• формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению.
• контролировать, корректировать и оценивать собственную деятельность.
• извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.
• выделять главное, свертывать информацию до ключевых понятий, представлять информацию в виде схемы.
• группировать понятия по выбранным основаниям.
• уметь обосновывать свою точку зрения, слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения;
Ход урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД |
Организационный этап (1 мин) |
Учитель (У): Здравствуйте, ребята! Откройте свои тетради, запишите число и тему урока. Девятое марта. Классная работа. Личные местоимения. | Приветствие. Создание доброжелательной атмосферы, настрой на работу | Приветствие, проверка готовности к уроку | Коммуникативные УУД: формирование умения слушать и понимать |
Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся (1 мин) |
-Как вы думаете, какие из простых предложений в составе сложных будут независимыми? Обоснуйте свой ответ. На сегодняшнем уроке мы начнём изучение сложносочинённых предложений. | Обеспечить мотивацию учения школьника включение его в совместную деятельность по определению проблемы и целей урока. | Пытается формулировать ответ. Объясняет выбор орфограммы, разбирает предложения. Сталкивается с проблемой, предлагает способы её преодоления. Предлагает способы преодоления возникшей проблемы, постановка целей урока. | Познавательные УУД: анализ, синтез, моделирование, выбор оснований и критериев для сравнения, классификации, построение логической цепи рассуждений, формулирование задания, выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; Регулятивные УУД: контроль, коррекция; Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем, умение устанавливать и поддерживать контакт с собеседником, инициативно вести диалог, быстро реагировать на реплики собеседника, построение рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, формулирование проблемы, создание способов решения проблемы. |
Актуализация знаний (7 мин) |
Словарный диктант: Приклонить голову к груди матери, юная бесприданница, вдобавок, доморощенный, предавать идеалы, сахар-рафинад, отъявленный бездельник, цикл телевизионных передач, вытерпит невыносимую боль, беспримесное вещество, правило-помощник, полемизировать с оппонентом, исподтишка, отъявленный мошенник, церковнославянский, небезынтересный разговор. Фронтальный опрос • Назовите структурные типы предложений (простое предложение, сложное предложение). • Чем сложное предложение отличается от простого? (количеством грамматических основ: простое предложение – одна грамматическая основа, сложное – две и более) • Назовите виды связи в предложении (сочинительная связь, подчинительная связь, бессоюзная). • На какие группы делятся все сложные предложения? (сложносочиненные, сложноподчиненные, бессоюзные) • В чем заключается отличие между ССП и СПП? (Части ССП равноправны по отношению друг к другу, части СПП находятся в отношениях зависимости) | Организация подготовки и мотивации учащихся к надлежащему самостоятельному выполнению пробного учебного действия, его осуществление и фиксация индивидуального затруднения. | Отвечает на вопросы вслух, дополняет. Пытается исправить ошибки, обосновать свой выбор ответа. | Личностные УУД: мотивация; смыслообразование; Познавательные УУД: моделирование, построение логической цепи рассуждений; Регулятивные УУД: коррекция; волевая саморегуляция; Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем. |
Первичное усвоение новых знаний (7 мин) |
Объяснения учителя. (конспектирование основных положений). Учебник стр. 35-36, теория Сложносочиненное предложение – это такое сложное предложение, в котором два и более простых предложений связанны сочинительными союзами и интонацией. Части в сложносочинённом предложении равноправны, то есть нет главной и зависимой. Союз не входит ни в одну из частей сложносочиненного предложения. Сочинительные союзы | Соединительные | Разделительные | Противительные | и, да (= и), тоже, также, ни...ни | а, да (= но), но, однако, зато, не только…но и | или, либо, то...то, не то...не то, то ли...то ли. | Союзы в сложносочиненном предложении могут стоять не только между частями. Такие союзы, как тоже, также, же, могут стоять внутри второй части сложносочиненного предложения. Нужно быть внимательными, иначе можно спутать сложносочиненное предложение с бессоюзным. Мой друг отправился в музей, его сестра и брат тоже решили посмотреть на выставку. | Объяснение нового материала. Организация работы с текстом. Сопровождение учащегося, включение его в совместную деятельность | Работает с теоретическим материалом. Определяет разряды местоимений, распределяет их по лицам и числам в колонки таблицы. Ведет записи в тетради для конспектов | Познавательные УУД: подведение под понятие, выведение следствий, умение структурировать знания, освоение способа проверки; Регулятивные УУД: коррекция; Коммуникативные УУД: умение правильно и осознанно строить высказывание, аргументация своего мнения и позиции в коммуникации |
5. Первичное закрепление (19 мин) |
Работа в парах. Выполнить задание и прокомментировать: доказать, что это ССП. Звезда дрожит в огнях заката. Любви прекрасная звезда, а на душе легко и свято, легко, как в детские года. (И.С. Тургенев) Ещё в полях белеет снег, а воды уж весной шумят. (Ф.И. Тютчев) Знание – дерево, а дело – плоды. (Пословицы) То длинный сук её за шею зацепит вдруг, то из ушей златые серьги вырвет силой, то в хрупком снеге с ножки милой увязнет мокрый башмачок, то выронит она платок. (А.С. Пушкин) Самостоятельная работа Задание: Записать предложения в тетрадь, расставляя знаки препинания. К каждому составить схему, объяснить ее построение. Осенним вечером то скрипнет дверь, то тихо откроется калитка. Было уже десять часов вечера, и над садом светила полная луна. Перед ненастьем ласточки летают низко, и рыба не клюёт. В ветреный день леса шумят великим океанским шумом и вершины сосен гнутся вслед за пролетающим облаком. То падал как будто туман, то вдруг припускал косой дождь. Луна взошла багровая и хмурая, звезды также хмурились. Сердито бился дождь в окно, а ветер дул, печально воя. | Организация работы с текстом. Сопровождение учащегося, включение его в совместную деятельность Организует работу по определению видов сложных предложений. Направляет и дополняет деятельность учащегося. | Выбирает способ, на котором будет основано решение учебной задачи. Формулирует все «за» и «против», проговаривает правило вслух. Выполняет упражнение по заданию. | Познавательные УУД: подведение под понятие, выведение следствий, умение структурировать знания, освоение способа проверки; Регулятивные УУД: коррекция; Коммуникативные УУД: умение правильно и осознанно строить высказывание, аргументация своего мнения и позиции в коммуникации. |
7. Информация о домашнем задании, инструктаж о его выполнении (1 мин) |
Написать сочинение-миниатюру на тему «Осень», используя ССП. (10-15 предложений) | Организация домашней работы. | Фиксирование домашнего задания | Регулятивные УУД: отработка алгоритма по изученной теме |
8. Рефлексия (подведение итогов) (4 мин) |
Сложносочинённое предложение (ССП) – это предложение, части которого связаны сочинительными союзами, союзными словами и интонацией. Части в сложносочиненном предложении равноправны, и союз не входит ни в одну из частей. Смысловые отношения между частями в сложносочиненных предложениях выражаются при помощи союзов. Соединительные союзы могут выражать одновременность, последовательность, причину. Противительные союзы − сопоставление и противопоставление. Разделительные союзы − взаимоисключение или чередование. Закончите предложения: Мне было интересно… Я сегодня понял(а), что … Для меня было легко… Для меня было трудно… Комментированное выставление оценок (1 мин) | Организует фиксацию нового знания в памяти учащихся, анализ учебной деятельности учащимися, оценивание учащимся своей деятельности на уроке, фиксацию затруднений как направление для работы на следующих уроках. Комментирует полученные оценки. | Фиксирует результаты своей деятельности в соответствии с поставленными задачами, оценивает свою деятельность. Определяет свое эмоциональное состояние на уроке | Познавательные УУД: рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; Личностные УУД: самооценка на основе критерия успешности, адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности; Коммуникативные УУД: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью, формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации, использование критериев для обоснования своего суждения. Регулятивные УУД: оценка (выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения). |