Проверка домашнего задания в виде фронтального опроса (5 минут) | Учитель устно опрашивает учеников по вопросам предыдущего параграфа (вопросы выведены на экран) Вопросы для фронтального опроса по § 37. Советское общество времен «оттепели» и «развитого социализма»: 1.Охарактеризуйте изменения в структуре советского общества в 1970-первой половине 1980-х гг. 2.Назовите последствия урбанизации. 3. Как реализовалась государством идея формирования нового человека, самоотверженного труженика. 4. Расскажите о событиях в Новочеркасске 1962 г, какого были причины этих событий. Учитель делает краткий вывод по прошедшей теме и переходит к новой. | Отвечают на вопросы учителя Примерные ответы: Растёт численность населения, продолжительность жизни, ускоряется процесс урбанизации (рост численности городов), впервые городское население превышает сельское. В социальной структуре преобладало класс рабочих. Увеличивается число врачей, улучшается медицины в сельской местности. Одним из следствий стал рост численности рабочих, к началу 1980-х гг. половину горожан имели высшее образование. Вакансии, требовавшие высшее образование были заполнены, зато образовалась нехватки кадров рабочих профессий. Появляются «лимитчики» -рабочие из сельской местности или других регионов, которых набирали по лимиту. Создавались бригады коммунистического труда, бравшие на себя повышенные обязательства. Был принят «Моральные кодекс строителя коммунизма», в котором были изложены принципы поведения советского человека. Так же поощрялись различные формы общественного самоуправления. Например, улицы городов, общественные места стали патрулироваться народными дружинами. В конце мая 1962 года в СССР произошло повышение розничных цен на мясо и мясные продукты в среднем на 30 % и на масло — на 25 %. Одновременно с этим дирекция Новочеркасского электровозостроительного завода почти на треть увеличила норму выработки для рабочих. В результате заработная плата и, соответственно, покупательная способность существенно снизились. 2 июня прошла массовая демонстрация рабочих в Новочеркасске, протестующих против снижения заработной платы. Волнения в городе были жестоко подавлены с привлечением армии. Десятки людей были убиты и ранены, многие получили сроки от 10 до 15 лет лишения свободы. Протесты подавлялись и в других городах. Из-за низкого урожая в 1963 г. во многих городах пришлось ввести карточки. Из магазинов исчезли мука, печенье, мясо. За молоком выстроились очереди. Рост заработной платы уже в первой половине 1970-х гг. привёл к разрыву между находящейся в руках у людей денежной массой и наличием качественных товаров. | Развитие коммуникативных навыков. Воспроизведение усвоенных ранее знаний. |
Определение задач данного урока (путем перехода от предыдущего материала к новому – целеполагание, актуализация знаний, мотивация) (5 минут) | 1.Учитель озвучивает тему нового параграфа (§ 38. Внешняя политика: от разрядки к новому витку конфронтации). 2.Для начала просит вспомнить учеников материал прошлых уроков и задает вопрос: Как можно кратко охарактеризовать внешнюю политику Н.С. Хрущева? 3.Озвучивает вопросы к параграфу: В чем выражалась разрядка международной напряженности в 1970-е гг. Почему это курс был свергнут? 4.Обращает внимание учащихся на эпиграф параграфа. 5. Предлагает поразмышлять над определением термина «Разрядка». | 1.Записывают тему урока. 2.Отвечают на вопросы: Примерные ответы: Во внешней политике основными моментами стали создание Организации Варшавского Договора; проведение международных молодёжных фестивалей; Берлинский и Карибский кризисы, а также Венгерская революция, которая не обошлась без участия Советского Союза; переговоры с Кеннеди и попытки урегулировать распространение ядерного оружия; передача Крымской области в ведение Украинской ССР. 3. Читает первый абзац параграфа. 4. Размышляют над понятием «разрядка». | Воспроизводят пройденной материал. Прогнозируют собственную деятельность на уроке. Определяют проблему урока. Размышляют над вопросами учителя. |
Объяснение нового материала (25 минут) | 1. Записывают понятие на доске: Разрядка – смягчение напряжённости в международных отношениях Вершина разрядки – Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе 1975 г. 2.Рассказывает кратко о сути внешнеполитического курса СССР и США. 2.Просит прочитать первый и второй пункт параграфа: Международная ситуация во второй половине 1960-х гг. и Начало политики разрядки и выделить причины политики разрядки, записать их в тетрадь. 3.Включает видеофрагмент о причинах политики «разрядки» https://www.youtube.com/watch?v=dJyZMPj2n-E (канал на Youtube @ istorionet фрагмент (0:45-2:36) видео Телепередача "Семь дней истории". История XX века. Разрядка международной напряженности) и опрашивает учеников, проверяет правильность их ответов, корректирует ответы, при необходимости. 4.Дает задание ученикам: составить схему «Основные направления политики разрядки и их реализация», рисует шаблон на доске (приложение 1). 5. Выделяя основные направления политики разрядки, рассказывает материал параграфа, акцентируя внимание на основные события и понятия. Одновременно записывает термины на доске, проговаривая их определения: Понятия: Варшавский договор - документ, оформивший создание военного союза европейских социалистических государств при ведущей роли СССР — Организации Варшавского договора и закрепивший биполярность мира на 36 лет. «Доктрина Брежнева» - внешняя политика СССР 60-х — 80-х годов, заключавшаяся в том, что СССР мог вмешиваться во внутренние дела стран Центрально-Восточной Европы, которые входили в социалистический блок, для обеспечения стабильности политического курса, строившегося на базе реального социализма и направленного на тесное сотрудничество с СССР. «Пражская весна» - период либерализации в Чехословакии с 5 января по 21 августа 1968 года, связанный с избранием первым секретарём ЦК КПЧ Александра Дубчека и его реформами, направленными на расширение прав и свобод граждан и децентрализацию власти в стране. Противоракетная оборона (ПРО) — комплекс мероприятий разведывательного, радиотехнического и огневого или какого-либо иного характера, предназначенный для защиты охраняемых объектов от ракетного оружия. Социализм - доктрина, полагающая целью и идеалом социальную справедливость, свободу и равенство. Конфронтация - противостояние, противоборство социальных систем, политических структур, идейных принципов и т. д. Термин возник в годы «холодной войны» как характеристика отношений между противоположными мировыми системами. 6.Проверяет схему у учеников, выводит готовую схему на экран (приложение 2). 7. Выделяет противоречия политики разрядки и рассказывает о ее кризисе. 8.Вместо рассказа об Афганской войне предлагает посмотреть видеоролик (3 минуты) и законспектировать основные моменты. https://www.youtube.com/watch?v=H4Kyfp2gXW4 (канал на youtube @НТВ «Как начиналась Афганская война») 9.Характеризует внешнюю политику СССР в первой половине 1980-х гг. | 1. Записывают понятие в тетрадь. 2.Читают учебник, выделяют причины политики разрядки и записывают их в тетрадь. Примерные записи: Причины разрядки: Достижение военно-стратегического паритета (примерное равенство, баланс ракетно-ядерных вооружений СССР и США) Понимание того, что нельзя выиграть термоядерную войну. СССР нуждался в передовых технологиях Западу были необходимы энергоресурсы (нефтяной шок 70-х гг.) СССР и Запад заинтересованы в расширении торговых связей (зерно). Ухудшение отношений СССР с Китайской Народной Республикой → нормализация отношений с Западом. 2.Просматривают видеофрагмент и озвучивают причины. 3.Зарисовывают схему в тетрадь. 4. Слушают рассказ учителя, параллельно заполняют схему. 5. Работают с понятиями. 6. Сравнивают свои схемы со схемой, которая выведена на экран, при необходимости корректируют их. 7. Смотрят видеоролик, конспектируют основные моменты. | Умения работать с тексом, анализировать, выделять главную мысль и причинно-следственные связи. Умения объяснять причины исторических явлений. Работают с понятиями. Анализируют и обобщают факты, составляют схему. Умения выделять основную мысль из рассказа и объяснения учителя, видеофрагментов. |
Закрепление знаний (5-7 минут) | В качестве закрепления материала проводит проверочную работу в виде теста, вопросы выводит на экран. Тест: 1.Событие внешней политики СССР в 1970-х гг.: 1) размещение советских ракет на Кубе 2) ввод советских войск в Венгрию 3) военный конфликт с Китаем 4) ввод советских войск в Афганистан 2.Что было основным направлением внешней политики СССР в середине 1960-х - 1970-е гг.? 1) подталкивание мира к ядерной войне 2) борьба за объединение Германии и Кореи 3) невмешательство во внутренние дела социалистических стран 4) поддержка национально-освободительных и революционных сил в странах третьего мира 3.Что было результатом ввода советских войск в Афганистан? 1) окрепло единство социалистического лагеря 2) усилилась международная напряженность 3) стабилизировалось положение в Азиатском регионе 4) упрочилось международное положение СССР 4.Что способствовало разрядке международной напряженности на рубеже 1960—1970-х гг.? 1) достигнутый СССР военно-стратегический паритет с США 2) роспуск Организации Варшавского договора 3) прекращение деятельности НАТО 4) проведение Олимпийских игр в Москве 5.Внешнеполитический курс середины 60-х — первой половины 80-х гг., проводимый СССР с целью защиты социалистического строя в странах Восточной Европы, на Западе получил название ….«доктрина ». 2. Проверяет совместно с учениками ответы на тесты: еще раз проговаривает вопрос и верные ответы. | Каждый выполняет тест. Производят взаимопроверку. Проговаривают верные ответы. Выполняют работу над ошибками совместно с учителем. | Оценка собственной деятельности. Корректировка собственных знаний. Умение применять полученные знания на практике. Умение выделять верные суждения. |
Обобщение и систематизация знаний (2 мин) | Учитель предлагает подвести итоги и сформулировать вывод к пройденной теме и, опираясь на пройденный материал, дать оценку/выразить собственное мнение на действия правительства СССР в отношении внешней политики 1960-80 гг. При необходимости, учитель корректирует выводы учеников. | Ученики делают выводы. Дают оценку событиям. Примерный вывод: Советско-китайский конфликт, поражение США в Индокитае, экономическая нестабильность и рост опасности ракетно-ядерной катастрофы заставили сверхдержавы пойти на сближение и взаимные уступки. В эпоху разрядки были заключены договорённости, ограничившие гонку вооружений. Но соперничество сверхдержав не прекратилось. Обострились конфликты, связанные с ракетами среднего радиуса действия в Европе, с разделом сфер влияния. Советские войска вторглись в Афганистан. В этих условиях «холодная война» возобновилась. Несмотря на серьезные успехи в разрядке международной напряженности, внешняя политика СССР демонстрировала слабость. В неудачах во внешнеполитической сфере проявлялся кризис тоталитарной системы. | Умение обобщать знания, формулировать выводы по теме, высказывать собственное мнение и давать оценку на исторические события и явления. |
Информация о домашнем задании (1 минута) | Учитель объясняет дз: Выучить Параграф 38;ответить устно на вопросы в конце параграфа. Подготовить доклад на тему «Афганская война». Заполнить таблицу, опираясь на материал учебника и сделать обобщающий вывод по таблице (приложение 3) | Записывают дз, зарисовывают табличку в свои тетради, если есть вопросы, задают учителю. | |