СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока "Земельный закон братьев Гракхов" (5 класс)

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока "Земельный закон братьев Гракхов" (5 класс)»



ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ МЭРИИ ГОРОДА НОВОСИБИРСКА

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города Новосибирска «Средняя общеобразовательная школа № 40»

МБОУ СОШ № 40

630054, г.Новосибирск,

Ул. Крашенинникова, 6

Сайт: http://scool40.ru

e-mail: sch_40_nsk@nios.ru

Тел./факс: (383)343-56-18

Тел.: (383)343-56-21

ОКПО 23642557

ИНН/КПП 5404142673/540401001

ОГРН 1025401492907











Технологическая карта урока

по истории

в 5 классе

на тему «Земельный закон братьев Гракхов»











Выполнила:

Вахрина Мария Ивановна,

учитель истории и обществознания

+7 (910)-303-81-73

[email protected]











г. Новосибирск,

2023

Технологическая карта урока

Предмет

История

Класс

5

Учитель

Вахрина Мария Ивановна

Учебная литература

Базовый учебник: Вигасин А. А., Годер Г.И., Свенцицкая И.С. История Древнего мира. 5 класс. – М.: Просвещение, – 2020.

Тип урока

Урок «открытия» нового знания

Тема

Земельный закон братьев Гракхов

Цель

Для обучающихся: формирование представления о причинах разорения крестьян в Риме и его последствиях, о реформах братьев Тиберия и Гая Гракхов и их значении.

Для учителя: создание условий для формирования у обучающихся представлений о причинах разорения крестьян в Риме и его последствиях, о реформах братьев Тиберия и Гая Гракхов и их значении.

Задачи

Образовательные:

  • дать представление об основных положениях земельной реформы братьев Гракхов;

  • сформировать у обучающихся понимание сути земельного закона братьев Гракхов;

  • дать характеристику исторической ситуации;

  • подвести к пониманию того, что появление неравенства в разделе земли было закреплено у древних римлян законом.

Развивающие:

  • продолжить формирование умение работы с текстами исторических источников;

  • содействовать развитию умений сопоставлять исторический материал, обобщать, делать выводы, выделять в тексте главное, применять полученные знания;

  • создать условия для работы над развитием устной речи учащихся, над умением работать в группе.

Воспитательные:

  • обеспечить условия для воспитания положительного интереса к историческому прошлому человечества;

  • сформировать личную оценку учащихся с позиции нравственности по отношению к неравноправному разделу земли древнеримского общества;

  • способствовать нравственному воспитанию, путем знакомства с событиями земельной реформы в Древнем Риме.

Планируемые результаты

Предметные:

  1. развитие умения формулировать тему и определять проблему урока, работать с исторической информацией;

  2. знакомство с земельным законом братьев Гракхов;

  3. формирование представления об основных положениях земельного закона братьев Гракхов;

  4. понимание того, почему появилась и существовала земельная реформа братьев Гракхов, какие она имела последствия.

Метапредметные:

  1. развитие монологической речи учащихся (коммуникативные УУД);

  2. развитие умения работать с различной информацией (познавательные УУД);

  3. развитие умения комментировать ход выполнения задания (коммуникативные УУД);

  4. формирование навыков сотрудничества в ходе групповой работы (коммуникативные УУД);

  5. развитие умения аргументации (коммуникативные УУД);

  6. развитие способности к целеполаганию и планированию собственной деятельности (регулятивные УУД);

  7. развитие умений контроля результата деятельности (регулятивные УУД).

  8. развитие умений комбинировать полученные знания, переводить их в образы, сочетать с художественным вымыслом.

Личностные:

  1. создание у учащихся положительной мотивации к истории путём вовлечения каждого в активную деятельность;

  2. развитие умения выражать свою позицию, воспитание потребности оценивать свою деятельность и работу товарищей;

  3. воспитание внимания, доброго отношения друг к другу; формирование нравственных понятий, связанных с социальным и личным неравенством (модуль “Школьный урок” Программы воспитания).

Технологии, методы и приёмы моделирования урока

Технология продуктивного чтения, здоровьесберегающая технология, частично-поисковый метод с опорой на наглядность, метод «Последовательность событий», коммуникативный прием - дискуссия.

Формы работы

Фронтальная, групповая, индивидуальная.

Основные термины, понятия

Земельный закон братьев Тиберия и Гая Гракхов, югеры, оратор.

Вид формируемой в ходе урока

функциональной грамотности

Читательская грамотность: нахождение в тексте необходимой информации; выделение ключевых понятий; сравнение и сопоставление заключенной в тексте информации.

Математическая грамотность: способность мыслить математически, формулировать, применять и интерпретировать математические формулы для решения задачи в практическом контексте.

Глобальные компетенции: способность понимать различные взгляды, успешно и уважительно взаимодействовать с другими.

Оборудование

  • ПК учителя, мультимедийный проектор, смарт-доска;

  • презентация по теме урока;

  • раздаточный материал, элементы костюма оратора.



План урока:

  1. Организационный этап (2 мин.)

  2. Актуализация знаний и умений учащихся (2 мин.)

  3. Постановка целей и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. (4 мин.)

  4. Формирование новых знаний и умений (8 мин.)

  5. Физкультминутка (2 мин.)

  6. Первичная проверка понимания нового материала (6 мин.)

  7. Первичное закрепление (1 мин.)

  8. Подведение итогов занятия. Рефлексия (4 мин.)

  9. Информация о домашнем задании (1 мин.)




Предварительное задание отсутствует.



























Организационная структура урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Методы, приемы и формы обучения

Прогнозируемый результат деятельности

Учебно-методическое обеспечение

  1. Организационный этап (2 мин.)

Цель: создание условий для организации внимания и внутренней готовности к учебной деятельности.

(Учащиеся получают цветные конверты при входе в кабинет).

Приветствие учителя:

- Salve dilecti filii! Salve collegis! Nomen meum est Мария Ивановна! Vulputate sit scriptor cooperantur! Gloria historia!

- Здравствуйте, ребята. Здравствуйте, уважаемые коллеги. Ребята, меня зовут Мария Ивановна, я учитель истории, приехала к вам из Новосибирска. Я участник конкурса Педагогический дебют, и сегодняшний урок мы проведем вместе с вами. Я прошу вас помочь мне сегодня на уроке, а помощь ваша – это ваша активная работа на уроке. Надеюсь, что наш урок пройдёт на позитивной нотке и будет интересным, а самое главное - полезным для вас.

- Ребята, скажите, пожалуйста, на каком языке я сейчас с вами говорила?

- Какой из известных вам народов древности говорил на латинском языке?

- Молодцы! Сегодня я предлагаю вам примерить на себя почетное звание историка-исследователя.

И чтобы мы в своем исследовании лучше понимали друг друга, у нас будут свои условные знаки: если вы согласны с мнением, с прозвучавшей мыслью, вы делаете тихий хлопок кончиками пальцев.

Если ответ кажется вам неубедительным, вы топаете одними носочками ног – это значит, что вы частично или полностью не согласны с услышанной информацией. Договорились?

Потренируемся. Сегодня прекрасная погода? Ваше утро прошло позитивно? Готовы ли вы к активной работе?

При входе в кабинет каждый учащийся получает цветной конверт.



Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку.





















- Латинский язык.



- Древние римляне.











Запоминают условные знаки.




Эмоциональное стимулирование.



Фронтальная работа. Слово учителя, беседа.

Регулятивные УУД: принимают и сохраняют учебную задачу, самостоятельно организовывают свое рабочее место, настраивают себя на продуктивную работу.

Коммуникативные УУД: планируют учебное сотрудничество с учителем и со сверстниками, слушают собеседника и понимают речь других.

Презентация.Слайд №1.


  1. Актуализация знаний и умений учащихся (2 мин.)

Цель: Создание условий для актуализации опорных знаний и умений учащихся путем взаимодействия учеников с учителем.

- Работа исследователя древности начинается с умения работать с историческими источниками, в частности, с исторической картой. Посмотрите на доску, перед вами карта «Завоевания Рима
к середине II века до н.э».

- Вспомним, какие территории были завоеваны римлянами: большая часть Европы, полуостров Малая Азия, Северное побережье Африки, Британия.

- Только ли с другими странами граждане Рима были воинствующими? Давайте вспомним, как называется противостояние внутри страны - между гражданами одной страны?

- Сегодняшней темой урока мы с вами открываем период гражданских войн в Древнем Риме.

Обучающиеся отвечают на вопросы.















Римляне воинственные не только с другими странами, но и внутри своей страны.

Гражданская война.

Фронтальная работа.

Работа с картой «Завоевания Рима к середине II века до н.э».








Регулятивные УУД: овладение приёмами контроля и самоконтроля; организовывают выполнение заданий учителя.

Коммуникативные УУД: слушают и понимают речь других, строят общение с учителем и одноклассниками; выстраивают осознанное речевое высказывание в устной и форме по теме, воспринимают информацию на слух: отвечают на вопросы учителя.

Познавательные УУД: ориентируются в своей системе знаний (определяют границы знания/незнания);

Презентация.Слайд 2. Карта «Завоевания Рима к середине II века до н.э».






  1. Постановка целей и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся (4 мин.)

Цель: Создание условий для мобилизации учащихся к активной работе на занятии. Создание условий для формулирования целей урока путем взаимодействия учеников с учителем, разработка совместного плана действий. Мотивировать учащихся к познавательной деятельности.

- Ребята, посмотрите внимательно по сторонам. Где-то в кабинете находится свиток из самого Древнего Рима. Ребята, все вместе подойдите, встаньте полукругом по линии, давайте прочитаем послание. Что же там написано? Слушаем внимательно наш первый важный исторический документ для исследования.

«Послание из древности». Текст послания: «Все твердили о справедливости в Риме. Но кто видел эту справедливость? Богачи? Что они знают о бедняках? Заходила ли Госпожа справедливость к бедняку? Скажу Вам однозначное нет! Я видел в Риме тех людей, которые собственной кровью и потом создавали то, чем пользуются другие. Где справедливость? Даже дикие звери имеют логова и норы, а у тех, кто дарит себя Риму ничего! Мы с братом просто выступили в защиту земледельцев. Я уверен, что этот земельный закон может изменить ситуацию». Тиберий Гракх

- Опираясь на данную информацию, попробуйте определить, о чем мы будем с вами сегодня говорить?

- Какие вопросы можно задать к тексту? Что предстоит исследовать?

Эти вопросы и будут задачами нашего урока. А чтобы их успешно решить, сейчас вы приступите к исследовательской работе.

Инструкция к деятельности:

Тот, кто первым поднимет руку и даст верный ответ на вопрос, сформирует первую рабочую группу исследователей, которая объединится по цвету конвертов.

Эта группа подойдет к рабочему столу, на котором цветовое обозначение совпадает с цветом вашего конверта, и первой приступит к исследованию. На каждом столе находятся:

  • Инструкция;

  • Текст исторического источника;

  • Текст для ответа оратора.

Во время групповой работы на доске будет трансляция видео о заседании Сената в Древнем Риме. Вам нужно обратить внимание на манеру поведения героев видео, увидеть атмосферу заседания Сената, потому что итогом групповой работы станет наше заседание Сената, на котором вы выступите как ораторы по теме урока. Готовы к работе? (условный знак).

Вопросы:

  1. Кто командовал войсками карфагенян во второй войне Рима с Карфагеном?

  2. На какие две группы делилось население Рима?

  3. Как называют должностное лицо в сенате, которое представляет интересы плебеев?

- Каждая группа получила карточки для работы, через 8 минут мы окажемся с вами в Римском Сенате, где вы примерите гимантий и выступите в роли народного трибуна, как оратор.

Всем ли понятно задание? (условный знак). Молодцы, приступаем к работе.

Дети ищут свиток по кабинету.







Читают/слушают информацию на свитке.

























Определяют тему урока «Земельный закон братьев Гракхов», озвучивают цели урока, примерные ответы:

Кто такой Тиберий Гракх?

Как именно он боролся за справедливость, за улучшение положения бедняков?

Кто помогал Тиберию?

Дала ли реформа Тиберия результат?









Слушают инструкцию.

























Отвечают на вопросы (+еще раз актуализация знаний).

  1. Ганнибал

  2. Плебеи и Патриции

  3. Народный трибун

Словесный, наглядный, проблемный метод.

Технология продуктивного чтения.



















































































Беседа с опорой на ранее изученный материал, работа с материалом презентации.

Соревновательный момент.






Личностные УУД: стремятся хорошо учиться и сориентированы на участие в делах школьника; правильно идентифицируют себя с позицией школьника.

Регулятивные УУД: самостоятельно формулируют цель и задачи урока; выдвигают предположения на основе имеющихся знаний и обосновывают их.

Познавательные УУД: выдвигают предположения и обосновывают их; выполняют знаково-символические действия, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме: определяют и формулируют проблему.

Коммуникативные УУД: строят монологическое высказывание; договариваются и приходят к общему решению в совместной деятельности; адекватно используют речевые средства для решения различных коммуникативных задач.

Словесный материал – текст (исторический источник).

































Презентация.Слайд № 3. Тема урока «Земельный закон братьев Гракхов».












  1. Формирование новых знаний и умений (8 мин.)

Цель: Создание условий для осуществления поиска и выделения необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы.

Учитель помогает группам выполнять задания, осуществляет контроль за ходом работы групп.

Учитель разносит ораторам из каждой группы гимантий.

Осуществляют поиск информации, используя дополнительные материалы, заполняют групповую карточку оратора, решают математическую задачу.












Групповая работа.



Частично - поисковый метод с опорой на наглядность.


Коммуникативные УУД: проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач, отвечают на вопросы; слушают и понимают речь других; договариваются о совместной деятельности в паре, учатся находить общее решение; выполняют различные роли в группе, сотрудничают в совместном решении задачи.

Познавательные УУД: формируют навыки поисковой, исследовательской деятельности; структурируют знания, строят речевые высказывания; самостоятельно отбирают информацию из различных источников, используя ее для решения поставленной задачи; извлекают необходимую информацию из текста.

Регулятивные УУД: сознательно организовывают свою познавательную деятельность; работают по плану; принимают и сохраняют учебную задачу.

Видео «Заседание Сената» (8 минут).

5. Физкультминутка (2 мин.)

Цель: Создание условий для психоэмоциональной разгрузки учащихся.

- Ребята, чтобы еще ближе прикоснуться к культуре Древнего Рима, давайте встанем и проведем физкультминутку под названием «Veni, vidi, vici».

Пришел – встали, ходьба на месте. Делаем артикуляционную разминку. Как идет старая лошадь? Повторяем за мной (цокаю языком медленно). А как идет молодая лошадь? (цокаю языком быстро и бодро). А как скачет молодой жеребенок? (быстрой легкий цокот). А теперь снимем напряжение с губ и издадим звук, который делает кучер, когда хочет остановить лошадей.

Увидел – останавливаемся, закрыли, открыли глаза 2 раза, закрыли глазки, не шевеля шеей глаза подняли вверх, вниз, вправо, влево, вверх, вниз, вправо, влево. Круговое движение по часовой стрелке и против часовой стрелки 2 раза. Открыли глаза, проморгались.

Победил – поднялись на носочки, в прыжке хлопок руками над головой, наклонились вниз к полу, хлопок руками у коленок, повторить 3 раза.

- Одобряем разминку? Молодцы, отлично!

Обучающиеся встают, выполняют разминку и зарядку глаз.

Фронтальная работа.



Здоровьесберегающая технология.

Личностные УУД: проявляют качества координации при выполнении упражнений.

Регулятивные УУД: проводят физическую разгрузку в ходе работы.

Презентация.Слайд № 5. «Veni, vidi, vici».

6. Первичная проверка понимания нового материала (6 мин.)

Цель: Создание условий для усвоения учащимися новых знаний и способов действий.

- Прошу вас пройти на сегодняшнее заседание Сената, по итогу которого мы должны с вами решить общественно-важный вопрос. Давайте вспомним наши условные знаки.

- Уважаемые сенаторы и народные трибуны, сегодня мы с вами должны решить сложившуюся ситуации вокруг земельного закона. Первая группа исследовала труд греческого историка Плутарха.

Прошу высказаться первую группу, а всех сенаторов слушать внимательно и в конце выступления сформулировать вопрос по услышанной теме.

Дополнительный вопрос: Как повлияло воспитание Гракхов на выбранный ими путь защитников народных интересов?

Спасибо за выступление. Есть ли к оратору вопросы у сенаторов? Покажите ваше впечатление от выступления условными знаками.

- Вторая группа исследовала труд греческого историка Аппиана Александрийского. Прошу высказаться вторую группу.

Ребята, а сколько будет кабинетов в 1000 югеров?

Для сравнения: Красная Площадь в Москве равна 18,5 югерам. Представьте размеры земельных участков у богачей, имеющих 1000 югеров.

Есть ли вы разница между размерами земельных участков бедных и богатых? Но по реформе никто не остался обездоленным?

Дополнительный вопрос: Как вы думаете, почему богатым и бедным давали разное количество югеров земли?

Спасибо за выступление. Есть ли к оратору вопросы у сенаторов? Покажите ваше впечатление от выступления условными знаками.

- Третья группа исследовала труд греческого историка Аппиана Александрийского. Прошу высказаться третью группу.

Дополнительный вопрос: Предположите, могла ли реформа закончиться иначе? Каким образом?

Спасибо за выступление. Есть ли к оратору вопросы у сенаторов? Покажите ваше впечатление от выступления условными знаками. Был ли у реформы положительный результат?

Все учащиеся принимают участие в общем обсуждении вопросов по теме, проблем, с которыми работали в группе.

От каждой группы один участник выступает в роли оратора по заранее записанному плану.

Все участники обсуждения могут задать вопрос по теме, обсуждают проблему земельной реформы братьев Гракхов, делают выводы.

Первичная проверка материала

Фронтальная, индивидуальная.





Коммуникативный прием - дискуссия.

Коммуникативные УУД: проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач, отвечают на вопросы, аргументируют свое мнение.

Познавательные УУД: ориентируются в содержании предмета, используют информацию для решения учебной задачи.

Регулятивные УУД: делают выводы по рассмотренной теме.

Презентация.Слайд № 6. «Заседание Сената. Повестка дня: решение судьбы земельного закона братьев Гракхов»



Презентация.Слайд № 7: «Исторический источник: Плутарх «О братьях Гракхах и причинах земельной реформы».









Презентация.Слайд № 8: «Исторический источник: Аппиан Александрийский «Гражданские войны»





















Презентация.Слайд № 9: «Исторический источник: Аппиан Александрийский «Гражданские войны»


7. Первичное закрепление (1 мин.)

Цель: выявить границы применимости знания; выполнение заданий, в которых новый способ действия предусматривается как промежуточный шаг.

- Теперь имея представление о судьбе земельной реформы братьев Гракхов. Применим новые знания, решив историческую задачу.

Задача: расставьте события и явления в правильной последовательности.

Дополнительный вопрос: Как вы думаете, как повлиял на дальнейшую историю Рима провал земельной реформы братьев Гракхов? Свой ответ обоснуйте.

- Молодцы, похлопайте себе.

Применяют полученные знания, выполняя задание, связанное с правильной последовательностью событий.
























Фронтальная работа.



Метод «Последовательность событий»




















Познавательные УУД: используют новую информацию для решения учебных заданий; извлекают необходимую информацию для выполнения учебных задач; систематизируют, обобщают изученное.

Коммуникативные УУД: строят речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; оформляют свои мысли в устной форме;

Регулятивные УУД: оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; ориентируются в содержании предмета.

Презентация.Слайд № 10: «Расставьте события и явления в последовательности: ПРИЧИНА – СЛЕДСТВИЕ – ИТОГ»

Презентация.Слайд № 11: «ПРИЧИНА – СЛЕДСТВИЕ – ИТОГ»


8. Подведение итогов занятия. Рефлексия (4 мин.)

Цель: соотнесение поставленных задач с достигнутым результатом, постановка дальнейших целей.

- Давайте вспомним наши условные знаки, используйте их для ответов на вопросы.

Итак, была ли полезной реформа братьев Гракхов?

Кто в обществе считал её таковой?

По чьему желанию реформа была отменена?

- Типичная ли это проблема для общества вне зависимости от времени, когда она возникает?

Для Рима эта проблема тоже была острой, а период гражданских войн, то есть войн между гражданами одной страны, начинается именно с земельного закона братьев Гракхов.

- Выскажете свое мнение, почему общество не всегда принимает хорошие реформы, даже если они ему действительно нужны?

- Как бы вы решили этот земельный вопрос?





- Ребята, достигли ли мы тех целей, которые ставили перед собой в самом начале урока? Как вы думаете, что самое главное и что надо запомнить из материала нашего урока?

Учащиеся подводят итог своей работы, отвечают на вопросы, делают выводы.







Получается, что по желанию небольшого количества людей, которые более знатные, больше имеют власти, решается судьба тысяч других, менее богатых и знатных.













Индивидуальная рефлексия - предлагают свои варианты решения проблемы.



Коллективная рефлексия – учащиеся предложено определяют, в какой степени, по их мнению, реализована цель и достигнуты задачи сегодняшнего урока.

Фронтальная.

Познавательные УУД: обобщают изученное, делают выводы.

Коммуникативные УУД: строят монологическое высказывание, оформляют свои мысли в устной форме, отвечают на вопросы учителя, слышать и понимают речь других.

Регулятивные УУД: соотносят цели урока с результатом работы и со способами ее достижения; осуществляют самоконтроль, совместно с учителем и одноклассниками дают оценку деятельности на уроке.

Презентация. Слайд 12.

9. Информация о домашнем задании (1 мин.)

Цель: сообщить домашнее задание, разъяснить ход его выполнения.

- Предлагаю вам выполнить творческое домашнее задание и прислать его мне, перейдя по QR-коду, который лежит в конвертиках вместе с небольшим подарком на память от меня.

На магнитике фотография Новосибирского театра оперы и балета, который построен в антично-римском стиле и является одним из ведущих театров России.

- Мне было с вами очень приятно и интересно работать. Вы интересные собеседники, отличные ораторы, сенаторы и из вас получились отличные исследователи. Надеюсь, что всем присутствующим здесь было приятно вас слушать и вы сами получили удовольствие от работы.

Желаю вам всего самого хорошего, интересных уроков и помните: Historia est magistra vitae — История — наставница жизни. Спасибо за урок!

Смотрят, слушают информацию о домашнем задании. Задают вопросы.

Открывают конверты с сувенирами.

Фронтальная работа.

Коммуникативные УУД: адекватно воспринимают речевые средства для решения различных задач.

Презентация. Слайд № 13. Домашнее задание.

Презентация. Слайд № 14.



Литература:

  1. Вигасин А. А., Годер Г.И., Свенцицкая И.С. История Древнего мира. 5 класс. – М.: Просвещение, – 2020.

  2. История Древнего мира. 5 класс. Методические рекомендации - Шевченко Н.И.


Методическое обоснование выбора образовательных технологий, методов и приемов обучения:

Выбор формы урока с применением группового обучения и интерактивных технологий обосновывается психологическими особенностями учащихся пятого класса, позволяет создать более широкие контакты между школьниками. Воспитательная ценность заключается в совместном переживании, вызванном решением задач группой и в формировании собственной точки зрения, научных убеждений. Учащиеся лучше выполняют задания в группе, чем индивидуально, что сказывается на улучшении психологического микроклимата на уроке. Использование интерактивных технологий помогает сделать занятия более яркими и ориентироваться на определенные потребности учащихся средней школы. Активные методы обучения позволяют учащимся взаимодействовать друг с другом, быть активными участниками учебного процесса. Элементы театрализации являются гармоничным сочетанием театрального искусства (условность атрибутов, особенности произношения речей) с педагогическим процессом по своим целям и принципам построения (коллективность, распределение ролей, необходимость педагогического руководства). Дифференциация обучения подготовлена через предъявление вопросов различного уровня сложности в зависимости от возможностей и уровня подготовки учащихся.

Структура урока включает в себя следующие этапы:

Организационный этап, во время которого эмоциональное стимулирование учащихся в сочетании с фронтальной работой и словом учителя помогают создать условия для организации внимания и внутренней готовности к учебной деятельности. На данном этапа используется словесный элемент – латинская речь, звучание которой непривычно для учащихся. Использование системы условных знаков «одобрение-неодобрение» позволяет учителю в течение урока понимать отклик учащихся на содержание изучаемой информации, их отношение к предмету речи, настроение.

На этапе актуализации знаний и умений учащихся целью является создание условий для актуализации опорных знаний и умений учащихся путем взаимодействия учеников с учителем. Форма работы - фронтальная. На основе ранее полученных знаний создается ситуации, которая актуализирует необходимые для последующего открытия знания.

Этап постановки целей и задач урока, мотивации учебной деятельности учащихся предполагает создание условий для мобилизации учащихся к активной работе на занятии, создание условий для формулирования целей урока путем взаимодействия учеников с учителем, разработку совместного плана действий, мотивацию учащихся к познавательной деятельности. На данном уроке на этом этапе используется словесный, наглядный методы, беседа с опорой на прочитанный материал, работа с материалом презентации. Учащиеся проводят мыслительные операции сопоставления уже имеющихся знаний с проблемным вопросом урока, определяя пути решения и задачи урока. Соревновательный момент при разделении учащихся на группы сообразен возрасту учащихся и интересен им.

Этап формирования новых знаний и умений содержит целью создание условий для осуществления поиска и выделения необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы. На данном этапе применяется фронтальная и групповая работа, которая формирует навыки общения, сотрудничества, взаимопомощи. В результате общения в группе достигается взаимопонимание, необходимое для развития личности. Данный этап предполагает работу с историческими источниками, решение математических задач. Учащиеся из разных групп имеют возможность одновременно работать с теоретическим и практическим материалом по теме урока, решая единую для всех задачу в интересной для них форме. Во время работы с текстом исторического источника учащиеся приобретают навыки читательской грамотности: нахождение в тексте необходимой информации; выделение терминов; сравнение и сопоставление заключенной в тексте информации. Во время решения задачи, связанной с мерами измерения земельных территорий, учащиеся приобретают навыки математической грамотности: формулируют, применяют и интерпретируют математические формулы для решения задачи в практическом контексте.

Использование элементов здоровьесберегающей технологии: физкультминутка, обязательное соблюдение режима проветривания кабинета и температурного режима, положительный эмоциональный настрой направлены на решение задачи сохранения здоровья детей. Физкультминутка имеет три части: артикуляционная разминка, необходимая перед публичными выступлениями; разминка для глаз, снятие зрительного напряжения; двигательная активность. Темп урока соответствовал возможностям учащихся класса.

Первичная проверка понимания нового материала направлена на создание условий для усвоения учащимися новых знаний и способов действий. Используется фронтальная форма работа – заседание Сената, при которой учащиеся самостоятельно обмениваются со сверстниками найденной на уроке информацией. Использование атрибутов ораторов, особенное произнесение речи ораторов способствуют обогащению и расширению словарного запаса школьников, формированию четкой, грамотной речи, преодолению ими скованности, страха перед публичным выступлением, развитию эмоционально-волевой сферы.

На этапе первичного закрепления стоит задача выявить границы применимости знания, выполнить задания, в которых новый способ действия предусматривается как промежуточный шаг. На данном этапе применяется фронтальная работа, учащиеся применяют полученные знания, выполняя задание, связанное с правильной последовательностью событий.

Целью этапа подведения итогов занятия, рефлексии является соотнесение поставленных задач с достигнутым результатом, постановка дальнейших целей. Вопросы, над которыми размышляют учащиеся на данном этапе, способствуют развитию глобальных компетенций функциональной грамотности: способность понимать различные взгляды, успешно и уважительно взаимодействовать с другими.

Домашнее задание содержит задание (выполнять по желанию), направленное на развитие творческого потенциала учащихся.

Урок может пройти в оптимальном темпе, части урока логически связаны друг с другом и сопровождаются ярким, информационно-насыщенным презентационным материалом, применением интерактивных технологий, что позволит сформировать интерес к изучению исторического материала, воспитать толерантное отношение к представителям других народов.

На протяжении всего урока прослеживаются межпредметные связи (география, история, математика), проводится терминологическая работа, развивается понятийный аппарат, применяются различные методы организации и самоорганизации образовательного процесса. Применение мультимедийного оборудования в ходе урока позволяет акцентировать внимание учащихся на значимых моментах изучаемой темы и создать наглядные эффектные образы, а также помогает при диагностике своих возможностей.







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!