Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Поспелихинская средняя общеобразовательная школа №1»
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
Предмет: технология (обслуживающий труд)
Класс: 5
Тема: «Натуральные волокна растительного происхождения»
Учебник: Технология. Обслуживающий труд: 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений [Е.С. Глозман, О.А.Кожина, Е. Н. Кудакова, Ю. Л. Хотунцев]; М.:Дрофа, 2020.
Тип урока: урок открытия новых знаний
Калиничева Т.Н., учитель технологии
высшей квалификационной категории,
педагогический стаж 30 лет.
2023
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
Натуральные волокна растительного происхождения
Предмет: технология (обслуживающий труд).
Класс: 5
Цель урока: сформировать знания о текстильных волокнах растительного происхождения (лен и хлопок) и процессе получении ткани из них.
Задачи:
обучающие: систематизировать и дополнить знания, полученные учащимися в начальных классах о тканях и их изготовлении. Научить определять волокнистый состав хлопчатобумажных и льняных тканей;
развивающие: развить у школьников умение самоконтроля, эстетический вкус, формировать готовность к саморазвитию. Формировать представление о значении таких растений как хлопок и лён (эстетическом, утилитарном) в жизни человека через предъявление материализованных объектов - «образцов» (иллюстрации, слайды, волокна льна, хлопка и образцы тканей из них);
воспитательные: формировать осознанное понимание бережного отношения к природным ресурсам, уважение к труду людей, занятых в сельском хозяйстве.
Планируемые образовательные результаты обучения на уроке:
предметные: сформировать понятие о различных видах текстильных волокон, о производстве тканей, о свойствах тканей из растительных волокон;
метапредметные: развивать навыки исследовательской работы, включая навыки работы с информационными источниками (извлекать информацию из различных источников, анализировать, систематизировать, представлять результаты своей работы различными способами);
личностные: формировать мотивацию и самомотивацию изучения темы. Развивать готовность к самостоятельным действиям. Развивать трудолюбие и ответственность за результаты своей деятельности.
Формирование УУД на уроке:
познавательные: уметь анализировать и синтезировать полученную информацию, находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт;
регулятивные: уметь ставить цель, анализировать, проводить самооценку, рефлексию, уметь высказывать свое предположение, делать выводы;
коммуникативные: уметь высказывать свое мнение, слушать и понимать речь других, уметь организовать учебное сотрудничество.
Оборудование: ПК, мультимедийный проектор, экран, планшетный компьютер «Roverpad».
Наглядно-демонстрационные пособия: учебные пособия «Лён» и «Ткани растительного происхождения», коллекция «Хлопчатобумажные и льняные ткани».
Видеоряд: презентация учащегося «Растения, из которых получают ткань», слайды «VideoScribe», мультфильмы «МИ-МИ-Мишки на необитаемом острове» и «Ситцевая улица».
Структура и ход урока
№ п/п | Этап урока | Название используемого оборудования, программного обеспечения, информационных ресурсов | Деятельность учителя (с указанием действий с оборудованием) | Деятельность ученика | Время (в мин.) |
0. | Предварительная подготовка к уроку. | ПК, мультимедийный проектор | Закрепить видеоматериалы к уроку на панели задач ПК, включить проектор, написать на доске наименование нового раздела «Материаловедение». | | |
1. | Организационный | | Начинает урок со стихотворения Добрый день, добрый час! Как я рада видеть вас. Друг на друга посмотрели И тихонечко все сели. Книжки, ручки и тетрадки На столе лежат в порядке. | Рассаживаются по местам, проверяют готовность к уроку. | 1 |
2. | Мотивационный (мотивация к учебной деятельности через проблемный вопрос). Формулировка темы урока. Целеполагание. | ПК, мультимедийный проектор https://youtu.be/amfnYMrOlCY ПК, мультимедийный проектор Программа «VideoScribe» | В начале урока предлагает посмотреть фрагмент мультфильма «МИ-МИ-Мишки на необитаемом острове». Девочки, а если бы вы оказались на необитаемом острове без одежды и без пищи. Смогли бы вы, например, изготовить себе одежду? Из чего? Сегодня мы переходим к изучению нового раздела. Знакомит с разделом «Материаловедение» (запись на доске). О чем нам поведает этот раздел? Давайте подумаем и определим тему, цель и задачи нашего урока. Предлагает ответить на вопросы: Из чего изготавливают ткань? Из каких растений получают волокно для изготовления нитей и тканей? Обобщает ответы учащихся и ведет к формулировке темы и цели урока. Сопровождается слайдами «VideoScribe» (тема урока, цель урока). А какие задачи предстоит решить на уроке? Выводит задачи на слайде «VideoScribe». | Смотрят фрагмент мультфильма Настраиваются на рабочий лад и получение новых знаний. Осмысление проблемы, нахождение ответа на проблему, используя имеющиеся знания и свой жизненный опыт. Ответы детей Анализ слова «Материаловедение». Через анализ слова составляют определение нового раздела. Отвечают на вопросы. Формулируют тему и цель урока. Тему записывают в рабочую тетрадь. Самостоятельный поиск задач урока. | 3 3 |
3. | Актуализация знаний. | ПК, мультимедийный проектор Презентация Power Point | Вы, конечно, знаете, что одежду шьют из ткани. А когда же появилась сама ткань? Приглашает ученицу с сообщением «Из истории появления тканей» и презентацией «Растения, из которых получают волокна». Включает презентацию. | Слушают сообщение ученицы, смотрят презентацию. | 20 |
4. | Первичное усвоение новых знаний. | ПК, мультимедийный проектор https://youtu.be/u2Ljrf9fua8 | Давайте попробуем и мы с вами из хлопка получить нить. Возьмите кусочек ваты и скручивайте пальцами, при этом немного растягивайте. Что получилось? Нить не очень ровная, толстоватая, но настоящая хлопчатобумажная нить. Ведь вата – это хлопок. Волоконца у хлопка короткие, ворсистые, а нить длинная. А как же и из чего делают саму ткань? Ткань вырабатывают из пряжи на ткацких станках, а пряжу – из волокон. А как из волокон хлопка получают ткань? На этот вопрос нам даст ответ фрагмент мультфильма киностудии «Союзмультфильм» «Ситцевая улица». Включает мультфильм | Скручивают нить из ваты. Отвечают на вопрос. Смотрят мультфильм, запоминают этапы процесса производства ткани. | |
5. | Первичная проверка понимания. Самостоятельная работа учащихся. | Планшет «Roverpad» (ЭФУ) | По окончании просмотра предлагает обсудить в парах: из каких этапов состоит производство ткани? Предлагает изучить классификацию текстильных волокон и нитей в электронном учебнике в виде слайд-шоу. (Включить планшет, выбрать приложение «Дай 5», кликнуть учебник технологии, «открыть» содержание учебника, выбрать параграф 12 «Натуральные волокна растительного происхождения», справа найти иконку «Слайд-шоу», кликнуть на иконку). Предлагает выполнить практическую работу «Определение волокнистого состава хлопчатобумажных и льняных тканей» (в учебнике на стр. 88-89) | Обсуждают в парах этапы производства ткани. Просматривают слайд-шоу «Классификация текстильных волокон и нитей» в электронном учебнике. В рабочей тетради выполняют практическую работу, используя коллекцию «Хлопчатобумажные и льняные ткани», учебные пособия «Лен» и «Ткани растительного происхождения». | 12 |
6. | Первичное закрепление. | Планшет «Roverpad» (ЭФУ) ПК, мультимедийный проектор | Предлагает выполнить задание на практическом тренажере в электронном учебнике «Ткани растительного происхождения». (Включить планшет, в конце параграфа справа кликнуть иконку «Практический тренажер»). Предлагает вернуться к задачам урока. Выводит задачи на экран. Предлагает учащимся оценить свою деятельность на уроке. Оценивает практическую работу и объявляет оценки. | Выполняют задание на тренажере «Соотнести виды волокон и их характеристики». Анализируют, делают выводы. Самооценка учащихся | 3 |
7. | Рефлексия. | | Предлагает выполнить «отделку ткани», наклеив на х/б ткань белого цвета картинки (цветы): - красный цветок (мне было интересно, я узнала много нового); - синий цветок (полученные знания я использую при выполнении проекта); - желтый цветок (все, о чем узнала на уроке, я расскажу маме) | Наклеивают цветы на ткань. | 2 |
8. | Домашнее задание. | | Предлагает взять листочки-визитки с домашним заданием, которые приготовлены для каждого ученика и разложены на ученических столах. Проводит инструктаж по выполнению домашнего задания разного уровня сложности (по выбору). Составить коллекцию тканей из х/б и льняных волокон. Найти интересную информацию про ткани, используя Интернет и дополнительную литературу. Узнать в магазине «Ткани» названия всех хлопчатобумажных тканей и записать в тетрадь. | Анализируют уровень сложности задания и выбирают для себя одно. | 1 |