2. Актуализация знаний | Закройте глаза и представьте: море, волны плещут, откройте глаза. (Слайд.) Ветер по морю гуляет И кораблик подгоняет, Он бежит себе в волнах На поднятых парусах Для путешествия нам потребуется багаж, в который мы сложили все знания о Лексике. Разгадайте кроссворд:1.Слова, близкие по лексическому значению.2. Словарный состав слова. 3. Слова, имеющие одно лексическое значение. 4. Сборник слов, расположенных в алфавитном порядке.5. Слова, противоположные по лексическому значению. Какое слово получилось? В каком разделе изучаются слова? Итак, как вы думаете, в какое сказочное царство-государство мы продолжим путешествие? О чём мы с вами сегодня будем говорить? Какая тема сегодняшнего урока? Об этом мы узнаем, прослушав сказку. | Слушают учителя, участвуют в диалоге с учителем. Отвечают на вопросы, записывают ответы кроссворда, приводят примеры. Обучающиеся называют тему урока, записывают её в тетрадь. | Познавательные: осознают учебно-познавательную задачу. Регулятивные: планируют необходимые действия, операции. Коммуникоммуникативные: работают в парах (обмениваются мнениями, учатся понимать позицию партнера, в том числе и отличную от своей) |
3. Выявление места и причины затруднения. | Вот, наконец, наш корабль приплыл в лексическое царство – в языковое государство, в котором жил-был царь Лексикон, и много было подданных в его подчинении: и богатые Синонимы, и вечно спорящие Антонимы, и древний род Историзмов, и многоуважаемая семья Фразеологизмов, даже иностранцы прижились в царстве Лексикона, и фамилию им дали русскую – Заимствованные. И вот однажды у царских ворот появились два мальчика одинаковых с лица, и имена у них были одинаковые – Вал и Вал, но неизвестно, какого они роду-племени. Стали их звать-величать Вал-1 и Вал-2. Хотели их усыновить Историзмы, но очень уж молоды были братья. Не прижились они и у Многозначных, слишком разные были характеры у юношей. Взрослели мальчики не по дням, а по часам, и стало очевидно, что дети только внешне одинаковые, а по нраву абсолютно разные: Вал-1 – яростный, непослушный, как морская волна; Вал-2 – работящий, деловой, изобретатель. И повелел Лексикон своей волей царскою, что Вал-1 и Вал-2 станут родоначальниками нового рода по фамилии Омонимы, что в переводе с греческого означает «одинаковые имена». Стали Омонимы жить-поживать в лексическом царстве и песенку о себе напевать: Мы слова из русской речи, Из родного языка! Одинаково нас пишут, Одинаково нас слышат. Но важна не только внешность, Потому не торопись, Не всегда нужна поспешность, Ты до смысла доберись. Наподобие начинки, Смысл запрятан в серединке, Сходным лицам вопреки Мы по смыслу – далеки. Вопросы: - Какие лексические термины встретились нам в сказке? - Как назвали в царстве Лексика новых «жителей» и почему? Так какова же тема нашего урока? Назовите пару омонимов из сказки. (Вал-1 и Вал-2) Учащимся предлагается по группам задание: проанализировать словарные статьи «вал». Как они оформлены? Есть ли что-то общее в лексическом значении омонимов? - К какому выводу мы пришли? ВЫВОД: у каждого омонима отдельная словарная статья, каждый омоним обозначается цифрой, в лексическом значении нет ничего общего. Игра « Кто больше?» - Составьте как можно больше словосочетаний с указанным словом в разных значениях. Устно объясните каждое значение. На слайде: Кто (что) может быть … - дорогим (1 вариант) - добрым (2 вариант)? Слова для справок: мех, время, человек, совет, весть, день, память. - Как называются такие слова? - Как строится словарная статья в толковом словаре при многозначных словах? ( Все значения в одной статье). Физминутка: Мы ладонь к глазам приставим, Ноги крепкие расставим. Поворачиваясь вправо, Оглядимся величаво. И налево надо тоже Поглядеть из-под ладошек. И - направо! И ещё Через левое плечо. | Обучающиеся слушают сказку, рассказанную учителем. | Познавательные: осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно-следственные связи. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу. Коммуникативные: задают вопросы, отвечают на вопросы других Личностные: осознают свои трудности и стремятся к их преодолению; проявляют способность к самооценке своих действий, поступков. Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи, делают выводы. Регулятивные: осознают недостаточность своих знаний. Коммуникативные: задают вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации |
| Учащиеся называют многозначные слова, антонимы, синонимы, лексикон, фразеологизмы, дают определения и приводят примеры Задают вопросы для уточнения. Концентрируют внимание на заданиях, размышляют, анализируют, делают выводы, обобщая информацию. Выполняют различные роли в группе. Отвечают на вопросы, выполняют задания. Обучающиеся называют тему урока, записывают её в тетрадь. Работа в группах с толковыми словарями. Представители групп зачитывают словарные статьи. Обучающиеся сделают «открытие», что есть «вал-3». Делают вывод об особенностях словарной статьи. |
4. Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения. Творческая практическая деятельность по реализации построенного проекта. Физкультминутка | 1. Формулирует цель учебной деятельности вместе с учащимися, принимающими ее на себя. - А теперь отгадайте загадки. Право, я прическа - чудо! Заплести меня не худо. (Коса.) На лугу с шипеньем острым Управляюсь с сенокосом. (Коса.) В воду я вдаюсь полоской - Узкой, серенькой и плоской. (Коса.) Словами «коса» подписываются 3 рисунка на слайде. - Похожи ли предметы, изображенные на рисунках? - Чем похожи их названия? (Одинаково пишутся и произносятся.) - Есть ли сходства в значении этих слов? - Сколько предметов изображено на рисунках? - Сколько слов их обозначают? - Здесь три разных слова или одно многозначное? Организует и сопровождает совместную деятельность обучающихся, подводит к обобщению. Заглянем в толковый словарь. КОСА" - вид прически. КОСА2 - сельскохозяйственное орудие. КОСА3 - мыс, отмель. 2. Составление схемы «Сходство и отличия омонимов и многозначных слов». Работа в группах. №725. Задание 1 группе: Определить сходство. Задание 2 гр.: определить различия. Раз - подняться, потянуться, Два - нагнуться, разогнуться, Три - в ладоши три хлопка, Головою три кивка. На четыре - руки шире, Пять - руками помахать, Шесть - на место тихо сесть | Отвечают на вопросы, выполняют задания. Формулируют цель учебной деятельности в диалоге с учителем; высказывают собственные мысли, обосновывают свою точку зрения. В сотрудничестве с учителем и одноклассниками находят разницу между многозначными словами и омонимами. Обучающиеся используют справочную литературу. Результаты работы своих групп представители групп изображают на доске. Выполняют различные роли в группе. Выполняют элементарные физические упражнения | Личностные: осознают свои возможности в учении; способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием. Познавательные: извлекают необходимую информацию из прослушанного объяснения учителя, высказываний одноклассников, систематизируют собственные знания. Регулятивные: планируют (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, работают по плану. Коммуникативные: строят небольшие монологические высказывания, осуществляют совместную деятельность в парах и рабочих группах с учётом конкретных учебно-познавательных задач Личностные: осознают необходимость заботы о здоровье |
5. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону | 1. Выразительно прочитайте стихотворение Александра Шибаева и определите, есть ли в этом тексте омонимы. Норка вылезла из норки И пошла к знакомой норке. В нору норкину вошла, Норку в норке не нашла. Если норки нету в норке Может, норка возле норки? Нет нигде. Пропал и след. Норка-здесь, А норки нет! - О чём это стихотворение? - Назовите слова-омонимы. - Определите лексическое значение этих слов? - Какая книга помогает нам в определении лексического значения слова? *Норка - хищное млекопитающее; норка (от «нора») - временное или постоянное убежище, создаваемое животными в почве. -Запишите эти слова и сделайте морфемный (1 гр) и словообразовательный разбор (2 гр) каждого слова. - Ответьт 2. Ответьте на шуточные вопросы: 1) Каким 1)Каким ключом нельзя открывать двери? 2) Какую ноту кладут в суп? 3) Из какого крана нельзя брать воду? 4) Из каких ноготков не соберешь букета? 5.Выполните упр. 726. 6. Задание: Найдите омонимы и определите их вид. Лисички. - Кто вы? - Мы лисички, дружные сестрички. - Ну а вы-то кто же? - Мы лисички тоже. - Как, с одной-то лапкой? - Нет, ещё со шляпкой. Такса. Сев в такси, спросила такса: - За проезд какая такса? А водитель: - Денег с такс Не берем совсем. Вот так-с! - Знаете ли вы, что обозначает слово «каламбур»? - Омонимы нередко используются в художественной литературе и публицистике как стилистическое средство, усиливающее выразительность речи. Омонимы всегда были незаменимым средством остроумной игры слов. Это ценят поэты и писатели-юмористы. Каламбур – это игра слов. Именно в этом задании перед нами «каламбуры». | Выполняют упражнения, формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения. Смотрят презентацию. Тацию Представители у доски выполняют разборы. Обучающиеся отвечают на вопросы и комментируют свои ответы. Каждая группа даёт отчёт о проделанной работе. Формулируют собственные мысли, высказывают свою точку зрения. Оценивают работу групп. Самостоятельно выполняют упражнение. Представители групп озвучивают выводы . Обучающиеся отвечают на вопросы и знакомятся со значением слова «каламбур». | Личностные: понимают:, как использовать полученные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни. Регулятивные: оценивают свою работу; исправляют и объясняют ошибки. Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосно свою точку зрения. Позна Познавательные: устанавливают причинно–следственные связи, делают выводы. |
6.Включение в систему знаний и повторение. | Работа в парах по тексту( приложение 2). Создаёт условия для устранения перегрузки учащихся и овладения новым учебным материалом. | Выполняют задание, отвечают на вопросы. | Личностные: понимают:, как использовать полученные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни. Регулятивные: оценивают свою работу; исправляют и объясняют ошибки. Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосно свою точку зрения. Позна Познавательные: устанавливают причинно–следственные связи, делают выводы. |
7. Рефлексия учебной деятельности. | - Дайте оценку вашей работе. - Давайте составим Синквейн Омонимы Одинаковое, разное Пишутся, обозначают, играют Написание одинаковое – значения разные Средство выразительности. Закончите фразу: Сегодня на уроке я узнал… Я бы хотел, чтобы…. Я понял, что… - Дайте оценку нашей работе, испоьзуя карточи со смайликами. | Обучающиеся работают с листком оценивания. КВО (комментирование выставленных оценок) | Регулятивные: выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить. Самооценка. |