СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока русского языка в 9 классе "Понятие о сложносочиненном предложении"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока русского языка в 9 классе "Понятие о сложносочиненном предложении"»

Технологическая карта урока русского языка в 9 классе


Тема урока: Понятие о сложносочиненном предложении.

Цель урока: повторить и обобщить сведения об основных группах сложносочиненного предложения по значению и союзам.

Задачи урока:

Образовательные:

  • совершенствовать умение определять смысловые отношения между частями сложносочиненного предложения;

  • закрепить навык постановки знаков препинания в ССП;

  • расширение и углубление знаний учащихся о постановке знаков препинания между частями сложносочиненного предложения.

Воспитательные: способствовать развитию культуры речи учащихся.

Развивающие: продолжить формирование компетенций учащихся: 

  • рефлексивной - через формулирование цели, анализ, самооценку и самоконтроль своей деятельности;

  • умение самостоятельно определять задачи своей деятельности; продолжить развитие умений сравнивать, анализировать, систематизировать полученные данные и делать выводы; 

  • коммуникативной - через различные виды речевой деятельности: монолог, диалог, дискуссию; 

  • информационной – преобразование информации: текст-схема.

Тип урока: Изучение нового материала

Планируемые результаты:

Личностные УУД:

готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

• формирование ответственного отношения к учению;

• формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению.

Регулятивные УУД:

умение работать по образцу, планировать (в сотрудничестве с учителем) свои действия в соответствии с поставленной задачей;

• удерживать цель деятельности до получения результата;

• планировать решение учебной задачи;

• контролировать, корректировать и оценивать собственную деятельность.

Познавательные УУД:

использовать приём планирования учебных действий с опорой на заданный алгоритм;

• извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.

• выделять главное, свертывать информацию до ключевых понятий, представлять информацию в виде схемы.

• группировать понятия по выбранным основаниям.

Коммуникативные УУД:

вступать в учебное сотрудничество с одноклассниками;

• планировать сотрудничество, соблюдать правила речевого поведения;

• уметь обосновывать свою точку зрения, слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения;

• высказывать свои мысли посредством устной и письменной речи;

Формы работы: фронтальная, индивидуальная: систематизация полученных знаний, оценка собственной деятельности на уроке, самоконтроль, взаимоконтроль.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, презентация к уроку “Сложносочиненное предложение”, раздаточный материал.


  1. Организационный момент. (1 мин)

  2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся (1 мин)

  3. Актуализация знаний. (7 мин)

  4. Изучение нового материала. (7 мин)

  5. Первичное закрепление материала. (19 мин)

  6. Итоги урока. (2 мин)

  7. Рефлексия. (1 мин)

  8. Домашнее задание. (1 мин)

  9. Выставление оценок. (1 мин)


Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

  1. Организационный этап (1 мин)

Учитель (У): Здравствуйте, ребята!

Откройте свои тетради, запишите число и тему урока.

Девятое марта.

Классная работа.

Личные местоимения.

Приветствие. Создание доброжелательной атмосферы, настрой на работу

Приветствие, проверка готовности к уроку

Коммуникативные УУД: формирование умения слушать и понимать

  1. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся (1 мин)

-Как вы думаете, какие из простых предложений в составе сложных будут независимыми? Обоснуйте свой ответ. На сегодняшнем уроке мы начнём изучение сложносочинённых предложений.

Обеспечить мотивацию учения школьника включение его в совместную деятельность по определению проблемы и целей урока.

Пытается формулировать ответ.

Объясняет выбор орфограммы, разбирает предложения. Сталкивается с проблемой, предлагает способы её преодоления. Предлагает способы преодоления возникшей проблемы, постановка целей урока.

Познавательные УУД: анализ, синтез, моделирование, выбор оснований и критериев для сравнения, классификации, построение логической цепи рассуждений, формулирование задания, выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

Регулятивные УУД: контроль, коррекция;

Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем, умение устанавливать и поддерживать контакт с собеседником, инициативно вести диалог, быстро реагировать на реплики собеседника, построение рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, формулирование проблемы,

создание способов решения проблемы.

  1. Актуализация знаний (7 мин)

Словарный диктант:

Приклонить голову к груди матери, юная бесприданница, вдобавок, доморощенный, предавать идеалы, сахар-рафинад, отъявленный бездельник, цикл телевизионных передач, вытерпит невыносимую боль, беспримесное вещество, правило-помощник, полемизировать с оппонентом, исподтишка, отъявленный мошенник, церковнославянский, небезынтересный разговор.


Фронтальный опрос

Назовите структурные типы предложений (простое предложение, сложное предложение).

• Чем сложное предложение отличается от простого? (количеством грамматических основ: простое предложение – одна грамматическая основа, сложное – две и более)

• Назовите виды связи в предложении (сочинительная связь, подчинительная связь, бессоюзная).

• На какие группы делятся все сложные предложения? (сложносочиненные, сложноподчиненные, бессоюзные)

• В чем заключается отличие между ССП и СПП? (Части ССП равноправны по отношению друг к другу, части СПП находятся в отношениях зависимости)

Организация подготовки и мотивации учащихся к надлежащему самостоятельному выполнению пробного учебного действия, его осуществление и фиксация индивидуального затруднения.

Отвечает на вопросы вслух, дополняет. Пытается исправить ошибки, обосновать свой выбор ответа.

Личностные УУД: мотивация; смыслообразование;

Познавательные УУД: моделирование, построение логической цепи рассуждений;

Регулятивные УУД: коррекция; волевая саморегуляция;

Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем.

  1. Первичное усвоение новых знаний (7 мин)

Объяснения учителя. (конспектирование основных положений).

Учебник стр. 35-36, теория

Сложносочиненное предложение – это такое сложное предложение, в котором два и более простых предложений связанны сочинительными союзами и интонацией.

Части в сложносочинённом предложении равноправны, то есть нет главной и зависимой. Союз не входит ни в одну из частей сложносочиненного предложения.

Сочинительные союзы

Соединительные

Разделительные

Противительные

и, да (= и), тоже, также, ни...ни

а, да (= но), но, однако, зато, не только…но и

или, либо, то...то, не то...не то, то ли...то ли.
















Союзы в сложносочиненном предложении могут стоять не только между частями. Такие союзы, как тоже, также, же, могут стоять внутри второй части сложносочиненного предложения. Нужно быть внимательными, иначе можно спутать сложносочиненное предложение с бессоюзным.

Мой друг отправился в музей, его сестра и брат тоже решили посмотреть на выставку.





Объяснение нового материала.

Организация работы с текстом. Сопровождение учащегося, включение его в совместную деятельность

Работает с теоретическим материалом. Определяет разряды местоимений, распределяет их по лицам и числам в колонки таблицы. Ведет записи в тетради для конспектов

Познавательные УУД: подведение под понятие, выведение следствий, умение структурировать знания, освоение способа проверки;

Регулятивные УУД: коррекция;

Коммуникативные УУД: умение правильно и осознанно строить высказывание, аргументация своего мнения и позиции в коммуникации

5. Первичное закрепление (19 мин)

  1. Работа в парах.

Выполнить задание и прокомментировать: доказать, что это ССП.

  • Звезда дрожит в огнях заката. Любви прекрасная звезда, а на душе легко и свято, легко, как в детские года. (И.С. Тургенев)

  • Ещё в полях белеет снег, а воды уж весной шумят. (Ф.И. Тютчев)

  • Знание – дерево, а дело – плоды. (Пословицы)

  • То длинный сук её за шею зацепит вдруг, то из ушей златые серьги вырвет силой, то в хрупком снеге с ножки милой увязнет мокрый башмачок, то выронит она платок. (А.С. Пушкин)


  1. Самостоятельная работа

Задание: Записать предложения в тетрадь, расставляя знаки препинания. К каждому составить схему, объяснить ее построение.

  1. Осенним вечером то скрипнет дверь, то тихо откроется калитка.


  1. Было уже десять часов вечера, и над садом светила полная луна.


  1. Перед ненастьем ласточки летают низко, и рыба не клюёт.


  1. В ветреный день леса шумят великим океанским шумом и вершины сосен гнутся вслед за пролетающим облаком.



  1. То падал как будто туман, то вдруг припускал косой дождь.




  1. Луна взошла багровая и хмурая, звезды также хмурились.


  1. Сердито бился дождь в окно, а ветер дул, печально воя.


Организация работы с текстом. Сопровождение учащегося, включение его в совместную деятельность

Организует работу по определению видов сложных предложений. Направляет и дополняет деятельность учащегося.

Выбирает способ, на котором будет основано решение учебной задачи. Формулирует все «за» и «против», проговаривает правило вслух. Выполняет упражнение по заданию.


Познавательные УУД: подведение под понятие, выведение следствий, умение структурировать знания, освоение способа проверки;

Регулятивные УУД: коррекция;

Коммуникативные УУД: умение правильно и осознанно строить высказывание, аргументация своего мнения и позиции в коммуникации.

7. Информация о домашнем задании, инструктаж о его выполнении (1 мин)

Написать сочинение-миниатюру на тему «Осень», используя ССП. (10-15 предложений)


Организация домашней работы.

Фиксирование домашнего задания

Регулятивные УУД: отработка алгоритма по изученной теме

8. Рефлексия (подведение итогов) (4 мин)

Сложносочинённое предложение (ССП) – это предложение, части которого связаны сочинительными союзами, союзными словами и интонацией.

Части в сложносочиненном предложении равноправны, и союз не входит ни в одну из частей.

Смысловые отношения между частями в сложносочиненных предложениях выражаются при помощи союзов. Соединительные союзы могут выражать одновременность, последовательность, причину. Противительные союзы − сопоставление и противопоставление. Разделительные союзы − взаимоисключение или чередование.


Закончите предложения:

Мне было интересно…

Я сегодня понял(а), что …

Для меня было легко…

Для меня было трудно…


Комментированное выставление оценок (1 мин)


Организует фиксацию нового знания в памяти учащихся, анализ учебной деятельности учащимися, оценивание учащимся своей деятельности на уроке, фиксацию затруднений как направление для работы на следующих уроках.

Комментирует полученные оценки.

Фиксирует результаты своей деятельности в соответствии с поставленными задачами, оценивает свою деятельность.

Определяет свое эмоциональное состояние на уроке

Познавательные УУД: рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

Личностные УУД: самооценка на основе критерия успешности, адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности;

Коммуникативные УУД: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью, формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации, использование критериев для обоснования своего суждения.

Регулятивные УУД: оценка (выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения).








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!