г. Таганрог
Одним из ключевых понятий ФГОС стала технологическая карта урока.
При проведении урока учитель пользуется сценарным планом урока, предоставляющим ему свободу в выборе форм, способов и приемов обучения.
2. Развивающие. Содействовать формированию учебно-информационных умений и навыков младших школьников: развивать учебно-деловую речь, пополнять словарный запас, умения работать с учебным материалом, сравнивать, обобщать, выделять главное, делать выводы.
3. Воспитывающие. Способствовать нравственному воспитанию учащихся, прививать интерес к изучению русского языка.
Межпредметные связи: окружающий мир.
Этапы | Формирование УУД | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
I. Организацион ный момент. Цель: включение детей в деятельность на личностно – значимом уровне. | Регулятивные: саморегуляция. Способность к мобилизации сил и энергии, способность к волевому усилию. | -Давайте начнём наш урок с улыбки. Создадим хорошее дружелюбное настроение, улыбнитесь друг другу. Улыбка – это залог отличного настроения, а отличное настроение – помощник в любом деле. Давайте будем друг другу дарить улыбку и радость (Слайд 2) | Контролируют и при необходимости корректируют свои действия. |
II. Мотивация к деятельности. Цель: включение обучающихся в учебную деятельность | Регулятивные: саморегуляция. Способность к мобилизации сил и энергии, способность к волевому усилию. Личностные: эмоционально – психологические. Мотивация к изучению темы. Регулятивные: целеполагание. Постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено и того, что ещё неизвестно. | - Ребята, прочитайте пословицу. «Каждый день жизнь прибавляет нам частицу мудрости». - Как вы её понимаете? (Слайд 3) - Русские пословицы помогают нам яснее понять намеки народной мудрости. - Вы знаете, что наши знания – это богатство, которое мы складываем в течение всей жизни в сундучок нашей памяти, а когда нужно, достаём и используем. - Я очень надеюсь, что сегодня каждый из вас сможет пополнить свой сундучок знаний. (Слайд 4) А теперь сосредоточьтесь и ответьте на вопрос «Прав ли ученик, рассуждая так: «Ш.рстяной» нужно писать с И, так как жи-ши пишу с гласной и. (Слайд 5) Обсуждение вопроса. Как же нужно решать орфографические задачи? - Попробуйте определить, над чем же нам предстоит работать? | Предполагают, строят ассоциации на основе знаний. - Узнаём что-то новое. Включение учащихся в постановку задач урока. -Нет не прав, потому что… Определяют задачи урока. |
ІІІ. Актуализация знаний. Цель: повторение изученного материала, необходимого для применения знаний и способов действий | Личностные: самоопределение. Выбор ценностных ориентиров. Познавательные: общеучебные. Умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме. Познавательные: логические. Выбор оснований и критериев для сравнения и классификации объектов. | - Сегодня на уроке мы отправляемся в загадочную страну Русского языка. Наше Путешествие будет проходить в городе Орфография, жители которого устанавливают единые правила написания слов. Ваши знания, полученные на предыдущих уроках, станут нашими помощниками. - Девизом сегодняшнего урока будет афоризм: «Зри в корень». (Слайд 6) - Как вы его понимаете? Попробуем его объяснить. | Вспоминают, систематизируют, осмысляют значение орфографии. Соотносят содержание афоризма с жизненной ситуацией - Смотреть в корень – видеть главное. (может и не быть ответа) |
ІV. Постановка учебной задачи. Цель: обсуждение затруднений («Чего мы ещё не знаем?») | Регулятивные: саморегуляция. Способность к мобилизации сил и энергии, способность к волевому усилию. Познавательные: общеучебные. Самостоятельное выделение и формулирование темы. Регулятивные: целеполагание. Постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено. | - Мы с Вами уже знаем, что в словаре слово «корень» имеет несколько значений. Кто помнит, как называются слова, имеющие несколько т.е много значений? - Какие значения могут быть у слова «корень»? (Слайд 7) - Как вы думаете, о каком значении корня мы будем говорить на уроке? (Слайд 8) - Как же вы объясните афоризм «Зри в корень»? - Правильно, мы будем упражняться в написании орфограмм в главной части слова – в корне. | - Многозначные - Корень – это главная часть растения. Корень – главная часть зуба. Корень – это главная часть слова. - О корне как главной части слова. - Смотреть в корень – видеть главное |
V. Применение знаний и способов действий. Цель: обеспечение повышения уровня осмысления изученного материала, глубины его понимания. | Регулятивные: саморегуляция. Способность к мобилизации сил и энергии, способность к волевому усилию. Познавательные: Логические. Установление причинно-следственных связей; выдвижение гипотез и их обоснование. Личностные: самосознание. Формирование мотивации к учению, интереса к изучению родного языка. | - Проверим, какие в вашем сундучке есть знания по этой теме, но сначала напомните мне и друг другу какой праздник мы все ждём и очень любим в самом конце декабря? Что нам всем нравится наряжать в канун этого праздника? Прочитайте предложение. (Слайд 9): Нарядили к празднику зелёную красавицу. - Решим орфографическую задачу: поставьте в словах ударения, выделите корень, подчеркните орфограммы. (работают самостоятельно) Взаимороверка: - Поменяйтесь тетрадями, проверьте работу друг друга. (Слайд 10) (на экране правильно обозначены орфограммы) - У кого всё правильно? Кто допустил ошибки? - В какой части слова встретилось больше всего орфограмм? - Какие орфограммы встретились в корне слова? | - Праздник Нового года. - Наряжаем сосну или ель. Решают орфографическую задачу. Осуществляют взаимопроверку Соотносят написание слова и способ его проверки, различают орфограммы в корне. - Безударные гласные в корне слова, парные согласные в корне слова, непроизносимые согласные в корне слова. |
| | - Молодцы! Много знаний вы достали из своих сундучков! Я вижу, что вам хорошо знакомы орфограммы о правописании безударных гласных, парных согласных, непроизносимых согласных. Постановка проблемного вопроса: -А что можно ещё узнать об этих орфограммах? Есть ли между ними взаимосвязь? Подумайте и скажите, можно ли сформулировать общее правило для проверки безударных гласных, парных согласных, непроизносимых согласных? Предлагаю вам сформулировать общее правило для проверки безударных гласных, парных согласных, непроизносимых согласных. ФИЗМИНУТКА | Предполагают, строят ассоциации (Возможные ответы) - Нельзя, потому что это разные правила. ИЛИ - А я думаю, что можно, потому что все правила связаны с корнем слова. - Во всех случаях подбираем однокоренные слова, значит – можно. |
VI. Поиск решения. Цель: обеспечение повышения уровня осмысления изученного материала, глубины его понимания. | Познавательные: общеучебные. Умение осознанно использовать правило при записи слов Коммуникативные: участвовать в коллективном обсуждении проблемы, строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками. Регулятивные: контроль, сличение способа действий и его результата с эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона, коррекция, внесение необходимых дополнений | ЭФУ- работа на странице 131. (Слайд 11) Встаньте кому удалось без ошибок выполнить это задание и вас оценили словом «Отлично». А кому не удалось выполнить правильно и вам рекомендовано «Попробовать ещё раз»? - Назовите орфограммы которые встретились в этом упражнении и в каком слове. - К какому времени года можно отнести словосочетания ненастная погода, низкие тучи, намело сугроб? Почему? - А в нашем Донском регионе зимы снежные? В нашем родном городе Таганроге какими словосочетаниями можно описать зиму? - А как вы понимаете словосочетание областной центр? Как называется наш областной центр? - Вернемся к упражнению с которым работали в ЭФУ. - На сколько групп можно распределить слова с орфограммами из данных словосочетаний? - Давайте запишем слова из упражнения по группам. - Выделите корень. Подчеркните орфограмму, устно подобрав проверочные слова. - Какое правило помогло проверить слова первого, второго, третьего столбика? А какая особенность в написании слов 4 столбика? - Предлагаю коллективно вывести общее правило для написания орфограмм в корне слова. - Совершенно верно, чтобы проверить эти орфограммы, нужно подобрать однокоренные проверочные слова. (Слайд 12) - А если при проверке слова достаточно было изменить в слове изменить окончание, можно ли сказать, что вы подобрали однокоренное проверочное слово? - Молодцы! Вы самостоятельно смогли сформулировать общее правило для трёх случаев проверки орфограмм в корне слова. (Слайд 13). | Работа с интерактивным упражнением. Осуществляют самооценку. Осуществляют классификацию орфограмм. - Зима мягкая, зима слякотная, теплая зима…. - Город Ростов-на-Дону. Запись упражнения в тетради. - Это словарные слова их следует проверять по словарю или запомнить. - Все орфограммы проверяются одним способом: с помощью однокоренных слов. - Нет. В этом случае изменяется форма слова. |
VII. Закрепление. Цель: каждый для себя должен сделать вывод о том, что он уже умеет. | Познавательные: логические, построение логической цепи рассуждений. Коммуникативные: участвовать в коллективном обсуждении проблемы, строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками Регулятивные: контроль, сличение способа действий и его результата с эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона, коррекция, внесение необходимых дополнений | - Предлагаю закрепить полученные знания. У вас на партах лежат разноцветные карточки с заданиями. Внимательно прочитайте каждый своё задание и приступайте к его выполнению. (по одному человеку работают у доски) 1. (Зелёная карточка) Исправь ошибки, подчеркни корневые орфограммы, выделив корень. Позним вечиром на халодную землю выпал снек. 2. (Синяя карточка) Выбери и подчеркни букву, которую нужно вставить в слове, напиши проверочное слово, выдели корень. шу(б,п)ка __________ к(о,а)лючий ________ ненас(?)ный ________ 3. (Жёлтая карточка) Образуй от имён существительных однокоренные имена прилагательные. Подчеркни корневую орфограмму. существительные прилагательные грусть ______________ скрип ______________ сладость ____________ Проверка. (Слайд 14, 15) – проверка задания на карточках синего цвета. (Слайд 16, 17) – проверка задания на карточках зелёного цвета. (Слайд 18) – проверка задания на карточках жёлтого цвета. | Самостоятельное выполнение работы на карточках. Наблюдают за местом орфограммы. Применяют изученные правила. Различают проверяемые и проверочные слова. |
VIII. Рефлексия деятельности. Цель: осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов своей деятельности. | Познавательные: общеучебные, выделение необходимой информации. | Подведём итог урока. - Что нового каждый из вас добавил в свой «сундучок знаний»? - Какие знания из наших «сундучков» помогли открыть новое? - Какие трудности возникли? - Кто ещё раз может повторить общее правило проверки слов с безударной гласной, непроизносимой согласной и парной согласной в корне слова? (Слайд 19) Посмотрите, какая нарядная новогодняя ёлочка. Вам нравится? Давайте и мы сейчас украсим ёлочку на доске разноцветными игрушками. У вас на парте лежат стикеры с изображением игрушек разного цвета. - Посмотрите на экран, выберите соответствующий цвет игрушки и прикрепите игрушку на ёлочку. (Слайд 20) | Осуществляют рефлексию, самооценку результатов работы. Оценивают результат своей деятельности |
IX. Домашнее задание. | Личностные: самосознание, мотивационная готовность. Регулятивные: саморегуляция, как способности к мобилизации сил и энергии, способность к волевому усилию. | Учебник с. 132, 133 по выбору упр. 1, 4. Урок окончен. (Слайд 21) | |