Урок «Свойства степени с натуральным показателем» (7 класс, учебник А.Г Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир)
Организационная структура урока |
Этап урока | Содержание деятельности учителя | Содержание деятельности обучающегося (осуществляемые действия) | Формируемые способы деятельности |
I. Организационный момент | Приветствие. Проверка готовности обучающихся к уроку. Создание в классе атмосферы психологического комфорта. – Очень рада вас видеть сегодня на уроке! – Все ли готовы получать новые знания? – Что вам мешает настроиться на учебную деятельность? | Настраиваются на учебную деятельность. Концентрируют внимание на работе на уроке. | Формирование навыков самоорганизации |
II. Проверка домашнего задания | Организует самопроверку домашнего задания. Задание №176(4). Представьте число –0,00001 в виде степени с показателем, большим 1, и наименьшим по модулю основанием | Заполняют таблицу. Задания | Решил правильно / неправильно | Не смог решить потому, что … | | | | | | | Решение: – 0,00001 = (–0,1)5 | Умение оценивать свои достижения |
III. Актуализация опорных знаний и жизненного опыта. Постановка учебной задачи | Предлагает учащимся рассказать о своих достижениях в изучении темы «Степень с натуральным показателем». Вопрос запуска постановки учебной задачи. – Можете ли вы выполнять умножение и деление степеней? Формулирует учебную задачу. – Исследовать правила выполнения умножения и деления степеней | Выступают перед классом или в группах. – На последних уроках я узнал… – Я научился … – Мне нравится выполнять задания … – Я могу объяснить… Осознают важность решения поставленной учебной задачи | Развитие навыков целеполагания |
IV. Сообщение темы. Постановка цели и задач урока | Сообщает тему урока. Организует совместное с учащимися формулирование цели и задач урока. – Внимательно прочитайте тему урока. – Что от вас ожидается на уроке? – Какие цели и задачи вы можете перед собой поставить? | Записывают в тетрадь тему урока. Участвуют в формулировании целей и задач урока: – усвоить правила выполнения умножения и деления степеней; – научиться выполнять умножения и деления степеней | Умение принимать и сохранять учебную задачу |
V. Мотивирование к учебной деятельности | Способствует обсуждению мотивационных вопросов: – Почему для меня важно изучать умножение и деление степеней? – Какие усилия нужно приложить, чтобы достичь цели урока? – Каким образом тема урока отвечает моим потребностям, интересам, желаниям? – Какова моя цель на данном уроке? | Отвечают на мотивационные вопросы. Создают условия для успешной учебной деятельности. | Умение выражать свои мысли. Развитие навыков самомотивации |
VI. Создание ситуации затруднения. Работа над темой урока. | Организует обсуждение проблемного вопроса: – Как выполнить умножение двух степеней с одинаковыми основаниями? Например: Организует анализ теоремы. Отвечает на вопросы учащихся. Демонстрирует доказательство теоремы. Сообщает, что выражение выражает основное свойство степени. Предлагает провести исследование и выяснить, действует ли основное свойство степени для произведения трех и более степеней. Организует обсуждение проблемного вопроса. – Как выполнить деление двух степеней с одинаковыми основаниями? Например: . Предлагает проанализировать теорему. Отвечает на вопросы учащихся. Поясняет правило: – При делении степеней с одинаковыми основаниями из показателя степени делимого вычитают показатель степени делителя, а основание оставляют прежним. Организует изучение равенств: – – | Выбирают, как организовать свою работу на уроке: А) буду самостоятельно изучать новый материал; Б) буду работать в паре; В) буду работать в группе; Г) буду слушать объяснения учителя. Принимают участие в обсуждении проблемного вопроса. Испытывают определенные трудности при ответе на вопрос. Планируют проведение исследований. Анализируют теорему. Заполняют таблицу. Теорема | Мне непонятно… | Вопросы учителю | Для любого числа а и любых натуральных чисел и справедливо равенство: | | Как…? Почему… | Проводят исследования. Выполняют необходимые вычислительные действия. Например: Делают вывод: – При умножении степеней с одинаковыми основаниями показатели складывают, а основание оставляют прежним. Принимают участие в обсуждении проблемного вопроса. Испытывают определенные трудности при ответе на вопрос. планируют проведение исследований. Анализируют теорему. Заполняют таблицу. Теорема | Мне непонятно… | Вопросы учителю | Для любого числа а, отличного от нуля, и любых натуральных чисел и таких, что , справедливо равенство: | | Как…? Почему… | Проводят исследование. Анализируют найденную информацию. Теорема | Правило | Вопросы учителю | Для любого числа а и любых натуральных чисел и справедливо равенство: | При возведении степени в степень показатели перемножают, а основание оставляют прежним | Почему… | Для любых чисел а и b и любого натурального числа справедливо равенство: | При возведении произведения в степень каждый множитель возводят в степень и полученные результаты перемножают | Как…? | | Умение выражать свои мысли в соответствии с задачей |
VII. Закрепление изученного материала | Предлагают учащимся вспомнить основные выражения, которые изучались на уроке, и определить, насколько они их понимают | Заполняют таблицу. Объекты рассмотрения | Понимаю суть (+/–) | Могу объяснить (+/–) | | | | | | | | | | | | | | Актуализация полученных на уроке знаний и умений |
VIII. Решение заданий | Задания: 1. Упростите выражение: 1) 2) 3) 2. Представьте в виде степени выражение 216 3. Найдите значение выражения: 4. Сравните значения выражений: 163 и 652 | Решение. 1. 1) ; 2) ; 3) 2. 216 3. 4. 163 = (42)3 = (43)2 = 642 Следовательно, 163 2 | Умение самостоятельно принимать решения |
IX. Подведение итогов урока. Рефлексия | Организует подведение итогов урока обучающимися. Способствует размышлению учащихся над вопросами: – Что нового я узнал на уроке? – Достиг ли я поставленных целей и задач урока? – Что помешало мне лучше работать на уроке? – Доволен ли я своей работой на уроке? | Подводят итоги своей работы на уроке. Проводят самооценку, рефлексию. | Умение отслеживать цель учебной деятельности |
X. Домашнее задание | Помогает учащимся выбрать задания из учебника. Обращает внимание на возможности и способности учащихся | Выбирают задания, которые будут решать дома. Записывают домашнее задание. | Формирование навыков самоорганизации |