План-конспект урока «Наука будущего»
Учитель математики МБОУ «СОШ № 2» города Чебоксары
Кузьмина Татьяна Александровна
Возраст 51 год; адрес [email protected]
Предмет- алгебра.
Класс- 10.
Пояснительная записка к плану.
Тип урока: изучение новой темы.
Вид урока: лабораторная работа.
Учитель выполняет 4 последовательные операции:
Подготовка заданий лабораторной работы
Организация выполнения.
Контроль и помощь при выполнении.
Подведение результатов.
Ученик из пассивного субъекта обучения превращается в активного сотрудника.
План урока предназначен прежде всего для работы в обычных общеобразовательных школах, соответствует программе 9-10 классов.
Темп урока- интенсивный.
Тема урока: Введение в тригонометрию, как в науку будущего
Оборудование: плакат «Числовая окружность», миллиметровая бумага, компьютер, медиа-проектор.
Цель: 1) Переход от определения синуса (косинуса) острого угла к определению синуса (косинуса) любого угла.
2) Знакомство с новыми областями научного знания, их влияние на жизнь общества, этико-нравственными аспектами новых технологий
Схема урока.
1.Актуализация знаний:
Синус, косинус острого угла.
Построение углов поворота.
Координаты точки.
Числовая единичная окружность.
2.Просмотр презентации. После просмотра запланировать несколько минут на обсуждение этико-нравственных аспектов применения новых технологий, ввести понятие биоэтики.
3.Раздаточный материал с заданиями.
4.Запись домашнего задания
Краткое описание презентации
«Тригонометрия вокруг нас» Источник: https://videouroki.net
Тригонометрия в геодезии, навигации
Тригонометрия в эфире: спутниковые системы глобального позиционирования
Тригонометрия в медицине
Радуга возникает из-за того, что солнечный свет испытывает преломление в капельках воды, взвешенных в воздухе по закону преломления:
sin α / sin β = n 1 / n 2
Северное сияние.
Fл = q·V·B·sin a
Тригонометрия в 3D графике
Тригонометрия- аналог 3D, переводящая фигуры в трёхмерное пространство.
Комментарии учителя: Хочется подробнее остановиться на 3D. Цитаты из доклада Соболевского А.А.:
«В истории 3D-графики не обошлось и без других российских ученых. Так, в начале XX века в России жили Борис Делоне и Георгий Вороной. Первый предложил метод триангуляции, который стал основой для создания современных методов разбиения поверхности трехмерных объектов на так называемые полигоны. Второй создал «диаграмму Вороного.»
3D-принтер — это периферийное устройство, использующее метод послойного создания физического объекта по цифровой 3D-модели. Источник: wikipedia.org/wiki/3D-принтер
Информация для размышления: «Биопринтеры — экспериментальные установки, в которых печать 3D-структуры будущего объекта (органа для пересадки) производится каплями, содержащими живые клетки. Далее деление, рост и модификации клеток обеспечивает окончательное формирование объекта. В 2013 году китайские учёные начали печатать уши, печень и почки — из живой ткани. Исследователи Ханчжоу Dianzi университета разработали 3D-биопринтер, названный «Regenovo». В том же году исследователи из университета Хассельт в Бельгии успешно напечатал новую челюсть для 83-летней бельгийки[8]. В начале 2016 года вице-президент центра «Сколково» Кирилл Каем сообщил: «щитовидная железа, напечатанная на российском 3D-принтере…, имплантирована и успешно функционирует в организме лабораторной мыши… Они собираются печатать и другие органы.»»
Источник: wikipedia.org/wiki/3D-принтер
Начало лабораторной работы.
Напутствие учителя: Ребята, теперь вы поняли, в каком направлении развивается современная наука. На этом уроке мы положим кирпичик в фундамент наших знаний по тригонометрии. Нам предстоят великие открытия.
Задания.
№-1 Построй единичную числовую окружность.
№-2 Поверни радиус-вектор ОМо на и получи точку М
№-3 Определи координаты точки М по рисунку.
№-4 М (x ; y).
№-5 Рассмотри прямоугольный треугольник OMx и запиши
а) sin
Запиши: синус угла поворота это-ордината точки M
б) по образцу: cos косинус …
№-6 (на миллиметровой бумаге) Построй числовую окружность, изобрази угол II четверти.
Выдели sin. Сравни с нулём:
sin и 0
cos и 0
№-7 а) изобрази угол 80 градусов. б) Найди координаты получившейся точки М. в) Измерь и запиши синус и косинус этого угла.
№-8 Аналогично найди синус, косинус углов 100, 140, 220, 250, 310, 340 градусов.
№-9 Итоги и выводы этого урока с точки зрения ученика.
Комментарии учителя.
Биоэтика – часть этики, изучающая нравственную сторону деятельности человека в медицине, биологии. В широком смысле биоэтика относится к исследованию социальных, экологических, медицинских и социально-правовых проблем, касающихся не только человека, но и любых живых организмов. То есть она имеет философскую направленность, оценивает результаты развития новых технологий и идей в целом.
Современные биотехнологические методы обладают настолько мощным и не до конца изученным потенциалом, что их широкое применение возможно только при строгом соблюдении этических норм. Более того, интересы личности ставятся в настоящее время выше интересов общества. Поэтому соблюдение и дальнейшее развитие этических норм в этой сфере должно быть направлено, прежде всего, на всемерную защиту интересов человека.
Массовое внедрение в медицинскую практику … привело также к необходимости создания соответствующей правовой базы, регулирующей все юридические аспекты деятельности в этих направлениях.
Новейшие биотехнологии создают огромные возможности вмешательства в жизнедеятельность живых организмов и неизбежно ставят человека перед нравственным вопросом: до какого предела допустимо вторжение в природные процессы? (//www.biorosinfo.ru/press/)
№-10 Записываем домашнее задание:
а) Попытайся дома разработать задания для устного счёта по этой теме.
б) Придумай 5 примеров, аналогичных №-8 настоящей работы.
в)Построй числовую окружность, изобрази III четверти.
Выдели cos . Сравни с нулём:
sin и 0
cos и 0
г) Аналогично изобрази IV четверти.
Выдели sin и cos . Сравни с нулём:
sin и 0
cos и 0
д) Оформи таблицу:
| I- Четв. | II- Четв. | III- Четв. | IV- Четв. |
sin | + | + | ? | ? |
cos | + | - | ? | ? |
е)Попробуй найти в интернете доклад Соболевского А.А о развитии математики, https://www.hse.ru/news/communication/150125816.html
ж) Подготовиться к интегрированному уроку Алгебра плюс Физика, используя рекомендуемую литературу.
Литература, рекомендуемая и/или использованная в ходе урока: (с кратким описанием)
1. Краткая история 3D-принтеров: http://plastic3d.ru/news/Kratkaya-istoriya-3D-printerov-s-kartinkami
2.3D-принтер: https://ru.wikipedia.org/wiki/3D-принтер
3.Обзор расходных материалов для 3Д-принтеров: http://zbotcc.ru/obzor-rashodnyh-materialov-dlja-3d-prin
4. 3D-принтер производит ткани: http://texnomaniya.ru/technology/
5. Презентация «Тригонометрия вокруг нас» , https://videouroki.net
6. Акбутин Э. А., Доромейчук Т. Н. 3D-принтер: история создания машины будущего // Юный ученый. — 2015. — №1. — С. 97-98. URL: http://yun.moluch.ru/
7. Википедия.
8. Соболевский А.А., https://www.hse.ru/news/communication/150125816.html