СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока русского языка. Тема "Буква Ь для обозначения мягкости согласных на конце слова".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока русского языка. Тема "Буква Ь для обозначения мягкости согласных на конце слова".»

Ф.И.О. Хмеловская Елена Викторовна

Предмет: русский язык

Класс: 2

Тип урока: урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков.


Технологическая карта изучения темы

Тема

Буква Ь для обозначения мягкости согласных на конце слова.

Цель:


создать условия для формирования умения обозначать мягкость согласного звука при письме с помощью мягкого знака.

Задачи:


Дидактические: актуализировать представление обучающихся о способе обозначения мягкости согласных звуков (мягкий знак); закрепить умение распознавать по звучанию твёрдые и мягкие согласные звуки; использовать имеющиеся знания при проведении звукобуквенного анализа слов и сравнении слов (по произношению, написанию, смыслу); повторить выученные слова с непроверяемыми безударными гласными.

Развивающие: обеспечить развитие навыков письма, учить сравнивать и делать выводы, развивать фонематическое восприятие, слуховое и зрительное внимание; расширять словарный запас обучающихся.

Воспитательные: содействовать формированию усидчивости и аккуратности при выполнении задания, вызвать интерес к учебному предмету, побудить учащихся к активности, воспитывать культуру поведения при фронтальной работе, индивидуальной работе.

Формировать БУД:

- Личностные БУД: положительное отношение к окружающей действительности, готовность к организации взаимодействия с ней и эстетическому ее восприятию; целостный, социально ориентированный взгляд на мир в единстве его природной и социальной частей; самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договоренностей;

- Регулятивные БУД: адекватно соблюдать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т.д.); принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе;

активно участвовать в деятельности.

- Коммуникативные БУД: вступать в контакт и работать в коллективе (учитель-ученик, ученик-ученик, ученик-класс, учитель- класс); использовать принятые ритуалы социального взаимодействия с одноклассниками и учителем; обращаться за помощью и принимать помощь; слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту.

- Познавательные БУД:

выделять некоторые существенные, общие и отличительные свойства хорошо знакомых предметов; делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале; читать; писать; работать с несложной по содержанию и структуре информацией (понимать изображение, текст, устное высказывание, элементарное схематическое изображение, таблицу, предъявленных на бумажных и электронных и других носителях).

Планируемый результат

Предметные:

Знать - правописание мягкого знака на конце слова.

Уметь - обозначать мягкость согласных на конце слова ь.

Личностные:

- формирование положительного отношения к учёбе;

- формирование нравственных качеств личности: целеустремлённости, дружбы, терпения;

- адекватное понимание причин успеха (неуспеха) в учебном процессе.

Основные понятия

Буква мягкий знак звука не обозначает,

мягкость согласных в конце слова обозначается буквой мягкий знак.

Межпредметные связи

Чтение, речевая практика, мир природы и человека.

Ресурсы:

- основные

- дополнительные

- учебник «Русский язык 2 класс» ч.1, Э.В. Якубовская, Я.В. Коршунова, Москва «Просвещение», 2018 г.; рабочая тетрадь на печатной основе «Читай, думай, пиши 2 класс» 2 ч., Москва «Просвещение» 2018 г., лента букв.

- ноутбук, проектор, карточки с заданиями, карточка со словарным словом, карточки для звукобуквенного анализа, презентация, оформление доски, карточки для рефлексии, коврики из искусственной травы.

Организация пространства

Фронтальная работа, индивидуальная работа, работа у доски.



Технология проведения

Деятельность

учеников

Деятельность

учителя

Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов

Планируемые результаты

Предметные

БУД

I. Мотивация к учебной деятельности (1 мин)

Цели: формирование внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к уроку. Выполнять правила посадки на уроке.

Подготовка к уроку, настрой на работу.


Ответы на вопросы учителя.

Прозвенел звонок

Начинаем наш урок.


- Здравствуйте, поздороваемся с гостями. Садитесь.

- Придвинули стул, сели ровно, на столах порядок.

- Урок русского языка. Что мы делаем на этом уроке?

Девиз урока: «мало уметь писать, надо уметь думать».

Приветствовать учителя.

Настраиваться на работу.

Поддерживать учебный диалог.

Л.I.1

К.I.1

К.I.5

Р.I.1

П.I.1

П.I.9

II. Формулирование темы урока, постановка цели (3 мин)

Цели: Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока.

Ответы на вопросы учителя.

















Поддержание учебного диалога

- Давайте посмотрим на ленту букв русского языка. Они делятся на две большие группы, какие?

- И ещё у нас есть два знака Ъ и Ь, они не гласные и не согласные, у них другая работа.

- Какая буква лишняя?

- Какую букву вы бы убрали из этой строчки? А почему?

   

На доске записаны слова

Вы произносите слова по очереди, я буду называть к нему пару.

Догадались, что произошло со словами?


Как мы на письме обозначаем это различие?


Живёт в любимом букваре

известный фокусник

Мягкий знак – хитрый знак.

Не сказать его никак.

Он не произносится, но в слово

Часто просится.

- Догадались, какая у нас тема урока?

- Сегодня мы будем изучать мягкий знак (ь) на конце слова.  


Нам предстоит выполнить задания, чтобы научиться правильно и аккуратно писать новые слова с мягким знаком.

К нам пришёл в гости сказочный герой Буратино. Его очень умная и воспитанная подружка Мальвина заставляла часто мыть руки и чисто писать. Скажите, правильно соблюдать эти правила? Но если с мытьем рук у Буратино всё в порядке, то вот с некоторыми заданиями в письме у него сложности. Он всё время пытался писать носом, макая его в чернила. Но писать, конечно, нужно пальчиками.







А С Ь О М И У




Угол был пыл кон


Угол-уголь, был-быль, пыл-пыль, кон- конь.















Изображение сказочного героя.

Целеполагание, анализируют цели и принимают их, умение строить речевые высказывания.

Различать звуки гласные и согласные.

П.I.1

Р.I.2


Пальчиковая гимнастика

(2 мин.)

Цели: стимулирование мозговой деятельности ребёнка посредством развития мелкой моторики рук, подготовка руки к письму, снятие усталости и напряжения при письме

Повторяют стихи и движения за учителем.

На полянке, на лужайке

Целый день скакали зайки

(Прыгаем всеми пальцами по коврику)

И катались по траве

От хвоста и к голове

(Прокатываем ладони от основания к кончикам пальцев)

Долго зайцы так скакали

Но напрыгавшись устали

(Положить ладони на коврик)

Мимо змеи проползали

"С добрым утром"- им сказали

(ладони по очереди волнами ползут по коврику)

Стала гладить и ласкать

Всех зайчат зайчиха мать

(Ладони поочередно гладят коврик)

Шла медведица спросонок

А за нею медвежонок

(бьем по коврику ребром ладони)

А потом пришли детишки

Принесли в портфелях книжки

(Ходим по коврику средним и указательным пальцами переступая ими как ножками)

Стали книжки открывать

И в тетрадочку писать

(Раскрываем ладошки, как книжки)

Коврики из искусственной травы



Минутка чистописания

(3 мин.)

Цели: формирование навыка правильного написания букв, их соединений в словах

Выполняют правила посадки на уроке.

Выполняют упражнение вместе с учителем. Все дети прописывают ь в тетради.











Проведение самоанализа.

Открываем тетради, отступаем 2 чистые строчки, записываем число, «В классе».

Следим за посадкой.


- Сейчас мы напишем Ь.

- Посмотрите, как правильно писать. Пишу на рабочей строке маленькую наклонную палочку с закруглением вправо, на середине строки довожу до овала.

- Напишите мягкий знак пальчиком в воздухе, затем на парте.

- Теперь правильно, аккуратно пропишем мягкий знак на строчке.

– Обведите в кружок самую удачную и красивую букву, написанную вами.

- Обратите внимание, как соединяется ь с другими буквами.

Фрагмент презентации.



III. Изучение нового материала (10 мин)

Цели: формирование представлений об обозначении мягкости согласного звука при письме



Хором проговаривают.

Работа в тетради.

Работа с учебником.

Назови слова, четко произнеси последний звук. Как он произносится, твердо или мягко? Запишите эти слова. Какая буква помогает последнему звуку быть мягким?

Прочитаем правило. Как мы подчеркиваем мягкий согласный?

учебник с. 80 упр. 1






упр. 2, задания на полях.

Различать звуки гласные и согласные, твердые и мягкие на слух, в произношении, написании.

Списывать по слогам с рукописного и печатного текста.

П.I.5

П.I.9

Р.I.2

К.I.4

Л.I.5

Зрительная гимнастика

(2 мин.)

Цели: формирование у детей младшего школьного возраста представлений о необходимости заботы о своем здоровье, о важности зрения, как составной части сохранения и укрепления здоровья

Выполняют упражнения вместе с учителем.

Чтоб глаза твои зорче были,

Чтоб в очках тебе меньше ходить,

Эти лёгкие движения

Предлагаю тебе повторить.


Вдаль посмотрим и под ноги,

Вправо, влево побыстрей.

Удивимся – что такое?

И закроем их скорей.


А теперь по кругу быстро,

Словно стрелочка часов,

Проведём глазами дружно

Ну а дальше – будь готов.


Теперь и вы все отдохнули,

Новая забота:

Нужно сделать на «отлично»

Классную работу.




IV. Закрепление нового материала (15 мин)

Цель: практическое изучение нового материал во время выполнения заданий.


По очереди определяют правильность написания словарных слов.



На доске и в тетради изображают схему слова





Словарная работа.

- Помогите Буратино выбрать нужную букву из предложенных.

- Кто помнит, какое единственное слово здесь было с Ь на конце слова?

Звукобуквенный анализ слова.

- Как отличается количество букв и звуков?

Работа в печатной тетради.

РТ



Заяц, улица, морковь, помидор, Москва, ветер, карандаш, собака, капуста.



МОРКОВЬ



с. 4 № 3, 4, 5, задания на полях.



Анализировать слова по звуковому составу используя помощь педагога;


Различать звуки гласные и согласные, твердые и мягкие на слух, в произношении, написании.


Л.I.5

К.I.3

П.I.9

Р.I.4

Физминутка (1 мин.)

Цели: активно изменить деятельность детей, ослабить наступающее утомление, а затем снова переключить ребенка на продолжение занятий

Выполняют упражнения вместе с учителем.

Буратино потянулся,

Раз – нагнулся,

Два – нагнулся,

Три – нагнулся.

Руки в сторону развел,

Ключик, видно, не нашел.

Чтобы ключик нам достать,

Нужно на носочки встать.


































Работа в тетради, устный звуко-буквенный анализ.


Анализ и обобщение.

Что за буква? Кто узнает?

Звука не обозначает,

может только показать,

как согласный прочитать.

В руки взял он длинный шест-

Получилось слово шесть.

Не могу понять никак:

Ты волшебник, мягкий знак?

Мягкий знак-хитрый знак.

О себе он скажет так:

«Я волшебник. Захочу –

Появлюсь и превращу

Мел, которым пишут в школе,

В мель, опасную на море.

Угол в уголь, брата в брать…

Так что, всем несдобровать –

Тем, кто вздумает лениться,

Без старания учиться.

Так что, дети, не ленитесь

И примерно все трудитесь.

И тогда смогу сказать:

Все получите вы пять!


- Попробуйте и вы побыть фокусниками, но вместо волшебной палочки у вас будет Ь, благодаря которому мы будем менять смысл слова.

Как превратить слова:

мел - в мелкое место;

угол - в топливо;

шест - в число?

Запишите парами выделенные и отгаданные слова. В чём их различие?

- Сравните слова по количеству букв.

- А по числу звуков? Почему?

Вывод: Мягкий знак не обозначает звука, поэтому букв больше, чем звуков.


- Одинаково ли произносится звук [л] в первом и во втором словах?

- Какая буква показывает, что согласный звук [л] надо произносить мягко?

- Какой вывод мы можем сделать?


Вывод: Мягкий знак пишется после буквы согласного и вместе с ней обозначает мягкий согласный звук.


- Что ещё меняет мягкий знак?

Какой вывод можем сделать?

Вывод: Может менять смысл слова.


Ь – мягкий знак

- обозначает мягкость согласного звука;

- не обозначает звука;

- может менять смысл слова.





























мел - мель

угол - уголь

шест - шесть





фрагменты презентации

Выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.

Уметь обмениваться мнениями; слушать другого ученика.

Построение логической цепи рассуждения.


Анализировать слова по звуковому составу используя помощь педагога;


V. Контролирующее задание (12 мин)

Цель: зафиксировать полученное знание, рассмотреть, как новое знание укладывается в систему ранее изученного.


Разбор предложений устно на доске, затем самостоятельно по карточкам.




Списывание, письмо под диктовку.










Принимают и сохраняют задачу

Прочитайте предложения, подберите подходящие по смыслу слова из правого столбика.

Спишите эти предложения. Подчеркните на конце слов мягкие согласные вместе с мягким знаком.


Спишите. Измените слова по образцу. Ставьте, где нужно букву ь.

Игра.

- Хлопаем в ладоши, если в слове услышали Ь:

Гость, пирог, гусь, арбуз, дверь, тополь, рысь, друг, волк, мебель, замок, пень, ладонь, рыбак, огонь.


Диктант «Плюс - минус».

«Плюс» поставь, когда в словах

Ты напишешь мягкий знак.

Если в слове его нет,

«Минус» напиши в ответ.



Вася … яблоко.

Растёт высокая … .


Пора … уроки.

Миша … уроки.


У Юры … груша.

Юра … грушу.


ел, ель


учит, учить


ест, есть

МНОГО - ОДИН

тетради – тетрадь календари - …

буквари - …

дожди - …

медведи - …

лоси - …


День, сон, тень,

Сыр, сок, лось, лень,

Нос, нёс, рыть, рысь,

Кот, конь, шум, шить.

+ - + - - + + - -+ + - +- +

Списывать с доски простые по структуре предложения, после предварительного анализа.

Писать под диктовку слова, написание которых не расходится с произношением

Л.I.5

К.I.3

П.I.9

Р.I.4

VI. Рефлексия учебной деятельности на уроке (5 мин)

Цели: фиксирование степени соответствия поставленной цели и результатов деятельности, получение обратной связи от учеников.

Отвечают на вопросы учителя.

Формулируют продолжение фразы.





Получают домашнее задание (карточки).

- О какой букве мы говорили на уроке?

- Что нового узнали?

- Какую работу выполняет мягкий знак в конце слова?

- Сегодня на уроке я…(продолжите фразу).


- А в подарок вам от Буратино необычное домашнее задание. Если вы правильно вставите в нужные слова ь, то увидите что- то интересное, вас ждёт сюрприз.


Вы сегодня – молодцы!

Отвечали, как бойцы!

Всем спасибо за урок!

Карточки для рефлексии.







ВОЗ .

ПЕН .

ДЕН .

СОЛ .

ЛУК .

ГНОМ .

ОЛЕН .

СОН .

МОСТ .

КУСТ .

НОС .

ПЯТ .

КОН .

РЫС .

СЛОН .

КРОТ .

ПЛОТ .

ДОМ .

ЛЕН .

СТОЛ .

СТУЛ .

ШМЕЛ .

ДОЖД .

ОСЕН .

МАК .


Составлять по заданию учителя предложения

Р.I.4

К.I.6

К.I.7




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!