Цель: определять и образовывать формы глаголов в прошедшем времени.
Материалы для учителя: Учебник «Русский язык» Канакина, Горецкий 4 класс 2 часть..
Материалы для учащихся: Учебник «Русский язык» Канакина, Горецкий 4 класс 2 часть; рабочая тетрадь, карточки с дифференцированным заданием.
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД | Методы обучения, КРР |
1.Мотивация к учебной деятельности | Приветствие учащихся. Настраивает на деятнельность. -Однажды, у одного господина корреспондент взял интервью. Послушайте его и догадайтесь, кто он. -Кор Что вы больше всего любите делать? Часть речи: Люблю действовать! Кор Что вы больше всего не любите? Часть речи: Не люблю предлоги и частицу НЕ! Кор Какими необыкновенными талантами обладаете? Часть речи: Могу путешествовать во времени! Кто же этот господин? - Верно - это глагол, наш знакомый незнакомец. Почему я его так назвала? - Верно, сегодня мы поговорим о глаголе, узнаем о нём много нового. Вывод: по частоте употребления в нашей речи глагол занимает второе место после существительного. Поэтому образованному человеку необходимо много знать о глаголе, правильно его употреблять и не делать ошибок в его написании. -Откройте тетрадь, запишите число и классная работа. | Приветствуют учителя, эмоционально настраиваются на урок. Слушают интервью -Этот господин глагол. -Мы не всё знаем о глаголах. Записывают в тетрадь число, классная работа Показывают свою готовность. | Л1: формировать положительное отношение к языковой деятельности; К1: формулировать собственное мнение и аргументировать его; | Формирование готовности восприятия учебного материала Беседа Игровой метод |
2. Актуализация опорных знаний | Минутка чистописания лЛ Закрепление пройденного - Попробуйте определить, когда пишется ца, когда – тся, а когда – ться? Обратите внимание на то, какими частями речи являются выделенные слова. - Составим предложение с любым глаголом, запишем его с комментированием, выполним разбор по членам. - Расскажите о глаголе из данного предложения. Дифференцированная работа Предлагает учащимся задания для работы у доски. Фронтальная проверка. | Прописывают в тетради буквы. Читают стихотворение: Молодица идёт по водицу,Что б царица могла напиться.А царица всё молоди(т…ся.)Не годится ей молоди(т…ся)! Выполняют задание в тетради. Описывают глагол по признакам. Уч 1. Синтаксический разбор предложения. Ласковое солнце согревает(3) землю теплом. Уч. 2. Определи спряжение глаголов. Полоть(1), смотреть – 2 спр., строить-2 спр., прятать-1 спр, кроить-2 спр., жать-1 спр, бороться-1 спр, топтать-1 спр, прогнать- 2 спр., дышать- 2 спр., брить – 1спр. . | Р2: формировать умение высказывать свои предположения относительно способа решения учебной задачи Р1: формировать умение принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности; П1: осуществлять синтез как составление целого из частей К1: формулировать собственное мнение и аргументировать его; | Беседа Игровой метод Беседа |
3.Организация познавательной деятельности 3.1. Целеполагание | — Прочитайте стихотворение. Проснулся, прищурился, сел, улыбнулся. Отдернул, зажмурился, встал, потянулся. Взглянул, причесался, намылил, умылся Зевнул, улыбнулся, почистил, побрился, -Чем интересно это стихотворение? В каком времени употреблены глаголы? Докажите.
Постановка цели и задач. | -Оно состоит только из глаголов Глаголы прошедшего времени обозначают действия, которые происходили до момента речи глаголы среди других форм глаголов, правильно произносить и писать возвратные глаголы - Познакомиться с особенностями возвратных глаголов, научиться правильно их писать. -Цель : определять и образовывать формы глаголов в прошедшем времени.. -Задачи: Определять грамматические признаки глаголов — время, число, род (в прошедшем времени в единственном числе); Изменять глаголы в прошедшем времени в единственном числе по родам; Применять разные способы проверки правописания слов: изменение формы слова. | П2: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; К2:: формировать умение слушать собеседника и понимать речь других; Л2: формировать умение сотрудничать с педагогом и сверстниками при решении учебных проблем, принимать на себя ответственность за результаты своих действий; Р1: формировать умение принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности | Подводящий диалог |
3.2. Открытие нового знания Физ.минутка | — Прочитайте. — Назовите все знакомые орфограммы, которые встретились в тексте. Объясните их написание. — Прочитайте четверостишие ещё раз. - Расскажите его друг другу в парах. (Письмо по памяти. Самопроверка по учебнику, самооценка.) - Разберите слово далёком как часть речи. (Проверка.) - Назовите синонимы к глаголам. | Выполняют задание Рассказывают друг другу стих. Один ученик работает у доски. Выполняют задание самостоятельно в тетради. | Л1: формировать положительное отношение к языковой деятельности; познавательной цели; К2:: формировать умение слушать собеседника и понимать речь других; Л2: формировать умение сотрудничать с педагогом и сверстниками при решении учебных проблем, принимать на себя ответственность за результаты своих действий; Р1: формировать умение принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности | Работа с книгой Беседа Работа в парах |
3.3.Первичное закрепление | Упр. 237(с. 112). (Коллективная работа по вопросам учебника, самостоятельное выполнение письменных заданий. Проверка, самооценка) Упр. 238 (с. 112). (Коллективная работа по вопросам и заданиям учебника.) - Какой вы можете сделать вывод? | Работают с упражнением. Выполняют задание. Распределяют глаголы по группам. -Глаголы в прошедшем времени изменяются по числам, в единственном числе – по родам, по лицам они не изменяются. | Р3: развивать умение понимать причины успеха и неуспеха выполнения учебной задачи; П3: работать с информацией, представленной в разных формах (текст, рисунок, таблица, схема), под руководством учителя и самостоятельно; | Беседа |
3.4.. Самостоятельная работа | Дифференцированные задания (Прил.1) | Выполняют задания на карточках: -с буквой «А» - обучающиеся с низким уровнем знаний; - с буквой «Б» – со средним уровнем; - с буквой «В» – с высоким уровнем знаний. | Р3: развивать умение понимать причины успеха и неуспеха выполнения учебной задачи; П3: работать с информацией, представленной в разных формах (текст, рисунок, таблица, схема), под руководством учителя и самостоятельно; | Самостоятельная работа |
3.5. Повторение и включение в систему знаний | «Блиц - опрос» (дополните фразу) Прошедшее время глагола образуется от при помощи и родовых и окончания во числе. Суффиксы -л- и -ть- служат для образования и называются В прошедшем времени перед суффиксом -л- пишется та же буква, что и в . Какие ещё суффиксы глаголов вы знаете?) Как проверить написание суффикса глагола в прошедшем времени? Почему некоторые суффиксы не включаются в основу слова? | -Окончаний -множественном -формы глагола, формообразующими. - в глаголе неопределённой формы перед –ть. -а-, -я-, - и-, -ы-, -о-. Отвечают на вопросы. | К1: формулировать собственное мнение и аргументировать его; К2:: формировать умение слушать собеседника и понимать речь других | Беседа Игровой метод |
РЕФЛЕКСИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Домашнее задание | Проводит рефлексию в форме эстафеты. Д/З: с. 112, упр. 236, | Оценивают свою деятельность Записывают домашнее задание. | Р3: развивать умение понимать причины успеха и неуспеха выполнения учебной задачи; | Самооценка Игровой метод |
Вставьте пропущенные окончания и укажите род глаголов.
Поставьте глаголы в форму прошедшего времени, укажите род.
Поставьте глаголы в форму прошедшего времени.