Тема | Буква Ь для обозначения мягкости согласных на конце слова. |
Цель: | создать условия для формирования умения обозначать мягкость согласного звука при письме с помощью мягкого знака. |
Задачи: | Дидактические: актуализировать представление обучающихся о способе обозначения мягкости согласных звуков (мягкий знак); закрепить умение распознавать по звучанию твёрдые и мягкие согласные звуки; использовать имеющиеся знания при проведении звукобуквенного анализа слов и сравнении слов (по произношению, написанию, смыслу); повторить выученные слова с непроверяемыми безударными гласными. Развивающие: обеспечить развитие навыков письма, учить сравнивать и делать выводы, развивать фонематическое восприятие, слуховое и зрительное внимание; расширять словарный запас обучающихся. Воспитательные: содействовать формированию усидчивости и аккуратности при выполнении задания, вызвать интерес к учебному предмету, побудить учащихся к активности, воспитывать культуру поведения при фронтальной работе, индивидуальной работе. Формировать БУД: - Личностные БУД: положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней и эстетическому ее восприятию; целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве его природной и социальной частей; самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договоренностей; - Регулятивные БУД: адекватно соблюдать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т.д.); принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе; активно участвовать в деятельности. - Коммуникативные БУД: вступать в контакт и работать в коллективе (учитель-ученик, ученик-ученик, ученик-класс, учитель- класс); использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем; обращаться за помощью и принимать помощь; слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту. - Познавательные БУД: выделять некоторые существенные, общие и отличительные свойства хорошо знакомых предметов; делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале; читать; писать; работать с несложной по содержанию и структуре информацией (понимать изображение, текст, устное высказывание, элементарное схематическое изображение, таблицу, предъявленных на бумажных и электронных и других носителях). |
Планируемый результат | Предметные: Знать - правописание мягкого знака на конце слова. Уметь - обозначать мягкость согласных на конце слова ь. Личностные: - формирование положительного отношения к учёбе; - формирование нравственных качеств личности: целеустремлённости, дружбы, терпения; - адекватное понимание причин успеха (неуспеха) в учебном процессе. |
Основные понятия | Буква мягкий знак звука не обозначает, мягкость согласных в конце слова обозначается буквой мягкий знак. |
Межпредметные связи | Чтение, речевая практика, мир природы и человека. |
Ресурсы: - основные - дополнительные | - учебник «Русский язык 2 класс» ч.1, Э.В. Якубовская, Я.В. Коршунова, Москва «Просвещение», 2018 г.; рабочая тетрадь на печатной основе «Читай, думай, пиши 2 класс» 2 ч., Москва «Просвещение» 2018 г., лента букв. - ноутбук, проектор, карточки с заданиями, карточка со словарным словом, карточки для звукобуквенного анализа, презентация, оформление доски, карточки для рефлексии, коврики из искусственной травы. |
Организация пространства | Фронтальная работа, индивидуальная работа, работа у доски. |
Технология проведения | Деятельность учеников | Деятельность учителя | Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов | Планируемые результаты |
Предметные | БУД |
I. Мотивация к учебной деятельности (1 мин) Цели: формирование внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к уроку. Выполнять правила посадки на уроке. | Подготовка к уроку, настрой на работу. Ответы на вопросы учителя. | Прозвенел звонок Начинаем наш урок. - Здравствуйте, поздороваемся с гостями. Садитесь. - Придвинули стул, сели ровно, на столах порядок. - Урок русского языка. Что мы делаем на этом уроке? | Девиз урока: «мало уметь писать, надо уметь думать». | Приветствовать учителя. Настраиваться на работу. Поддерживать учебный диалог. | Л.I.1 К.I.1 К.I.5 Р.I.1 П.I.1 П.I.9 |
II. Формулирование темы урока, постановка цели (3 мин) Цели: Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока. | Ответы на вопросы учителя. Поддержание учебного диалога | - Давайте посмотрим на ленту букв русского языка. Они делятся на две большие группы, какие? - И ещё у нас есть два знака Ъ и Ь, они не гласные и не согласные, у них другая работа. - Какая буква лишняя? - Какую букву вы бы убрали из этой строчки? А почему? На доске записаны слова Вы произносите слова по очереди, я буду называть к нему пару. Догадались, что произошло со словами? Как мы на письме обозначаем это различие? Живёт в любимом букваре известный фокусник Мягкий знак – хитрый знак. Не сказать его никак. Он не произносится, но в слово Часто просится. - Догадались, какая у нас тема урока? - Сегодня мы будем изучать мягкий знак (ь) на конце слова. Нам предстоит выполнить задания, чтобы научиться правильно и аккуратно писать новые слова с мягким знаком. К нам пришёл в гости сказочный герой Буратино. Его очень умная и воспитанная подружка Мальвина заставляла часто мыть руки и чисто писать. Скажите, правильно соблюдать эти правила? Но если с мытьем рук у Буратино всё в порядке, то вот с некоторыми заданиями в письме у него сложности. Он всё время пытался писать носом, макая его в чернила. Но писать, конечно, нужно пальчиками. | А С Ь О М И У Угол был пыл кон Угол-уголь, был-быль, пыл-пыль, кон- конь. Изображение сказочного героя. | Целеполагание, анализируют цели и принимают их, умение строить речевые высказывания. Различать звуки гласные и согласные. | П.I.1 Р.I.2 |
Пальчиковая гимнастика (2 мин.) Цели: стимулирование мозговой деятельности ребёнка посредством развития мелкой моторики рук, подготовка руки к письму, снятие усталости и напряжения при письме | Повторяют стихи и движения за учителем. | На полянке, на лужайке Целый день скакали зайки (Прыгаем всеми пальцами по коврику) И катались по траве От хвоста и к голове (Прокатываем ладони от основания к кончикам пальцев) Долго зайцы так скакали Но напрыгавшись устали (Положить ладони на коврик) Мимо змеи проползали "С добрым утром"- им сказали (ладони по очереди волнами ползут по коврику) Стала гладить и ласкать Всех зайчат зайчиха мать (Ладони поочередно гладят коврик) Шла медведица спросонок А за нею медвежонок (бьем по коврику ребром ладони) А потом пришли детишки Принесли в портфелях книжки (Ходим по коврику средним и указательным пальцами переступая ими как ножками) Стали книжки открывать И в тетрадочку писать (Раскрываем ладошки, как книжки) | Коврики из искусственной травы | | |
Минутка чистописания (3 мин.) Цели: формирование навыка правильного написания букв, их соединений в словах | Выполняют правила посадки на уроке. Выполняют упражнение вместе с учителем. Все дети прописывают ь в тетради. Проведение самоанализа. | Открываем тетради, отступаем 2 чистые строчки, записываем число, «В классе». Следим за посадкой. - Сейчас мы напишем Ь. - Посмотрите, как правильно писать. Пишу на рабочей строке маленькую наклонную палочку с закруглением вправо, на середине строки довожу до овала. - Напишите мягкий знак пальчиком в воздухе, затем на парте. - Теперь правильно, аккуратно пропишем мягкий знак на строчке. – Обведите в кружок самую удачную и красивую букву, написанную вами. - Обратите внимание, как соединяется ь с другими буквами. | Фрагмент презентации. | | |
III. Изучение нового материала (10 мин) Цели: формирование представлений об обозначении мягкости согласного звука при письме | Хором проговаривают. Работа в тетради. | Работа с учебником. Назови слова, четко произнеси последний звук. Как он произносится, твердо или мягко? Запишите эти слова. Какая буква помогает последнему звуку быть мягким? Прочитаем правило. Как мы подчеркиваем мягкий согласный? | учебник с. 80 упр. 1 упр. 2, задания на полях. | Различать звуки гласные и согласные, твердые и мягкие на слух, в произношении, написании. Списывать по слогам с рукописного и печатного текста. | П.I.5 П.I.9 Р.I.2 К.I.4 Л.I.5 |
Зрительная гимнастика (2 мин.) Цели: формирование у детей младшего школьного возраста представлений о необходимости заботы о своем здоровье, о важности зрения, как составной части сохранения и укрепления здоровья | Выполняют упражнения вместе с учителем. | Чтоб глаза твои зорче были, Чтоб в очках тебе меньше ходить, Эти лёгкие движения Предлагаю тебе повторить. Вдаль посмотрим и под ноги, Вправо, влево побыстрей. Удивимся – что такое? И закроем их скорей. А теперь по кругу быстро, Словно стрелочка часов, Проведём глазами дружно Ну а дальше – будь готов. Теперь и вы все отдохнули, Новая забота: Нужно сделать на «отлично» Классную работу. | | | |
IV. Закрепление нового материала (15 мин) Цель: практическое изучение нового материал во время выполнения заданий. | По очереди определяют правильность написания словарных слов. На доске и в тетради изображают схему слова | Словарная работа. - Помогите Буратино выбрать нужную букву из предложенных. - Кто помнит, какое единственное слово здесь было с Ь на конце слова? Звукобуквенный анализ слова. - Как отличается количество букв и звуков? Работа в печатной тетради. РТ | Заяц, улица, морковь, помидор, Москва, ветер, карандаш, собака, капуста. МОРКОВЬ с. 4 № 3, 4, 5, задания на полях. | Анализировать слова по звуковому составу используя помощь педагога; Различать звуки гласные и согласные, твердые и мягкие на слух, в произношении, написании. | Л.I.5 К.I.3 П.I.9 Р.I.4 |
Физминутка (1 мин.) Цели: активно изменить деятельность детей, ослабить наступающее утомление, а затем снова переключить ребенка на продолжение занятий | Выполняют упражнения вместе с учителем. | Буратино потянулся, Раз – нагнулся, Два – нагнулся, Три – нагнулся. Руки в сторону развел, Ключик, видно, не нашел. Чтобы ключик нам достать, Нужно на носочки встать. | | | |
| Работа в тетради, устный звуко-буквенный анализ. Анализ и обобщение. | Что за буква? Кто узнает? Звука не обозначает, может только показать, как согласный прочитать. В руки взял он длинный шест- Получилось слово шесть. Не могу понять никак: Ты волшебник, мягкий знак? Мягкий знак-хитрый знак. О себе он скажет так: «Я волшебник. Захочу – Появлюсь и превращу Мел, которым пишут в школе, В мель, опасную на море. Угол в уголь, брата в брать… Так что, всем несдобровать – Тем, кто вздумает лениться, Без старания учиться. Так что, дети, не ленитесь И примерно все трудитесь. И тогда смогу сказать: Все получите вы пять! - Попробуйте и вы побыть фокусниками, но вместо волшебной палочки у вас будет Ь, благодаря которому мы будем менять смысл слова. Как превратить слова: мел - в мелкое место; угол - в топливо; шест - в число? Запишите парами выделенные и отгаданные слова. В чём их различие? - Сравните слова по количеству букв. - А по числу звуков? Почему? Вывод: Мягкий знак не обозначает звука, поэтому букв больше, чем звуков. - Одинаково ли произносится звук [л] в первом и во втором словах? - Какая буква показывает, что согласный звук [л] надо произносить мягко? - Какой вывод мы можем сделать? Вывод: Мягкий знак пишется после буквы согласного и вместе с ней обозначает мягкий согласный звук. - Что ещё меняет мягкий знак? Какой вывод можем сделать? Вывод: Может менять смысл слова. Ь – мягкий знак - обозначает мягкость согласного звука; - не обозначает звука; - может менять смысл слова. | мел - мель угол - уголь шест - шесть фрагменты презентации | Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью. Уметь обмениваться мнениями; слушать другого ученика. Построение логической цепи рассуждения. Анализировать слова по звуковому составу используя помощь педагога; | |
V. Контролирующее задание (12 мин) Цель: зафиксировать полученное знание, рассмотреть, как новое знание укладывается в систему ранее изученного. | Разбор предложений устно на доске, затем самостоятельно по карточкам. Списывание, письмо под диктовку. Принимают и сохраняют задачу | Прочитайте предложения, подберите подходящие по смыслу слова из правого столбика. Спишите эти предложения. Подчеркните на конце слов мягкие согласные вместе с мягким знаком. Спишите. Измените слова по образцу. Ставьте, где нужно букву ь. Игра. - Хлопаем в ладоши, если в слове услышали Ь: Гость, пирог, гусь, арбуз, дверь, тополь, рысь, друг, волк, мебель, замок, пень, ладонь, рыбак, огонь. Диктант «Плюс - минус». «Плюс» поставь, когда в словах Ты напишешь мягкий знак. Если в слове его нет, «Минус» напиши в ответ. | Вася … яблоко. Растёт высокая … . Пора … уроки. Миша … уроки. У Юры … груша. Юра … грушу. | ел, ель учит, учить ест, есть | МНОГО - ОДИН тетради – тетрадь календари - … буквари - … дожди - … медведи - … лоси - … День, сон, тень, Сыр, сок, лось, лень, Нос, нёс, рыть, рысь, Кот, конь, шум, шить. + - + - - + + - -+ + - +- + | Списывать с доски простые по структуре предложения, после предварительного анализа. Писать под диктовку слова, написание которых не расходится с произношением | Л.I.5 К.I.3 П.I.9 Р.I.4 |
VI. Рефлексия учебной деятельности на уроке (5 мин) Цели: фиксирование степени соответствия поставленной цели и результатов деятельности, получение обратной связи от учеников. | Отвечают на вопросы учителя. Формулируют продолжение фразы. Получают домашнее задание (карточки). | - О какой букве мы говорили на уроке? - Что нового узнали? - Какую работу выполняет мягкий знак в конце слова? - Сегодня на уроке я…(продолжите фразу). - А в подарок вам от Буратино необычное домашнее задание. Если вы правильно вставите в нужные слова ь, то увидите что- то интересное, вас ждёт сюрприз. Вы сегодня – молодцы! Отвечали, как бойцы! Всем спасибо за урок! | Карточки для рефлексии. ВОЗ . | ПЕН . | ДЕН . | СОЛ . | ЛУК . | ГНОМ . | ОЛЕН . | СОН . | МОСТ . | КУСТ . | НОС . | ПЯТ . | КОН . | РЫС . | СЛОН . | КРОТ . | ПЛОТ . | ДОМ . | ЛЕН . | СТОЛ . | СТУЛ . | ШМЕЛ . | ДОЖД . | ОСЕН . | МАК . | | Составлять по заданию учителя предложения | Р.I.4 К.I.6 К.I.7 |