СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологии волонтерской работы с людьми с нарушением слуха

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Технологии волонтерской работы с людьми с нарушением слуха»



Технологии волонтерской работы с людьми с нарушением слуха

Психолого-педагогическая характеристика лиц с нарушением слуха (глухие и слабослышащие)

К категории глухих относятся лица cо стойким двусторонним нарушением слуха, при котором при врожденной или рано возникшей (до овладения речью в 3 года) глухоте, естественный ход развития словесной речи оказывается невозможным. К категории слабослышащих относятся лица cо снижением способности обнаруживать и понимать звуки, при сохранении минимальной возможности самостоятельного формирования словесной речи. Прежде всего, потеря слуха сказывается на способности человека общаться с другими людьми. У детей, страдающих глухотой, часто наблюдается задержка в развитии разговорной речи. Потеря слуха и заболевания ушей, такие как средний отит, могут приводить к значительному неблагоприятному воздействию на успеваемость детей. Но предоставление людям с потерей слуха возможностей для общения позволяет им принимать участие в общественной жизни на равных основаниях с другими людьми. Общение может происходить с помощью разговорной/письменной речи или языка жестов. Молодежь и люди среднего возраста также сталкиваются с проблемами нарушения слуха. Особенно это касается жителей больших городов, где уровень шума значительно превышает все допустимые показатели. Громкая музыка, которую большинство людей прослушивают через микро наушники, также способствует развитию различных отклонений и слуховых патологий. Еще один фактор риска — это работа, связанная с повышенным уровнем шума, такая как стройка или любое производство, так как очень многие люди пренебрегают защитными средствами, что влечет за собой серьезные последствия. Последствия нарушений слуха в данной возрастной категории очень серьезны, так как значительно снижается качество жизни. Человек лишается большинства привычных занятий, таких как полноценное обучение или работа, коммуникация с другими людьми, элементарные развлечения и так далее. Человек с врожденной глухотой, не получивший возможности для обучения языку жестов в детстве, может чувствовать себя изолированным от социального общения.

Ограниченный доступ к услугам и лишение возможностей для общения может оказывать значительное воздействие на повседневную жизнь, вызывая чувство одиночества, изоляции и безысходности, особенно среди пожилых людей, страдающих от потери слуха. Это связано с тем, что повседневное общение, просмотр телепередач или фильмов становятся проблематичными. Кроме того, плохой слух снижает реакцию и представляет угрозу безопасности пожилого человека.

Большинство людей в возрасте предпочитают отрицать наличие проблемы и пренебрегают современными способами коррекции слуха. Часто близкие родственники безуспешно пытаются уговорить пожилого человека облегчить себе жизнь и избежать массы проблемы посредством применения медицинских технологий. В развивающихся странах дети, страдающие потерей слуха и глухотой, редко получают какое-либо образование. Среди взрослых людей, страдающих глухотой, отмечается гораздо более высокий уровень безработицы. По сравнению с общим работающим населением среди работающих глухих людей отмечается более высокая процентная доля людей, занимающихся менее квалифицированной работой. Улучшение доступа к образованию и службам профессиональной реабилитации и повышение осведомленности, особенно среди работодателей, может способствовать снижению уровней безработицы среди взрослых людей, страдающих от потери слуха. Нарушение слуха в любом возрасте не является приговором, так как новейшие технологии позволяют решить проблему при помощи слуховых аппаратов, которые выгодно отличаются от приборов прошлого поколения, и откорректировать практически любое нарушение слуха до идеального уровня восприятия. Конечно, любые проблемы со здоровьем отражаются на качестве жизни человека. Особенно, когда речь идет о восприятии окружающей действительности. Однако, чтобы ни произошло, не стоит терять уверенность в себе, нужно искать решение проблемы. Тем более, медицина сегодня способна вернуть человека к полноценной жизни при помощи современных технологий.

Что нужно знать о языке жестов? Все вокруг с рождения воспринимается глазами, ушами и тактильно. И хорошо, если у Вас все в норме, а как быть тем, кто по воле случая не может слышать? Для этого существует язык жестов.

Жестовый язык – это не те варианты жестикуляции, которые мы используем, чтобы, например, объясниться с продавцом на рынке в чужой стране. Как ни странно, но жестовая речь – детище людей со слухом и голосом.

Упрощенная азбука жестов.





В наши дни глухие с проблемами общения и слабослышащие учатся понимать, что сказано, наблюдая за движением губ говорящего. Они также учатся говорить сами, глядя на губы и другие органы, участвующие в речи, и повторяя их движения. В свою очередь волонтер, зная хотя бы основные жесты языка (рис.), сможет общаться со своим подопечным без помощи сурдопереводчика, и выйти на новый уровень коммуникации. Рис. Основные элементы языка жестов











ПРАВИЛА ОБЩЕНИЯ С ЧЕЛОВЕКОМ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА

1. Чтобы привлечь внимание человека, который плохо слышит, помашите ему рукой или прикоснитесь к нему. Смотрите ему прямо в глаза и говорите четко, хорошо артикулируя. Хотя также надо иметь в виду, что не все люди, которые плохо слышат, могут читать по губам. Разговаривая с теми, кто может это делать, расположитесь так, чтобы на вас падал свет и вас было хорошо видно. Постарайтесь, чтобы вам ничего (еда, сигареты, руки) не мешало. Яркое солнце или тень тоже могут быть барьерами.

2. Если разговор не получается, можно предложить набирать текст или писать от руки.

3. Разговаривая с человеком, у которого плохой слух, смотрите прямо на него.

4. Не затемняйте свое лицо и не загораживайте его руками, волосами или какими-то предметами. Ваш собеседник должен иметь возможность следить за выражением вашего лица.

5. Чтобы привлечь внимание человека, который плохо слышит, назовите его (ее) по имени. Если ответа нет, можно слегка тронуть человека за руку или плечо или же помахать рукой.

6. Говорите ясно и ровно. Не нужно излишне подчеркивать что-то. Кричать, особенно в ухо, тоже не надо.

7. Если вас просят повторить что-то, попробуйте перефразировать свое предложение. Используйте жесты.

8. Убедитесь, что вас поняли. Не стесняйтесь спросить, понял ли вас собеседник.

9. Если вы сообщаете информацию, которая включает в себя номер, технический или другой сложный термин, адрес, напишите ее, сообщите по факсу или электронной почте или любым другим способом, но так, чтобы она была точно понята.

10. Если существуют трудности при устном общении, спросите, не будет ли проще переписываться. Не говорите: «Ладно, это неважно...» Сообщения должны быть простыми.

11. Не меняйте тему разговора без предупреждения. Используйте переходные фразы вроде: «Хорошо, теперь нам нужно обсудить...»

12. Очень часто глухие люди используют язык жестов. Если вы общаетесь через переводчика, не забудьте, что обращаться надо непосредственно к собеседнику, а не к переводчику.

13. Не все люди, которые плохо слышат, могут читать по губам. Вам лучше всего спросить об этом при первой встрече. Если ваш собеседник обладает этим навыком, нужно соблюдать несколько важных правил.

Помните: а) только три из десяти слов хорошо прочитываются; б) нужно смотреть в лицо собеседника и говорить ясно и медленно, использовать простые фразы и избегать несущественных слов; в) нужно использовать выражение лица, жесты, телодвижения, если хотите подчеркнуть или прояснить смысл сказанного.

14. Существует несколько типов и степеней глухоты. Соответственно существует много способов общения с людьми, которые плохо слышат. Если вы не знаете, какой предпочесть, спросите у них.

15. Некоторые люди могут слышать, но воспринимают отдельные звуки неправильно. В этом случае говорите немного более громко и четко, подбирая подходящий уровень. В другом случае понадобится лишь снизить высоту голоса, так как человек утратил способность воспринимать высокие частоты. Очень часто глухие люди используют язык жестов. Если вы общаетесь через переводчика, не забудьте, что обращаться надо непосредственно к переводчику


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!