СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта ВМ "Федор Федорович Ушаков - победоносный адмирал"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта ВМ "Федор Федорович Ушаков - победоносный адмирал"»

Технологическая карта воспитательного мероприятия


Тема воспитательного мероприятия: Федор Федорович Ушаков - победоносный адмирал.

Форма проведения: беседа с элементами игры.

Цель: познакомить учащихся с личностью Федора Федоровича Ушакова – адмирала военно-морского флота, с историей Военно-Морского Флота.

1. Воспитательная задача (личностные результаты): воспитывать уважение к прошлому своего народа; помочь детям в осознании себя, своей семьи частью русской истории и культуры.

2. Развивающая задача (метапредметные результаты): формировать у детей положительную нравственную оценку защитников родной земли, способствовать восприятию их в качестве положительного идеала;

3. Образовательная задача (предметные результаты): познакомить учащихся с историей Военно-Морского Флота, с личностью контр-адмирала Ф. Ушакова.

Оборудование: компьютер, проектор, экран для показа слайдов, картины, фотографии морских пейзажей, фотографии, рисунки парусников.


Предварительная работа:

Этапы


Методы и приёмы

Деятельность учителя


Деятельность учеников

Личностные результаты

УУД

Организационный момент

(2 минуты)

Словесные методы: рассказ.

(слайд 1)

Учитель приветствует учащихся.


- Ребята, впереди нас ожидает важный и серьезный праздник. Какой?

- Верно. 23 февраля в России традиционно отмечается День защитника Отечества, который многие привычно называют Днём Советской Армии и Морского Флота.


Приветствуют учителя. Слушают, что говорит учитель, отвечают на поставленный вопрос.


- 23 февраля.

 Развитие мотивов учебной деятельности.

Развитие навыков сотрудничества с учителем и товарищами в ходе беседы.

Коммуникативные:

Планируютсотрудничество с учителем и товарищами в ходе внеклассного мероприятия.

Познавательные:

Ставят перед собой цель на получение новых и полезных знаний.

Регулятивные:

Настраиваются на занятие.

Интерактивная беседа по теме «Дни воинской славы России»

(4 минуты)

Словесные методы:

Беседа, рассказ.

Обращение к истории нашей страны России.

(звучит песня «Служить России», приложение 1)



- Ребята, знаете ли вы, сколько лет насчитывает история России?

В 1862 г. в связи с тысячелетием основания Русского государства в Новгороде был открыт памятник, который так и назывался - «Тысячелетие России». С тех пор прошло более 150 лет.


- Можно ли сказать, что история России на протяжении тысячи лет была спокойной и безмятежной?

- Да, можно сказать, что история России - это многовековая битва. Были эпохи, когда ни одного года не обходилось без войн и сражений.

(слайд 2)

Разные это были войны. Одни приносили России победы, другие оканчивались поражением.

Но были такие битвы, в которых народ собирался в один кулак и сражался не на жизнь, а на смерть. Это были битвы, в ходе которых решался вопрос: быть или не быть государству, народу, России.

В этих битвах проигрывать было нельзя. Эти битвы и показали всю мощь и величие духа нашего народа. Каждый гражданин нашей страны знает, что это за битвы.


- Как вы думаете, о каких сражениях идет речь?




- В календаре эти битвы отмечены как День воинской славы России. Закон России установил всего 15 таких дат. Это дни великих сражений, 15 славных побед, которые сыграли решающую роль в истории России.

(слайд 3)

- Сегодня мы поговорим об одной такой победе.

Это победа русской эскадры над турецким флотом в ходе сражения у мыса Тендра. Было это в 1790 г. в ходе русско-турецкой войны. А руководил действиями русской эскадры тогда еще мало кому известный капитан Федор Ушаков.

(слайд 4)

Учащиеся слушают учителя и отвечают на поставленные вопросы.


Примерный ответ:

- Более 1000 лет.











Примерный ответ учащихся:

- Нет, она была насыщена войнами, битвами.




























Примерные ответы учащихся:

- Ледовое побоище, Куликовская битва,

Полтавская битва,

Бородинская битва, Сталинградская битва.

Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в ходе беседы, ответа на поставленные учителем вопросы.

Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.


Коммуникативные:

Слушают учителя, воспринимают на слух полученную

информацию, отвечают на вопросы.

Познавательные:

Анализируют озвученную учителем информацию, запоминают.

Регулятивные:

Отвечая на вопросы учителя, применяют знания уже известные.


Информационный блок

(12 минут)

Словесные методы:

Рассказ.

Метод создания исторических представлений, метод изучения истории войн.

- Что это была за победа, и что за удивительный человек был Федор Ушаков - об этом расскажут наши ребята.




Адмирал, не знавший поражений

Ученик 1

Федор Федорович Ушаков - это выдающийся адмирал. Человек удивительной судьбы.

Он родился 25 февраля 1745 г. в селе Бурнаково Романовского уезда Ярославской области в семье обедневшего дворянина, у которого было только 19 душ крепостных. Его родители – Федор Игнатьевич и Прасковья Никитична были людьми глубоко верующими. Федор Федорович всего в своей жизни добился сам, своим трудом, своим старанием и волей. Он стал выдающимся флотоводцем, которым гордится Россия.

(слайды 5, 6)

А Русская Православная Церковь причислила его к лику святых, поставив его имя рядом с такими именами, как Александр Невский и Дмитрий Донской.

Ученик 2

С именем Ф. Ушакова неразрывно связана история Севастополя, история Черноморского флота. Петр I отвоевал Балтийское море у шведов, и воды Балтики стали свободны для плавания русских кораблей. А на Черном море продолжали хозяйничать турки. В 1783 г. Крым был присоединен к России, но Турция не могла смириться с потерей своего влияния на Черном море и начала военные действия против России. Главной военной базой России на Черном море был Севастополь. Севастопольской эскадрой командовал контр-адмирал Федор Ушаков. Он разбил турецкий флот в Керченском проливе и помешал туркам высадить десант в Крыму. С тех пор турки стали бояться русского флота, потому что русские моряки показали, что они могут побеждать.

(Слайд 7)

Ученик 3

В конце XVII - начале XVIII в. Крым был уже присоединен к России, но на Черном море безраздельно царила Турция. Перед Россией встала важнейшая задача - вернуть контроль над побережьем. Для этого России нужно было усилить военное присутствие в Крыму. В Севастополе начали строить военно-морскую базу Черноморского флота. Федор Федорович Ушаков принимал в этом активное участие. Вскоре началась русско-турецкая война и Ушаков стал знаменитым. Он стал адмиралом, командующим Черноморским флотом России. Под командованием Ф.Ушакова русский флот не раз побеждал превосходящий флот противника. При этом русские несли минимальные потери.

(слайд 8)



Ученик 4

Самым ярким сражением русско-турецкой войны стал бой у острова Тендра. В этом бою, как всегда, турецкий флот превосходил русский в количестве. Под командованием контр-адмирала Ф. Ушакова русские моряки полностью разбили турок, вдвое превосходящих их в силе. Турки потеряли 4 своих самых лучших корабля, несколько мелких судов, погибли более 2 тыс. человек экипажа. Взяты в плен вице-адмирал Саид-бей и 733 человека. А корабли Черноморского флота отделались лишь небольшими повреждениями. Потери в людях: 21 погибший и 25 раненых.

(слайды 9, 10)


Ученик 1

Этот бой имел огромное значение. После него русские корабли смогли свободно заходить в устье Дуная.

Российское государство твердой ногой встало на отвоеванных им берегах Черного моря. За столь знаменитую победу контр-адмиралу Ф.Ушакову был пожалован орден Святого Александра Невского.

(слайд 11)

Ученик 2

«Морской Суворов» - так стали называть адмирала Ушакова после блестящих побед на Черном море. Ушаков провел 40 морских сражений и ни разу не потерпел поражения. За все время службы адмирал Ушаков не потерял ни одного корабля, ни один из русских матросов не был взят в плен. Удивительно, но при разгроме турецкого флота у мыса Калиакрия, которым и завершилась в 1791 г. русско-турецкая война, адмирал Ушаков потерял убитыми всего 17 человек.

(слайд 12, 13)


Ученик 3

Так же, как и А. Суворов, Ф. Ушаков принял присягу на верность царю и Отечеству и всю жизнь был верен этой присяге. Они оба были настоящими патриотами и думали не о своей личной славе, а о славе Отечества. Эту традицию продолжили в следующих сражениях все русские моряки.

Ученик 4

Во время Великой Отечественной войны были учреждены орден и медаль Ф. Ушакова «За мужество и храбрость, проявленные в бою с численно превосходящим противником». Считалось огромной честью для моряка получить такую награду.

(слайд 14)

Ученик 1

Адмирал Ф. Ушаков был не просто адмиралом, он был самым настоящим праведником - так называли на Руси людей, которые вели правильный образ жизни. Ф. Ушаков был глубоко верующим человеком, он очень требовательно относился к себе, выполнял все христианские заповеди, вел строгую, почти монашескую жизнь. Моряки брали пример со своего адмирала, которого они обожали и боготворили. Они старались походить на своего командующего великодушием, добротой и праведностью.

(слайд 15)

Ученик 2

Своей семьи и детей у адмирала Ушакова не было, поэтому все заработанные деньги он жертвовал на общественные нужды: закупал продовольствие и одежду для флота, строил госпитали, помогал бедным. Последние годы жизни адмирал Ушаков провел в тишине и молитве, поселившись возле Санаксарского монастыря. В этом же монастыре он и был похоронен. А в 2001 г. Федор Ушаков был причислен к лику святых Русской Православной Церкви.

(слайд 16)

Ученик 3

Воин и святой - казалось бы, это невозможно, ведь он каждый день имеет дело со смертью и войной. Но русская история знает такие примеры: Александр Невский, Илья Муромец, Дмитрий Донской. В одном ряду с этими великими воинами стоит теперь и адмирал Федор Ушаков.

Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей принадлежности к русскому народу.

Формирование ответственности на основе нравственности, справедливости, свободы.

Коммуникативные:

Слушают одноклассников, правильно и грамотно выстраивают устную речь, когда рассказывают про Ф.Ушакова.

Познавательные:

Вникают в новый материал, рассказанный одноклассниками, запоминают его.

Регулятивные:

Оценивают полученную информацию.

Викторина «Морской бой»

(15 минут)

Практические методы: устные задания.

Работа с ранее изученным материалом.

- А теперь у нас тоже будет сражение - «Морской бой». Сражение будет учебное, поэтому участвовать в нем будут 2 команды «своих». В учениях их обычно называют «синие» и «зеленые». Прошу капитанов подняться на капитанский мостик - выйти к доске.

(Капитаны выходят)

- Вам нужно будет ответить на вопросы, правильный ответ оценивается в 1 балл. Вы можете отвечать сами или дать слово члену своего экипажа.

(на доске висит плакат «Карта учений», на которой один учащийся отмечает успехи команд).

Первый тур. Разминка «Внимание!»

(слайд 17)

- Первый тур - разминка, проверка внимания. Это качество, без которого просто нельзя отправляться в дальнее плавание. Проверим внимание ваших экипажей. Дайте ответы на вопросы (задает командам вопросы по очереди):

1. Сколько дней воинской славы было установлено законом России?

2. Где была главная военно-морская база России на Черном море? (В Севастополе.)

3. В бою у Тендры турецкие корабли на всех парусах убегали от русских и смогли оторваться. А утром оказалось, что русская эскадра буквально у них под носом. Почему это произошло?

4. Сколько русских моряков погибло в бою у Тендры?

5. Сколько моряков потеряли турки в этом бою?

6. Сколько крепостных душ имел отец Ушакова?

7. Каким флотом руководил Ушаков?

8. Сколько моряков Ушакова попали в плен?

9. Назовите трех святых воинов России.


10. Сколько сражений проиграл Ушаков?

11. За что награждали орденом Ушакова во время Великой Отечественной войны?


12. Почему в православных церквях можно увидеть икону с изображением Федора Ушакова?

13. В какой войне Ушаков и Суворов участвовали вместе?

14. Где находится мыс Тендра?

- Разминка закончена. Какой экипаж оказался внимательнее?

(подсчитываются итоги первого тура и сообщаются)

Второй тур «Морская азбука»

(слайд 18)

- Что ж, разминка показала, что моряки в обеих командах внимательны, умеют слушать и слышать. Но понимают ли они морской язык? Это мы проверим в ходе второго тура. Он называется «Морская азбука».

(учитель задает командам вопросы по очереди.)


1. Поступила команда «отдать швартовы». Что нужно делать?

2. Поступила команда «бросить якорь». Что нужно делать?

3. Почему греческий огонь нельзя тушить водой?


4. Для чего на корабле камбуз?

5. Что делают в кают-компании?

6. Какое расстояние длиннее: один кабельтов или одна миля?

7. В футе три ярда или в ярде три фута?

8. Куда будет двигаться корабль, если капитан отдал команду «лечь в дрейф»?

9. Куда будет дуть ветер, если корабль идет левым галсом?

10. Чем передают буквы в семафорной азбуке?

(объявляются результаты 2 тура)

Третий тур «Морская эрудиция»

(слайд 19)

- Как видим, пока лидирует команда (название). Ну а победитель определится в третьем туре. Этот тур называется «Морская эрудиция» (задает командам вопросы по очереди):

1. Какую одежду матроса писатель Соболев назвал «морская душа»?

2. Откуда взялся обычай драить палубу с песочком?



3. Самое глубокое море России.

4. Самое мелководное море России.

5. Самое большое море России.

6. Самое маленькое по площади море России.

7. Самое холодное море России.

8. Самое теплое море России.

9. Самое чистое море России.

10. Самое соленое море России.

Морской поединок закончен. Экипажи могут отдохнуть. А наш судья объявит нам результаты поединка.

- Ну что ж, бой был на равных. Поздравим победителя, команду залпом аплодисментов.

(Дети аплодируют победителям.)

Дети сидят вдоль стен, тем самым образуя две команды «синие» и «зеленые». Каждая команда определяет своих капитанов, которые выбирают, кто будет отвечать.

Ребята слушают учителя, и отвечают на вопросы викторины.



























  1. 15



  1. В Севастополе.




  1. Турки, оторвавшись от русских, бросили якоря, а корабли Ушакова дрейфовали, и ветром их отнесло к турецкой эскадре.



  1. 21.



  1. 2 тысячи.


  1. 19.


  1. Черноморским флотом.


  1. Ни одного.


  1. Александр Невский, Дмитрий Донской, Федор Ушаков.



  1. Ни одного.



  1. За мужество и храбрость, проявленные в бою с численно превосходящим противником.



  1. Потому что он причислен клику святых.



  1. В русско-турецкой войне.



  1. В Крыму.




















Примерные ответы учащихся:


  1. Нужно отвязать трос, которым корабль крепится к берегу.


  1. Бросить якорь. Остановить корабль.


  1. Это горючая смесь, которая воспламеняется именно от контакта с водой.

  2. Для приготовления пищи - это кухня.

  3. Это столовая - едят, отдыхают.

  4. Миля.



  1. В ярде три фута.


  1. В сторону ветра или течения.



  1. В левый борт корабля.



  1. Флажками желто-красного цвета.













  1. Тельняшку.



  1. Моряки ходили по палубе босиком и, чтобы пятки не занозить, полировали палубу песком.

  2. Берингово.


  1. Азовское.


  1. Берингово.



  1. Азовское.


  1. Восточно-Сибирское.


  1. Черное.


  1. Чукотское.


  1. Японское.


Учащиеся слушают результаты поединка. Победителей поздравляют и аплодируют им.


Развитие навыков сотрудничества с учителем и сверстниками в ходе викторины, имеющей соревновательный характер;

умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

Коммуникативные:

Вступают в диалог с товарищами по командам, с учителем в ходе заслушивания вопросов викторины и ответа на них.

Познавательные:

Узнают новую информацию из предложенных учителем вопросов, если до этого данная информация была не известна.

Регулятивные:

Применяют ранее полученные знания.

Работа в группах «Письмо с флота»

(7 минут)

Практические методы:

Выполнение письменного задания.

Метод генерации идей.

- Во все времена морская служба привлекала ребят романтикой моря, дальних странствий. Представим себе, что наш класс разбили на три группы и отправили служить на флот.

(слайд 20)


Первая группа

 Попала на галеры Балтийского флота Петра Первого.

Вторая группа 

Отправилась на Черное море под командование адмирала Ушакова.

А третья группа 

Будет служить на самом современном корабле. Вечером после трудного дня вам дали 5 минуты, чтобы написать первое письмо домой. Как вы опишете прелести морской службы?

Подумайте 5 минут, а потом каждая группа прочитает свое коллективное письмо (каждый добавит свою строчку).

Детям выдаются конверты с листами бумаги, в которые они кладут свое письмо. (Включается песня (негромко) «Экипаж – Одна семья» слова Ю. Погорельский, Музыка: В. Плешак, приложение 2).

(Дети обдумывают письма.)


















































- Пять минут прошло, скоро будет отбой. Какие же письма составили новоиспеченные моряки?

- Спасибо всем за содержательные письма.

Учащиеся слушают учителя, запоминают задание.

Делятся на три группы, и каждая команда, подумав и помечтав, пишет коллективно письмо о прелестях морской жизни. При этом каждый учащийся добавляет свою строчку.

После чего зачитывают получившиеся письма.































Примерные высказывания детей:

первой группы:

- Это не служба, а настоящая каторга, недаром с нами служат здесь преступники, которых приговорили к галерам.

- На руках уже кровавые мозоли от весел.

- Мы - это будущая морская пехота - тренируемся захватывать корабли, брать их на абордаж.

- В первый же день вся морская романтика улетучилась.

- Нет сил любоваться картинами моря.

второй группы:

- Служба, конечно, тяжелая, постоянно устанавливаем паруса, переносим тяжести.

- К нам хорошо относятся командиры, заботятся о нашем здоровье.

- Командиры службу несут честно, мы стараемся не отставать.

- Хорошо лететь в открытом море на всех парусах!

- Когда мы сходим на берег, мы помогаем строить дома в Севастополе.

третьей группы:

- На современных кораблях созданы удобные условия для службы; есть тут и сауны, и спортивные залы, и телевизоры, и компьютеры.

- Тут много сложной техники, приходится постоянно учиться.

- Всю черную работу на корабле делают машины. Матросы только управляют техникой.

- Во время шторма в каютах не чувствуется качки.

- Много удобств на корабле, но и трудностей немало. Поэтому нужно тренировать выносливость.

- Нужно научиться подчиняться и исполнять приказания.

- Драить палубу все равно приходится, как и 200 лет назад.


Каждая группа зачитывает получившееся письмо.

Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.

развитие самостоятельности и личной ответственности в ходе написания письма о прелестях морской жизни.

Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей


Коммуникативные:

Вступают в диалог с товарищами по командам, при составлении писем моряков; грамотно строят устную речь при озвучивании получившихся писем.

Познавательные:

Размышляют над составлением писем, анализируют известные знания, касающиеся морской жизни.

Регулятивные:

Осуществляют рефлексию.

Рефлексия.

Подведение итогов

(4 минуты)

Словесные методы: беседа.

Методические средства обучения: демонстрация видеоролика.

- Ребята, а сейчас давайте посмотрим видеоролик о Военно-Морском флоте.
(включается ролик «День Защитника Отечества: Военно-Морской Флот».


- Ребята, сегодня мы поговорили с вами об истории военно-морского флота и о личности такого известного и победоносного адмирала – Федора Ушакова.

Давайте подведем теперь небольшой итог нашей сегодняшней беседе.

-Какое настроение у вас после урока? Прикрепите флажок на соответствующий корабль. Если урок понравился – алый парус, если на душе «тоска зеленая» - зеленый парус, если урок никак не тронул – черный парус.

(звучит песня «Андреевский флаг», слова: В. Цыганова, музыка: Ю. Прялкин, приложение 3).



- Сегодня мы вели разговор об одном из 15 Дней воинской славы России. В этот день решалась судьба России, судьба русского народа. Это день подвига, день самопожертвования во имя Отечества.

Казалось бы, кому сейчас нужно вспоминать о далеком сражении в водах Черного моря? Но мне кажется, что память о Днях воинской славы очень нужна нашим современникам. Мы живем в трудное время, и многие привыкли оправдывать этим свою слабость, трусость, эгоизм. Адмирал Ушаков и его воины тоже жили в сложное время. Это было время войн, жестоких страданий, трагедий. Но Ушаков и его солдаты выполняли свой воинский, христианский, патриотический долг - верой и правдой служили Отечеству.

(слайд 21)

Я хочу прочитать цитату А. Пушкина, которую я взяла эпиграфом к нашему классному часу (читает). (Приложение 4)

(слайд 22)


Учащиеся смотрят видеоролик.

















Учащиеся берут флажки, разложенные на столе, и приклеивают на корабль тот флажок, который соответствует настроению.










Дети слушают заключительное слово учителя, делают для себя выводы, систематизируют полученную на мероприятии информацию.



Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре своего народа.

Формирование целостного, взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии, народов, культур и религий.

Коммуникативные:

Слушать учителя, вступать с ним в диалог.

Познавательные:

Отвечая на вопросы, учащиеся закрепляют полученные знания на мероприятии.

Регулятивные:

Оценивают свою деятельность, подводят итоги мероприятия.


Приложение 1

Служить России

Авторы музыки и слов: Э.Ханок, И.Резник

Полки идут стеной, 
Красиво держат строй 
И гордо шелестят знамена, 
Комбат и рядовой - единою судьбой 
Мы связаны навек, друг мой.

Припев:

Служить России суждено тебе и мне, 
Служить России - удивительной стране, 
Где солнце новое встает на небе синем 
Плечо к плечу идут Российские войска, 
И пусть военная дорога нелегка, 
Мы будем верою и правдою служить РОССИИ.


В бесстрашии атак 
Спасли мы Русский флаг 
И дом родной и наши песни. 
А коль придет беда, 
с тобою мы тогда Отчизну защитим, друг мой.


Припев:

Служить России суждено тебе и мне, 
служить России - удивительной стране, 
Где солнце новое встает на небе синем 
Плечо к плечу идут Российские войска, 
И пусть военная дорога нелегка, 
Мы будем верою и правдою служить РОССИИ.


Полки идут стеной, красиво держат строй 
и вместе с нами вся Россия 
И он, и ты, и я - армейская семья 
и этим мы сильны, друг мой.


Припев:2 раза

...Мы будем...служить...России!











Приложение 2

Экипаж - одна семья
Музыка: В.Плешак Слова: Ю.Погорельский

Нам нужны такие корабли на море, 
Чтобы мы могли с любой волной поспорить.
Маяки нужны и нужен нам локатор, 
А ещё нам верные нужны ребята. 
Припев:
И тогда вода нам как земля. 
И тогда нам экипаж семья. 
И тогда любой из нас не против- 
Хоть всю жизнь служить в военном флоте. 

Нам для службы на море нужны походы, 
И приветы из дому в далёких водах, 
И чтоб не терять минут свободных даром 
Нам, конечно, в кубрике нужна гитара. 
Припев:
И тогда вода нам как земля. 
И тогда нам экипаж семья. 
И тогда любой из нас не против- 
Хоть всю жизнь служить в военном флоте. 

Нам нужны для службы якоря и тросы, 
Нужен нам устав, что помнят все матросы.
Нужен флаг, что реет над волною синей, 
А всего нужнее Родина- Россия. 
Припев: 2 раза.
И тогда вода нам как земля. 
И тогда нам экипаж семья. 
И тогда любой из нас не против- 
Хоть всю жизнь служить в военном флоте. 

И тогда вода нам как земля. 
И тогда нам экипаж семья. 
И тогда любой из нас не против- 
Хоть всю жизнь служить в военном флоте.











Приложение 3

АНДРЕЕВСКИЙ ФЛАГ

(Слова: В. Цыганов, музыка: Ю. Прялкин)


Сколько снега в полях намело

И в церквах воют ветры шальные

Господа, наше время пришло!

Посмотрите, что стало с Россией.


Не надо говорить что кончен бал

Не надо в нашем деле ставить точку.

Кто мать-Россию сердцем понимал

Тот не срывал с груди с крестом цепочку.


Российский флаг, Андреевский флаг,

Ты проверен в боях и в походе.

И пусть силы у нас на исходе

С нами Бог и Андреевский флаг.


Сколько нас полегла на Дону,

Под Царицыным и под Симбирском.

Господа, вся Отчизна в дыму,

Но победа за флагом Российским.


Еще Великий час к нам не пришел,

Еще Отчизну мы не проиграли.

К нам прилетит двуглавый наш орел,

Настанет день, которого так ждали.


Российский флаг, Андреевский флаг,

Ты проверен в боях и в походе.

И пусть силы у нас на исходе,

С нами Бог и Андреевский флаг.


Господа, наш Андреевский флаг,

Над кормой белой птицею реет.

Мы не сделаем в сторону шаг

И пусть вера в бою нас согреет.


Не надо говорить, что мы уйдем

И знамя наше волны похоронят.

Что кровь свою напрасно мы прольем,

Что Русь забудет нас и вряд ли вспомнит.


Российский флаг, Андреевский флаг,

Ты проверен в боях и в походе.

И пусть силы у нас на исходе

С нами Бог и Андреевский флаг.





Приложение 4

Цитата А.С. Пушкина:

И память о великих предках в наше трудное и сложное время поддерживает силы, спасает от слабости, дает надежду на возрождение нашего Отечества. Ведь нам есть с кого брать пример.
























Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!