Технологическая карта занятия
Тема: Бумагопластика.
Цель: Познакомить обучающихся с техникой - «Бумагопластика».
Задачи:
Обучающие:
Знакомство с понятием «Бумагопластика».
Знакомство с видами бумаги, с ее свойствами и возможностями.
Знакомство с основными приемами работы с бумагой.
Инструменты и приспособления для работы с бумагой.
Развивающие:
Развитие композиционного мышления, художественного вкуса.
Развитие креативного мышления.
Развитие интереса к предмету.
Воспитательные:
Воспитание собранности, аккуратности.
Воспитание умения планировать свою работу.
Воспитание бережного отношения к своему здоровью.
Тип занятия: усвоение нового материала.
Форма проведения занятия: беседа, игра.
Форма организации занятия: групповая.
Методы: словесный (объяснение, беседа), наглядный (иллюстрации, демонстрация работ), метод проектно-ориентированной деятельности (задание), метод «Мозговой штурм», метод «Синектика», метод «Ментальная карта», техника «Друдлы», «Метод фокальных объектов».
Средства обучения: визуальные (рисунки, иллюстрации), готовые работы для демонстрации, технологические карты.
Оснащение занятия: бумага, карандаши, линейка, ножницы, дыроколы, машинка для вырубки, клей.
План занятия.
1. Организационный этап.
2. Этап подготовки воспитанников к активному и сознательному усвоению новых знаний.
3. Этап усвоения новых знаний, умений и навыков.
4. Этап закрепления новых знаний.
5. Подведение итогов.
6. Рефлексия.
Ход занятия
- Существует много разных способов приветствия. Обычно это слова: «Привет», «Здравствуйте». Но если включить фантазию, можно придумать еще много всего интересного. Давайте придумаем свой способ приветствия для сегодняшнего занятия. (Дети предлагают варианты и затем, например, здороваются плечом).
2. Этап подготовки воспитанников к активному и сознательному усвоению новых знаний.
- Сегодня мы познакомимся с новой темой. А что это за тема, вам нужно угадать. Ребус с зашифрованным словом «БУМАГОПЛАСТИКА». Приложение 1. (Дети отгадывают ребус). Итак, тема нашего занятия сегодня – «Бумагопластика».
- Давайте представим, что мы берем интервью у нашей темы. Что бы нам хотелось о ней узнать? (Дети задают вопросы: Что это? Кто придумал? Где придумали? Какие инструменты используются? и т. д.). Используется МЕТОД «МОЗГОВОЙ ШТУРМ».
- Сегодня на занятии мы попробуем ответить на эти вопросы.
- На практике закрепим полученные знания.
3. Этап усвоения новых знаний, умений и навыков.
- Как вы думаете, что такое «Бумагопластика»? (Дети называют свои предположения: … - это пластичная бумага, … - это изделия из бумаги, … - это техника изготовления изделий из бумаги и т. д.). Используется МЕТОД «МОЗГОВОЙ ШТУРМ».
- «Бумагопластика» – техника создания полуобъемных (рельефных) и объемных изделий из бумаги.
- Как вы думаете, какой материал является главным в технике бумагопластика? (Дети предполагают, что это бумага). Правильно, бумага.
- Бумага - материал, созданный из древесины, глины, клеящих веществ, минералов; основа бумаги - растительные волокна, которые связаны друг с другом различным плетением.
- Родиной бумаги считают Китай. Сырьем для изготовления бумаги служили тутовое дерево и бамбук. Слово «бумага» произошло от слова «бамбиго» - так называли бумагу, изготовленную из бамбука. Тайну изобретения бумаги строго хранили в тайне.
- Существует много разных видов бумаги: гофрированная, люминесцентная, бархатная, цветной картон, металлическая бумага, самоклеющаяся бумага, фольгированная бумага (Дети рассматривают образцы бумаги).
- Как и любой материал, бумага имеет свои свойства и возможности, давайте попробуем в них разобраться. Для начала сравним бумагу с похожими на нее объектами. (Дети предполагают: простынь, березовый листик и т. д.)
- Какими свойствами обладают эти объекты? (Дети предполагают: простынь – мягкая, гладкая, можно резать, сгибается, можно гладить, можно стирать; березовый листик – рвется, не промокает, не тонет). Что из сказанного можно отнести к бумаге? (Дети делают вывод: Бумага - мягкая, гладкая, можно резать, сгибается, можно гладить, можно стирать, рвется, не промокает, не тонет)
- А теперь давайте посмотрим на бумагу с необычного ракурса. И подберем метафору. Например, книга – молчаливый рассказчик. (Дети предполагают: Бумага – чистое покрывало, белый скат)
- Попробуем отождествить себя с бумагой, т. е. представьте, что вы бумага. (Дети пытаются согнуться, приклеиться, скрутиться, разговаривают). ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.
- Можно отнести эти возможности к бумаге? (Дети предполагают: бумага сгибается, склеивается, скручивается, шуршит).
- А теперь попробуйте сравнить бумагу с чем - то фантастическим. (Дети предполагают: «ковер - самолет» и т. д.).
- Какими свойствами и возможностями обладают эти фантастические объекты? (Дети называют: «ковер - самолет» - летает, легкий, гибкий и т. д.)
- А можно так сказать про бумагу? (Дети снова делают выводы). Используется МЕТОД «СИНЕКТИКА».
- В истории человечества бумага сыграла огромную роль. Трудно представить себе наш мир без бумаги.
- Какую пользу приносит нам бумага? (Дети называют свои варианты: для сохранения и передачи информации, для отделки, упаковки, изготовление денег, фотографий и т. д. Некоторые виды изобразительного искусства возникли благодаря появлению бумаги. Используется МЕТОД «МОЗГОВОЙ ШТУРМ».
- И, конечно же, бумага - один из самых доступных материалов для творчества.
- Благодаря своей пластичности и возможности принимать какую - либо форму из бумаги стали делать разные изделия. Так и появилась техника «Бумагопластика». (Демонстрация изделий из бумаги)
- В основе любой техники лежат свои, специфические приемы. В бумагопластике это:
Биговка (огибать) – операция нанесения прямолинейной или криволинейной бороздки на лист бумаги. Необходима для последующего складывания бумаги по этой линии.
- Для нанесения этой линии используется линейка и дотс (небольшая тонкая палочка, для удобства деревянная или пластмассовая, наконечник которой представляет собой металлический шарик). Как вы думаете, что можно использовать вместо линейки и дотса? (Дети предполагают: картон, книга, шпажка, лезвие ножниц, стек и т. д.)
- Прогладить линию сгиба можно так же дотсом. Как вы думаете, чем еще можно прогладить линию сгиба? (Дети предполагают: карандашом, пластиковым наконечником ножниц и т. д.)
Вырубка – это процесс вырезания определенной формы изделия или заготовки. А также это выполнение прорезей в заготовке, изделии.
- Для этого приема используется специальная машинка для вырубки. Как вы думаете, какие еще можно использовать инструменты? (Дети предполагают: дыроколы, острые формы и т. д.)
Высечка, применительно к бумагопластике, не что иное, как разрез.
- Основные инструменты – ножницы, резак. Какую альтернативу можно придумать этим инструментам? (Дети предполагают: лезвие, нож и т. д.)
- Для склеивания объемных элементов используется клеевой пистолет. А какие виды клея можно использовать еще? (Дети предполагают: клей-карандаш, клей ПВА, клей «Момент» и т. д.)
- Существуют и некоторые другие способы конструирования и получения объемных художественных композиций: тиснение, выгибание, растягивание, скручивание.
4. Этап закрепления новых знаний.
- Давайте попробуем изобразить графически все что мы сегодня узнали. (С детьми составляется «МЕНТАЛЬНАЯ КАРТА».) Используется МЕТОД «МЕНТАЛЬНАЯ КАРТА». Приложение 2.
- А сейчас мы попробуем закрепить полученные знания на практике. Посмотрите на картинку и подумайте, что это может быть. (Детям показывается друдл с незаконченным изображением, они предполагают, что это может быть). Один из вариантов картинки – подарок. Используется ТЕХНИКА «ДРУДЛЫ». Приложение 3.
- Все любят подарки, а когда подарок еще и красиво упакован это вдвойне приятно. Сейчас мы попробуем изготовить подарочную упаковку своими руками.
- Работать будем по технологической карте, в ней указаны все этапы работы. (Дети рассматривают технологическую карту). Приложение 4.
- В своей работе мы будем использовать разные инструменты, поэтому предлагаю поиграть и вспомнить технику безопасности. Я буду задавать вам вопросы, если вы хотите ответить «Да» - поднимайте руки вверх, ответить «Нет» - приседайте, ответить «Не знаю» - пожимайте плечами.
- Можно оставлять ножницы в открытом состоянии на столе?
- Ножницы нужно передавать в закрытом виде кольцами в сторону товарища?
- Можно ходить с ножницами по классу?
- Можно подносить ножницы к своему лицу и лицу товарищей?
- Нужно следить за пальцами левой руки при работе с ножницами?
- А теперь можно приступать к работе. (Дети работают по технологической карте).
- Какие красивые у вас получились коробочки. А давайте мы их усовершенствуем.
- С чем у вас ассоциируются слова: коза, золушка, оценка, медведь. (Дети предполагают: коза – молоко, рога; золушка – сказка, туфелька; оценка – 1, дневник; медведь – животное, мед).
- Что получится, если мы соединим некоторые ассоциации: животное, сказка, рога, 1? (Дети предполагают, что сказочное однорогое животное – это единорог). Украсим нашу коробочку в виде единорога. Используется «МЕТОД ФОКАЛЬНЫХ ОБЪЕКТОВ».
- Из бумаги вырежем рог, уши. Нарисуем глаза. И на машинке вырубим цветы, которыми тоже можно украсить единорога.
5. Подведение итогов.
Таким образом, мы с вами сегодня познакомились с техникой – бумагопластика, закрепили приемы с бумагой изготовив замечательную коробку «Единорог».
6. Рефлексия.
Сейчас я раздам вам карточки с фразами, которые вам нужно будет закончить. Приложение 5.