СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока в инклюзивном классе Деление десятичных дробей (математика 5 класс, автор учебника Мерзляк А.Г.)

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок первый в системе уроков по теме «Деление  десятичных дробей». Урок тесно связан с предыдущим материалом и работает на последующие уроки.

Класс:     5

Категория детей: инклюзивный класс, учащиеся с заболеваниями органов движения.

Тип урока: Урок открытия новых знаний

Тема урока: Деление десятичных дробей.

Цели урока:

Деятельностная цель урока: формирование у учащихся способностей к самостоятельному построению новых способов действия по теме «Деление  десятичных дробей» на основе метода рефлексивной самоорганизации.

Образовательная цель: расширение понятийной базы по теме «Десятичные дроби»  за счет включения в нее новых элементов: деление десятичных дробей.

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока в инклюзивном классе Деление десятичных дробей (математика 5 класс, автор учебника Мерзляк А.Г.)»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Алгасовская средняя общеобразовательная школа

Моршанского района Тамбовской области




Технологическая карта урока в инклюзивном классе





Деление десятичных дробей

(математика 5 класс, автор учебника Мерзляк А.Г.)









подготовила учитель математики

Гузенина Наталья Алексеевна.






Алгасово.2018г.

Урок первый в системе уроков по теме «Деление десятичных дробей». Урок тесно связан с предыдущим материалом и работает на последующие уроки.

Класс: 5

Категория детей: инклюзивный класс, учащиеся с заболеваниями органов движения.

Тип урока: Урок открытия новых знаний

Тема урока: Деление десятичных дробей.

Цели урока:

Деятельностная цель урока: формирование у учащихся способностей к самостоятельному построению новых способов действия по теме «Деление десятичных дробей» на основе метода рефлексивной самоорганизации.

Образовательная цель: расширение понятийной базы по теме «Десятичные дроби» за счет включения в нее новых элементов: деление десятичных дробей.

Задачи урока:

образовательные:

  • ввести новые знания о правиле деления на натуральное число и десятичную дробь;

  • выработать алгоритм деления на десятичную дробь;

  • овладеть алгоритмом на уровне обязательной подготовки.

Для учащихся с ОВЗ:

  • ввести новые знания о правиле деления на десятичную дробь;

  • алгоритм деления на десятичную дробь

развивающие:

  • развитие внимания, памяти, умения рассуждать и аргументировать свои действия через решение проблемной задачи;

  • развитие познавательного интереса к предмету;

  • формирование эмоционально-положительного настроя у учащихся путем применения активных форм ведения урока и ИКТ;

  • развитие рефлексивных умений через проведение анализа результатов урока и самоанализа собственных достижений;

воспитательные:

  • развитие коммуникативных умений обучающихся через организацию групповой, парной и фронтальной работы на уроке.

коррекционно-развивающие:

  • преодоление трудностей в развитии внимания;

  • коррекция трудностей словесно-логического мышления и мыслительных процессов анализа, синтеза, классификации, обобщения;

  • увеличение объема памяти и определение компенсаторных возможностей памяти (определение ведущего вида памяти);

  • развитие мелкой моторики, статики и динамики движений пальцев рук;

  • развитие и коррекция трудностей связной речи, включая монологическую и диалогическую речь, а также развитие словаря;

  • создание положительной мотивации на процесс обучения посредством похвалы, подбадривания, помощи, создания ситуаций успеха и конструктивной критики.

  • Перечень универсальных учебных действий:

  • личностные,

  • коммуникативные,

  • познавательные (общеучебные и логические),

  • регулятивные.

Планируемые результаты:

предметные:

  • уметь в реальной ситуации использовать деление на десятичную дробь;

  • уметь использовать математические термины, комментируя свои действия;

  • применение знаний в различных ситуациях.

Для учащихся с ОВЗ:

  • уметь в реальной ситуации использовать деление на десятичную дробь;

метапредметные

  • понимать учебную задачу урока; определять цель учебного задания;

  • контролировать свои действия в процессе выполнения;

  • обнаруживать и исправлять ошибки;

  • оценивать свои достижения;

  • формировать познавательный интерес к математическим дисциплинам,

  • развивать внимание, логическое мышление.

Для учащихся с ОВЗ:

  • понимать учебную задачу урока;

  • формировать познавательный интерес к математическим дисциплинам,

  • развивать внимание;

  • оценивать свои достижения;

личностные

  • формировать учебную мотивацию;

  • уметь проводить самооценку;

  • понимать необходимость приобретения новых знаний;

  • уметь аргументировать свою точку зрения.

Для учащихся с ОВЗ:

  • понимать необходимость приобретения новых знаний;

  • уметь проводить самооценку;

  • формировать положительную мотивацию к выполнению домашнего задания. 

Знания, умения, навыки:

Учащиеся должны знать алгоритм деления на десятичную дробь и уметь делить на десятичную дробь.

Кроме того, учащиеся должны :

  • ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи;

  • использовать различные языки математики (словесный, символический);

  • свободно переходить с одного языка на другой для иллюстрации, интерпретации, аргументации и доказательства;

  • проводить доказательные рассуждения, аргументировать, выдвигать гипотезы и их обосновывать;

  • осуществлять поиск, систематизировать, анализировать и классифицировать информацию;

  • использовать информационные источники, включая учебную литературу.

Для учащихся с ОВЗ:

  • учащиеся должны знать алгоритм деления на десятичную дробь и уметь делить на десятичную дробь.

Применяемая технология:

технология деятельностного метода обучения (автор Л.Г. Петерсон) , личностно-ориентированная ,здоровьесберегающая , технология компенсирующего обучения, ИКТ-технология.

Методы организации работы:

  • словесные методы (беседа, чтение),

  • наглядные (демонстрация презентации),

  • проблемно-поисковый,

  • метод рефлексивной самоорганизации (деятельностный метод).

Для учащихся с ОВЗ:

  • коррекционные методы: информационные методы (беседа, консультирование);

  • практические методы (приучение, упражнение, воспитывающие ситуации);

  • оценочные методы (поощрение).

Дидактические приёмы, применяемые в учебно-воспитательном процессе детей с ОВЗ:

  • развитие наблюдательности;

  • наглядность в практически значимой деятельности;

  • сознательность и активность в усвоении знаний;

  • учёт индивидуальных особенностей.

Формы организации работы:

  • в парах постоянного и переменного состава (ученик с ОВЗ + хорошо успевающий ученик);

  • коллективная (фронтальная),

  • индивидуальная.

Необходимое оборудование и материалы: компьютер, проектор, экран, доска, тетрадь.

Дидактическое обеспечение урока:

  • компьютерная презентация,

  • карточки с заданиями,

  • карточки оценки работы на уроке,

  • карточки с практическими заданиями по новой теме,

  • карточки – подсказки для учеников с ОВЗ.


Этапы урока


Целевая установка


Действия учителя


Действия учеников

Результаты взаимодействия(какие компетенции формировались)

1.Мотивация к учебной деятельности.

(2мин)


-настроить учащихся на активную работу на уроке;

-включить учащихся в учебную деятельность;

-создать положительный эмоциональный настрой на урок.


-Здравствуйте, ребята! Я рада приветствовать вас на нашем уроке, где вы узнаете много нового и интересного. Вы должны быть внимательными и усидчивыми.

-Каково ваше настроение?

Хочу начать урок с притчи.

«Один монах, поступив в монастырь Шаолинь, думал, что его наставник сразу же научит его секретам кун-фу. Мастер действительно показал ему технику. Она заключалась в том, чтобы бить ладонью по воде. Учитель сказал:

— Возьми ведро, налей туда воды и бей по поверхности воды ладонью. Когда вся вода выплеснется, наливай снова и бей. Ежедневно занимайся только этим.

Два года этот монах бил по воде, а затем вернулся домой. Друзья и родственники стали его спрашивать:

— Ты пришёл из монастыря Шаолинь. Два года ты изучал кун-фу, чему же ты научился?

Монах ответил, что за эти два года ничему так и не научился, и в сердцах стукнул кулаком по столу. Стол был толстым, но он сломал его. Тогда все вокруг решили, что монахи монастыря Шаолинь обладают секретной силой, но говорят, что ничего не знают.»

-В чем смысл этой притчи? Какое

отношение она имеет к нашему уроку?

- Вот и мы с вами будем тренировать свои умения и навыки, чтобы достичь успехов в дальнейшем обучении.

-Перед вами оценочная карта урока. Вы должны ставить себе +или – ,если вы выполнили или не выполнили задание. Итоги подведём в конце урока.



-Все ученики встают.



-Показывают смайлики























-Учащиеся обмениваются мнениями, отвечают на вопросы.




Включение учащихся в учебную деятельность.




Учитель спрашивает в первую очередь детей с ОВЗ, (создание ситуации успеха).






Ценностно- смысловая;

Личностная.

2.Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном действии.

(7мин.)





- Перед вами таблица

Слайд 2


- Угадайте секрет составления таблицы.

Проверьте

Слайд 3



- Заполните таблицу.

Вопросы:

  1. Угадайте секрет составления таблицы.

  2. Как называются компоненты при делении?

  3. Как найти неизвестный делитель?

  4. Как найти неизвестное делимое?

  5. Какие действия и над какими числами не вызвали затруднений?

  6. В чем возникли сомнения?




-Учащиеся знакомятся с содержанием таблицы.


261,6


16,32

4,8

2

63,7

1247

8

7

4,8

32

1,25



32,7

2,54




0,637

1,247

-Первая строчка –делимое, вторая строчка –делитель, третья строчка – частное.

После решения всеми учащимися вписываются ответы в заготовленную в презентации аналогичную таблицу.

-Умножение и деление десятичной дроби на натуральное число. -Формулируют правило.

-При делении на десятичную дробь.

Для детей с ОВЗ:


21,6

145,5

14,4

2

3

15

1,2

0,25

7,2

?

?

?

Подсказки:

1.Перенеси запятую вправо в числах14,4 и 1,2 на одну цифру.

Подели 144 на 12.

2.Добавь к цифре 2 два нуля справа,а в числе 0,25 перенеси запятую вправо на де цифры.

.Раздели 200 на 25








Осознание потребности к построению нового способа действий.



Учебно – познавательная (выполнение вычислений, применение изученных алгоритмов); Коммуникативная;

3. Выявление места и причины затруднения.

(2мин)


организация коммуникации, в ходе которой

- фиксируется затруднение;

-согласовывается цель урока.

- Итак, какое задание надо было выполнить?

- Вам это удалось?

Значит, возникло затруднение?

-В чем причина затруднения?


-Сформулируйте цель нашего урока.


-Чтобы достичь этой цели ,какую задачу поставим перед собой?


-Разделить на десятичную дробь.

-Нет.

-Да.

-Нет алгоритма деления на десятичную дробь.

-Научиться делить на десятичную дробь.

-Вывести удобный алгоритм деления на десятичную дробь.



Принятие цели и задачи урока.



Ценностно-смысловая;


4. Построение проекта выхода из затруднения.

(2мин)


- найти алгоритм выхода из затруднения.

-Расскажите, как вы пытались решить возникшую проблему при заполнении таблицы?

- Предлагаю проверить правильность ваших рассуждений, оказавших в конкретной жизненной ситуации.

У Васи 50 рублей. Сколько батонов он купит, если один батон стоит 25 рублей?

-Ребята предлагают свои способы.





50:25=2(батона)

Принятие плана выхода из затруднения.

Коммуникативная (создание алгоритма действия)

Учитель спрашивает детей с ОВЗ (создание ситуации успеха).



5. Реализация построенного проекта.

(5мин)


- найти алгоритм умножения десятичных дробей.

-Ребята! Я ошиблась! У Васи 75,3 рубля, а цена батона 25,1 рубля .Сколько теперь он купит батонов?

Слайд 4

-Как решить задачу, не прибегая к делению на десятичную дробь?

Слайд 5


- Объясните полученный ответ и попробуйте сформулировать алгоритм деления на десятичную дробь.

-Прочитайте правило по учебнику и убедитесь в точности формулировки, полученной нами самостоятельно.

-Какую задачу мы поставили перед собой на уроке?


- Вам удалось с ней справиться?



- Каков наш следующий шаг?




-Не умеем делить на десятичную дробь!


75,3р.=75р.30коп.=7530коп.

25,1р.=25р.10коп.=2510коп.

7530:2510=3(батона)

75,3:25,1=3

-Формулируют алгоритм.

-Читают учебник, сравнивают и делают вывод.

http://newgdz.com/fullpage/?30567946/245/uchebniki-5-klass/11058-chitat-matematika-5-klass-merzliak-onlain


-Вывести алгоритм деления на десятичную дробь.


-Да.



-Научиться применять данный алгоритм.


Восприятие алгоритма деления на десятичную дробь.


Учитель просит детей с ОВЗ прочитать правило вслух.

Коммуникативная

6.Первичное закрепление ( с проговариванием во внешней речи).

(6мин)


- организовать усвоение учащимися нового знания с помощью:

- коммуникативного взаимодействия;

- алгоритма действия.

- Выполните действия: а) 17,02:3,7;

б) 18:1,25; в) 167,4:0,62.

Слайд 6

Слайд7



Ученики по очереди у доски с проговариванием алгоритма выполняют действия.

Ученик с ОВЗ работает за учительским столом под присмотром учителя.


Усвоение алгоритма деления на десятичную дробь;

Коммуникативная;

учебно – познавательная


Физкультминутка

(1мин)

Смена деятельности учащихся, снять усталость и напряжение, выработать четкие координированные действия во взаимосвязи с речью, внести эмоциональный заряд

- Пришло время немного отдохнуть. У нас – физкультминутка.

Слайд8

Меняют вид деятельности, получают эмоциональный заряд.

http://mp3real.ru/video/wje-YR3r-7I

Дети проводят подходящую физкультминутку с минимальной помощью учителя.(Можно попросить провести физкультминутку ученика с ОВЗ)


Коммуникативная

Личностная



Снятие усталости, утомления.

7.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

(7мин)


- организовать проверку умения применять алгоритм умножения десятичных дробей на типовых заданиях.


-Можете ли вы теперь с уверенностью сказать, что научились делить на десятичную дробь?

-Приступаем к выполнению заданий самостоятельной работы. Раздаются задания на карточках в двух вариантах, выполнив которые, ученики меняются карточками.

1 вариант: а)304,5:0,5;б)16,45:4,7;6:3,75.

2 вариант: а)276,3:0,9;б)15,48:3,6;в)10:6,25.

-Раздаются карточки – эталоны каждому ученику, а ученикам с ОВЗ карточки – подсказки.

Слайд 9

Слайд10



-Нет, нам надо выполнить самостоятельную работу и проверить себя.

Ученики выполняют самостоятельную работу.




-Выполняют самопроверку по эталону. Если допущена ошибка, то проговаривается шаг алгоритма, в котором она допущена.












Учебно – познавательная ;

(анализ и преобразование по алгоритму);

регулятивная.





8.Включение в систему знаний и повторение.

(8мин)






- учить применять знания в различных ситуациях;

- развивать гибкость использования знаний.


- Выполните № 963(1,2,3),965(1,2,3) из учебника в парах переменного состава.

Учитель называет, с кем будет работать ученик с ОВЗ.

Слайд11


- Решить №976(1,2,3,4) самостоятельно.

Ученики с ОВЗ решают под присмотром учителя или ученика, который быстрее и правильнее сделал задания.


Учащиеся выполняют задание.

http://newgdz.com/fullpage/?30567946/246/uchebniki-5-klass/11058-chitat-matematika-5-klass-merzliak-onlain


Учащиеся выполняют задание.

http://newgdz.com/fullpage/?30567946/247/uchebniki-5-klass/11058-chitat-matematika-5-klass-merzliak-onlain

Учебно – познавательная ;

(анализ и преобразование);

исследовательская;

Регулятивная;

Личностная;

Коммуникативная


Домашнее задание

(2мин)

Инструктаж по выполнению

домашнего

задания.


- Записываем домашнее задание: п.35,№967(1,2,3,4),977(1,2,3,4)

Для учеников с ОВЗ: п.35,№967(1,2),977(1,2)

Слайд 12

Слушают объяснение учителя, записывают домашнее задание


Коммуникативная;

Информационная;

Личностная.



9.Рефлексия учебной деятельности.

(3мин)


- учить учащихся объективно оценивать собственную деятельность.

-Выполнили ли вы сегодня задачи урока?

-Какую цель ставили перед собой на уроке?

-Смогли ли её достичь?


- Что более всего понравилось на

уроке?

-Оцените свою деятельность на уроке с помощью карточки самооценки.«5» - все плюсы; «4» – минус встречается больше одного раза, «3»- выполнял задания с подсказками учителя или одноклассника.

Слайд13

- Оцените настроение на сегодняшнем уроке с помощью смайликов.

- Молодцы. Вы хорошо поработали на уроке. Спасибо! Урок окончен.

Слайд 14


Ученики отвечают фронтально.

-Научиться делить на десятичную дробь.

-Да.

-Ответы учащихся.


-Оценивают свою деятельность с помощью карточки самооценки.



-Учащиеся показывают смайлики.





Коммуникативная;

Информационная;

Личностная.

Приложения к уроку :

1)Деление десятичных дробей.pptx
















2)Карта самооценки ученика(цы) 5б класса_______________________________






№п/п

задания

+

-

1

261,6


16,32

4,8

2

63,7

1247

8

7

4,8

32

1,25



32,7

2,54




0,637

1,247











2

1Расчёт количества батонов

2Расчёт количества батонов



3

а) 17,02:3,7;

б) 18:1,25; в) 167,4:0,62.



4

Самостоятельная работа



5

№ 1451,1452



6

№1454



7

Итоги урока














Для учеников с ОВЗ:

Карта самооценки ученика (цы)5б класса________________

№п/п

задания

+

-

1

21,6

145,5

14,4

2

3

15

1,2

0,25

7,2

?

?

?

Подсказки:

1.Перенеси запятую вправо в числах14,4 и 1,2 на одну цифру. Подели 144 на 12.

2.Добавь к цифре 2 два нуля справа,

а в числе 0,25 перенеси запятую вправо на де цифры.

.Раздели 200 на 25





2

1Расчёт количества батонов

Подсказки:

1.Вспомни, что 1 рубль= 100копеек.

2.Вырази каждое число в копейках.

3.Раздели 7530 на 2510.

2Расчёт количества батонов

Подсказки:

1.Перенеси запятую в каждом числе вправо на одну цифру.

2.Раздели 753 на 251.





3

а) 17,02:3,7;

б) 18:1,25; в) 167,4:0,62.





4

Самостоятельная работа





5

№ 1451





6

Итоги урока
























Список использованной литературы:

  1. Выготский Л.С. Антология гуманной педагогики. Москва Издательский дом Шалвы Амонашвили ,1996 г.

  2. Дорофеев Г.В., Чечель И.Д. Математика для каждого: технология, дидактика, мониторинг. УМЦ “Школа 2000…” Москва 2004 г.

  3. Мельникова Е.Л. Проблемный урок. Ростов-на-Дону. Витраж 2006 г.

  4. Мерзляк А.Г., В.Б Полонский, М.С. Якир.Математика,5 класс, издательствоВентана-Граф, 2017 г.

  5. Носкова Г.В., М.С. Голубева, С.М. Никитина, Методические рекомендации по организации коррекционно-развивающей работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья на общеобразовательных уроках в школе, Кострома, 2010.

  6. Петерсон Л.Г. Технология деятельностного метода как средство реализации современных целей образования. М.: – 2008 – 68с..

  7. Петерсон Л.Г. Кубышева М.А., Кудряшова Т.Г. Требование к составлению плана урока по дидактической системе деятельностного метода. Москва 2006 г.

  8. Семаго Н.Я. Технология определения образовательного маршрута для ребенка с ОВЗ, – М.: Центр «Школьная книга», 2010.

Использованные Интернет-ресурсы

  1. Сайт Центра Л.Г. Петерсон "Школа 2000..." : http://www.sch2000.ru/deyatelnostniy/

  2. http://myschool37domen.ucoz.ru/1/1/zga_sistemno-dejatelnostnyj_podkhod_na_urokakh_mat.pdf

  3. http://ppt4web.ru/matematika/realizacija-dejatelnostnogo-podkhoda-na-urokakh-matematiki.html

  4. http://www.docme.ru/doc/195594/gotovimsya-k-uroku-fgos

  5. http://pritchi.ru/id_8975

  6. http://newgdz.com/fullpage/?30567946/245/uchebniki-5-klass/11058-chitat-matematika-5-klass-merzliak-onlain





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!