Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока. Текст как единица синтаксиса.»
Технологическая карта урока
Учитель: Белоножко Александр Владимирович
Должность и место работы: учитель русского языка МБОУ СОШ №70 г. Томска
Тема урока:
УМК: Русский язык (Л.А.Тростенцова, Т.А.Ладыженская)
Тип урока: Текст как единица синтаксиса.
Класс: 8
Цель урока: развитие навыков коммуникативной компетенции в совокупности ее составляющих: речевой, языковой, социокультурной, компенсаторной, учебно-познавательной компетенций; развитие универсальных учебных действий; развитие личности обучающихся.
Практическая цель: обучение ролевому проигрыванию ситуаций общения и построения текстов в разных ситуациях и с разными людьми; обогащение словарного запаса обучающихся по теме и актуализация его в устной и письменной речи; развитие умения построения различных текстов, развитие навыков языковой догадки; развитие навыков прогнозирования, развитие ситуации общения, совершенствование умения грамматически и фонетически правильно оформлять свою речь на уроке.
Воспитательная цель: формирование культуры общения в разных ситуациях; развитие умения решать коммуникативные задачи через сотрудничество с одноклассниками.
Развивающая цель: ознакомление обучающихся с понятиями текст; развитие интеллектуальных и познавательных способностей; формирование умений собирать интересные факты при построении текста и использовать их для расширения своего кругозора и личностного саморазвития.
Образовательная цель: развитие умения прогнозировать дальнейшее развитие ситуации и искать пути решения различных проблем; развитие умений работать с таблицами, сравнивать полученную информацию; развитие умения устанавливать логическую последовательность фактов; развитие умения сжимать/расширять информацию, выделять основную мысль; развитие навыков восприятия текста и умения привлечь внимание слушателя; формирование и развитие навыков прогнозирования развития ситуации общения; формирование умений аргументировано высказать свою точку зрения по заданной ситуации общения; совершенствование умений работать с различными источниками информации.
Средства обучения и оборудование: мультимедийная презентация; компьютер; интерактивная доска.
Используемые технологии: сотрудничества; компетентностного подхода; здоровьесберегающие; развитие критического мышления: мозговая атака.
Ход урока
Этапы урока и их задачи | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Форма взаимодей-ствия | Формируемые УУД | Оборудование | Время |
1этап Мотивация к учебной деятельности | Здоровается с учениками Создаёт эмоциональный настрой на учебную деятельность. | Здоровается с учителем, садятся на свои места. Настраиваются на учебную деятельность. | ФронтальнаяУчитель-ученики. | Личностные (действия смыслообразования, учебно-познавательный интерес) | | 2/ |
2этап основная часть: Обучение построению текста | Предлагает просмотреть видеосюжет с разными вариантами приветствия и высказать предположения по теме урока. Подводит учеников к определению темы урока, опираясь на их предположения. | Смотрят видеосюжет и высказывают свои предположения. Предполагают разные варианты темы урока | Фронтальная, Индивидуальная Фронтальная | Коммуникативные, (действия прогнозирования) Регулятивные (действия прогнозирования) | Видео (ОМС-файл), интерактивная доска | 3/5 |
Введение новых понятий о тексте и его применении | Предлагает обучаюшимся самостоятельно поработать с учебным материалом презентации по теме урока и составить конспект. | Учащиеся работают с презентацией Составляют конспект. | Фронтальная, индивидуальная | | Мультимедийная презентация, интерактивная доска | 8/13 |
Активизация навыка работы с разными текстами и построение собственных | Предлагает самостоятельно выбрать и построить ряд текстовых диалогов для разных ситуаций. | Оформляют письменно в рабочих листах свои варианты построения текста. | Индивидуальная | Действие смыслообразования (личностные) | Мультимедийная презентация | 4/17 |
Рефлексия | Предлагает поменяться работами и найти возможные неточности. | Проверяют работы друг у друга. | Парная | Контроль (регулятивные) | | 3/20 |
Закрепление понятия текст и способы построения | Предлагает ученикам закрепить основные правила по изученной теме урока. | Сравнивают полученные результаты с образцом | Фронтальная, индивидуальная | Действия коррекции (регулятивные) | , интерактивная доска | 5/25 |
Осмысление и практика построения нового текста,ого правила; развитие умения устанавливать логическую последовательность фактов | Вводит конструкцию текстов. | Совместно с учителем определяют алгоритм преобразования и расширения смысловой нагрузки текста. | ФронтальнаяУчитель-ученик | Познавательные (логические действия) | Мультимедийная презентация | 5/30 |
Закрепление пройденного лексического и грамматического материала посредством выполнения задания | Дает ученикам задание самостоятельно выполнить задание в тетрадях. Одному ученику предлагает выполнить задание с использованием возможностей интерактивной доски. | Выполняют самостоятельно задание в тетрадях. | Индивидуальная | Познавательные (общеучебные действия) | ,интерактивная доска | 8/38 |
Рефлексия | Предлагает учащимся провести проверку данного задания и оценить ее. | Проверяют работу ученика (интерактивная доска) | Фронтальная, учитель-ученик | Контроль (регулятивные) | , интерактивная доска | 5/43 |
3этап заключительная часть: подведение итогов работы на уроке; оценивание; | Подводит итоги работы, дает оценку участия учащихся в работе; выставляет итоговые оценки. | Говорят, чему они научились на уроке и как могут использовать эти знания; | Фронтальная Индивидуальная | Регулятивные | | 2/45 |
Самоанализ результатов «переделки» урока
В целом, подводя итог, можно выделить, что урок оказался весьма эффективным, с точки зрения выполнения цели и задач урока, и соответствия возрастным особенностям учащихся. Урок соответствует своей структуре и содержанию. В процессе учебной деятельности осуществлялось широкое взаимодействие между учителем и учащимися, что ведёт к плодотворному и результативному обучению. Занятие выстроено последовательно и логично, каждый этап занятия направлен на достижение поставленной цели, что четко представлено на каждом из выполняемых заданий. Используемый на уроке материал и адекватно подобранные к нему задания позволили активировать у учеников пройденные лексические единицы и активизировать разные каналы для поступления и переработки информации. На уроке использовались такие формы социальной работы как, фронтальная, работа в парах и индивидуальная. Наиболее востребованной оказалась индивидуальная форма социальной работы: обучаемые участвовали в учебных ситуациях скорее реактивно (запрос преподавателя – ответ ученика), чем активно. Однако именно этот метод обучения является наиболее корректным и адекватным к данному контингенту обучающихся, поскольку именно он позволяет осуществить личностно-ориентированный подход и учесть такие индивидуальные особенности учеников как разная степень владения языком, мотивированность к обучению и индивидуальные поведенческие реакции. Необходимо отметить проявленную преподавателем толерантность по отношению к ученикам, что вызывает их расположение и создает на занятии доброжелательную атмосферу сотрудничества между преподавателем и обучающимися.
В конце занятия были подведены итоги занятия, выставлены оценки наиболее активным обучающимся. Обучающиеся ответили, что нового они узнали на данном уроке.