Гузенина Наталья Алексеевна.
Алгасово.2018г.
Учащиеся должны знать алгоритм деления на десятичную дробь и уметь делить на десятичную дробь.
технология деятельностного метода обучения (автор Л.Г. Петерсон) , личностно-ориентированная ,здоровьесберегающая , технология компенсирующего обучения, ИКТ-технология.
Этапы урока | Целевая установка | Действия учителя | Действия учеников | Результаты взаимодействия(какие компетенции формировались) |
1.Мотивация к учебной деятельности. (2мин) | -настроить учащихся на активную работу на уроке; -включить учащихся в учебную деятельность; -создать положительный эмоциональный настрой на урок. | -Здравствуйте, ребята! Я рада приветствовать вас на нашем уроке, где вы узнаете много нового и интересного. Вы должны быть внимательными и усидчивыми. -Каково ваше настроение? Хочу начать урок с притчи. «Один монах, поступив в монастырь Шаолинь, думал, что его наставник сразу же научит его секретам кун-фу. Мастер действительно показал ему технику. Она заключалась в том, чтобы бить ладонью по воде. Учитель сказал: — Возьми ведро, налей туда воды и бей по поверхности воды ладонью. Когда вся вода выплеснется, наливай снова и бей. Ежедневно занимайся только этим. Два года этот монах бил по воде, а затем вернулся домой. Друзья и родственники стали его спрашивать: — Ты пришёл из монастыря Шаолинь. Два года ты изучал кун-фу, чему же ты научился? Монах ответил, что за эти два года ничему так и не научился, и в сердцах стукнул кулаком по столу. Стол был толстым, но он сломал его. Тогда все вокруг решили, что монахи монастыря Шаолинь обладают секретной силой, но говорят, что ничего не знают.» -В чем смысл этой притчи? Какое отношение она имеет к нашему уроку? - Вот и мы с вами будем тренировать свои умения и навыки, чтобы достичь успехов в дальнейшем обучении. -Перед вами оценочная карта урока. Вы должны ставить себе +или – ,если вы выполнили или не выполнили задание. Итоги подведём в конце урока. | -Все ученики встают. -Показывают смайлики -Учащиеся обмениваются мнениями, отвечают на вопросы. | Включение учащихся в учебную деятельность. Учитель спрашивает в первую очередь детей с ОВЗ, (создание ситуации успеха). Ценностно- смысловая; Личностная. |
2.Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном действии. (7мин.) | | - Перед вами таблица Слайд 2 - Угадайте секрет составления таблицы. Проверьте Слайд 3 - Заполните таблицу. Вопросы: Угадайте секрет составления таблицы. Как называются компоненты при делении? Как найти неизвестный делитель? Как найти неизвестное делимое? Какие действия и над какими числами не вызвали затруднений? В чем возникли сомнения? | -Учащиеся знакомятся с содержанием таблицы. 261,6 | | 16,32 | 4,8 | 2 | 63,7 | 1247 | 8 | 7 | 4,8 | 32 | 1,25 | | | 32,7 | 2,54 | | | | 0,637 | 1,247 | -Первая строчка –делимое, вторая строчка –делитель, третья строчка – частное. После решения всеми учащимися вписываются ответы в заготовленную в презентации аналогичную таблицу. -Умножение и деление десятичной дроби на натуральное число. -Формулируют правило. -При делении на десятичную дробь. Для детей с ОВЗ: 21,6 | 145,5 | 14,4 | 2 | 3 | 15 | 1,2 | 0,25 | 7,2 | ? | ? | ? | Подсказки: 1.Перенеси запятую вправо в числах14,4 и 1,2 на одну цифру. Подели 144 на 12. 2.Добавь к цифре 2 два нуля справа,а в числе 0,25 перенеси запятую вправо на де цифры. .Раздели 200 на 25 | Осознание потребности к построению нового способа действий. Учебно – познавательная (выполнение вычислений, применение изученных алгоритмов); Коммуникативная; |
3. Выявление места и причины затруднения. (2мин) | организация коммуникации, в ходе которой - фиксируется затруднение; -согласовывается цель урока. | - Итак, какое задание надо было выполнить? - Вам это удалось? Значит, возникло затруднение? -В чем причина затруднения? -Сформулируйте цель нашего урока. -Чтобы достичь этой цели ,какую задачу поставим перед собой? | -Разделить на десятичную дробь. -Нет. -Да. -Нет алгоритма деления на десятичную дробь. -Научиться делить на десятичную дробь. -Вывести удобный алгоритм деления на десятичную дробь. | Принятие цели и задачи урока. Ценностно-смысловая; |
4. Построение проекта выхода из затруднения. (2мин) | - найти алгоритм выхода из затруднения. | -Расскажите, как вы пытались решить возникшую проблему при заполнении таблицы? - Предлагаю проверить правильность ваших рассуждений, оказавших в конкретной жизненной ситуации. У Васи 50 рублей. Сколько батонов он купит, если один батон стоит 25 рублей? | -Ребята предлагают свои способы. 50:25=2(батона) | Принятие плана выхода из затруднения. Коммуникативная (создание алгоритма действия) Учитель спрашивает детей с ОВЗ (создание ситуации успеха). |
5. Реализация построенного проекта. (5мин) | - найти алгоритм умножения десятичных дробей. | -Ребята! Я ошиблась! У Васи 75,3 рубля, а цена батона 25,1 рубля .Сколько теперь он купит батонов? Слайд 4 -Как решить задачу, не прибегая к делению на десятичную дробь? Слайд 5 - Объясните полученный ответ и попробуйте сформулировать алгоритм деления на десятичную дробь. -Прочитайте правило по учебнику и убедитесь в точности формулировки, полученной нами самостоятельно. -Какую задачу мы поставили перед собой на уроке? - Вам удалось с ней справиться? - Каков наш следующий шаг? | -Не умеем делить на десятичную дробь! 75,3р.=75р.30коп.=7530коп. 25,1р.=25р.10коп.=2510коп. 7530:2510=3(батона) 75,3:25,1=3 -Формулируют алгоритм. -Читают учебник, сравнивают и делают вывод. http://newgdz.com/fullpage/?30567946/245/uchebniki-5-klass/11058-chitat-matematika-5-klass-merzliak-onlain -Вывести алгоритм деления на десятичную дробь. -Да. -Научиться применять данный алгоритм. | Восприятие алгоритма деления на десятичную дробь. Учитель просит детей с ОВЗ прочитать правило вслух. Коммуникативная |
6.Первичное закрепление ( с проговариванием во внешней речи). (6мин) | - организовать усвоение учащимися нового знания с помощью: - коммуникативного взаимодействия; - алгоритма действия. | - Выполните действия: а) 17,02:3,7; б) 18:1,25; в) 167,4:0,62. Слайд 6 Слайд7 | Ученики по очереди у доски с проговариванием алгоритма выполняют действия. Ученик с ОВЗ работает за учительским столом под присмотром учителя. | Усвоение алгоритма деления на десятичную дробь; Коммуникативная; учебно – познавательная |
Физкультминутка (1мин) | Смена деятельности учащихся, снять усталость и напряжение, выработать четкие координированные действия во взаимосвязи с речью, внести эмоциональный заряд | - Пришло время немного отдохнуть. У нас – физкультминутка. Слайд8 | Меняют вид деятельности, получают эмоциональный заряд. http://mp3real.ru/video/wje-YR3r-7I Дети проводят подходящую физкультминутку с минимальной помощью учителя.(Можно попросить провести физкультминутку ученика с ОВЗ) | Коммуникативная Личностная Снятие усталости, утомления. |
7.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. (7мин) | - организовать проверку умения применять алгоритм умножения десятичных дробей на типовых заданиях. | -Можете ли вы теперь с уверенностью сказать, что научились делить на десятичную дробь? -Приступаем к выполнению заданий самостоятельной работы. Раздаются задания на карточках в двух вариантах, выполнив которые, ученики меняются карточками. 1 вариант: а)304,5:0,5;б)16,45:4,7;6:3,75. 2 вариант: а)276,3:0,9;б)15,48:3,6;в)10:6,25. -Раздаются карточки – эталоны каждому ученику, а ученикам с ОВЗ карточки – подсказки. Слайд 9 Слайд10 | -Нет, нам надо выполнить самостоятельную работу и проверить себя. Ученики выполняют самостоятельную работу. -Выполняют самопроверку по эталону. Если допущена ошибка, то проговаривается шаг алгоритма, в котором она допущена. | Учебно – познавательная ; (анализ и преобразование по алгоритму); регулятивная. |
8.Включение в систему знаний и повторение. (8мин) | - учить применять знания в различных ситуациях; - развивать гибкость использования знаний. | - Выполните № 963(1,2,3),965(1,2,3) из учебника в парах переменного состава. Учитель называет, с кем будет работать ученик с ОВЗ. Слайд11 - Решить №976(1,2,3,4) самостоятельно. Ученики с ОВЗ решают под присмотром учителя или ученика, который быстрее и правильнее сделал задания. | Учащиеся выполняют задание. http://newgdz.com/fullpage/?30567946/246/uchebniki-5-klass/11058-chitat-matematika-5-klass-merzliak-onlain Учащиеся выполняют задание. http://newgdz.com/fullpage/?30567946/247/uchebniki-5-klass/11058-chitat-matematika-5-klass-merzliak-onlain | Учебно – познавательная ; (анализ и преобразование); исследовательская; Регулятивная; Личностная; Коммуникативная |
Домашнее задание (2мин) | Инструктаж по выполнению домашнего задания. | - Записываем домашнее задание: п.35,№967(1,2,3,4),977(1,2,3,4) Для учеников с ОВЗ: п.35,№967(1,2),977(1,2) Слайд 12 | Слушают объяснение учителя, записывают домашнее задание | Коммуникативная; Информационная; Личностная. |
9.Рефлексия учебной деятельности. (3мин) | - учить учащихся объективно оценивать собственную деятельность. | -Выполнили ли вы сегодня задачи урока? -Какую цель ставили перед собой на уроке? -Смогли ли её достичь? - Что более всего понравилось на уроке? -Оцените свою деятельность на уроке с помощью карточки самооценки.«5» - все плюсы; «4» – минус встречается больше одного раза, «3»- выполнял задания с подсказками учителя или одноклассника. Слайд13 - Оцените настроение на сегодняшнем уроке с помощью смайликов. - Молодцы. Вы хорошо поработали на уроке. Спасибо! Урок окончен. Слайд 14 | Ученики отвечают фронтально. -Научиться делить на десятичную дробь. -Да. -Ответы учащихся. -Оценивают свою деятельность с помощью карточки самооценки. -Учащиеся показывают смайлики. | Коммуникативная; Информационная; Личностная. |