается та обработка, которая имеет наибольшее количество технологических операций. Если остальные обработки имеют общие операции, то они обозначаются стрелочками в центральной последовательности, если появляются операции, свойственные только для отдельной обработки, то они выносятся на вертикаль под данной обработкой.

Технологическая последовательность представляется в расположенных друг под другом по вертикали прямоугольниках, в которых указывается: название операции, технические условия, вид работ. Переход от операции к операции отмечается стрелочками, соответствующими своей обработке по цвету или условному обозначению.


Преимущества комплексных ИТК:


  • позволяет быстро выявлять наличие общих и отличительных операций для нескольких видов обработок;

  • экономит время и материалы на их изготовление письменных инструкций;

  • обобщает изучаемый материал, демонстрируя сразу целый комплекс обработок;

  • отделение общих операций, позволяет акцентировать внимание на специфичных для каждой обработки;

  • дает возможность сравнивать и определять технологичность и эффективность представленных обработок;

  • развивает логическое мышление, способность обобщенного систематизирования содержания темы;

  • способствует интенсификации мыслительной деятельности, связанной с технологическим мышлением.


Предлагаю вам поработать в группах и выполнить практическое задание:

СОСТАВИТЬ ПИСЬМЕННУЮ ИНСТРУКЦИЮ В ФОРМЕ КОМПЛЕКСНОЙ КАРТЫ.

ОБРАБОТКА КОКЕТОК НАСТРОЧНЫМ ШВОМ, она часто применяется в пошиве туник, которые моделируют в 6 классе. Варианты соединения – без отделки, и с отделкой, мы добавим отделку – кружево, оборку, кант.

И это даст нам возможность увидеть НАЛИЧИЕ ОБЩИХ И ОТЛИЧИТЕЛЬНЫХ ОПЕРАЦИЙ ДЛЯ НЕСКОЛЬКИХ ВИДОВ ОБРАБОТОК, ПОЗВОЛЯЕТ АКЦЕНТИРОВАТЬ ВНИМАНИЕ НА СПЕЦИФИЧНЫХ ОПЕРАЦИЯХ КАЖДОЙ ОБРАБОТКИ.























































































































Нетрадиционные формы письменных инструкций


Психологами доказано, что использование в учебно-познавательном процессе новых, нетрадиционных форм чего-либо позволяет активизировать деятельность учащихся, вызывает интерес, заставляет привлечь внимание, в результате чего оптимизируется и повышается качество обучения.

Поэтому необходимо обратить большое внимание на создание и использование нетрадиционных форм письменных инструкций.

Например, письменные инструкции:

    1. в форме кармашков

    2. с вращающейся основой

    3. письменные инструкции в форме лесенок или ступенек

    4. книжек предлагаемых образцов

    5. опорные конспекты

    6. и т.д. проявляйте творчество





сегодня я предлагаю вам еще одно практическое задание: РАЗРАБОТАЕМ И СОБЕРЕМ ИНСТРУКЦИОННУЮ КАРТУ «ОБРАБОТКА КОКЕТКИ»

































СИСТЕМА ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОГО ПРИМЕНЕНИЯ ПИСЬМЕННЫХ ИНСТРУКЦИЙ

Дифференцированное применение письменных инструкций

на занятиях технологии швейных изделий


Этапы формирования технологических знаний и умений

1 этап

формирование первоначальных знаний и умений

2 этап

развитие и совершенствование знаний и умений

3 этап

формирование высокоразвитых умений

1

2

3

4

Основная цель


качество и точность


скорость

творчество

Основные задачи

правильное и точное воспроизводство технологической последовательности

самостоятельность, умение сравнивать и анализировать технологические последовательности разных обработок одного и того же вида

выбор наиболее эффективной последовательности обработки, самостоятельная разработка технологической последовательности

Деятельность по применению знаний, умений и навыков

репродуктивная

самостоятельная в знакомых и незнакомых ситуациях

созидательная

Психологическая структура деятельности

осознание цели, отчетливое понимание того, как надо выполнять действие, но неточное, неустойчивое его выполнение, несмотря на интенсивную концентрацию произвольного внимания; множество лишних движений

повышение качества выполнения действия при ослабевающем произвольном внимании и появление возможности его распределения; устранение лишних движений; действие выполняется уверенно и быстро

точное, устойчивое выполнение действия; творческое использование знаний, умений и навыков для выбора способов достижения цели


Количество обработок

1-3

3-5

5-7

Вид письменных инструкций

инструкционно-технологические карты (подробные)

инструкционно-технологические (сокращенные) технологические карты, опорные конспекты

технологические карты (краткие)

Формы письменных инструкций

таблица

комплексные, нетрадиционные

графическая модель

Результаты формирования

первоначальные

умения

частично умелая деятельность

умелая деятельность

При переходе от этапа к этапу меняется вид используемых письменных инструкций. На 1 этапе - самый подробный, дающий максимальное количество информации –инструкционно-технологические карты. На 2 этапе - мы рекомендуем применять сокращенные инструкционно-технологические карты и технологическое карты. И на 3 этапе - краткие записи в виде технологических карт, учебные алгоритмы.

Особое внимание обращаем на изменение форм письменного инструктирования. Каждый условно выделенный этап формирования технологических способностей характеризуется своими целями и задачами, постепенно и последовательно усложняющимися при переходе от этапа к этапу и включающие в себя все предыдущие. Для эффективного решения поставленных задач предлагаем использовать разработанные нами формы письменного инструктирования следующим образом:

1 этап (основные задачи - правильное и точное воспроизводство технологической последовательности) - подробная табличная форма, включающая в себя: последовательность выполнения, название операции, вид работ, рисунок в разрезе, технические условия, номер машинной строчки, условия контроля.

2 этап (основные задачи - самостоятельность, умение сравнивать и анализировать технологические последовательности разных обработок одного и того же вида) - сокращенная табличная форма, в которой используются условные обозначения и опорные сигналы. Очень эффективной формой письменного инструктирования на этом этапе являются предлагаемые нами комплексные карты, которые могут быть и в виде инструкционно-технологических и технологических. На этом же этапе положительные результаты дает активизация учебно-познавательной деятельности, вызванная демонстрацией нетрадиционных форм письменного инструктирования.

3 этап - основные задачи - выбор наиболее эффективной последовательности обработки, самостоятельная разработка технологической последовательности. Решить эту задачу позволяет применение письменного инструктирования в форме графической модели, т.к. данная форма дает возможность увидеть взаимосвязи между операциями, выделить наличие операций по заготовке, которые могут выполняться параллельно и по сборке, которые выполняются только в строго определенной последовательности. В итоге, использование графической модели позволяет при выполнении обработки рационально сочетать операции по видам работ, оптимально использовать рабочее место и инструменты, экономить время обработки, уменьшая количество переходов и сокращая затраты времени на подготовку к работе оборудования. То есть именно эта форма заставляет творчески использовать имеющиеся знания и умения при выборе наиболее эффективной последовательности обработки.





















Технология

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Технология (от др.-греч. τέχνη — искусство, мастерство, умение; λόγος — «слово», «мысль», «смысл», «понятие») — совокупность методов и инструментов для достижения желаемого результата[1]; в широком смысле — применение научного знания для решения практических задач[1][2]. Технология включает в себя способы работы, её режим, последовательность действий[3].

Технология является сравнительно новым, многогранным термином, точное определение которого ускользает из-за постоянного развития смысла этого понятия, как самого по себе, так и взятого в отношениях с другими, такими же широкими понятиями: культура, общество, политика, религия, природа[4]. К началу XX века термин «технология» охватывал совокупность средств, процессов и идей в дополнение к инструментам и машинам. К середине столетия понятие определялось такими фразами как «средства или деятельность, с помощью которых человек изменяет свою среду обитания и манипулирует ей»[5].

Согласно Философскому словарю под редакцией И. Т. Фролова, «технология представляет собой сложную развивающуюся систему артефактов, производственных операций и процессов, ресурсных источников, подсистем социальных последствий информации, управления, финансирования и взаимодействия с другими технологиями»[6].

Большой толковый социологический словарь «Collins» раскрывает данное понятие так: «Технология — практическое применение знания и использование методов в производственной деятельности»[7] .

В Толковом словаре Ушакова 1940 года технология — «это совокупность наук, сведений о способах переработки того или иного сырья в фабрикат, в готовое изделие; совокупность процессов такой переработки»[8].

Словарь Ожегова определяют технологию как «совокупность производственных методов и процессов в определенной отрасли производства, а также научное описание способов производства»[9].











ТЕХНОЛОГИЯ




























Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!