СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технология дифференцированного и индивидуального подхода

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Технология дифференцированного и индивидуального подхода»

 Я использую дифференциацию на разных этапах урока. Виды дифференцированных заданий зависят от цели, которые ставит учитель. Если учителя волнует развитие детей, успех в обучении каждого обучающегося, то он обязательно будет осуществлять индивидуальный и дифференцированный подход в обучении.  

Успешное развитие познавательной активности и  самостоятельности обучающихся возможно иногда, когда учебный процесс организован как интенсивная интеллектуальная деятельность каждого ребенка с учетом его особенностей; только зная потребности, интересы, уровень подготовки, познавательные особенности ученика, можно создать оптимальные условия для овладения знаниями, умениями и навыками,  развития способностей, учитывая разный уровень усвоения знаний у обучающихся:

  1. Репродуктивный уровень: умение воспроизводить признаки понятий, законов, репродуцирование известных способов действий позволяет решать поставленные задачи по образцу, что не способствует формированию достаточно обобщенных и прочих связей.

  1. Конструктивный уровень: прочно усвоенные алгоритмы выполнения заданий позволяют использовать полученные ранее знания в измененных ситуациях, что способствует установлению единичных связей между понятиями,  понятием и законом и т.д., однако, не позволяет еще делать глубокие обобщения, применять знания в новых ситуациях.

  2. Творческий уровень: прочно усвоенные основные положения позволяют обеспечить высокий уровень знаний, установить  межпредметные  связи, что, в свою очередь способствуют  творческому использованию полученных знаний в новых ситуациях. Это позволяет выявить новые причины – следственные связи, делать  обобщения и выводы.

Эти уровни  усвоения и лежат в основе методики составления   разноуровневых  заданий.

Приведу примеры некоторых из них:

Русский язык:

Например, по теме «Безударные гласные».

I задание: 1уровень.

Вставить пропущенные буквы. Выбери из предложенных слов проверочные слова. Запиши.

В…лна, в…сна, д…мишко, л…сной, с…оновый, в…дичка. (Волнистый, волноваться, волны, весла, домище, весенний, домовой, дом, лесок, лес, сосны, вода, сосенки, водный).

                                            2 уровень.

Вставь пропущенные буквы, подбери и запиши проверочные слова.

Алгоритм.

  1. Прочитай слово.

  2. Поставь ударение.

  3. Выдели корень.

  4. Измени слово или подбери однокоренные, найди проверочные слова.

  5. Напиши слово, вставь букву.

  6. Обозначь орфограмму.

Б – гун -…, х – дить -…, сл – ды - …, в – да - …, б – да - …, в – лна - ….

                                            3уровень.

Вставь пропущенные буквы, подбери и запиши проверочные слова.

Прол – тать - …, д – ждливый - …, в – сенний - …, гр – зовой - …, тр – винка - …, стр – ла - …, с – сновый -….

II задание: вставь пропущенные буквы и подбери проверочные из предложенных:

1 уровень.

Измени слова так, чтобы безударный гласный ударным. Запиши, выдели корень. Л.са, п.ля, г.ра, р.ка, д.жди, б.рега.

2 уровень.

 Спиши, вставляя пропущенные буквы. В скобках напиши проверочное слово. Выдели в словах с пропущенными буквами корень.

Солнце село, но в л.су ещё св.тло. Птицы в.село щ.бечут. Блестит м.л.дая травка. Алый свет зари ск.льзит по веткам и ств.лам д.ревьев.

3 уровень.

Составь из слов предложения. Запиши их, выделяя в словах с пропущенными буквами корень. В скобках напиши проверочное слово.

Л.су, осеннем, в, т.шина, ст.ит, птичьих, не слышно, г.л.сов.

Пож.лтели. и, листья, с, осыпались, д.ревьев.

Скоро, з.ма, белым, завьюжит, к.вром.

Например, при изучении  темы «Родственные слова».

1 уровень.

Напиши ряд родственных слов, исключив лишнее слово. Выдели корень.

Нос,  носильщик, носик, носатый.

Час,  часок, часть, часовщик.

Гусь, гусята, гусеница, гусыня.

Циркуль, цирк, цирковой, циркач.

2 уровень.

Запиши пары родственных слов. Выдели корень.

Лес – лесник,  стена – гвоздь,  река – плот,  кот – котик,  сад – садовый,  поле – полюшко,  дом – домашний,  гриб – грибной,  дом – дым,  обед – стол.

3 уровень.

Закончи предложения, вставив подходяще  по смыслу слово. Выделите общую часть родственных слов.

Уч…тель – это человек, который …

Стр…итель -  это человек, который …

Б…ксер - это человек, который …

Сп…ртсмен - это человек, который …

При изучении темы «Главные и второстепенные члены предложений» в 3 классе предлагается следующее задание:

1 уровень.

Спиши предложения и выдели в них главные члены.

Однажды родители подарили Коле щенка. Пушистый щенок быстро привязался к Мальчику.  Он повсюду бегал за своим хозяином.

2 уровень.

Дополни пропущенные слова. Подчеркни члены предложения.

Дует холодный северный ….

Белые пушистые … падают на землю.

Наступила… зима.

3 уровень.

Составь предложения по схеме.

Где?    ═    какой?   ─ .

─   как?    ═    от кого?.

Какой? ─   ═  чем?.

  Дифференцированный подход к обучающимся очень важен при организации работы над орфографическими ошибками, которая является важным средством повышения грамотности обучающихся. И в этом случае ребятам предлагается памятка “Как работать над орфографическими ошибками”:

  1. Найди слово, в котором допущена ошибка, правильно запиши его.

  2. Устно объясни правописание.

  3. Найди проверочное слово, подбери два примера на это правило (река-реки; идешь-несешь, поешь; не был-не писал, не знал).

  4. Если слово из словаря, подбери несколько родственных слов, составь словосочетание или предложение (интересный-интерес, интересоваться, интересно, интересный рассказ).

В рабочих тетрадях слабых учеников учитель первоначально сам выполняет эту работу над ошибками, давая образец. Через определенное время учитель делает только часть записи, остальное выполняет ученик. Некоторые ребята забывают делать эту работу, в их тетрадях учитель оставляет такую запись:

Работа над ошибками.

Математика. 

Тема. «Решение задач на разностное сравнение»

1уровень.

Соедини тест задачи с нужным выражением.

У Вити 2 кассеты с мультфильмами, а у Кати на 3 кассеты больше, чем у Вити. Сколько кассет у Кати?

2+3              3+2                       3 – 2

2уровень.

Составь выражение к задаче.

Ширина ленты 9см. Это на 7 см больше, чем ширина тесьмы. Какова ширина тесьмы?

3 уровень.

Составь выражение. Придумай свою задачу к выражению.

В среду Митя выучил 2 стихотворения, а в четверг – на 3 больше. Сколько стихотворений выучил Митя в четверг?

Дифференциация учебных задач по уровню творчества:

"В вазе стояло 6 белых гвоздик и 5 красных. Завяли 2 гвоздики. Сколько гвоздик осталось в вазе?"

Задание для 1-й группы (1уровень): "Решите задачу. Подумайте, можно ли её решить другим способом".

Задание для 2-й группы (2 уровень): "Решите задачу двумя способами".

Задание для 3-й группы (3 уровень): "Измените задачу так, чтобы её можно было решить тремя способами. Решите полученную задачу тремя способами".

Литературное чтение

На этапе обучения грамоте в 1 классе:

уровень.                   Как воет волк на луну ?

                                    У – у – у …

                                     ( не читающие дети)

2 уровень.                   У- сучок . В любом лесу

                                      Ты увидишь букву «У».

3 уровень.                    У -  улитка на дорожке

                                     смело выпустила рожки.

                                     Уходите-ка  с  пути!

                                     Не мешайте дом везти!

При подготовке домашнего задания по чтению:

1 уровень– выразительное чтение рассказа.

2 уровень– подготовить план пересказа.

3 уровень– приготовить инсценировку отрывка и подготовить материал о писателе.

Окружающий мир.

В 1 классе в октябре месяце мы изучали тему «Домашние животные». Обучающимся было предложено разноуровневое задание:

1 уровень– нарисовать домашнее животное, подобрать загадки

2 уровень – описать жизнь и повадки домашнего животного(можно использовать фотографии).

3уровень– составить презентацию «Мой четвероногий друг».

(Представить некоторые работы обучающихся)

Вывод: при работе с дифференцированными заданиями важно учитывать зону актуального и ближайшего развития. А для этого важно осуществлять постоянный контроль за результатами работы, диагностику и после изучения каждой темы, и в ходе изучения темы.

Дифференцированный  подход к школьникам – это важнейший принцип  воспитания и обучения.

Его реализация предполагает частное, временное изменение ближайших задач и отдельных сторон содержания учебно–воспитательной работы, постоянное варьирование ее методов и организационных форм с учетом общего и особенного в личности каждого ученика.

Дифференцированный подход в учебном процессе означает действенное внимание к каждому ученику, его творческой индивидуальности в условиях классно – урочной системы обучения по обязательным учебным программам,  предполагает разумное сочетание фронтальных, групповых и индивидуальных занятий для повышения качества обучения и развития каждого ученика.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!