СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта занятия "Откуда в семье деньги?"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта занятия по финансовой грамотности "Откуда в семье деньги?"

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта занятия "Откуда в семье деньги?"»

Технологическая карта занятия внеурочной деятельности

Тема занятия:

«Откуда в семье деньги»

Тип занятия:

Комбинированный

Цель:

Рассмотреть составляющие семейного бюджета и выявить дополнительные источники его пополнения.

Задачи:

1. Объяснить роль каждого члена семьи для общего дохода.

2. Содействовать развитию экономического образа мышления у младших школьников.

3. Воспитывать ответственность и нравственное поведение в области экономических отношений в семье, чувства взаимопомощи, уважение к труду родителей.

План занятия:

I. Мотивация к учебной деятельности.

II. Актуализация опорных знаний.

III. Определение темы и целей занятия.

IV. 1.Изучение нового материала.

2.Физминутка.

3. Продолжение работы по изучению нового материала.

V. Первичное закрепление.

VI. Домашнее задание

VII. Рефлексия. Анализ и оценка итогов занятия.

Формы и методы обучения:

Методы - деятельностный, объяснительно-иллюстративный. Формы обучения - беседа, словарная работа, самостоятельная работа в группах, парах, участие в учебном диалоге.

Образовательные ресурсы:

Мультимедийная установка, ноутбук.

Учебное пособие:

«Введение в финансовую грамотность» учебное пособие для начальной школы. Авторы Е.Л.  Рутковская, А.В.  Половникова, А.А.  Козлова, под общ.  редакцией Е.Л.  Рутковской.  –  Москва: Издательство «Интеллект-Центр», 2020. 

Наглядно-демонстрационный материал:

Мультимедийная презентация, раздаточный материал для работы в группах и в парах.

Основные термины, понятия:

Бюджет, доходы, расходы, наследство, пенсия, пособия, лотерея, заработная плата.


Планируемые результаты

предметные

метапредметные (УУД)

личностные

- усвоение понятий «бюджет», «доходы»,

«расходы»,

«наследство»;


- уметь объяснять, что такое «семейный доход, заработная плата», из чего они формируются и складываются.



Познавательные:

- формировать умение решать сложившиеся проблемные ситуации, умение анализировать, сравнивать.


Регулятивные:

- формировать умение понимать учебную задачу урока, осуществлять решение учебной задачи под руководством учителя, планировать свою проектную деятельность.


Коммуникативные:

- формировать умение слушать и слышать собеседника, вести диалог;

- развивать умение работать группах.


- осознавать себя как члена семьи, общества и государства; понимать финансовое положение семьи.

















Организационная структура занятия

Этапы
занятия

Обучающие
и развивающие компоненты, задания
и упражнения

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Форма организации
взаимодейст
-вия


Формы контроля

I.

Мотивация к учебной деятельнос-ти.



Добрый день, дорогие ребята.


Возьмитесь за руки, друг другу улыбнитесь. Пусть занятие принесёт нам всем радость общения. Пусть вас порадуют интересные задания, новые знания.  Помощниками вам будут внимание, старание, взаимопомощь, аккуратность и смекалка.

 Поворачиваются друг к другу, смотрят, улыбаются. Садятся на места, настраиваются

на урок.

Фронтальная







II.

Актуализа-ция опорных знаний.












Введение в проблему













Задание

«Мешочек доходов»

(приложение 1)

Эпиграф занятия:

«Нажить много денег – храбрость; сохранить их – мудрость, а умело расходовать – искусство»

(слайд)

-Именно о мудрости и искусстве траты мы будем говорить сегодня на нашем уроке.

- Ребята, у большинства из вас есть или уже были когда-нибудь собственные деньги, так ли это? А где вы их брали (берете)?

- А где деньги берут ваши родители?

- Сейчас поработаем в группах. Представьте, что вы – семья. Задание: на листочках изображён мешок и прямоугольники. Вам необходимо заполнить мешок деньгами, точнее написать в прямоугольники слова, которые обозначают, где человек может взять деньги и принести их в семью.

- Итак, собираем из своих мешочков доходы и кладём их в наш общий классный мешок. (На доске большой мешок, дети называют способ получения денег, учитель открывает нужную карточку)

(По ходу занятия прикрепляются карточки с названиями доходов, которые учащиеся не озвучили)








Ответы детей















Возможные варианты ответов детей: зарплата, пенсия, пособия, стипендия, подарок.








Фронтальная






Работа

в группах

















Наблюде-ние за работой учащихся




III. Определе-ние темы и целей.

Определение целей занятия




- О чем сегодня будет идти речь на нашем занятии?

Все деньги, которые поступают в нашу семью, называются доходами семьи.

- Тема нашего занятия «Откуда в семье деньги» (слайд)

Что бы вы хотели узнать на занятии?

Ответы детей






Ответы детей

Фронтальная


IV.

1.Изучение нового материала.
























































































2. Физминутка «Доход-расход».



3. Продолже-ние работы по изучению нового материала.

Словарная работа




























Словарная работа



«Соедини понятие со значением»

(приложение 2)



















Сценка 1 из современной сказки «Три поросёнка»

















Сценка 2 из современной сказки «Три поросёнка»





































Просмотр отрывка мультфильма




Рассказ ученика 1













Рассказ ученика 2

Доход семьи – это общая сумма денег, полученная всеми членами семьи за месяц. (слайд)


Самый распространённый вид доходов любой семьи – зарплата. Ваши папа и мама работают и за это получают зарплату. Зарплаты у всех людей разные: они зависят от того, какое образование у каждого работника, как хорошо он делает свою работу и какую должность занимает.

Есть такая работа, которую может выполнять любой здоровый человек. А вот чтобы лечить людей или управлять океанским лайнером, надо много учиться и много знать. Если работа требует особых знаний и умений, она и оплачивается выше.

Например, в нашей стране, самую высокую зарплату получают руководители коммерческих банков, а также компаний, работающих в сфере тяжёлой промышленности (энергетика, нефтепереработка, химическое производство, чёрная металлургия, машиностроение).

Работа с понятием «пенсия», «стипендия», «пособие».

- Сейчас поработайте в парах. Вы вспомните ещё возможные источники семейного дохода. Ваша задача: разгадав ребус, соединить его с нужным определением.

Ваша задача: соединить понятие с его значением.


Данный вид дохода выплачивает гражданам государство.


Работа с понятием «аренда», «проценты».

У поросёнка Наф-Нафа есть два домика. В одном он живёт, а вторым не пользуется. А у волка Пиф-Пафа нет ни одного домика. Однажды он приходит к Наф-Нафу и говорит:

Можно я поживу некоторое время в твоём втором домике? Я готов за это заплатить.

- Нет проблем! – говорит деловой поросёнок. – Плати мне сто монет каждый месяц и можешь там жить.


- Как называется описанный процесс?

- Когда дают попользоваться за деньги домом (или квартирой, комнатой, гаражом, дачей), то говорят, что его сдают в аренду. Значит, в нашем примере получается, что поросёнок Наф-Наф сдал свой домик в аренду волку Пиф-Пафу.

Рассмотрим еще один пример.

У поросёнка Наф-Нафа есть 100 золотых монет, и у волка Пиф-Пафа есть 100 золотых монет.

Пойду и положу свои деньги в банк, – говорит хозяйственный поросёнок, – и через год у меня будет сто десять монет.

А я свои деньги буду хранить в банке из-под огурцов, – говорит непрактичный волк. И что же?

Проходит год, и поросёнок забирает из банка уже 110 монет. А у волка так и осталась сотня монет в стеклянной банке (если её у него не украли).


- Как называется такой процесс?

-А какая выгода банку брать у поросёнка 100 монет, если через год придётся вернуть 110?

- За год банк заработает на деньгах Наф-Нафа ещё больше. Ну, скажем, 115 монет. Поэтому, когда он вернёт обещанные поросёнку 110 монет, 5 монет останутся у него.

- Ребята, а БЮДЖЕТ семьи состоит только из доходов?

Правильно, еще и из РАСХОДОВ.

Расход - это деньги или материальные ценности, затраченные на оплату услуг и на покупку вещей.

- Ребята, давайте поиграем в игру «Доходы-расходы». Если я называю доходы семьи, то вы поднимаете руки вверх, а если расходы – то хлопаете в ладоши.

Зарплата, продукты, интернет, отдых, стипендия, пенсия, премия, коммунальные услуги, одежда, книги, пособие для детей, продажа овощей и фруктов с дачи.


Работа с понятием «клад», «лотерея», «наследство».


- Я предлагаю вам посмотреть отрывок из мультфильма «Трое из Простоквашино» (см. в Приложении)

- Итак, откуда же ещё в семье могут появиться дополнительные доходы?

- Примерно лет 40 назад мальчишкам из города Ульяновска удалось найти клад. Копаясь в вещах на чердаке старого дома, они случайно обнаружили шкатулку с золотыми монетами и бриллиантами.

Но можно ли надеяться на такую удачу?

Клады – это, конечно, здорово, но находят их крайне редко. Да и забрать себе по закону можно только четвёртую часть клада (то есть половинку от половины), а остальное надо отдать государству.

Мама одного английского школьника целую неделю просила его навести порядок в своей комнате. Но ему было лень. Зато, когда он однажды всё-таки взялся за уборку, то обнаружил под диваном лотерейный билет. Билет оказался счастливым, и мальчишка получил целых 50 тысяч фунтов стерлингов!

- Какой вид дохода представлен в рассказе? А что такое лотерея?

А вы знаете, что 1 января 2022 года наш земляк -севастополец выиграл в лотерею 500 млн. рублей и стал мультимиллионером.

Еще об одном из видов дохода вы узнаете, прочитав анаграмму. (слайд)


ДСТВОСЛЕНА


Чаще всего наследство получают близкие родственники – дети, братья, сёстры, племянники... Но иногда наследниками становятся совершенно неожиданные люди или даже животные! Да, да, известен случай, когда одна миллионерша завещала все свои деньги любимой собачке.

А вот один человек из Португалии завещал все свои деньги сразу 70 людям, которых он наугад выбрал из телефонного справочника.






































Самостоятельная работа учащихся. Озвучивают несколько детей



















Разыгрывание сценки











-Аренда





















- Проценты

Ответы детей










Ответы детей




Дети выполняют движения согласно инструкции













- Клад






Ответы детей










Ответы учащихся












- Наследство
































Работа

в парах

































Фронтальная





















Фронтальная











Фронтальная














































Фронтальный
































Наблюде-ние за работой учащихся


V. Первичное закрепление






Задание 1.

«Надежный и ненадежный доход»

(приложение 3)




















Задание 2.

«Верю не верю»





























Задание 3.

«Сэкономь бюджет»

(приложение 4)




Итак, у нас получился большой мешок с семейными доходами. Теперь давайте разберемся, все ли эти доходы можно считать надёжными.

Задание: Разделите на две группы все доходы с пояснением (на доске две таблички, учащиеся распределяют доходы).



(слайд)

1.Верите ли вы, что существовали «съедобные «деньги»? (Да. Съедобными деньгами считалось зерно, треска, растительное масло, какао, сахар, плиточный чай, рисовые зерна, грецкие орехи, сушеная кожура бананов).

2.Верите ли вы, что жители островов Санта-Крус применяли деньги в виде перьев? (Да. Деньги в виде перьев применялись в обороте жителей островов Санта-Крус. Представляли они собой тонкие красные перья длиной до 10 сантиметров).

3.Верите ли вы, что на Руси в качестве денег использовали бронзовые колокольчики? (Нет. На Руси в качестве денег использовали шкурки белок, лис, куниц)

4.Верите ли вы, что в бескрайнем Тихом океане среди тысяч островов в Океании есть «Остров каменных денег»? (Да. В бескрайнем Тихом океане среди тысяч островов Океании есть огромный регион Микронезии, включающий архипелаг Каролинских островов. На западе этого архипелага лежит небольшой остров с кратким названиям Яп, известный всему миру как «Остров каменных денег»)


Задание: отметь тот совет, который помогает сэкономить семейный бюджет.

- Замечательные ваши советы, но, чтобы доходы семейного бюджета были больше расходов, нужно... трудиться. Ведь недаром говорят: «Без труда – не выловишь и рыбку из пруда».







Учащиеся принимают решения, обсуждают.















Ответы детей









Работа

у доски

















Устный опрос






























Работа

в парах

















Наблюде-ние за работой учащихся













































Наблюде-ние за работой учащихся

VI. Домашнее задание.





(приложение 5)


1.Дома вам необходимо дополнить список советов по экономии семейного бюджета еще 4 - 5 пунктами.


2. Решить экономические задачки.

1. Дядя Фёдор и его друзья нашли клад 200 рублей. Сколько денег они получат после того, как государство вернёт положенную им долю? (50 рублей.)

2. Винни-Пух подарил Пятачку 2 бочонка мёда. Сколько бочонков меда может съесть Пятачок? (2 бочонка.)

3. Старый Крот из сказки «Дюймовочка» собрал новый урожай зерна. 100 зёрен он положил на хранение в банк под проценты. За год за 100 зёрен он получит ещё 12 зёрен. Сколько зёрен он получит через год? Сколько через 2 года? Через 3 года?




VII.

Рефлексия.

Анализ и оценка итогов занятия.









Итак, ребята, вспомните, какую цель мы ставили в начале урока? Ответили мы на все интересующие нас вопросы?

(слайд)

Оцените свою деятельность на уроке

Зажмите руку в кулак и...

кому было интересно – разогните мизинец

кто считает, что знания пригодятся в жизни – безымянный

кто хорошо работал – средний

кто помогал работе в группе – указательный

кому занятие понравилось – большой

Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия.

Фронтальная














Источники:

1. Моторо Н.П, Новожилова Н.В., Шалашова М.М. Сборник математических задач «Основы финансовой грамотности». Т. 1 для 1–4 классов. – Москва, 2019.

2. Рутковская Е.Л., Половникова А.В., Козлова А.А. «Введение в финансовую грамотность» учебное пособие для

 начальной школы. –  Москва: Издательство «Интеллект-Центр», 2020.

3. Федин С. Н. Финансовая грамотность: материалы для учащихся. 2, 3 классы. - М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014.


Интернет ресурсы:

1. https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/vospitatelnaya-rabota/2021/03/31/urok-igra-semeynyy-byudzhet

2. https://alegri.ru/kopilka-pedagoga/uchiteljam-nachalnoi-shkoly/konspekt-uroka-po-okruzhayuschemu-miru-3-klas-semeinyi-byudzhet-pleshakov.html

3. https://videouroki.net/razrabotki/konspiekt-uroka-po-okruzhaiushchiemu-miru-3-klass-tiema-siemieinyi-biudzhiet.html

15




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!