Конспект урока.
Тема урока: Коррекция мелкой моторики у воспитанников отделения молодых инвалидов на занятии по теме: «Цветы» (алмазная мозаика)
Тип урока: Повторение умения, выполнения работы в технике « Алмазная мозаика»
Цель: Научить воспитанников изготавливать картины в технике алмазной мозаике.
Задачи:
Образовательные: ознакомить учащихся с алмазной вышивкой, ее особенностями, историей, сформировать знания о технологии выкладывания цветных страз.
Развивающие: развивать познавательный интерес учащихся, способствовать развитию пространственного воображения, художественного вкуса, мелкой моторики, внимание.
Воспитательные: воспитание самостоятельности, аккуратности, ответственности за результат своего труда, умение доводить начатое дело до конца
Форма обучения: индивидуальная, дифференцированная работа в группе. Методы обучения: наглядно – демонстрационный, деятельностный, практический.
Основные термины и понятия: алмазная мозаика, алмазные стразы, пинцет, клеевая основа.
Словарная работа : алмазная мозаика, стразы.
Оборудование: ПК, клеевой холст, инструкция, алмазные стразы, пинцет, карандаш, емкость для стразов, гелеобразный клей, линейка для подравнивания стразов, скотч, ножницы.
Вводная часть.
Ребята какие Вы знаете времена года? (зима, лето, осень, весна) А какое время года сейчас? (Весна).
1.Посмотрите как пробуждается природа после долгой зимы. Природа весной просыпается от зимней спячки, лучи солнца наконец начинают согревать все вокруг, а голова кружится от свежих природных ароматов. Пробиваются на встречу солнцу первые цветы. Какие вы знаете?
Ребята, скажите пожалуйста, в каких техниках мы с вами выполняли цветы (канзаши, квилинг, бисероплетение, ниткография, пластилинография, рисование по ткани, объемная аппликация, из бросового материала и т. д.)
Недаром я сегодня говорю о цветах и тема нашего занятия «Цветы».
Мудрец сказал ведь неспроста,
Что мир спасает красота.
Чем век свой маяться в безделье,
Займитесь лучше рукоделием,
-О чем пойдет речь на сегодняшнем уроке?
А сегодня мы продолжим с вами работу «Цветы» в технике «Алмазная мозаика»
Организационный момент
Организация начала учебной деятельности; создать эмоциональный настрой на совместную работу.
История возникновения алмазной мазаики
Мозаика давным-давно зародилась в Греции. Это древняя техника живописи, где использовались подручные природные материалы камни, галька, позже цветные камушки, стеклышки и сплавы и даже драгоценные камни. Мозаика - это вечная живопись сложенная из кусочков.
Этой техникой люди украшали свои жилища и церкви: выкладывая мозаикой полы, стены, своды. В греческих городах и селениях и в наши дни можно увидеть покрытие дорожек, террас, выложенных гладкой галькой. Эта техника дошла до нашего времени и сейчас она называется алмазная мозаика.
Правила безопасной работы с алмазной мозаикой
Прежде чем мы приступим к работе, вспомним правила техники безопасности при работе с ручными инструментами и мелкими деталями.
1. При работе с мозаикой необходимо, чтобы на рабочей поверхности не было ничего лишнего.
2.Все материалы и инструменты нужно хранить на специальном подносе или коробочке.
3.Алмазные стразы из пакетиков высыпать в лоток в небольшом количестве.
4.Во время перерыва в работе ножницы класть на стол и передавать с сомкнутыми лезвиями.
2. Использовать инструменты нужно аккуратно, с осторожностью.
3.Соблюдать чистоту и порядок на рабочем месте.
4.Выполнять работу внимательно, не отвлекаться посторонними делами.
5.По окончании работы убрать свое рабочее место.
Игра: На определение цвета. (Цветовой планшет)
ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТЫ
Нужно подготовиться к кропотливому труду. Поэтому рабочее место должно быть хорошо освещено и удобно. На столе не должно быть ничего лишнего, а сам он должен быть очень чистым, так как основа холста покрыта клеем и на нее быстро садится пыль и очень мелкий мусор;
Для удобства все стразы расфасованы по пакетам и подписаны. В случае, если пакетики без многоразовой застежки, лучше предварительно пересыпать их в удобные контейнеры с крышкой, чтобы они не потерялись, и подписать;
Высыпаем небольшое количество страз в формочки отдельно по цветам;
Предварительно подготавливаем линейку. Она пригодится для выравнивания рядов выложенной мозаики в процессе работы;
Чаще всего работу начинают с угла, с какого именно – никаких рекомендаций нет. Для начала работы необходимо отклеить защитную пленку с холста. Освобождаем от нее только тот небольшой участок, который будет выкладываться в ближайшее время. Отклеиваем новые участки только по мере необходимости, т.к. клеевая основа запылится;
Квадратные стразы. Для того чтобы выложить стразы на основу, берем пинцетом камень нужного цвета и укладываем его в соответствии со схемой в нужный квадратик. Делаем это аккуратно, слегка придавливая камешек к клеевой основе. Силу нажатия обязательно регулируем – если нажим недостаточный, то кристалл в скором времени может отклеиться. Возможную ошибку будет невозможно исправить при слишком сильном нажатии;
Круглые стразы. Их захватываем специальной палочкой, предварительно нанеся на ее кончик клей из набора, и приклеиваем к холсту;
Выложив несколько рядов мозаики, нужно взять линейку и подравнять уложенные стразы. Это позволит избежать перекоса картины по горизонтали или вертикали и сделает полотно картины более цельным и плотным;
Закончив работу полностью, накрываем картину салфеткой и прижимаем руками сверху для лучшего скрепления кристаллов с основанием
10.Готовая работа смотрится роскошно за счет переливания стразов. Конечно, никаких бриллиантов тут нет, а в работе используют акриловые камни разных цветов с такой же огранкой, как у настоящих алмазов. Отсюда не только название, но и шикарная игра граней и переливов, особенно когда на готовое изделие попадает свет.
По форме страз различают следующие: квадратные и круглые. Круглые чаще всего используют для создания картин частичной выкладки, а квадратные для полной. Круглые стразы придают больший объем картине.
Вы все молодцы, очень хорошо сегодня постарались! Но вы старались не только сегодня, но и каждое занятие.
Скажите, пожалуйста, у Вас все получилось на нашем занятии? А что не получилось? Обсуждение, выявление причин и способы устранения ошибок.
Оценка собственной деятельности.
Итог занятия: отслеживание выполнения работы за определенное время.
Технологическая карта
Предмет: трудовое воспитание (ремесло)
Тема урока: Коррекция мелкой моторики у воспитанников отделения молодых инвалидов на занятии по теме: «Цветы» (алмазная мозаика)
Тип урока: Повторение, закрепление умения, выполнения работы в технике « Алмазная мозаика»
Прогнозируемые результаты:
Образовательные: ознакомить воспитанников с алмазной мозаикой, ее особенностями, историей, сформировать знания о технологии выкладывания цветных страз.
Развивающие: развивать познавательный интерес учащихся, способствовать развитию пространственного воображения, художественного вкуса, мелкой моторики, внимания.
Воспитательные: воспитание самостоятельности, аккуратности, ответственности за результат своего труда, умение доводить начатое дело до конца.
Форма обучения: индивидуальная, дифференцированная работа в группе. Методы обучения: наглядно – демонстрационный, деятельностный, практический.
Основные термины и понятия: алмазная мозаика, алмазные стразы, пинцет, клеевая основа.
Словарная работа: алмазная мозаика, стразы.
Оборудование: ПК, клеевой холст, инструкция, алмазные стразы, пинцет, карандаш, емкость для стразов, гелеобразный клей, линейка для подравнивания стразов, скотч, ножницы.
Этапы урока, время | Время работы, формы, методы, приемы | Содержание педагогического взаимодействия инструктора восп-ка | Формирование УУД | Планируемые результаты |
1.Организационный момент (2 мин) | Создать эмоциональный настрой на совместную работу | | Самоопределение и мотивация к деятельности, эмоциональный настрой на урок | Способность регулировать свои действия, самоорганизация | |
2.Вводная часть (5 мин) | Фронтальная работа информационно-сообщающий | Подводящий диалог к формулированию темы и цели урока | | Развивать познавательный интерес воспитанников | |
| Наглядно-демонстрационный | История возникновения алмазной мозаики Словарная работа Правила техники безопасности при работе с ручными инструментами и мелкими деталями | Составление игры-задания в камушки Марблс Произношение и повторение новых терминов-слов Умение слушать и выполнять задания в соответствии с целевой установкой Применение знаний на практике | Способствовать развитию пространственного воображения, художественного вкуса, мелкой моторики, внимания Сформировать знания о технологии выкладывания цветных страз | Умение организовать рабочее место и осуществлять подбор материалов и инструментов, необходимых для выполнения практической работы, соблюдать трудовую дисципллину |
3. Самостоятельная работа воспитанников (15 мин) | Индивидуальная и Фронтальная работа Продуктивный | Последовательность выполнения работ | | | Воспитание самостоятельности, аккуратности |
4.Итоги работы. Рефлексия (3мин) | Обобщающий | Отслеживание выполнения работы за определенное время | Оценивание собственной деятельности Умение выражать свои мысли в устной форме | Оценивание собственной трудовой деятельности | Ответственность за результат своего труда, умение доводить начатое дело до конца |
Самоанализ занятия
1.Дата проведения занятия: 30.04.19г.
2.Воспитанники отделения молодых инвалидов
3.Трудовое воспитание (ремесло)
4.Тема урока: Коррекция мелкой моторики, внимания у воспитанников отделения молодых инвалидов на занятии по теме: «Цветы» (алмазная мозаика)
5.Тип занятия: Повторение, закрепление умения, выполнения работы в технике « Алмазная мозаика»
6.Цель: Научить воспитанников изготавливать картины в технике алмазной мозаики.
7.Оборудование: ПК, клеевой холст, инструкция, алмазные стразы, пинцет, карандаш, емкость для стразов, гелеобразный клей, линейка для подравнивания стразов, скотч, ножницы.
8.Форма обучения: индивидуальная, дифференцированная работа в группе. 9.Методы обучения: наглядно – демонстрационный, деятельностный, практический.
10.Основные термины и понятия: алмазная мозаика, алмазные стразы, пинцет, клеевая основа.
11.Словарная работа: алмазная мозаика, стразы.
12.Структура урока: (включала в себя следующие этапы)
-организационный момент;
-актуализация знаний;
-изучение и закрепление материала;
-словарная работа;
-история возникновения мозаики;
-оборудование и материалы;
-первичное закрепление знаний;
-правила безопасной работы с инструментами;
-последовательность выполнения работы;
-самостоятельная работа воспитанников под руководством инструктора по труду;
-итоги занятия, рефлексия.
Свое занятие я старалась построить поэтапно, используя информационно-коммуникативные технологии. Тип урока: комбинированный (повторение и систематизация материала, применение знаний в новых условиях). Формы организации познавательной деятельности: индивидуальная, дифференцированная.
Цель урока: Научить воспитанников изготавливать картины в технике алмазной мозаики.
Образовательные: ознакомить воспитанников с алмазной мозаикой, ее особенностями, историей, сформировать знания о технологии выкладывания цветных страз.
Развивающие: развивать познавательный интерес воспитанников, способствовать развитию пространственного воображения, художественного вкуса, мелкой моторики, внимания.
Воспитательные: воспитание самостоятельности, аккуратности, ответственности за результат своего труда, умение доводить начатое дело до конца.
На занятие были учтены возрастные и психологические особенности воспитанников.
На данном занятие применялся деятельностный метод обучения, который был реализован в следующих видах деятельности: учебной и деятельностно -трудовой. Любой процесс познания начинается с импульса, побуждающего к действию. Необходима мотивация, побуждающая воспитанника к вступлению к деятельности. Помня об этом, я попыталась продумать каждый этап урока, (электронная презентация), составление задания (игра в камушки Марблс). На всех этапах занятия ребята были вовлечены в мыслительную, а затем практическую деятельность, ребятам небходимо было использовать уже имеющиеся знания. Этапы занятия традиционны для практического занятия технологии. Для каждого воспитанника была создана ситуация успеха, что также способствовало повышению мотивации и поддержанию познавательного интереса к творчеству. При постановке вопросов и определении заданий на занятии я учитывала индивидуальные особенности воспитанников, давала только положительную характеристику результатам их деятельности, что стимулировало ребят и повышало их активность на занятие. Учебная информация была доступна и проста, но в то же время привлекательна для воспитанников. За счёт адаптации содержания практического задания, повысились возможности ребят в достижении поставленных целей на занятии. Учебное время на занятие использовалось эффективно, запланированный объём занятия выполнен. Интенсивность занятия была оптимальной с учётом физических и психологических особенностей воспитанников. Ребята остались очень довольны занятием. Структура занятия, его содержание, методы и приемы обучения соответствовали данному типу занятия и возрастной категории воспитанников. Вся запланированная программа была усвоена ребятами, поэтому, результаты на мой взгляд оптимальны.