Урок «Уравнение фигуры. Уравнение окружности» (9 класс, учебник А.Г Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир)
Организационная структура урока |
Этап урока | Содержание деятельности учителя | Содержание деятельности обучающегося (осуществляемые действия) | Формируемые способы деятельности |
I. Организационный момент | Приветствует обучающихся; проверяет их готовность к уроку. Создает в классе атмосферу психологического комфорта. – Сегодня у вас есть прекрасная возможность заняться мыслительной деятельностью! – Готовы ли вы дать нагрузку своему мозгу? | Настраиваются на учебную деятельность. Концентрируют внимание на работе во время урока. | Формируют навыки самоорганизации |
II. Проверка домашнего задания | Организует самопроверку домашнего задания. Задание № 307. Найдите координаты точки, принадлежащей оси ординат и равноудаленной от точек D(–2; –3) и Е(4; 1) | Заполняют таблицу. Задания | Решил правильно / неправильно | Не смог решить потому, что… | | | | | | | Решение. y = , M(0; 0,5) | Умение оценивать свои достижения |
III. Актуализация опорных знаний и жизненного опыта. Постановка учебной задачи | Предлагает учащимся определить, какие понятия им известны и понятны, а какие – нет. Вопрос запуска постановки учебной задачи: – Достаточно ли у вас знаний о понятиях «уравнение фигуры» и «уравнение окружности»? Формулирует учебную задачу: – Исследовать уравнение фигуры и уравнение окружности | Заполняют таблицу. Понятия | Знаю (+) / Не знаю (–) | Геометрическая фигура | + | Окружность | + | Уравнение | + | График уравнения | + | Уравнение фигуры | – | Уравнений окружности | – | Осознают важность решения поставленной учебной задачи. | Развивают навыки целеполагания |
IV. Сообщение темы. Постановка цели и задач урока | Сообщает тему урока. Организует совместное с учащимися формулирование цели и задач урока. – Внимательно прочитайте тему урока. – Что от вас ожидается на уроке? – Какие цели и задачи вы можете перед собой поставить? | Записывают в тетрадь тему урока. Участвуют в формулировании целей и задач урока: – понять, что собой представляют уравнение фигуры и уравнение окружности; – научиться использовать уравнение окружности | Формируют умения принимать и сохранять учебную задачу |
V. Мотивирование к учебной деятельности | Способствует обсуждению мотивационных вопросов: – Хочу ли я на этом уроке чему-то научиться? – Каков мой настрой на данный урок? – Сумел ли я сосредоточиться для работы на уроке? – Какова моя личная цель на данный урок? | Отвечают на мотивационные вопросы. Создают условия для успешной учебной деятельности. | Формируют умения выражать свои мысли. Развивают навыки самомотивации |
VI. Создание ситуации затруднения. Работа над темой урока | Организует обсуждение проблемного вопроса: – Что собой может представлять уравнение фигуры, заданной на плоскости ху? Организует исследование понятия «уравнение фигуры». Способствует поиску и анализу информации. Стимулирует самостоятельную познавательную деятельность учащихся. Отвечает на вопросы учащихся. Предлагает проанализировать уравнение окружности. Создает условия для изучения того, как выводится уравнение окружности. Объясняет, что имеет место и такое утверждение: – Любое уравнение вида , где a, b и R – некоторые числа, причем R 0 является уравнением окружности радиуса R с центром в точке с координатами (а, b). Организует изучение проблемного вопроса: – Как будет выглядеть уравнение окружности, если центром окружности является начало координат? Предлагает проанализировать решение задачи: – Составьте уравнение окружности, диаметром которой является отрезок АВ, если А(–5; 9), В(7; –3) | Принимают участие в обсуждении проблемного вопроса. Предлагают идеи, строят гипотезы. Планируют исследовательскую работу на уроке. Проводят исследование. Анализируют найденную информацию. Найденная информация | Мне непонятно… Вопросы учителю | Уравнением фигуры F, заданной на плоскости ху, называют уравнение с двумя переменными х и у, имеющее такие свойства: 1) если точка принадлежит фигуре F, то ее координаты являются решением данного уравнения; 2) любое решение (х; у) данного уравнения является координатами точки, принадлежащей фигуре F | Почему…? Как…? | Анализируют уравнение окружности Информация | Мне непонятно… | Вопросы учителю | Уравнение окружности радиуса R с центром в точке А(а, b) имеет вид | Почему…? | Как…? | | Каким образом…? | Зачем…? | Делают записи в тетради. Задают учителю уточняющие вопросы. Обсуждают проблемный вопрос. Планируют и проводят исследование. Найденная информация | Вопросы для дополнительных исследований | Если центром окружности является начало координат, то В этом случае уравнение окружности имеет вид | Почему…? | Анализируют предложенное решение задачи. Формулируют вопросы учителю для уточнения логики решения задачи. Решение | Комментарий ученика. Вопросы учителю | Так как центр окружности является серединой диаметра, то можем найти координаты (а, b) центра С окружности: Следовательно, С(1; 3) | Зачем…? | Радиус окружности R равен отрезку АС. Тогда | Каким образом…? | Следовательно, искомое уравнение имеет вид: | Почему…? | | Выражают свои мысли в соответствии с задачей. Проводят исследование. Анализируют информацию |
VII. Закрепление изученного материала | Организует конкурс на лучший вопрос по изученному на уроке материалу | Придумывают вопросы. Отвечают на вопросы одноклассников. Определяют вместе с учителем лучший вопрос. Например: – Какой вид имеет уравнение окружности с центром в точке (а, b) и радиусом R? – Что нужно знать, чтобы составить уравнение окружности? | Осуществляют актуализацию полученных на уроке знаний и умений |
VIII. Решение заданий | Задание № 328. Составьте уравнение окружности, если известны координаты ее центра А и радиус R: 1) 2) | Решения. 1) 2) | Развивают умения самостоятельно принимать решения |
IХ. Подведение итогов урока. Рефлексия | Организует подведение итогов урока обучающимися. Способствует размышлению учащихся над вопросами: – Могу ли я сказать, что разобрался в теме «Уравнение фигуры. Уравнение окружности»? – Что у меня лучше всего получалось на уроке? – Могу ли я объяснить, что такое уравнение окружности? – Доволен ли я результатами своей работы на уроке? | Подводят итоги своей работы на уроке. Проводят самооценку, рефлексию. | Отслеживают цель учебной деятельности |
Х. Домашнее задание | Помогает учащимся выбрать задания из учебника. Обращает внимание на возможности и способности учащихся | Выбирают задания, которые будут решать дома. Записывают домашнее задание. | Формируют навыки самоорганизации |