Технология Дебаты как средство развития коммуникативной компетенции учащихся в урочной
и внеурочной деятельности
Г.Я. Лукин
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Покровская общеобразовательная школа № 2
с углубленным изучением отдельных предметов», г. Покровск
Актуальность. В современном быстро меняющемся мире важно быть мобильным и уметь быстро усваивать, анализировать, владеть информацией, однако сегодня существует острая проблема делового общения и межличностного взаимодействия у школьников.
Одним из средств решения данной проблемы может стать технология «Дебаты». Данная технология вызвана модернизацией российского образования, выдвигающей перед педагогической общественностью задачу более широкого применения активных и интерактивных методов обучения и воспитания в образовательной практике.
Объект исследования: процесс формирования коммуникативной компетенции учащихся.
Предмет исследования: технология дебаты в урочной и внеурочной деятельности.
Цель: развитие коммуникативной компетенции учащихся на основе использования технологии дебатов в урочной и внеурочной деятельности.
Гипотеза: если использовать технологию дебаты, то это будет способствовать эффективному развитию коммуникативной компетенции учащихся.
Задачи:
1. Изучить сущность технологии дебатов, правила и порядок проведения игры.
2. Определить возможности использования технологии дебатов как средства развития коммуникативной компетенции на уроках истории и обществознания и во внеурочной деятельности.
3. Разработать цикл урочных и внеурочных занятий по технологии дебатов.
Целью применения «Дебатов» на уроках истории и обществознания является формирование интереса учащихся к процессу обучения, развитие умений анализировать, доказывать, аргументировать, правильно задавать вопросы, отвечать на них, кроме того урок преследует цель воспитания гражданственности.
Широкие возможности применения технологии дебатов на уроках истории и обществознания объясняется существованием множества дискуссионных вопросов, альтернативных точек зрения. По данной технологии урок может быть построен как на изучении нового материала, так и на обобщении.
Для проведения урока необходима предварительная работа, включающая в себя знакомство с правилами проведения дебатов, выбором темы, перечнем источников для работы с темой, составлением кейсов и вопросов.
На уроке, который проводится по технологии дебатов работают все учащиеся: определяются роли спикеров (3 спикера позиции утверждения, 3 спикера позиции отрицания, состав экспертов, судей, таймкипер). Остальные учащиеся выступают в качестве публики, внимательно следят за игрой, ведут записи, готовят вопросы для обсуждения после игры, высказывают свои аргументы, приводят доказательства, дают рекомендации и делают замечания.
Судьи внимательно выслушивают выступающих и решают исход дебатов по следующим критериям: содержание (разнообразие аргументов, доказательность, фактические ошибки, работа с вопросами), структура (логика, регламент), стиль (культура речи, культура общения, корректность).
Фрагмент урока истории с применением технологии дебатов
Класс: 10.
Тема урока: Преобразования Петра I
Тема дебатов: «Преобразования Петра I способствовали превращению России в великую европейскую и морскую державу».
Таблица 1
Аргументы утверждения | Аргументы отрицания |
А1. Создание нового государственного аппарата, регулярной армии и флота. А2. Получение Россией выхода в Балтийское море. А3. Расширение культурных и торговых связей со странами Европы. | Опровержение: А1. Преобразования в стране проводились принудительными мерами. А2. Европеизация страны была насильственной, нарушившей многие национальные традиции. А3. Европеизация коснулась узкого круга дворянства. Собственный кейс: А1. Реформы Петра I привели к культурному расколу российского общества. А2. Недовольство реформами Петра I, рост народных движений. |
Технология дебаты прекрасно работает во внеурочной деятельности как способ организации кружковой работы, деятельности школьного детского самоуправления, защиты социальных проектов, организации летнего отдыха детей.
Элективный курс и кружковая работа. Элективный курс разработан на 34 часа в год, из расчета 1 час в неделю для 7 – 11-х классов.
Программа элективного курса включает в себя такие формы проведения занятий как вводные лекции, мастерские и практикумы «Построение кейса», «Позиция утверждения», «Позиция отрицания», «Перекрестные вопросы», «Техника публичных выступлений», «Уловки в споре», «Риторика. Культура речи», «Конкурс спикеров», «Судейство в дебатах», «Индивидуальные консультации команд», «Тренировочные игры».
Деятельность школьного самоуправления. Для осуществления самоуправления в школах существуют детские общественные организации. Дебаты можно использовать для обсуждения текущих вопросов школьной жизни, общественных проблем, а также в ходе предвыборной программы кандидатов в председатели ДОО школы.
Летний лагерь «Школа дебатов». В летнем лагере «Школа дебатов» организуются следующие формы работы: мастерские, практические занятия, презентационные игры, мастер-классы, конкурс «Лучший спикер», олимпиада по технологии дебатов, самоподготовка команд, индивидуальная консультация команд, тренировочные игры, финальная игра.
Городская лига дебатов «Искусство полемики». Проект предусматривает проведение в течение учебного года открытого турнира «Искусство полемики» среди школ города. Турнир завершается финалом, в который попадут те команды, которые показали наилучший результат в отборочных играх.
Выводы:
1. Активизировался познавательный интерес, уровень участия в предметных олимпиадах, конкурсах, научных конференциях.
2. Повысился уровень информационной и коммуникативной культуры.
3. Повышение качества обучения по истории и обществознанию (история – 84 %, обществознание – 83 %).
4. Развитие личностных лидерских качеств (организованность, ответственность, самостоятельность).
5. Поступление выпускников в ВУЗы и продолжение занятий дебатами в студенческих лигах.
Таким образом, применяя технологию дебатов в различных формах можно значительно расширить возможности образования, в результате чего программный материал становится предметом споров, а учеба превращается в интересную и нужную часть жизни.