ФИО педагога: Аксенова Лариса Ивановна, учитель русского языка и литературы МКОУ «Березовская СОШ им. Героя Советского Союза Г.А.Рубцова» |
Предмет: русский язык |
Класс: 9 |
Общая информация о занятии |
Дата: 13.04.2018г. | Тема: «Деловые бумаги» | Цель: Организовать деятельность обучающихся по восприятию, осмыслению и закреплению знаний о деловых бумагах Задачи: 1. Познакомить обучающихся с деловыми бумагами, с требованиями к оформлению заявления и составления автобиографии; углубление знаний по теме; умение отличать официально-деловой стиль от других стилей речи; обогащение лексики обучающихся; 2. Формирование умения составлять заявление и автобиографию; развивать умение пользоваться толковым словарем; развивать коммуникативную и информационную компетенции; 3. Формировать социокультурную компетентность: бережное отношение к русскому языку устному и письменному |
Планируемые результаты |
Предметные | Метапредметные | Личностные |
- знать стилевые особенности текстов делового письма; -находить речевые штампы в тексте деловой бумаги; - редактировать тексты по требованиям к жанру деловой бумаги; -самостоятельно составлять композиционные модели определенного жанра | - способность осуществлять речевой самоконтроль в процессе учебной деятельности и в повседневной практике речевого общения; -способность оценивать свою речь с точки зрения её содержания, языкового оформления; -умение совершенствовать и редактировать текст | - стремление к речевому самосовершенствованию; - уважительное отношение к родному русскому языку; - осознание эстетической ценности русского языка |
Тип урока/занятия: | Материально-технические средства: | Технология (авторская методика): |
Урок – игра «Я деловой человек» (формирования и совершенствования новых знаний ) | 1. Русский язык, 9 класс, учебник для общеобразовательных учреждений. Москва «Просвещение», 2011г. Авторы С.Г.Бархударов, С.Е.Крючков; 2.Образцы оформления деловых бумаг; требования к оформлению 3. Толковые и орфографические словари | 1.Игровая технология; 2. Здоровьесберегающая технология |
Структурные параметры |
ЭТАПЫ урока/занятия | ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ | ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОБУЧАЮЩИХСЯ | ЗАДАНИЯ, направленные на достижение результатов | ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ |
1. Организация урока | Организация индивидуального рабочего места. Формирование групп. Делим обучающихся на 3 группы (количество групп соответствует количеству станций: «Служба безопасности», «Консультанты», «Референты») | Приветствие учителя; подготовка рабочих мест, рассаживание по местам | Все готовы к уроку? | Регулятивные: организация индивидуального рабочего места |
2. Мотивация к учебной деятельности | Создает условия для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в учебную деятельность, атмосферу доброжелательности. | Слушают учителя и отвечают на вопросы; говорят друг другу слова поддержки: «Ты со всем справишься» | Сегодня хороший день и я желаю вам такого же хорошего настроения. Давайте улыбнемся друг другу и пожелаем удачи. Вас ждет необычный урок русского языка – урок игра «Я деловой человек». | Коммуникативные: умение слушать и понимать других Личностные: эмоциональный настрой на предстоящую деятельность |
3.Актуализация знаний | Организует диалог, задает вопросы; проводит фронтальный опрос; проводит речевую гимнастику | Внимательно слушают, отвечают на вопросы, строят монологическое высказывание | Фронтальный опрос: - Все ли справились с домашним заданием? Закончите фразы: 1. Я хочу поступить в ваше училище (техникум, гимназию, колледж, на ваш факультет) потому что… 2. Я хочу работать в вашей фирме, потому что… 3. Деловое общение – это… | Познавательные: анализ объектов с целью выделения признаков, подведение под понятие Метапредметные: умение работать индивидуально; умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; Регулятивные: фиксация затруднения, саморегуляция в ситуации затруднения |
4.Формулирование темы и цели урока | Побуждение детей к активной мыслительной деятельности. Подводит обучающихся к формулировке цели и задач урока | Отвечают на вопросы, определяют тему и цель урока, записывают в тетради дату и тему урока | Задает вопросы: - Приходилось ли вашим родителям писать заявление о приеме вас в школу, в детский оздоровительный лагерь? - Все ли умеют оформлять текст заявления? - В каких случаях пишут заявление? составляют автобиографию? Определите тему урока. Сформулируйте цель урока | Познавательные: осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебной задачи; Метопредметные: способность определять цели предстоящей учебной деятельности; Регулятивные: принятие и сохранение учебной задачи |
5. Восприятие и осмысление обучающимися нового материала | Дает задание; задает вопросы; организует работу с учебником; организует работу станции «Служба безопасности», помогает и корректирует работу станции | Отвечают на вопросы учителя, выполняют задание, работают с учебником; составляют предложения; включаются в игру «Я деловой человек»; работает «Служба безопасности», которая находит в толковых словарях и разъясняет лексическое значение слов; определяет, как правильно написать слово; проверяют орфографические умения одноклассников Повторяют сведения об официально-деловом стиле; отвечают на вопросы; | - Откройте учебники на стр. 92, найдите словарные слова. - Определите их лексическое значение - Составьте предложения со словарными словами - «Служба безопасности» работает со словарями и проверяет орфографические умения одноклассников - Прежде, чем вы отправитесь на следующую станцию, повторите сведения об официально-деловом стиле на стр. 92 вашего учебника. Ответьте на вопросы: - В нашей жизни деловые бумаги играют большую роль. Какие виды бумаг вы знаете? - В каких случаях применяются данные виды бумаг? | Познавательные: осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий; Метапредметные: умение определять возможные источники необходимых сведений, умение работать индивидуально и организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; Коммуникативные: умение понимать и слушать других; использовать речь для регуляции своего действия Личностные: формирование мотивации к игровой деятельности; эмоциональный настрой на предстоящую деятельность Регулятивные: принятие и сохранение учебной задачи |
6. Первичная проверка понимания | Организует работу станции «Консультанты», помогает и корректирует работу станции | «Консультанты». работают с подготовленными образцами оформления деловых бумаг; знакомят с требованиями к оформлению заявления; помогают одноклассникам правильно составлять автобиографию и заявление. Ученики изучают требования к оформлению заявления и автобиографии, составляют заявление автобиографию (устно) | - Какой стиль необходимо выбрать для оформления деловых бумаг? - Что собой представляет заявление? автобиография? - Когда пишется автобиография? - Какие требования предъявляются к оформлению заявления и автобиографии вам расскажут «Консультанты» Практическая работа «Я деловой человек». Обучающиеся пишут заявление и составляют автобиографию (устно) | Познавательные: осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий; умение составлять деловые бумаги Метапредметные: умение работать индивидуально и организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; Коммуникативные: умение понимать и слушать других; использовать речь для регуляции своего действия Личностные: эмоциональный настрой на предстоящую деятельность |
7.Физминутка | Организует физические упражнения для снятия локального утомления | Выполняют упражнения | Выполните физические упражнения | Личностные: снятие утомления и напряжения мышц спины, пальцев рук. шеи |
8. Первичное закрепление | Организует работу станции «Референты», помогает и корректирует работу станции | Внимательно слушают задание; выполняют упражнение; редактируют предложенные тексты; отвечают на вопросы Работает станция «Референты». Референты проверяют умение правильно составлять деловые бумаги, предлагают тексты, в которых необходимо устранить стилистические ошибки | Переходим к следующему этапу нашего урока. Редактирование текстов. - Ребята, прочитайте заявление, которое в одной из своих книг привёл К.Чуковский. Соответствует ли оно требованиям, предъявленным к этому документу? (стр.93, упр. 210) - Прочитайте текст автобиографии. Соответствует ли он принятой форме документа? (упр.211) | Познавательные: умение редактировать текст, исправлять стилистические ошибки; проводить наблюдение Метапредметные: смысловое чтение, умение работать индивидуально и в группе Коммуникативные: умение понимать и слушать других; использовать речь для регуляции своего действия Личностные: формирование мотивации к игровой деятельности; опыт эмоционально-ценностного отношения к событиям |
9. Домашнее задание | Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению | Внимательно слушают и записывают домашнее задание | - Составьте заявление и напишите автобиографию в форме официального документа | Коммуникативные: умение понимать и слушать других; Личностные: опыт эмоционально-ценностного отношения к событиям |
10. Рефлексия | Организация итогового диалога, выводы по итогам работы на уроке | Самооценка, фиксирование результатов работы на уроке | Чему вы сегодня научились на уроке? | Коммуникативные: умение формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения, при необходимости отстаивать свою точку зрения, аргументируя её; учиться подтверждать аргументы фактами; Личностные: способность использования сформированных УУД в социальной практике |