СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока русского языка "Корень слова. Однокоренные слова"(3 класс)

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока русского языка "Корень слова. Однокоренные слова"(3 класс)»

Технологическая карта урока (11.11.2020)

Предмет, класс

Русский язык , 3 «Б» класс МОАУ «Средняя общеобразовательная школа №5 г.Орска»

Учитель

Емельянова Екатерина Александровна

Тема урока

Корень слова. Однокоренные слова.

Цель урока

Формирование представления о корне как значимой части слова, формирование умения выделять корни в словах.

Задачи урока

обучающие

развивающие

воспитательные

 -повторить ранее изученные орфограммы, закрепить элементарные знания грамматической теории;

-способствовать формированию речевых и орфографических умений, навыков.


 - развивать орфографическую зоркость, внимание, память, расширять кругозор.



-воспитание положительной мотивации к учению, интереса к предмету.


Планируемые результаты

Личностные:

- формировать внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к школе; учебно-познавательные мотивы; учебно-познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой языковой задачи; способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Метапредметные:

регулятивные

-умение формулировать учебную задачу исходя из анализа материала учебника в совместной деятельности,

- планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока;

- ориентироваться в разных способах выполнения заданий.

- умение оценивать свою работу на уроке

познавательные

-развивать умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; строить речевое высказывание в устной форме; выдвигать гипотезу; проводить сравнение и классификацию слов; устанавливать причинно-следственные связи; делать обобщение; искать и выделять необходимую информацию; моделировать информацию.

коммуникативные

- в рамках учебного диалога формулировать высказывание, мнение, используя термины;

- адекватно взаимодействовать в паре и группе при выполнении учебного задания;

- договариваться и приходить к общему решению при работе в паре и группе.

Предметные:

-обучающийся научится находить однокоренные слова, выделять в словах корень;

-получит возможность научиться распознавать однокоренные слова в тексте и самостоятельно их записывать, различать, сравнивать однокоренные слова и слова-синонимы.

Методы и формы обучения

Объяснительно-иллюстративный, словесный, проблемный, метод самоконтроля; индивидуальная, фронтальная, работа в парах, в группах

Оборудование

Мультимедийный экран, компьютер, слайды, карточки с заданиями.



Организационная структура урока

Название этапа урока

ИКТ

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

Организационный этап.

Слайд №1

Проверяет готовность обучающихся к уроку – Какое настроение у вас сейчас?

- Чего ожидаете от урока?

Мы пришли сюда учиться,

Не лениться, а трудиться.

Работаем старательно,

Слушаем внимательно!

- Молодцы! Садитесь на свои места!

- Работать на уроке мы будем с листами самооценки. Не забывайте оценивать себя на каждом этапе. А я буду вести свою ведомость. И в конце урока мы сравним наши результаты.

Настроились на работу.


Актуализация знаний, постановка проблемы.

     


Слайд №2



















  1. Работа в группе со словами.

- Посмотрите на картину. Какое время года изобразил художник? Как вы догадались?

-Подберите эпитеты к слову «осень».

-Прочитайте слова, которые подобрала я.

Золотая, багровые, жёлтый, золото, жухлая, золочёный, зелёные, позолота, холодный.

-Что у них общего?

-Можно разделить слова на две группы?

-Подчеркните красным карандашом слова, в которых есть общая часть и близкое лексическое значение, синим – остальные.

-Какие слова подчеркнули красным? Как они называются?

-Синим? Как называются эти слова?

Оцените свою работу.


  1. Постановка и решение проблемы:

-Как найти корень? Что нужно сделать?

-Для чего нужно подбирать несколько слов?

-А синонимы подойдут?




делят слова в два столбика

-дают определение этим словам





Относятся к слову «осень», описывают это время года.





Оценивают свою работу


2. Постановка и решение проблемы:

Правила выделения корня в словах.


Познавательные:

- применять на практике учебные знания

Регулятивные:

— распределять обязанности для выполнения учебного задания в группе и паре.


Постановка цели и задач.

Слайд №3



1) Определение темы

-Как называется общая часть в этих словах?

-Почему мы их подчеркнули разным цветом?

-Почему мы не подчеркнули слово «жёлтый»?

-Значит тема урока…

- Тема новая для вас? В соответствии с темой поставьте цель.

2) Постановка цели урока

-Поставьте перед собой цель и задачи, что бы вы хотели от урока, использую опорные слова ВСПОМНИТЬ, ПРИЗНАКИ, КОРЕНЬ

Вспомнить…

Повторить признаки…

Отработать алгоритм…


1) Определение темы

Формулируют тему и цель урока

Корень слова. Однокоренные слова.

2) Постановка цели урока

-закрепить умение находить однокоренные слова, выделять в словах корень.

Задачи

Вспомнить, что такое однокоренные слова.

Определить, что такое корень слова.

Закрепить знания о признаках однокоренных слов и отработать алгоритм выделения корня.


Регулятивные:

- формулировать и удерживать учебную задачу;

- ставить учебную задачу в сотрудничестве с учителем;

Коммуникативные:

— формулировать собственное мнение;

— формулировать речевое высказывание.

- использование критериев для обоснования своего суждения


Минутка чистописания.


-Запишите число.

- Начнём работу с минутки чистописания.

- С какой целью мы проводим эту работу на уроке?

- Сделаем зарядку для пальчиков.

Наши руки сжались тесно

Что такое интересно

В руки мы бинокль возьмём

А потом их развернём

1,2,3,4,5

Будем с лёгкостью писать.

- Посмотрите , как я украсила слово, которое называет тему нашего урока. Запишите этот узор себе в тетрадь.

Руки? На месте!

Ноги? На месте!

Локти? У края!

Спина? Прямая!

-Оцените себя. А теперь поменяйтесь тетрадями и пусть вашу работу оценит сосед по парте.



















Оценивают свою работу.

Познавательные:

-поиск и выделение необходимой информации, структурирование знаний.

Регулятивные: ориентация на понимание причин успеха учебной деятельности;

овладение логическими действиями анализа, обобщения, классификации, установления аналогий, построение рассуждений.


Словарная работа

Слайд №4



  1. Словарная работа. Самостоятельная работа в парах.

-Сейчас напишем «взаимодиктант» в парах сменного состава «ручеёк».


..сина пш..ница р..бина г..рох

м..лина см..родина з..мл..ника ..вёс

1) У каждого ученика своё слово и он диктует его соседу.

2) Учитель на презентации открывает правильное написание.

3) Сосед исправляет ошибки, в которые были допущены в словах.

6) Снова берут тетради друг друга, ещё раз просматривают и ставят знак о том, что диктант проверен.

- С какими безударными гласными мы с вами работали в словарных словах? (С непроверяемыми.)

Обратная связь – цветные сигналы.

Зеленого цвета – работа выполнена без ошибок, желтого – 1 ошибка,

красного – 2 и более ошибок.


Оценивают работу.

Физкультминутка.

Записывают слова по вариантам.

Взаимопроверка по словарю.

Оценивают работу.

Регулятивные: - ориентироваться в разных способах выполнения заданий.

- умение оценивать свою работу на уроке.

Коммуникативные: участие в коллективном обсуждении проблемы, умение выражать свои мысли в соответствии с поставленными задачами и условиями.


Построение проекта выхода из затруднений.


Слайд №5,6

















Слайд №7





























Слайд №8















Слайд №9















Слайд №10


  1. Что объединяет все эти слова? Что у них общего?

- Какие части растения вы знаете? (корень, ствол, ветви.)

-Послушайте загадку:

Я у дуба, я у зуба,

Я у слов и у цветов.

Я упрятан в темноту

Я не вверх, а вниз расту. (Корень)

- О каких значениях корня говорится в загадке?

- Слово корень – многозначное!

-А можно ли назвать эти слова однокоренными? Почему?


Работа в группах.

- Вспомним правила работы в группе.

На карточках слова:

1 группа: лодка, лодочка, плот

2 группа: ложка, ложь, ложечка

3 группа: часовщик, часть, час.

4 группа: золото, жёлтый, золотой.

5 группа: желток, железо, жёлтый.

6 группа: гусь, гусеница, гусята.

-Найдите в каждой строчке лишнее слово и обоснуйте ответ.

-Так какими же двумя признаками должны обладать однокоренные слова?


1. Иметь общую часть (корень)

2. Иметь общее лексическое значение.


-Могут многозначные слова и синонимы быть однокоренными? Почему?


- Какую задачу мы решили?

-Оцените свою работу.


2.Что же такое корень слова?

- А теперь я предлагаю вам стать исследователями.

-Кто такие исследователи?

-Мы будем исследовать часть слова.

- Работать мы будем в парах.

- Попробуйте «вырастить» словесное дерево с корнем – гриб, сахар, муравьи, лед. Какие слова могут «вырасти» на этом дереве?

Гриб, грибок, грибной (суп);

сахар, сахарница, сахарная (свекла);

муравьи, муравейник, муравьиный;

лед, ледяной, ледышка.

Проанализируйте слова, записанные на ваших листах, и ответьте на вопросы, которые у вас есть, а затем сделайте вывод, что такое корень.

Вопросы:

- Что такое корень слова?

Корень слова – это ____________________

- Для чего он нужен? _________________________________

- Как обозначается?

Обозначается ______

2) Защита работы

- Как вам проверить, правильно ли вы провели исследование? Что вам поможет? (Учебник)


-Дежурный по словарю найдет понятие слова корень в толковом словаре, то, которое нам нужно.

- Какое значение этого слова нас интересует? (Ко́рень — морфема, несущая лексическое значение слова (или основную часть этого значения)

Работа по учебнику .

- Откройте учебники на с. 74, найдите понятие, прочитайте. Правильно. ли мы сформулировали понятие?

- С какой задачей мы справились? Зажжём зелёный огонёк.

Оцените свою работу.


Физкультминутка.

Встаньте из-за парт.

Настало время отдохнуть.



1.Выдвигают предположения.







Отгадывают загадку. Называют значения слова «корень».






Вспоминают правила работы в группе.











Составляют кластер.

Однокоренные слова


Общая часть Общее

(корень) лексическое

значение

Работа по кластеру.


Оценивают работу.




Исследование.

























Отвечают на вопросы.


Корень

слова


Главная

часть

слова


Заключено общее

лексическое значение



Знакомство со статьёй учебника. Подтверждают предположение.







2. Формулируют правила по опорным словам.










Личностные умения:

- Проявлять интерес к изучению темы

- проявлять навыки благожелательного общения друг с другом во время работы.

Регулятивные умения:

— выполнять учебное действие в соответствии с планом;

— выполнять

самопроверку учебного задания;

— контролировать своё поведение

Коммуникативные умения:

— формулировать собственное мнение;

— строить понятные для партнёра высказывания;

— использовать речь для регуляции своего действия;

— адекватно взаимодействовать в паре, группе и приходить к общему решению;

— формулировать речевое высказывание.

Познавательные:

-систематизировать и углубить свои представления о безударном,  проверяемом  и непроверяемом гласном звуке в корне слова;

-осознавать значение термина орфограмма, проверяемая орфограмма, непроверяемая орфограмма и использовать их при решении учебных задач.

Закрепление знаний


- Выполним на с.75 упражнение 132 самостоятельно.

Запишите слова по группам. Первый ряд работает у доски цепочкой. Остальные сверяются с доской.

Вернёмся к задачам нашего урока. Какую задачу мы решили, выполняя это задание?

- С любым словом составьте предложение.

- Ребята, какое предложение было более удачным. Запишем его и выделим грамматическую основу.

Мы долго писали и наши глазки устали, пришло время отдохнуть.

Физкультминутка (для глаз).

Глазки видят всё вокруг,

Обведу я ими круг,

Глазкам видеть всё дано,

Где же дверь и где окно,

Обведу я снова круг,

Посмотрю на мир вокруг.





Слайд №11





































Слайд

№12.

3.Вернемся к нашим задачам. Как же определить корень в слове? Давайте попробуем составить алгоритм нахождения корня в слове.

-Где мы можем использовать этот алгоритм? (проверит. безударную гласную в корне).

Работа по алгоритму в мини- группах у доски.

Вернёмся к слову рябина.

-Как вы думаете, какой корень в слове рябина? Докажите.

Рябина, рябинка, рябинушка, рябиновый, рябинник (заросль деревьев рябины)

Работа в паре (работает класс).

Возьмите лист с заданиями.

Шёл я как - то мимо речки.

Вижу: рыбаки сидят на берегу,

Ловят рыбу, рыбку и рыбёшку.

И решил я: рыбачкам сейчас я помогу.

В рыбный суп почищу я картошку.

Выкипает в котелке вода.

Где же ты рыбацкая удача?

Не клюёт сегодня рыба, вот беда!


-Выпишите однокоренные слова. Выделите корень.

-Какие однокоренные слова вам встретились? Почему эти слова однокоренные? Фронтальная проверка.

Оцените свою работу ладошками

- Какую задачу решили? Зажжём зелёный огонёк.

Итерактивный тест. (Работает 1 ученик. Проверяет класс «светофорчиками»).

Выбери правильный ответ.

  1. Корень передаёт …

а) основное значение родственных слов

б) название предметов

в) название признаков предметов

  1. Однокоренными называются слова ...

а) с похожим значением;

б) сходные по смыслу и имеющие общую часть - корень;

в) с похожим звучанием и общим смыслом.

  1. Какие слова являются родственными?

а) старик, старый, старт

б) чистый, чистюля, чистка

в) гладить, глядеть, гладильщица

4. Укажи корень данных родственных слов.

Здоровье, здоровый, выздороветь

а) – здор –

б) – здоров –

в) - здоро –


В процессе рассуждения выводят алгоритм.

Алгоритм определения корня слова

1-й шаг. Подумай над значением слова.

2-й шаг. Подбери родственные слова.

3-й шаг. Выдели общую часть.














Работа по алгоритму.











Опора на кластеры.

Регулятивные:

- ориентироваться в разных способах выполнения заданий.

- умение оценивать свою работу на уроке

Познавательные:

-систематизировать и углубить свои представления о безударном,  проверяемом  и непроверяемом гласном звуке в корне слова;

-осознавать значение термина орфограмма, проверяемая орфограмма, непроверяемая орфограмма и использовать их при решении учебных задач;

-развивать умение находить  способ действия, при решении учебной задачи  формировать  навыки  работы с информацией.

Коммуникативные:

- в рамках учебного диалога формулировать высказывание, мнение, используя термины;

- адекватно взаимодействовать в паре и группе при выполнении учебного задания;

- договариваться и приходить к общему

решению при работе в паре и группе.


Слайд № 13

4.Самостоятельная работа.

Учебник с. №137

-Перед вами орфографическая задача.

-Как вы думаете, что нужно сделать? Как будем рассуждать?

-Как можно назвать эти слова? Почему?

-Как определить корень слова?

-Проверим, вспомним составленный алгоритм и ознакомимся с информацией на с.76.

-Для тех, кто справится быстрее всех творческое задание: составьте с одним из слов предложение. Запишите его.


Взаимопроверка.

-Оцените свою работу.



Выполняют самостоятельную работу с последующей взаимопроверкой.

Обсуждают допущенные ошибки, исправляют их.




Регулятивные: организация учебной деятельности: соотнесение того, что уже известно и того, что неизвестно, постановка учебной задачи, планирование и контроль, коррекция и оценка, саморегуляция;

понимание выделенных учителем ориентиров действия в учебном материале;

использование знаково-символических средств представления информации для решения учебных и задач;

Коммуникативные: участие в коллективном обсуждении проблемы, умение выражать свои мысли в соответствии с поставленными задачами и условиями

Осознание и осмысление учебной информации.


Слайд № 14.

  1. Работа с разноуровневыми карточками (в тетрадь) 

  2. Уровень 1.

В задании выпишите спрятавшиеся слова. Выделите корень.

рочтыпаужрморозбыотмалывьлпвут

вдофюиклвагоциоьвытсафэкужацощ

понуяжфыхупморозецвобпыкухебво

итпамажурящазйморозныйвакцумизи

(Мороз, морозец, морозный.)

Уровень 2.

Спишите однокоренные слова выделите в них корень. Допишите в каждый ряд слово, которое нельзя переносить.

1) Бегать, бегун, пробег, беговой. (бег)

2) Домашний, домишко, домовой, домик. (дом)

3) Светить, светлый, светленький, светильник. (свет)

4) Конюшня, конный, конница, коняга. (конь)

Уровень 3.

Образуйте от данных слов однокоренные слова, выдели корень:

Кричать - …, ворчать - …, дрожать - …, говорить - … .

Проверка

Выбирают работу по силам.

Самооценка.

Познавательные:

-поиск и выделение необходимой информации, структурирование знаний.

Регулятивные: ориентация на понимание причин успеха учебной деятельности;

овладение логическими действиями анализа, обобщения, классификации, установления аналогий, построение рассуждений.


Рефлексия


Слайд №15.



















1) Подведение итогов урока

Акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности обучающихся на уроке (вывод)

-Вернёмся к началу урока:

-Какая тема?Цель?

-Задачи?

-Достигли мы этих задач?

«Заморочки из бочки» (работают в группе , выбрав карточку с вопросом из «бочки»):

-Что такое однокоренные слова?

-Что такое корень?

-Как найти корень в слове?

2) Учитель даёт краткий анализ работы на уроке.

3) Комментирует работу на уроке, выставляет оценки.

- А теперь поднимите руки те, у кого по всем пунктам стоят плюсы.

- Теперь встаньте те у кого 1-2 ошибки

- Кто допустил больше ошибок.

- Надеюсь мне удалось вам подарить интересный урок.

- А вы теперь просигнализируйте смайликами с каким настроением вы закончили урок.

- Спасибо за урок. Вы меня сегодня порадовали.ки.

1) Подведение итогов урока

Делают вывод:

Постановка цели урока

-формирование знаний о корне слова

Задачи

узнали, все о корне слова, как найти, для чего служит, как обозначается; научились находить корень в словах.


Формулируют конечный результат своей работы на уроке.





Личностные

- следование в поведении моральным нормам

Регулятивные умения:

— выполнять учебное действие в соответствии с планом;

— выполнять самооценку работы на уроке

Коммуникативные умения:

— формулировать собственное мнение;

- использовать критерии для обоснования своего суждения

Домашнее задание

Слайд №16.


Домашнее задание

Всем: с.78 упр.141.

Для любознательных: составить предложение со словом с непроверяемой орфограммой.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!