ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
Предмет: русский язык
Класс: 4-а
УМК: «Начальная школа «Русский язык. 4 класс» «Школа России»
Тема урока: «Спряжение глаголов».
Тип урока: урок изучения новых знаний и первичного закрепления
Дидактическая цель: Дать понятие о двух типах спряжения глаголов. Познакомить учащихся с распознаванием типа спряжения по окончанию и по лицу.
Задачи урока
Развитие умений определять спряжение глаголов, обобщать материал.
Развитие речи, внимания, умения анализировать, классифицировать, развитие навыков самооценки, самоконтроля.
Развивать умение рассуждать, делать выводы, опираясь на ранее полученные знания. Способствовать развитию познавательного интереса к предмету при организации учебного процесса.
Воспитывать чувство коллективизма, показать значимость каждого из учеников в единой работе класса через совместное выполнение познавательных заданий.
Методы обучения: репродуктивный, объяснительно-иллюстративный и частично-поисковый.
Формы организации познавательной деятельности: индивидуальная, парная, фронтальная.
Технология обучения: ТДМ, ИКТ, Технология проблемного обучения.
Структура урока (этапы): подготовительный, учебных действий, рефлексии.
Формирование ключевых компетенций: учебно-познавательной и коммуникативной
Планируемые результаты:
Предметные:
Уметь пользоваться алгоритмом определения спряжения глагола.
Уметь определять спряжение глаголов с безударным личным окончанием, выполняя пошаговые действия алгоритма.
Личностные. Уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.
Метапредметные:
– определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
– проговаривать последовательность действий на уроке;
– высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом учебника;
– уметь работать по коллективно составленному алгоритму действия;
- оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки;
- планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;
- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.
- уметь оформлять свои мысли в устной форме;
- слушать и понимать речь других;
- договариваться о правилах поведения и общения и следовать им;
– учиться работать в паре, группе; выполнять роли контролера, исполнителя.
- уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;
- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник и информацию, полученную на уроке;
– преобразовывать информацию из текстовой формы в схематическую;
– делать выводы о результатах совместной работы.
Основные понятия: начальная и личные формы глагола, спряжение глаголов, личные окончания глаголов
Межпредметные связи: литературное чтение.
Ресурсы:
учебник В. П. Канакина «Русский язык»
компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация «Спряжение глаголов»;
алгоритм определения спряжения глаголов.
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Хронология |
Подготовительный этап |
Организац. момент и мотивация | У нас много работы: нужно думать, запоминать. - А чтобы нам эффективно потрудиться на данном уроке, необходимо настроиться на работу. Закройте глаза. Сейчас я буду говорить вам неоконченные предложения, а вы будете их продолжать. - На уроке наши глазки внимательно смотрят и всё (видят). - Ушки внимательно слушают и всё (слышат). - Голова хорошо (думает). - Молодцы! Пусть девизом нашего урока станет пословица: «Не стыдно не знать, стыдно не учиться». -Откройте тетради. Запишите число. Классная работа. (записываю на доске). Приступим к активной деятельности. | -отвечают хором -записывают | 1,5 мин |
Подготовка детей к активной деятельности. Актуализация опорных знаний. | -Минутка чистописания самостоятельная по карточкам. Что без меня предметы? Лишь название А я приду- Всё в действие придёт: Летит ракета, Люди строят здания, Цветут сады, И хлеб в полях растёт. - Что мы знаем о глаголе? | -самостоятельная работа -в стихотворении говорится о глаголе. -ответы детей (обозначают действия, изменяются, отвечают на вопросы) | 3,5 мин |
Этап выявления места и причины затруднения. Самоопределение к деятельности | Вы все верно назвали. Существует еще одна категория глагола. Разгадайте кроссворд в паре, чтобы узнать ее название. Разгадайте кроссворд, в который надо вписать глаголы, поставив их в неопределенную форму. Глаголы для кроссворда. 1. Прошу. 2. Терплю. 3. Соберу. 4. Пойму. 5. Бегу. 6. Тру. 7. Подниму. 8. Ловлю. 9. Берегу. Решают кроссворд. Читают ключевое слово «спряжение». | | 5 мин |
Формулирование темы урока и учебных задач. | -как вы думаете, что мы сегодня начинаем изучать? -Сформулируйте учебные задачи на урок. | -спряжение глаголов - узнать, какие виды спряжения глаголов существуют; научиться различать спряжения. Выделить признаки, по которым слова относятся к группам спряжения. | 1 мин |
Учебные действия |
Построение и реализация проекта выхода из затруднения | Откройте учебник на стр.80 упр 163. Поработаем карандашом. Подставим местоимения к глаголам. Дети по цепочке самостоятельно на эл доске подставляют местоимения. -Можно ли сказать, что глагол имеет форму лица? -определите лицо глаголов - сделаем вывод. Что происходит с глаголом, когда изменяется местоимение? Прочитаем правило Покажите красный желты или зеленый карандаш. | -подписывают местоимения -да. От местоимения зависит окончание глагола -ответы детей -с изменением местоимения изменяется окончания глагола, то есть его форма. -дети подтверждают свое предположение. Выполняют самооценку | 5 мин |
Физкультминутка | Ваша задача не только выполнять действия, но и попробовать посчитать количество глаголов. Покачайтесь, покружитесь, потянитесь, распрямитесь, Приседайте, приседайте, пошагайте, пошагайте. Встаньте на носок, на пятку, Поскачите-ка вприсядку, Глубоко теперь вздохните, Сядьте тихо, отдохните. Всё в порядок приведите, Вновь трудиться все начните. | -выполняют действия -16 глаголов | 2 мин |
Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. | Составим небольшую таблицу в тетради. Изменим глаголы в подходящую форму. По очереди дети самостоятельно заполнят эл доску -какая часть слова изменилась? - Назовите окончания глаголов в 1 столбиках. Что общего в этих окончаниях? - Назовите окончания глаголов 2 столбика. Что общего? -с глаголами какого времени мы сейчас работали? -устно проделаем аналогичное задание с глаголами будущего времени (по слайду 4) - Назовите окончания глаголов в 1 столбиках. Что общего в этих окончаниях? - Назовите окончания глаголов 2 столбика. Что общего? -Сделаем вывод. Какие существуют окончания у глаголов 1 и 2 спряжения. - Мы изменяли глагол по лицам и числам или спрягали. -Покажите при помощи карандашей, на сколько вы справились с этим заданием | Работают в тетрадях -окончание -Содержат гласную -е и одно слово с –у -Содержит гласную - и и одно слово с -а Настоящего -ответы детей -Содержат гласную -е и одно слово с –ю -Содержит гласную - и и одно слово с -я -1 спряжение е или ут/ют. 2 спряжение и или ат/ят. | 3 мин |
Физкультминутка | Упражнения для расслабления глазных мышц. | Выполняют упражнения | 1 мин |
Этап самостоятельной работы с самопроверкой | Уч. С.82 №167. Выполняем самостоятельно. Один ученик выполняет задание на доске. -проверяем вместе с классом. При необходимости корректируем ошибки. -оцениваю ученика -оцените правильность выполнения своей работы | Самостоятельная работа -проверяют свою работу. -выполняют самооценку. | 5 мин |
Этап включения в систему знаний и повторения (групповая работа) | -разделитесь на группы по 4 человека. Подумайте над заданием упр.165. -молодцы. Проверяем. | -обсуждают -группы высказывают свои умозаключения и доказывают, что глаголы в прошедшем времени не спрягаются. | 3 мин |
Дополнительное задание на повторение (если остается время) | Устный тест - Чтобы проверить, насколько каждый из вас усвоил новый материал, я предлагаю вам выполнить тест. Пальчиками показываем правильный ответ 1. Глаголы: 1) склоняются 2) спрягаются 2. У глаголов при спряжении изменяется 1) окончание 2) основа 3. Лицо глагола определяй: 1) по местоимению 2) окончанию 3) по предлогу 4. Что называется спряжением? 1) изменение глагола по падежам 2) изменение глагола по лицам и числам 3) изменение глагола по родам и числам 5. Лицо и число можно определить у глаголов: 1)настоящего времени 2)будущего времени 3)прошедшего времени | -отвечают на вопросы | 2 мин |
Рефлексия |
Этап рефлексии учебной деятельности на уроке, д/з | Давайте сделаем вывод сегодняшнего урока. Для этого составим схему в РТ с 45 №100. Давайте подпишем рядом с рамочкой, что изменение глаголов по лицам и числам – это спряжение -Вывод 1) что узнали сегодня на уроке 2) чему научились на уроке Проанализируйте. На сколько успешны вы сегодня были на уроке. -откройте дневники запишите д/з . РТ с 45 №101. | -выполняют упражнение. -Есть два спряжения. Каждая группа имеет свои признаки по окончанию и лицу. -научились спрягать глаголы по лицам и числам анализируют свою деятельность на уроке - записывают | 3 мин |